Сексуальная символика в культуре

Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними. Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями.Мужские роли и мужской стиль жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские «экспрессивными». Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло .Радикальное изменение этой структуры по Парсонсу не возможна.

Как бы не вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде всего во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего , в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию.

Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью изгладилась».Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки (инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей) широко распространен в обществах разного типа Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике.

Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные.

Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в женщину. В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами.Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь»,а в мужчине «ЯН»; на разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина.

На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм.Из этих представлений исходил и К.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «Душа» анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало.

Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида. Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями.Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало, а женщина – как пассивное природная сила. С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный аспект социального поведения человека.

Однако сексуальность обладает известной автономией от прочих полоролевых свойств. Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества.Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов.

Например, крест во многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского начал.Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище.

Их семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы имеют более емкий не только физиологический смысл.Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности.

Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начала вообще.Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу, могущество власть.

Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти. Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном, расширительном смысле.В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии совмещались.

В этом не было ничего эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а маскулинный с господствующим положением.

Это проявляется в отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов. Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать» и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и сексуальных ощущений.Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет инвективная лексика - язык ругательств.

Встречающиеся в нем многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков. 1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти. 2. Намек на то , что имярек обладал матерью ругаемого.Это зачисляет ругаемого в низшую социально-возрастную категорию. 3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских ругательствах) 4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого в женскую сексуальную позицию. Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические отношения или притязания.

В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана сексуальной символикой. Литература 1. И.С. Кон Введение в сексологию.