Реферат Курсовая Конспект
Музей Пушкина - Лекция, раздел Искусство, После Государственного Эрмитажа В Ле¬Нинграде Столичный Музей А. С. Пушкина ...
|
После Государственного Эрмитажа в Ле¬нинграде столичный Музей А. С. Пушкина является вторым по ценности собранных в нем памятников искусства Древнего Восто¬ка, античного мира и Западной Европы. Краткая история музея такова. Еще в XVIII веке в недрах Московского университета возник кабинет, в котором со¬бирались и научно обрабатывались коллекции по нумизматике и геральдике. Это бы¬ли первые экспонаты будущего музея.Идея создания в Москве музея изящных искусств принадлежала ученым университе¬та. Позднее за создание «эстетического музея» подала и свой голос княгиня Зинаи¬да Волконская, салон которой пользовался известным влиянием в культурной и худо¬жественной жизни Москвы.
В 1831 году была обнародована програм¬ма будущего музея. В ней в частности ука¬зывалось: « Желательно бы было, чтобы изящные искусства не ограничивались одни¬ми мастерскими художеств, но вошли бы непосредственно в круг общественного вос¬питания и образовали бы в народе чувство эстетическое.Сей цели невозможно достиг¬нуть, не имея перед очами лучших произве¬дений резца, кисти и циркуля.
Петербург богат семи способами: в Эрми¬таже, Академии художеств, во многих част¬ных галереях, между сокровищами ориги¬нальными, изящные слепки и копии могут дать понятие об искусстве всякому, желаю¬щему проницать в его тайны. Москва, за исключением некоторых частных галерей. отдаленных от города, как-то: князя Юсупова в Архангельском и графа Шереметева в Останкино, не имеет сих сокровищ.Пред¬мет сего проекта пособить недостатку и, с одобрения высшего правительства, в Мо¬скве, под непосредственным ведомством Московского университета основать эсте¬тический музей». Правда в те годы и сокровища Эрмитажа и тем более частные коллекции Юсупова и Шереметева не являлись достоянием наро¬да. Только высшая вельможная и аристокра¬тическая знать могла любоваться шедевра¬ми изобразительного искусства.
Но так как на строительство музея, ни «высокие по¬кровители», ни правительство специаль¬ных ассигнований не отпустило, то откры¬тие его в Москве на многие годы от¬кладывалось. Только потому, что передовая интеллигенция Москвы в лице профессоров Московского университета выступили актив¬ными поборниками музея, строительство его было поставлено на практические рель¬сы. Вдохновителем и руководителем дела создания музея стал профессор Московского университета И. В. Цветаев.
В конце 80-х годов прошлого века от частных лиц начали поступать пожертвования на строи¬тельство специального здания музея. А до этого при Московском университете существовавший кабинет, собирал отдельные экспонаты и коллекции по изящным искусст¬вам. Здесь были слепки, служившие учеб¬ным пособием при преподавании истории искусств, а также старинная коллекция ну¬мизматики.
В 1894 году начались работы по проекти¬рованию здания для музея.Проект был раз¬работан архитектором Р. И. Клейном, полу¬чившим за него звание академика архитек¬туры. В 1898 году приступили к строитель¬ству музея, которое было закончено лишь в мае 1912 года. Пока сооружалось здание музея, его организаторы систематически на¬капливали коллекции для будущей экспози¬ции. Помимо денежных пожертвований от частных лиц поступали также слепки с древ¬нейших произведений искусства.
Для буду¬щего музея заказывались слепки с прослав¬ленных произведений Греции, Италии, Фран¬ции, Англии, Германии.Наряду с гипсовыми слепками музей обогащался и оригинала¬ми. В 1911 году была приобретена знамени¬тая египетская коллекция В. С. Голенищева, отличавшаяся своей оригинальностью и си¬стематичностью собраний.
Музей выгодно отличался и внешностью и внутренним устройством. Здание, решенное для музейных целей, строгое по своим ар¬хитектурным формам создает впечатление необычайной торжественности.При входе в музей установлены мемори¬альные доски основателю музея профессо¬ру Московского университета Ивану Влади¬мировичу Цветаеву и строителю здания и автору его проекта Роману Ивановичу Клей¬ку. В 1937 году в связи со столетием со дня смерти А. С. Пушкина музей был назван именем великого поэта.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина за годы со¬ветской власти значительно пополнил свои коллекции.По составу памятников он был раньше беднее, чем в настоящее время. Его экспозиция ограничивалась отделом Древ¬него Востока и отделами скульптурных слепков, относящихся к последующим куль¬турам до XVI в. После Октябрьской револю¬ции музей обогатился замечательной кар¬тинной галереей, подлинными памятниками западно-европейской живописи, выдающи¬мися собраниями графического искусства.
В состав экспозиции музея вошли частные собрания западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции живописи, гра¬вюр и рисунков бывшего Румянцевского музея, ряд экспонатов из Государственного Эрмитажа и др. Много вещественных па¬мятников были доставлены в музей его со¬трудниками в результате археологических экспедиций в Крыму и на Северном Кавказе. * * * Музей обладает замечательными собра¬ниями памятников искусства и материаль¬ной культуры Древнего Египта.
В экспози¬ции находятся подлинники, которым свыше 6000 лет. Редчайшая коллекция оригиналов относится к IV тысячелетию до н. э III в. Расположенный в узкой плодородной до¬лине реки Нила, Египет уже в глубокой древ¬ности представлял собою страну с высокой культурой.Об этом свидетельствуют сохра¬нившиеся памятники - гробницы, храмы, статуи, предметы религиозного культа и быта. В экспозиции музея находятся рельефы из древних гробниц, фасадов, саркофаги, мумии.
Как известно, в Египте с древнейших времён культивировался заупокойный культ, который был связан с верой в загробное существование. Отсюда - очень высокое искусство бальзамирования и мумифика¬ции. Тело покойника, очищенное от внут¬ренностей, пропитывали натрием. Затем оно высушивалось, наполнялось души¬стыми веществами, сверху покрывалось смолами и обвивалось льняными бинтами. На лицо покойника накладывалась маска с головным убором.В таком виде тело по¬мещалось в гроб. Подобные мумии, хоро¬шо сохранившиеся до наших дней, посети¬тель видит в музее.
В этом разделе музея много веществен¬ных памятников, подтверждающих, что египтяне в древности немало труда и та¬ланта отдавали религиозному культу. Тело умершего обкладывалось амулетами. Мно¬гие животные объявлялись священными су¬ществами. В музее выставлены мумии свя¬щенных кошек и других животных.Кувшины, блюда, сосуды, слепки иллю¬стрируют высокую культуру гончарного про¬изводства. Ожерелье, бусы, письменные приборы, сосуды для туалета, мелкая скульптура говорят о развитии художест¬венного ремесла, а предметы из дерева, камня, фаянса, металла показывают высо¬кий уровень искусства.
Исключительный ин¬терес представляют папирусы (специальный вид бумаги, полученный из стеблей болот¬ного растения папируса), по которым так же как и по надписям на древних каменных плитах удалось расшифровать сложную египетскую письменность, состоящую из иероглифов . Мировое значение имеет музейное соб¬рание фаюмских портретов и коптских тка¬ней. Портреты писались на деревянных до¬щечках и затем вставлялись в бинты мумии, заменявшие лицо. Впервые они были най¬дены в оазисе фаюм, в Ливийской пустыне, откуда и получили свое название.
Фаюмские портреты написаны в технике энкаусти¬ки (энкаустика по-гречески означает «выжи¬гаю»), основанной на применении воска в качестве связующего вещества. Античная энкаустика исполнялась по подогретой ос¬нове разжиженными красками и заверша¬лась обработкой живописи огнем.
Достоин¬ство энкаустической техники состоит в том, что специально приготовленный воск не поддается воздействию ни времени, ни температурным изменениям, не дает тре¬щин и сохраняет неизменным свой цвет. Таким образом, уже в те древние време¬на в Египте существовала письменность, ре¬месло и художественный промысел, утвер¬ждающие высокий уровень египетской куль¬туры. В отдельном зале демонстрируются па¬мятники искусства стран Передней Азии. На¬ряду с древним Египтом в долине рек Тиг¬ра и Ефрата, в так называемом двуречье, возникают государства Передней Азии. К концу III тысячелетия до н. э. образуется сильное Вавилонское царство со столицей Вавилоном.
В древности Вавилонское царст¬во также славилось весьма высокой и пере¬довой для своего времени культурой.В музее представлены подлинники многих письменных документов; торговые догово¬ры, купчие на рабов, дипломатическая пе¬реписка и др. К концу 11 тысячелетия до н. э. возвыси¬лось и другое древнее государство - Асси¬рия. Необыкновенным ассирийским искусством мы восторгаемся и по сей день. Его архитектура, дворцы, крепости вызывают и сегодня всеобщее восхищение своей масш¬табностью и величественностью. В музее представлены слепки ассирийской куль¬туры с фантастическими существами.
Такие огромные фигуры ставились у входа во дворцы ассирийских владык. Помимо слеп¬ков, в экспозиции представлен также и ряд подлинников.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Музеи литературы и искусства Москвы и подмосковья» - А. Д. Берёзин.
– Конец работы –
Используемые теги: музей, Пушкина0.076
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музей Пушкина
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов