рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Египетская скульптура

Египетская скульптура - раздел Искусство, Около 5 Тысячелетий Назад В Долине По Нижнему Течению Нила Появились Первые ...

Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства.В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э. Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные сооружения – пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был своеобразной дорогой в загробный мир. Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мир всем, что им требовалось при жизни.

Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям. Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека). В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов.

Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие.

Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком.Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху.

Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле.Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.

Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума.В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин.

Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.

До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.Как уже говорилось ранее рядом с пирамидами в “городе мертвых” находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.

Характер изображений и их композиционное решение дают представление о разработанном каноне. Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь.Они размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченному контуром.

Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль; глаза, плечи и грудь – в фас. Такое изображение людей характерно для египетского искусства. Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение не выпуклое, а врезанное в камень.В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены. Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной фигуры Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо.

Лаконично и обобщенно трактованные фигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская – в желтый.Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.

В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.

В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение.Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.

В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут – Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи.И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.

По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.Монументальная статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени – Карнакском.

Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это женские фигуры: и мать, и жена изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой.

Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э. Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью.Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве.

Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.Литература: Рубинштейн Р.И. “ О чем рассказывают памятники древнего Востока” Москва, Просвещение, 1964 “Мифы в искусстве старом и новом”, Историко-художественная монография (по Рене Менару) Санкт-Петербург, Лениздат, 1994 Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж”, путеводитель по выставкам.

Искусство, Ленинградское отделение. Энциклопедия для детей. Всемирная история Москва, Аванта+, 1993.

– Конец работы –

Используемые теги: Египетская, Скульптура0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Египетская скульптура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета "Дорифор" и скульптуры Донателло "Давид"
Я анализирую работу Донателло “Давид” (1440 – 43) и скульптуру Поликлета “Дорифор” (V в. до н.э.). Работа Поликлета “Дорифор” принадлежит периоду… Исполняя в художественной культуре античности роль центростремительного,… Его мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взгляд твердый, спокойный. Во всем облике физического совершенства…

Скульптура
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение… По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную,… Монументально-декоративная Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение.

Скульптура:Екатерина 2
Модель понравилась Александру II, и в 1862 году ее установили в царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на… В мае 1863 года петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов (внук… Рядом — Российская национальная библиотека, известная многим поколениям петербуржцев как Публичка. В ее осно¬ве лежит…

Архитектура и скульптура 19 века
Наконец, известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко». Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими… В среде французских ювелиров слово baroquer означает - смягчать контур, делать… Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не…

Античная скульптура
Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие,… Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской… Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. Значение древнегреческой культуры…

Личность Л.Н. Толстого в творчестве скульптуров и художников
Он прекрасно владел французским и итальянским языками, но по-русски говорил плохо. Поэтому разговор в Ясной Поляне в его присутствии всегда велся… Трубецкой начал бы эту лепку тотчас, но оказалось, что в Туле нельзя было… Очевидно, что, не говоря уже о его дарованиях, надо было употребить особые, выходящие далеко за пределы нормы усилия…

Анализ влияний античной скульптуры на последующее развитие этого вида искусства
Нам небезразличны эти процессы, ибо влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и… Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне… Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. Спустя тысячелетия мы восхищаемся…

Античная скульптура
Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие,… Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской… Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. Значение древнегреческой культуры…

Египетская мифология
Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в… Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за… В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет…

Архитектура.Египетская цивилизация
Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» -… Когда в начале лета в Восточной Африке , где находится исток Нила, начинают… Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам