Живопись Франции второй половины ХIХ в. Камиль Коро

Министерство образования и науки РФ Российский Государственный Гуманитарный Университет Факультет истории искусства Реферат по теме "Живопись Франции середины ХIХ в. Камиль Коро" Живопись Франции середины ХIХ в. Камиль Коро. Середина ХIХ в то есть период перехода от первой половины ХIХ в. ко второй, был областью совмещения романтизма первой половины века и реализма второй. В первой половине ХIХ в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы.Два первооткрывателя новой живописной культуры – Джон Констебл и Франсиско Гойя, – не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции.

Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит и продолжили традицию романтизма в живописи, тем самым подготовив рождение импрессионизма. Излюбленными мотивами художников романтизма были горные пейзажи и живописные руины.Основные черты их картин – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина.

Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление романтизма. Во второй половине ХIХ в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить действительность.Ведущим принципом в искусстве этого периода стал реализм (от позднелатинского realis – "вещественный", "действенный"). Реализм как метод в искусстве означает объективное отображение действительности, правдивость, жизненность, воплощённые специфическими средствами разных стилей и видов искусства.

Меру реалистичности произведения определяет мера проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания.В таком широком понимании, реализм – это основная тенденция исторического развития художественной культуры, присущая всякому большому искусству.

В более узком смысле реализм (критический реализм) – эта историческая конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведётся либо от Возрождения, от Просвещения, либо непосредственно с 30-х гг. ХIХ в. Для реализма как стиля в искусстве важна жизненная достоверность изображения.Объектами изображения становятся типичные ситуаций с типичными героями, но при полной их индивидуализации и психологизации; в реализме преобладает интерес к проблеме личности и общества в их связанности и противостоянии. Реализм ХIХ в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса, мещанств; отсюда и пошёл термин "критический реализм". Поставленные цели достигаются при помощи художественных средств: светотени, композиционного решения, особой гаммы красок.

Представителем реализма, стоящего на романтизме, во Франции стал Жан Батист Камиль Коро, художник живший в 1796-1875 гг. Он создал более двух тысяч произведений, главной темой которых была природа.

На его полотнах изображены разные уголки Италии и Франции: дороги, леса, реки, деревушки, города… Коро не нуждался в заработке, так как его отец содержал его, поэтому смог выбрать то, что приходилось ему по душе: пейзаж, жанр, непризнанный в академических кругах.Отношение к творчеству Коро среди современников было неоднозначным: одни критиковали работы за небрежность исполнения, другие восхищались непосредственностью и искренностью живописной манеры.

В Риме Коро жил в среде художников, предпочитавших учиться не у классических мастеров, а на городских лицах и в сельской местности. В течение трёх лет итальянская природа оставалась самым надёжным из его учителей: её гармонический строй научил Коро уравновешивать свои пейзажи. Коро были чужды рассудочные или метафизические устремления Т. Руссо, он предпочитал безмятежную природу, не стремясь подчинить её какому-либо высокому смыслу.Особенность его полотен – глубокая одухотворённость, сближающая Коро с романтиками (он и по возрасту был ровесником Делакруа). Искренность чувств, к выражению которой стремился Коро на своих полотнах, и свежесть восприятия дают особое обаяние его ранним итальянским пейзажам. Традиционные римские мотивы он видит по-новому: как северянина, его поражает роскошь южной природы, лазурь неба. Его итальянские полотна несут на себе отпечаток радостной непосредственности впечатлений; в них много солнца, света.

Но при всей непосредственности и свежести итальянские этюды обладают ясностью композиционного построения, чёткой соразмерностью и гармонией в распределении планов, крепостью форм и особой "предметностью" объёмов. Затем Коро побывал в Голландии, Бельгии, Великобритании, объездил всю Францию.

Путешествуя по своей стране, он, подобно Дж. Констеблю, впервые открыл для французского искусства родную природу.Художник обычно писал на натуре маленькие эскизы, а заканчивал работы в мастерской, дополняя и изменяя их. Примеры его картин этого периода: "Шартрский собор" (1830 г.), "Мельница в Морване" (1831 г.). Постепенно он приходит к мысли, что изменять нужно как можно меньше, так как природа сама создаёт шедевры.

Кроме того, он замечает, что нарисованное с первого раза, под первым впечатлением, несёт в себе намного больше красоты.В этом мы видим начало идеи пленэров, развитой потом импрессионистами, про которых можно сказать, что они довели реализм до своей предельной точки.

Начиная с 30-х гг. Коро стал включать в пейзажи античных мифологических персонажей, как было принято в академической живописи (вспомним классицистические "исторические пейзажи" Пуссена). Примеры картин этого периода: "Гомер и пастухи" (1845 г.), "Купание Дианы" (1870-е гг.). Выставляясь в каждом Салоне с 1827 г Коро становится известным только к 1840 г но этим он обязан не своим тонким этюдам, а вполне разработанным картинам этого периода.Потомки же наоборот, не приветствовали это население французских пейзажей нимфами.

Картины с изображением людей составляют значительную часть творчества Коро. Он оставил многочисленные портреты своих близких, с особенным интересом относился к изображению женской фигуры. Он вдохновлялся итальянками в ярких одеждах или одевал свои модели в придуманные им самим костюмы.Фигурки людей в пейзажах играют роль своеобразных цветовых камертонов, в которых "сфокусированы" основные цвета и тона картины. Наследник также и классицизма, Коро никогда не отступал от него в своих композиционных построениях.

Если он и был романтиком по своему лиризму, то целомудрие уводило его от героики и драматизма. Но хотя его портреты и пейзажи реалистически правдивы, ибо он Коро был также предвозвестником реализма, на них всегда лежит печать поэтической мечтательности романтизма.Для зрелых работ Коро характерна воздушная дымка, которая окутывает очертания деревьев, зданий, фигур, и они почти растворяются в ней. Художник достигает этого впечатления с помощью валеров – тончайших переходов цветовых оттенков, зависящих от силы света.

Он сознательно сократил число красок на своих полотнах и писал, используя множество полутонов. Валерная живопись, передающая изменчивость оттенков цвета, движение и дыхание жизни, явилась той формой пластического языка, которая как нельзя лучше соответствовала новым задачам – передаче изменчивости внутреннего мира человека, его эмоционального состояния.Как пример творчества Коро, я бы хотела разобрать его картину "Читающая в венке из цветов", написанную им в 1845 г. Изображение читающей женщины часто появляется в творчестве Коро. Эта картина самая ранняя в таком роде. В отличие от своих исторических пейзажей, на этой картине Коро помещает человеческую фигуру не на задний или второй план, а на первый: фигурой девушки занято основное пространство полотна, и столь излюбленный художником пейзаж получает роль фона. Итак, композиция достаточно классицистична: фигура девушки развёрнута параллельно плоскости полотна.

Так же параллельно ей идёт задняя, пейзажная плоскость: она задана двумя деревьями по обеим сторонам от девушки.

И эти две плоскости – девушки и пейзажа не пересекаются, как и положено в классицизме. Она будто бы сидит на фоне декорации, на которой нарисованы деревья и озеро за ними. Действие картины происходит днём – вокруг светло, но нет падающих лучей или полос света, следовательно, не обозначен непосредственный источник света; скорее всего солнце светит из-за облаков.

Коро уже использует свою серебристую дымку, которая почти не касается девушки, но немного размывает очертания деревьев. Композицию, присущую творцам классицизма, художник объединил с лирическим воображением романтиков. Сам персонаж – уже не из античных или библейских преданий, а современная Коро девушка. Картина полна романтической идилличности, и сама девушка также изображена вполне в духе романтизма.Босая, в свободном платье, с длинными ниспадающими волосами и венком из листьев на голове, она задумчива и спокойна, её взгляд, обращён к раскрытой, лежащей на коленях книге.

Мы чувствуем характерную для поздних работ Коро интимность и камерность, духовную близость и доверие, которые установились между художником и моделью. На фигуре есть отпечаток ирреального, она трактована сдержанным чувством фактуры и колорита. Обращение к теме чтения даёт нам право говорить о сохранённом романтическом двоемирии.Сама картина изображает мир реальный, в котором существует девушка, деревья и озеро.

Но присутствует указание также и на мир выдуманный, мир книги, которому девушка, поглощённая чтением, в данный момент принадлежит в гораздо больше степени, чем реальному. Кроме этого, чтение книги даёт удивительное сочетание темы поэзии и мудрости. Талант Коро сделал его связующим звеном между классической традицией и расцветом импрессионизма. Он занимает особенное место во французской живописи.Соглашаясь с Бодлером можно охарактеризовать творчество Коро как "чудо сердца и ума", классицизма и романтизма, при технике реалистического импрессионизма. Список использованной литературы: Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.

Вып. 2: Европейское искусство ХIХ века. 1789-1871. / Авторы текста: Алешина Л. С Колпинский Ю. Д. и др. – М.: Искусство, 1975. – (Памятники мирового искусства) Живопись французского романтизма.