рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербург – центр книгопечатания. Прогрессивные издатели начала XX века

Петербург – центр книгопечатания. Прогрессивные издатели начала XX века - Контрольная Работа, раздел Искусство, Министерство Культуры Российской Федерации Смоленский Государственный Инстит...

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Контрольная работа По курсу «Документоведение» Преподаватель : доцент Горбылева Е.В. Исполнитель : студентка 2-го курса Специальность: библиотечно-информационная деятельность Специализация: библиотекарь-библиограф.Преподаватель КТА № зачетной книжки: «Петербург – центр книгопечатания» «Прогрессивные издатели начала XX века» Домашний адрес: Место работы: Библиотекарь.

Смоленск, 1. Петербург – центр книгопечатания. (история книгоиздания в XVIII веке.) Грандиозные сдвиги, которые произошли в экономической и политической жизни страны, в ее культуре и быте в XVIII веке, были подготовлены всем ходом исторического развития. Ни в одну из всех предшествующих эпох производство пе¬чатной книги так ярко не отражало общественно-политических условий жизни страны, как это было в период на рубеже XVII и XVIII веков. Необходимость выхода к морским путям для включения страны в общеевропейскую торговлю была настоятельной потреб¬ностью того исторического момента. Петр I сумел осознать эту неотложную потребность и начал проводить ряд преобразований в стране, вызвавших глубокие изменения во всех областях обще¬ственной жизни; Книжное дело также претерпело значительный сдвиг - начался переход от консервативной церковно-служебной книги к книге, призванной удовлетворять потребности нового го¬сударства.

Главное для нас, что царь - реформатор не только осознавал роль информации в жизни общества, но и активно способствовал внедрению книгопечатания как важнейшего средства формирования идеологии, развития науки, техники, искусства, просвещения и культуры в целом.

Первоначально Петр намеревался издавать книги в Голландии.Там Ян Тессинг и Илья Копиевский издают около 20 книг. Это были небольшие по формату и по объему книжечки. Напечатаны они кириллицей, но с небольшими изменениями; значительно уменьшено число сокращений и введены некоторые буквы из латинского алфавита.

Но Ян Тессинг и Илья Копиевский недолго работали вместе.Петр I отказывается от идеи печатать книги в Голландии и начинает развивать книгопечатание в России.(2, С. 146) В первую очередь реформированию подверглась старейшая русская типография – Московский Печатный двор. Техническая реконструкция началась в 1708 г. с изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта, получившего название «гражданский». В 1710 г. сюда была переведена Гравировальная мастерская.

В типографии была устроена словолитная мастерская, снабжавшая новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Постепенно Московский Печатный Двор выполнял функции не только типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф. П. Поликарпов.Исторические события того времени также повлияли и на тематику имеющейся литературы.

Северная война между Россией и Швецией за выход к морю, продолжавшаяся в течение 21-года, потребовала значи¬тельных улучшений в военном деле. Так появился спрос на военно-техническую литературу. Нужны были также учебники по всем отраслям знаний и научная литература.Создать такую прин¬ципиально новую книгу Московской типографии, привыкшей к однообразному церковному книгопроизводству, было трудно, так как и типографская техника, и оборудование, и даже шрифты этой типографии к этому времени настолько уста¬рели, что они уже не отвечали новым требованиям жизни и поэтому не могли быть поставлены на службу решения новых задач.

В самый разгар строительства Петербурга в 1711 году царь собственноручно заложил на Петербургской стороне близ Петровских ворот «образцовые мазанки» для поме¬щения типографии.В том же году был дан приказ пере¬везти гражданскую типографию со всем оборудованием и мастерами в Петербург, куда перенесли и издание га¬зеты «Ведомости», которая раньше печаталась в Москве.

Впрочем, в тех случаях, когда хотели распространить газету шире, ее печатали увеличенным тиражом одновременно и в Петербурге и в Москве. «Ведо¬мости» перешли на гражданский шрифт позднее, чем другие издания светского содержания.Одни номера га¬зеты печатались гражданским шрифтом, а другие кирил¬лицей; учитывалось, что население, привыкшее к старому шрифту, легче прочтет газету, напечатанную кириллицей, и поэтому старым шрифтом печатали номера, имевшие большой тираж и содержавшие важнейшие известия. (3, С. 231) 7 июля 1712 года вышла из Петербургской типографии первая книга — «Краткое изображение процессов или су¬дебных тяжеб», составленная Эрнстом Фридрихом Кромпейном.

В том же году, по-видимому, были напечатаны в Петербурге несколько номеров «Ведомостей», до нас не дошедших, а также известная только из литературы книга под названием «Казания о милости с истиной». В течение ряда лет начиная с 1712 года печаталась в Санкт-петербургской типографии (таково было ее офици¬альное наименование) книга под заглавием «Книга Марсова», посвященная описанию побед русских войск над шведами. «Книга Марсова» имела альбомный (попереч¬ный) формат и была снабжена большим количеством гра¬вюр с изображением планов сражений, крепостей и т. п. На титульном листе проставлен 1713 год, но известно, что печатание ее не закончено было еще и в 1716 году. В ходе печатания все время добавлялись новые сообщения, спи¬ски трофеев, гравюры.

Вскоре Санкт-петербургская типо¬графия пополнилась латинским и готическим типограф¬скими шрифтами, доставленными из Риги. При типогра¬фии существовала книжная лавка, но, как видно, продажа книг была поставлена плохо, потому что на складах типо¬графии образовались большие залежи нераспроданных изданий.

Кроме того, в Петербурге ежегодно начиная с 1714 года, печатался «Календарь, или Месяцеслов хри¬стианский» — первый настольный и карманный календарь в России; после основания Академии наук это издание было передано ей и составлялось под наблюдением уче¬ных. Календарь стал называться «Санкт-петербургским календарем». (4, С. 427) В организации издательского дела принимал активное участие сам царь, стремившийся расширить его и поднять качество выпускаемых книг. Петр I постоянно заботился о новых изданиях, ни одна книга не печаталась без его личного распоряжения.

Немалого труда стоило подобрать сведущих переводчиков и добиться хорошего качества переводов.Этим вопросом Петр I постоянно занимался лично: отдавал распоряжения относительно подготовки переводчиков, требовал изучения иностранных языков, за¬ставлял своих приближенных, знающих языки, принимать участие в переводах, указывал, что из сочинения надо перевести и какие его части можно опустить.

С 1713 года Петербург становится центром производства гражданской книги. В 1720 году были основаны типография при Александро-Невской лавре в Петербурге, но в ней печатались только церковные книги и Сенатская типография, в которой печатались преимущественно законодательные материалы – указы, манифесты, реляции.

Возглавлял ее деятельность бывший наборщик Печатного двора Сергей Никитин В 1724 году при Морской академии открылась типо¬графия, в которой печатали преимущественно руководства по военному и военно-морскому делу. Эта типография сде¬лалась крупным типографским предприятием 70-х годов XVIII века. Существовавшая при сенате типография пе¬чатала законодательные и инструктивные материалы.В конце 1725 года в Петербурге была открыта Акаде¬мия наук. В первые годы существования Академии наук в ней преобладали иностранные ученые, приглашенные Петром I и поддержанные последующими правителями.

Постепенно в Академию проникают и русские ученые, несмотря на то, что им оказывали сильное противодейст¬вие иностранцы, преимущественно немцы. Новый период деятельности Академии наук наступает с приходом в Ака¬демию молодых русских ученых во главе с М. В. Ломо¬носовым.Через два года после открытия Академии наук при ней было организовано издательство и открыта прекрасно оборудованная типография.

В 1728 году в издательство Академии наук передали газету «Ведомости», которая с этих пор начинает носить название «Санктпетербургские ведомости». Первые научные издания, выпущенные Академией наук,— «Gommentarii Academiae scientia-rum» — это периодические сборники, содержавшие науч¬ные труды и исследования академиков.Согласно обще¬принятому обычаю ученых учреждений того времени в этих сборниках материалы печатались на латинском языке, бывшем международным языком в научном мире; кроме того, многие академики не владели русским языком. «Комментарии», меняя название, просуществовали до 1805 года. Одновременно с первым томом «Коммента¬риев» вышло издание тех же материалов и на русском языке, в котором было помещено предисловие к русскому читателю.

Автор предисловия откровенно высказывал со¬мнение в том, что предлагаемое содержание будет понятно читателю. На первом томе русское изда¬ние прекратилось.

Первые издания Академии наук обра¬щают на себя внимание исключительно высоким качеством полиграфического вы¬полнения. По красоте печати они не уступают лучшим западноевропейским образ¬цам. Особенно хорошо выполнены гравиро¬ванные на меди таблицы ботанические, анатомические, изображения древних над¬писей, монет и т. д. Издательство Академии наук, начав свою деятельность с 1728 года, продолжает ее до настоящего времени.В XVIII веке оно являлось наиболее крупным из¬дательством в России.

Главное место в его продукции занимает научная книга, в том числе много капитальных трудов по всем отраслям науки. Из научных трудов, из¬данных в первые десятилетия существования Академии наук, наибольшую ценность имеют сочинения М. В. Ломоносова. Из¬дательство Академии наук опубликовало много его оригинальных произведений и переводов, а в 1751 году вышло в свет первое собрание его сочинений.Стремясь удовлетворить острую потребность в учебниках и в художественной литературе, Академия наук издает и такого рода книги.

В 1728 году Академия наук начинает издавать первый русский журнал: «Примечания на ведомости». Вначале он является как бы дополнением к газете, но затем содер¬жание его расширяется; и в нем печатается много науч¬ных статей из разных областей знания.Журнал выходил до 1742 года. В 1755 году по инициативе Ломоносова Академия пред¬приняла издание литературно-научного журнала под на¬званием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В журнале помещались популярные научные статьи по разным вопросам, а также литературные произ¬ведения.

Общее руководство журналом возглавлял акаде¬мик Г. Ф. Миллер; литературным отделом руководил известный писатель А. П. Сумароков. Журнал выходил до 1742 года. (2, С. 158-159) До настоящего времени сохраняют научное значение труды академиков XVIII века, посвященные изучению и описанию нашей родины.С первых лет своей деятельности Академия наук начала организо¬вывать экспедиции на самые отдален¬ные окраины России для всесторон¬него их изучения.

В результате этих экспедиций в изданиях Академии по¬явились описания областей, их гео¬графических условий, климата, рас¬тительности, животного мира, при¬родных богатств, народов, их языка и быта, а также изложение истории от¬дельных земель.Наиболее замеча¬тельны труды участников Камчат¬ской экспедиции, продолжавшейся с 1733 по 1743 год. К таким сочине¬ниям, как «Описание Сибирского цар¬ства» Г. Ф. Миллера (1750), «Описа¬ние земли Камчатки» С. П. Крашенинникова (1755), постоянно обра¬щаются ученые и нашего времени.

Крашенинников умер во время печа¬тания книги, не успев закончить предисловия к ней. В 1745 году Академия издала «Атлас Российской им¬перии». По отзывам современников, это был один из луч¬ших атласов в Европе как по точности карт, выпущенных при участии крупнейших специалистов, так и по внеш¬нему оформлению.Каждая карта украшена гравюрой, изображающей природные богатства, ремесла и промыш¬ленность соответствующей области.

Среди изданий Академии наук второй половины XVIII века значительную ценность представляют истори¬ческие работы, в особенности публикации первоисточни¬ков, например летописей, произведенные по старинным рукописным спискам. О том, чтобы собрать и изучить рус¬ские летописи, издавна мечтали русские люди. В XVI веке митрополит Макарий предпринял рукописное издание летописного свода.Хотел собрать и обработать летописи и Петр I. В 1734 году академики начали хлопотать о раз¬решении печатать имеющиеся рукописи, но синод, от которого зависело это разрешение, не дал его, мотивировав свой отказ тем, что в летописях содер¬жится много лжи, а бумага дорога. Только через несколько десятилетий Академия наук получила разрешение печатать как собрание летописей, так и отдельные древ¬нейшие памятники русской истории.

В 1770 году Академия начала изда¬вать многотомную «Историю российскую» М. М. Щербатова и большое количество отдельных исторических сочинений и пуб¬ликаций исторического характера.

Эти публикации были необходимы не только тем, кто изучал историю России, они так¬же давали возможность сохранить для по¬томства драгоценные тексты, размножив их типографским способом. Рукопись, су¬ществовавшая в единственном экземпляре, легко могла погибнуть, как случилось, на¬пример, в Киеве в 1777 году, когда при большом пожаре погибло множество дра¬гоценных рукописей.После этого Екате¬рина II распорядилась немедленно отпеча¬тать ряд летописей, хранившихся в Сино¬дальной библиотеке.

Так появились в печатном виде «Летописец Архангелогородский», «Лето¬писец Новгородский», «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына и другие. Для изучения России Академия наук продолжала по¬сылать всевозможные экспедиции в отдаленные области страны.От одной из таких экспедиций, организованной по инициативе М. В. Ломоносова, остался огромный мате¬риал, использованный в дальнейшем академиками И. И. Лепехиным, П. С. Далласом и другими учеными в своих трудах.

Издательство Академии наук выпустило также первый толковый словарь русского языка в шести томах (1786—1794), над составлением которого трудились мно¬гие ученые и писатели — Д. И. Фонвизин, И. Ф. Богдано¬вич, И. И. Лепехин, Е. Р. Дашкова и другие.При созда¬нии словаря возник спор о характере литературных при¬меров, использованных для пояснения слов. Одни счи¬тали, что примеры должны заимствоваться исключительно из древней и церковной литературы, другие — доказы¬вали, что надо брать примеры из сочинений современных писателей.

Последнее мнение одержало верх. Видное место в изданиях Академии наук занимали переводы античных классических писателей, а также луч¬шие произведения современных западных авторов (Филдинга, Шеридана, Вольтера, Руссо, Гёте и т. д.). Академия наук пользовалась в течение всего XVIII века монополией на издание календарей; никто, кроме нее, не имел права выпускать календари, и поэтому в них постоянно чувствовался недостаток.В календарях Академии наук кроме сведений, обычно помещавшихся в календарях (указание чисел, дней недели, месяцев, дол¬готы дня и т. д.), печатались списки важных администра¬тивных лиц в государстве. Кроме календарей (или, как их в то время называли, месяцесловов) общего характера Академия наук издавала специальные: исторический, географический, экономический, месяцеслов с наставле¬ниями.

В этих календарях помещались научно-популяр¬ные статьи. (2, С. 160-161) Кроме типографии и издательства Академии наук в Петербурге в 40-х и 50-х годах XVIII века работала и типография Сухопутного кадетского корпуса.

Было напечатано большое ко¬личество учебных пособий; эта типография издала также много разнообразной научной и художественной литера¬туры. Здесь выходил журнал «Праздное время в пользу употребленное» (1759— 1760), считающийся первым частным периодическим из¬данием и первым литературным журналом в России.В журнале принимал участие крупнейший писатель XVIII века Александр Петрович Сумароков.

Ведомствен¬ную литературу в собственном смысле слова издавала типо¬графия сената в Петербурге.Принадлежавшие учреждениям типографии иногда в целях повышения доходности сдавались в аренду частным лицам, желавшим заняться изданием книг, но до 1783 года не имевших права заво¬дить собственные типографии. (1, С. 219) Особенно широко развернулось издательское дело после того, как правительство под нажимом обществен¬ного мнения вынуждено было пойти на уступки и опуб¬ликовало в 1783 году «Указ о вольных типографиях», согласно которому частным лицам разрешалось открывать типографии и печатать книги.

Этим разрешением немедленно воспользовался ряд лиц, и в том же году в Петер¬бурге начали открываться частные типографии; производство книги и книжная торговля оживились. В Петербурге существовало много типографов-издате¬лей, внесших большой вклад в распространение книг: И. К. Шнор, А. Галченков, И. Я. Сытин, П. И. Богдано¬вич, И. А. Крылов, Брейткопф.Самая крупная из них — типография И. К. Шнора, издававшая труды по научным вопросам.

Шнор напечатал ряд многотомных изданий по истории, географии, меди¬цине, ботанике. Он имел словолитню и торговал шриф¬тами; в собственных изданиях он применял большое количество разнообразных шрифтов, прямых и курсивных.Издания Шнора отличаются хорошей печатью и строго¬стью оформления. Некоторые владельцы типографий в Пе¬тербурге были людьми, близкими к литературе, являлись переводчиками и писателями; к ним относились Г. Галченков, П. И. Богданович, И. Г. Рахманинов и известный впоследствии баснописец И. А. Крылов.

Типография «И. А. Крылова с товарищи», как значилось на титульных листах ее изданий, была связана с театром и печатала много пьес. Товарищами И. А. Крылова являлись актеры И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков.Объем работы типографии был невелик, но работала она в тяжелых условиях: в 90-х годах началось преследование печатного слова. (2, С. 170) Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А. Н. Радищев.

Наборщиком стал таможенный служащий Богомолов, печатниками были крепостные Радищева. В 90-х годах в Петербурге начинают работать еще две ведомственные типографии.Одна из них — при Медицин¬ской коллегии — издавала исключительно книги по меди¬цине, другая — при Корпусе чужестранных единоверцев — по характеру продукции не представляла большого инте¬реса; но по качеству печати их издания стоят на большой высоте. Директором Корпуса был в это время один из про¬свещеннейших людей — А. И. Мусин-Пушкин, и, по-види¬мому, его стараниями типография была оборудована заме¬чательными полиграфическими материалами.

Из Парижа от Дидо были получены красивые русский и греческий шрифты и ими отпечатано одно из лучших изданий XVIII века — Сочинения Анакреонта (1794) на грече¬ском языке с переводом, сделанным известным поэтом Н. А. Львовым. (2, С. 182) Таким образом, естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII –XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения.

Петровские реформы по изданию книг дали богатые плоды. Появились качественно новые по содержанию и графическому воплощению книги. Исторические, географические, естественнонаучные труды стали привычными в ассортименте книжных лавок.В этот период в России, в частности в Санкт-Петербурге, зародилось и стало развиваться научное книгоиздание. А сам город становится центром книгоиздания XVIII века. Благодаря усилиям русских издателей таких как Вильковский, Галченков, Рахманинов и многих других, книга прочно вошла в быт человека, проникая все глубже в различные слои населения. 2. Прогрессивные издатели начала XX века. На рубеже веков Российская империя, преодолевая вековую отсталость и последствия пореформенного кризиса, вступила в новую эпоху.

Начало века богато историческими событиями, что существенно отразилось на состоянии книжного дела. В начале века продолжали действовать старые издательства Вольфа, Глазуновых, братьев Салаевых, Риккера, Девриена и др. Они сосредоточили в своих руках основные книжные богатства.

В период первой русской революции и русско-японской войны многие отрасли производства претерпевали спад, а книгоиздание наращивало производство. Крупнейшим московским издателем конца XIX и на¬чала XX века являлся Иван Дмитриевич Сытин (1851 — 1934). Происходил он из крестьян Костромской губернии.Мальчиком он был привезен в Москву и отдан в обучение в книжную лавку Шарапова.

Необычайно та¬лантливый и энергичный, он с детских лет питал любовь к книге. Сначала Сытин с помощью Шарапова открыл в 1876 году маленькую литографию, предназначенную для печатания настенных лубочных картинок. Угадывая спрос и умея выпустить продукцию в короткий срок, Сытин разбогател на лубочных картинках. В дальнейшем Сытин сумел, часто идя на материальный риск, увеличить про¬изводство лубочных картин, улучшить их качество и со¬здать постоянные кадры продавцов.Постепенно к картинкам присоединяются книжки, тоже рассчитанные на широкие круги, главным образом на деревню.

При дальнейшем развитии своей деятельности Сытин в основ¬ном оставался поставщиком книжной и изобразительной продукции деревни и удовлетворял ее запросы. До конца своей издательской деятельности он продолжал печатать лубочные картинки, календари, иллюстрации к песням и сказкам и т. п. Сытинские картинки по качеству стояли значительно выше, чем листы других издателей.Сытин приглашал хороших художников, воспроизводил рисунки хромолитографией в несколько красок, не жалея затрат на производство.

Благодаря миллионным тиражам он получал огромные прибыли.Дешевые народные книжечки, которыми в таком боль¬шом количестве снабжал Сытин деревню, представляли собой буквари и книги для первоначального чтения, переделки — часто плохие — известных литера¬турных произведений, песенники, сказки, романы о при¬ключениях средневековых рыцарей, сонники, гадательные книжки и т. д. Наиболее распространенными были «По¬весть о приключении английского милорда Георга», обычно называвшаяся просто «Милорд», «Битва русских с кабардинцами, или Несчастная магометанка, умирающая на гробе своего мужа» и «Подвиги генерала Блюхера» — прусского генерала, воевавшего против Наполеона.

Собра¬ния сказок и песен не являлись подлинными записями произведений народного творчества, а представляли собой литературно безграмотную их переделку Сытин, как умный человек, видел, что его продукция, с одной стороны, несет в де¬ревню книгу и, следовательно, грамотность, а с другой — наносит вред, пропагандируя скверную по качеству литературу.

Когда представился случай, Сытин охотно пошел на совместную работу с организованным Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым издатель¬ством «Посредник» (1884). (3, С. 282) Издательство ставило целью борьбу с лу¬бочной литературой путем печатания и рас¬пространения хороших дешевых книг для народа — произведений художественной ли¬тературы, книг по сельскому хозяйству, по медицине и санитарии, по борьбе с зараз¬ными болезнями, по уходу за детьми, а также религиозно-философской литера¬туры. Чертков решил привлечь на свою сто¬рону Сытина — своего самого серьезного врага, крупнейшего распространителя лубка; он убедил Сытина взять на себя печатание изданий «Посредника». Сытин пошел на та¬кого рода содружество и принял все условия, поставленные «Посредником». Так как изда¬тельство «Посредник» не было заинтересовано в извлечении прибылей, то его книги продавались по самой низкой цене. Оптовая продажная цена — копейка за книгу и даже менее; при продаже на базаре или через разносчиков она увеличивалась до двух-трех копеек. Сов¬местная работа Сытина с «Посредником» продолжалась в течение 15 лет. Сознавая просветительное значение издаваемой лите¬ратуры для народа, Сытин как капиталист не упускал из виду и прибыли.

Печатая издания «Посредника», он про¬должал издавать приносившие ему огромный доход сон¬ники, гадательные книги и т. п. Начав в 70-х годах с небольшого литографского пред¬приятия, в котором он лично выполнял большую часть технической работы, Сытин за несколько лет создал одно из крупнейших издательств в России.

Он основал книго¬издательское Товарищество и при новой организации добился еще больших успехов, построил типографию, оборудованную по последнему слову полиграфической техники, начал издание книг, календарей, учебных пособий.

В дальнейшем Сытин издавал разнообразную научную, научно-популярную и художественную литературу; он выпустил сочинения крупнейших русских писателей, много детских книг, скромно, но хорошо оформленных и недорогих по цене, как, например, журнал для юношества «Вокруг света». Солидные научные книги выпускал Сытин в серии «Библиотека для самообразования», которую ре¬дактировала группа видных профессоров Московского уни¬верситета. (3, С. 283) В начале XX века предприятие Сытина, неуклонно разрастаясь, поглощает постепенно своих конкурентов, из¬дающих дешевые книги.

Затем Товарищество Сытина за¬хватывает и более крупные издательства; так, в последние годы перед Великой Октябрьской революцией издатель¬ство Маркса остается только по названию, основной капи¬тал принадлежит Товариществу Сытина.

В 1918 году издательство и типография были национа¬лизированы, устаревшее оборудование заменено новым, поставлены машины советского производства, и бывшая частная типография Сытина превратилась в одну из наи¬более крупных фабрик книги в СССР, получившую почет¬ное название Первой Образцовой типографии.

Несмотря на капиталистический характер деятель¬ности И. Д. Сытина, он принес большую пользу, сумев рас¬пространить дешевую книгу в самых глухих уголках Рос¬сии, чем способствовал повышению культурного уровня темной и забитой деревни.К последнему десятилетию XIX века относится воз¬никновение в Москве издательства, принадлежавшего крупному московскому фабриканту и финансисту Ми¬хаилу Васильевичу Сабашникову (1871—1944). Оно су¬ществовало около 30 лет под фирмой «М. и С. Сабашниковы». Начало этому издательству было положено в 1891 году, когда Сабашниковы с помощью своих друзей-студентов подготовили и издали ряд книг по естествозна¬нию; позднее профиль издательства стал в основном гуманитарным. Сабашниковы специализировались на издании серий, которые всегда подбирались с исключительной тщатель¬ностью.

Основная серия — «Памятники мировой литера¬туры» — содержала лучшие произведения литературы и памятники народного творчества всех стран в переводах современных писателей.

Превосходно с научной стороны были изданы русские былины, скандинавский народный эпос «Эдда», карело-финский народный эпос «Калевала» и многие другие произведения; особенное внимание уделя¬лось античным авторам.Из других серий издательства следует отметить «Страны, века и народы», «История», «Пушкинская биб¬лиотека», «Ломоносовская библиотека» и т. д. Большую ценность для истории русской литературы представляет многотомный сборник под названием «Русские Пропилеи». Советское правительство оценило заслуги издательства Сабашниковых перед наукой и просвещением: оно про¬должало работать несколько лет после Великой Октябрь¬ской социалистической революции, пользуясь предостав¬ляемыми ему советским правительством льготами.

Все издания Сабашниковых выделялись своим стро¬гим, красивым оформлением, тщательно подобранными шрифтами, бумагой, обложками, особенно заметными среди многих безвкусных и неряшливых изданий частных издателей. (4, С. 458) В конце XIX века крупные немецкие издательства осознали, какой емкий книжный рынок представляет Рос¬сия. Иностранный капитал проникает в область книгоиздательства, как и в другие области промышленности цар¬ской России.

У немцев впервые явилась мысль соединить высокую немецкую технику с широкими возможностями русского книжного сбыта.Зачинателем в этой области явилась лейпцигская фирма Брокгауз, которая совместно с петербургской фирмой Ефрон стала выпускать Энцикло¬педический словарь в 86 томах (1890—1907). К состав¬лению и редактированию энциклопедии были привлечены лучшие ученые того времени. Большой известностью пользовались две серии, изда¬вавшиеся фирмой Брокгауз и Ефрон. Первая — «Биб¬лиотека великих писателей» под редакцией знаменитого историка литературы и библиографа С. А. Венгерова; в этой серии последовательно вышли собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона и Пушкина.

Эти издания были роскошно оформлены, имели большое количество иллюстраций, принадлежавших разным художникам и разным эпохам, что лишало издание художественной цель¬ности и единства оформления, но представляло удобную сводку материала для изучения истории иллюстрирования великих писателей.

Вторая серия издательства Брокгауз и Ефрон — «Исто¬рия Европы по эпохам и странам в средние века и новое время» под редакцией известных историков Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого. Многие выпуски этой серии имеют научную ценность, другие же — неталантливо составлен¬ные компиляции.Вторым в этой области явился лейпцигский конкурент Брокгауза — Майер, работавший под фирмой «Библиогра¬фический институт». Майер снискал себе широкую из¬вестность изданием крупных иллюстрированных сочине¬ний из различных областей науки.

В 1898 году Майер содействовал организации русского товарищества под фирмой «Просвещение», главным владельцем которой был Н. С. Цетлин. (2, С. 243) В начале своей деятельности «Просвещение» ограни¬чивалось дублированием на русском языке научных сочи¬нений, выпускавшихся Майером в Лейпциге.

Отличитель¬ной особенностью этих изданий были великолепно испол¬ненные хромолитографией иллюстрации, которые печата¬лись в Лейпциге; надо, впрочем, заметить, что в русских изданиях количество таких таблиц было уменьшено по сравнению с немецкими. Для того чтобы облегчить поку¬пателям возможность приобретения этих сравнительно дорогих изданий, все они выходили выпусками.Первым вышло известное сочинение Мельхиора Неймайра «Исто¬рия земли» (1899), за ним последовали А. Кернер фон Марилаун «Жизнь растений» (1899), Иоганн Ранке «Че¬ловек» (1900) и многие другие.

Издавалась также энциклопедия общего характера под названием «Большая эн¬циклопедия» и специализирован¬ная— «Промышленность и техника». Следующим издательским предприятием «Про¬свещения» были собрания сочинений русских и западно¬европейских писателей — Достоевского, Кольцова, Кры¬лова, Островского, Диккенса, Мопассана и других.В пе¬риод революции 1905—1907 годов «Просвещение» начало выпускать в ответ на спрос дешевые политические бро¬шюры. Была основана серия «Библиотека «Просвещения». В каталогах издательства книги этой серии характеризова¬лись как «дешевые популярные издания по истории, исто¬рии социализма, социалистических учений, политических партий и по рабочему вопросу». В этой серии были напеча¬таны отдельные работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Либкнехта, А. Бебеля. (1, С. 261) На рубеж веков приходится деятельность такого книгоиздателя, как Сойкин П.П. (издательство было основано в Петербурге в 1885 году). Оно выпускало естественно-научную и научно-популярную литературу (труды Ч. Дарвина, К. Э. Циолковско¬го, А. Э. Брема, И. В. Мичурина и других), многотомные собрания сочинений русских и зарубежных пи¬сателей (Н. А. Добролюбова, Ж. Верна, А. Дюма, Ф. Купера, Майн Рида Э. Зо¬ля, Г. Уэллса и других), а также журналы «Природа и люди» (1889—1918), «Книж¬ный мир» (1902—11), «Сельский хо¬зяин» (1899—1918), «Знание для всех» (1913—17), «Мир приключений» (1910— 1918) и другие. В 1895 в типогра¬фии Сойкина был напечатан уничто¬женный цензурой марксистский сборник ста¬тей «Материалы к характеристике на¬шего хозяйственного развития», вклю¬чавший первую легальную работу Ле¬нина «Экономическое содержание на¬родничества и критика его в книге г. Струве». В период первой русской рево¬люции Сойкиным издавались прогрессивные газеты «Обновлённая Рос¬сия» (1905—06) и «Современная жизнь» (1906), запрещённые цензурой. После Октябрьской революции 1917 г. издательство было национализировано; возобновило свою деятельность под руководством Сойкина в 1922. Выпускало журналы: «Мир приключений», «Журнал для усовер¬шенствования врачей», «Природа и люди.» С 1922 по 1930 издательством было выпущено свыше 100 книг по различным отраслям науки (в том числе «Работа головного мозга» В. М. Бехтерева, «История изучения вселенной» Н. А. Морозова, «Новейший энциклопедический словарь». В 1930 издательство влилось в Леноблиздат. (4, С. 469) Дочь сибирского золотопромышленника Мария Малых открыла типографию на свое имя в Петербурге в 1901 г. Ее предприятие, бывшее официально частным, работало только по указанию ЦК РСДРП. Произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина фактически распространялись бесплатно.

В 1909г, несмотря на отсутствие формальных оснований, полиция закрыла издательство, а М. Малых уехала за границу. (2, С. 247) Известным книгоиздателем начала 20 века была Ольга Николаевна Попова.

Это была русская прогрессивная издательница, владели¬ца книжного магазина и библиотеки-читальни, писательница и переводчи¬ца. Издавала журнал «Русское богатст¬во» (1894—95), «Новое слово» (1895— 1897). Книгоиздательскую деятельность на¬чала в 1894 в Петербурге.

В 1895 Попова открыла библиотеку-читальню (где бы¬ли труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, а так¬же А. М. Коллонтай, А. Бебеля, Ф. Меринга и др.), в 1898 — книжный мага¬зин, при котором находились склады издательств В. Бонч-Бруевича, М. Водовозовой, «Знания», В. Вересаева, М. Н. Слепцовой.

Начав с издания произведений ре¬волюционеров-демократов и народни¬ков, Попова в конце XIX века стала выпускать марксистскую литературу. В издательстве Поповой сотрудничали В. И. Ленин, А. И. Ульянова и др. Попова выпустила труды А. В. Луначарского, П. Лафарга.

Популярная марксистская литература выходила в серии «Темы жизни» (1906—07). Издала собрание сочинений Ч. Дарвина (впервые в русском пере¬воде), труды И. Сеченова, М. Склодовской-Кюри, выпустила произведения Л. Н. Толстого, И. Франко, И. А. Бу¬нина (впервые), К. М. Станюковича, Г. И. Успенского, Е. Н. Чирикова, А. Доде, В. Гюго, Э. Золя, Р. Кип¬линга, Ги де Мопассана.

В 1908, после смерти Поповой, её издательство было преобразо¬вано в «Товарищество издательского дела и книжной торговли О. Н. Попо¬вой». В 1919 его книжный фонд пере¬шёл в Наркомпрос.

С 1894 по 1919 издательство Поповой выпустило 694 названий книг.(4, С. 405) В Петербурге в своей квартире издавала свои книги и книги мужа Елизавета Николаевна Водовозова.

Это «Жизнь европейских народов» (в 3-х томах), серия книг «Как люди на белом свете живут», книги для детского чтения, книги по педагогике, методики преподавания русского языка.

К прогрессивным издателям начала XX века относится А.М.Калмыкова, участница российского революционного движения с 80-х годов XIX века, народница; учительница. В 1889-1902 г. Ее книжный склад в Петербурге был явкой социал-демократов.Оказывала денежную помощь «Искре», большевикам.

После Октябрьской революции 1917 года работала в системе Наркомпроса. Ею были выпущены серии книг «Люди и природа», «Жизнь прежде и теперь», некоторые работы Ленина. Таким образом, исторические события, произошедшие в стране в начале века, вызвали такие изменения в жизни и психологии народа, что по- старому мыслить было уже нельзя.Изменения коснулись и печатных изданий, и книг. Несмотря на то, что деятельность прогрессивных издателей начала XX века преследовалось правительством, отечественные книгоиздатели этого времени сумели не только сохранить все достижения в области создания книг, но и явить миру первоклассные образцы печатной продукции, которые на международных выставках неоднократно получали достойное призвание; они выполняли прогрессивную роль приближения книги к народу.

Список литературы: 1. Баренбаум, И.Е. История книги: Учебник / И.Е.Баренбаум М.: Книга, 1984 326 с. 2. История книги/ Под ред. А.А.Говорова Т.Г.Куприяновой М.: Светотон, 2001 400 с. 3. Кацпржак, Е.И История письменности и книги/ Е.И.Кацпржак; Ред. Е.М. Алехина М.: Искусство, 1955 356 с.: ил. 4. Книговедение: Энциклопедич. словарь/ Гл. ред. Н.М.Сикорский М.: Совет. энцикл 1982 662 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Петербург, Центр, книгопечатания, Прогрессивные, издатели, начала, XX, века0.116

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербург – центр книгопечатания. Прогрессивные издатели начала XX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и… С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных… Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

Русская культура в начале XX века
Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)
В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…

Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков
Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана… Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась…

Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века
Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…

Русская культура в начале XX века
Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа. «СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве,…

Музыка в конце XIX начале XX века
На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в… Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который… Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько…

Экономическое развитие России в начале XX века
На сайте allrefs.net читайте: "Экономическое развитие России в начале XX века"

Внешняя политика России начала XX века
В правящих верхах России зрело решение о необходимости укрепления позиций на дальневосточных рубежах. Оно диктовалось как внешне, так и внутриполитическими причинами.Стремления… По образному замечанию историка Б. А. Романова, Россия на острие железнодорожной линии входила в сферу международного…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам