рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета "Дорифор" и скульптуры Донателло "Давид"

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета "Дорифор" и скульптуры Донателло "Давид" - Реферат, раздел Искусство, Реферат По Введению В Историю Искусств Сравнительный Анализ Скульптуры Полик...

РЕФЕРАТ по введению в историю искусств Сравнительный анализ скульптуры Поликлета “Дорифор” и скульптуры Донателло “Давид” Для каждой эпохи в искусстве, как и для этапов развития человечества в целом, характерно как новаторство, рождение новых форм, наполнение их иным содержанием, так и продолжение традиций, преемственная связь культур.В данной работе я на примере двух произведений круглой скульптуры попытаюсь проследить, какими принципами руководствовались художники эпохи Возрождения и Античности, какие художественные приобретения античности нашли отражение в искусстве возрождения, какие новые элементы художественного творчества появляются в эпоху возрождения.

Я анализирую работу Донателло “Давид” (1440 – 43) и скульптуру Поликлета “Дорифор” (V в. до н.э.). Работа Поликлета “Дорифор” принадлежит периоду классики в античном искусстве.Это эпоха высшего подъема античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов в 5 – 4 вв. до н.э. Наиболее полно отразился греческий эстетический идеал в произведениях искусства греческой классики, которые уже в античную эпоху были признаны совершенными и образцовыми.

Исполняя в художественной культуре античности роль центростремительного, организующего начала, этот идеал в большей или меньшей степени, прямо или косвенно сказывался на основной . произведений искусства античной эпохи.Один из самых почитаемых образов – стройный, обнаженный юноша, атлет, не ведающий внутренних коллизий и душевного смятения.

Его мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взгляд твердый, спокойный. Во всем облике физического совершенства чувствуется цельность натуры, надежность. Творцы Древней Эллады стремились передать в статуях атлетов не столько индивидуальные, личностные черты, сколько сущностные, типические свойства совершенного человека, его универсальные, наиболее ценные качества с точки зрения античной культуры.Формируется значимость образа героя, борющегося за утверждение на земле всеобщей гармонии с помощью физической силы, ловкости, храбрости, целеустремленности.

Именно в этой борьбе выявлялась ценность героического усилия, готовность к колоссальной энергии преодоления, отражавшей подлинное совершенство, воплощалось оптимистическое ощущение господства человека над миром. Красота уникального, изменчивого, неповторимого была чужда греческому художественному сознанию в период становления античной культуры.Главными объектами изображения становились боги и легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека.

Этот тип красоты воплощен в работах Поликлета. Так же как Античность заложила основы для развития искусства эпохи Возрождения, Возрождение стало источником вдохновения для дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.Какова же возрожденческая сущность прекрасного? На формирование нового типа художественного мировосприятия существенное воздействие оказало нарастание темпа реальной жизни, более динамичное движение общества во времени пространстве.

Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры становится энергичный, волевой, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации захватывающих земных идеалов. Возрожденческий человек словно впервые ощутил многообразие собственных безграничных возможностей, которые раньше оставались неизведанными и невостребованными. Внутренний и внешний мир развернулись во всей своей невиданной многоликости, богатстве, блеске, поражая воображение, побуждая к творческому самораскрытию.Возросло чувство собственного достоинства, которое не играло такой принципиальной роли в античной культуре.

Ренессансного человека привлекал героический дух языческих представлений, полная напряженного действия жизнь. Скульптура, в средние века неразрывно связанная с архитектурой, получает и самостоятельное существование, появляется свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет.Темы и образы скульптуры черпаются не только из Священного писания, но также из античной мифологии.

Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия. Ведущим центром Возрождения была Италия, искусство и культура которой пережили небывалый подъем. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Одна из его работ – “Давид” из Барджело. Образ Давида широко представлен в европейском искусстве. К этому персонажу обращались А. Вероккьо, Микеланджело.Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа.

Таким образом он и показан в работе Донателло. Еще ни в одном из своих произведений Донателло не приближался в такой степени к античности. Юный Давид изображен в виде стройного нагого мальчика с гибким телом и длинными волосами, на которые надета увитая лавровым венком пастушеская шапочка. Опираясь на тяжелый меч и поставив ногу на отрубленную голову Голиафа, он стоит потупившись, словно не сознавая величия совершенного им подвига.Статуя Давида (как и оригинал статуи Дорифора) выполнена в бронзе.

С 30 – 40-х гг. XV в. художник все чаще обращается к этому податливому и гибкому материалу, таящему в себе богатейшие пластические возможности.Какие же элементы античного искусства присутствуют в “Давиде”? Во-первых, обнаженность персонажа, что мы видим и на примере поликлетовского “Дорифора”. Одежду Давида составляет лишь шляпа, увитая листвой, и богато украшенные поножи; он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях.

Герой Ветхого завета соответствует телесному идеалу искусства IV столетия до н.э. Необходимо отметить, что тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения.Так же и Поликлет свой идеал атлета-гражданина воплотит в бронзовой статуе юноши с копьем, отлитой около 450 – 440 гг. до н.э. Могучий обнаженный атлет изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и, слегка повернув голову, смотрит вдаль.

Кажется, что юноша только что шагнул вперед и остановился. Всю тяжесть тела он перенес на правую ногу. Скованность и условную неподвижность архаических статуй скульптор сумел преодолеть благодаря продуманной системе равновесия частей тела: приподнятому правому бедру соответствует опущенное плечо и, наоборот, опущенному левому бедру – приподнятое плечо.Скульптор сообщает позе атлета непринужденность и жизненную убедительность. (6) С удивительным реализмом мастер передал в бронзе великолепную мускулатуру развитого тела: сильные мышцы рук, рельефно выступающие мускулы груди и живота, крепкую шею и хорошо тренированные ноги атлета.

Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу проявляется в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Перед нами идеал эпохи – разносторонне развитая и цельная личность.Красота человека становится для Поликлета мерой ценности разумно устроенного мира. Мастер утверждает мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Прежде всего у Донателло Давид – это юноша вообще, герой с идеально облагороженным телом.Давид Донателло абсолютно спокоен, и в замкнутости своего силуэта и в пассивной, размышляющей позе. Победа принесла Давиду не только уверенность в своей силе и правоте, но и раздумье о причинах того и другого, а может быть, и некоторый оттенок самолюбования. “Давид” Донателло, несмотря на свою молодость, действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить.

К сожалению, оригинал “Дорифора” Поликлета не дошел до нас. Мы можем судить об этом произведении лишь по римской копии, но даже эта копия дает представление о великолепном произведении Поликлета. До наших дней “Дорифор” остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве. Необходимо отметить, что Поликлет был и теоретиком искусства.Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой.

За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла 1/7 часть, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6. “Успех художественного произведения, – утверждал мастер, – получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить”. Позиция фигуры Давида соответствует поликлетовским правилам, согласно которым статуя должна в основном опираться на одну ногу, в то время как другая несет меньшую нагрузку.Эти правила, воспринимаемые как выражение четкого и гармоничного преодоления силы тяжести с помощью чудесного механизма тела, соблюдались во всем античном искусстве.

Мотив этот не остался неизвестным и послеантичному искусству: поскольку его можно было найти в любых классических образцах, то на него постоянно обращали внимание.Однако при использовании его в готических статуях речь шла лишь об обогащении арсенала мотивов, вследствие чего довольствовались отдельными намеками на него, – теперь же в творчестве Донателло мы обнаруживаем этот мотив как художественную проблему принципиального значения, последовательно решаемую при разработке обнаженного тела. (4) Какие же новшества знаменуют статую “Давид” Донателло? Во-первых, наготу.

Уже более тысячи лет нагота не играла никакой роли в искусстве, откуда христианское неприятие культа тела изгнало ее, так что она изображалась только там, где содержание изображаемого безусловно требовало этого.Теперь же Донателло – вопреки всем традициям – изобразил обнаженным героя Ветхого завета, на что до него решались исключительно при изображении декоративных фигурок младенцев и гениев.

Весь характер статуи доказывает, что это произошло под влиянием античности.Нет другого такого произведения Донателло, где одухотворенность была бы с такой силой оттеснена на второй план: мальчик-победитель стоит словно бы отрешенно, как если бы речь шла о чем-то само собою разумеющимся, и не только голова с ее идеальной трактовкой, но и все тело следует античным прототипам. Хотя можно заметить, что Донателло еще боится изображать цветущую и мускулистую наготу, которая так привлекала скульпторов Высокого Возрождения.

В позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба.У него худые, тонкие руки, его лицо, затененное шляпой, тоже пережиток готики, – не смотрит на зрителя, поза его ног замаскирована мечом и головой Голиафа. Но все же в этой статуе Донателло настолько вплотную приблизился к античности, как никогда ни в ранних, ни в поздних своих произведениях.

Мы можем наблюдать возникновение нового понимания значения тела для искусства. “Гениальное деяние Донателло состояло, во-первых, в том, что он осознал первостепенное значение этой проблемы и отразил эту позицию в своих произведениях, а во-вторых, – в том, что решение этой проблемы он связал с античными достижениями.Каждое движение тела состоит из почти необозримого количества всеобщих или локально ограниченных, типических или индивидуальных моментов, проявления и выбор моментов, являющихся наиболее важными и наиболее выразительными для пластического воплощения функций механизма тела в его отношении к статуарному движению членов и суставов, как раз был той задачей, на решение которой греки столетиями сосредоточивали свои художественные силы” . Благодаря накопленному при этом опыту они достигли в изображении человеческого тела почти что недосягаемой вершине.

Средневековье пренебрегло этим достижением античного искусства.Обретение его заново и соединение с развитием нового искусства – заслуга Донателло.

Это “Давид” сильно отличается от готизированных произведений скульптора. Можно сказать, что эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения – и в то же время знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства. Как отмечает один из искусствоведов по поводу развития искусства на этом этапе: “Современность говорила с древностью на равных, как мастер с мастером.Первым импульсом было восхищение и подражание, конечным итогом небывалый синтез.” В.В. Бибихин пишет, что “в стремлении открыть античность он (Ренессанс) создает что-то совершенно новое” . ЛИТЕРАТУРА 1. Бибихин В.В. Новый ренессанс М.: МАИК “Наука”, “Прогресс - традиция”. 1998. 2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века М.: Искусство. 1977. 3. Гуковский М.А. Итальянское возрождение.

Т. II Ленинград: Издательство государственного Эрмитажа. 1961. 4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху возрождения.Т. 1. М.: Искусство. 1978. 5. Мартынов В.Ф. Философия красоты Мн.: Тетра Системс. 1999. 6. Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств М.: “Искусство”, 1972.

– Конец работы –

Используемые теги: сравнительный, анализ, скульптуры, Поликлета, Дорифор, скульптуры, Донателло, Давид0.109

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сравнительный анализ скульптуры Поликлета "Дорифор" и скульптуры Донателло "Давид"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Приватизация на Украине, сравнительный анализ с опытом зарубежных стран
Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз… В первой главе я решила рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации. Разгосударствление – это совокупность…

Сравнительный анализ экономической политики США и СССР 1947–1973 годов
Кульминационной точки военное производство в СССР достигло в 1944 г. Его высокий уровень базировался на прочном фундаменте непрерывного развития… Увеличились также по сравнению с 1943 г. продукция сельского хозяйства,… Расширялась топливно-энергетическая база. Добыча угля приближалась к довоенному уровню. Опыт военных лет убедительно…

Сравнительный анализ системы глагольных времен в русском и немецком языках
В морфологической системе форм времени эти различия не отражены, что существенно отличает русский язык от немецкого, шесть времн которого делятся на… Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент… Категориальные грамматические значения временных форм реализуются во взаимодействии с контекстом. Поэтому различают…

Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)
Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод. Изучая конституции… Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть… Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на…

сравнительный анализ налогового контроля в Республике Беларусь и зарубежных государствах
Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.В соответствии с действующим… На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как… Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. В таких организациях,…

Конституционные проекты декабристов: сравнительный анализ
Структурно изложение построено следующим образом: после введения, в котором я, помимо целей работы, освещу ещё один важный вопрос, следует краткое… Подобное расположение материала, по моему мнению, является наиболее логичным,… Заканчивая введение, я хотел бы остановиться на одном важном вопросе: что послужило основным источником для создателей…

Сравнительный анализ моделей обратимого электрорастворения серебра с поверхности твердого электрода
Решением уравнений, описывающих каждую из приведенных моделей, является функция, определяющая форму вольтамперной кривой. Модель Никольсона - Шейна… При этом активность осадка с момента начала электрокристаллизации… Для макрофазы активность не зависит от количества металла на электроде и равна активности объемного осадка.Микро- и…

Сравнительный анализ бесчелюстных (круглоротых) и рыб
Эволюционный расцвет бесчелюстных приходился на кембрий, когда возникло несколько сотен видов. У многих видов образовались в замену настоящим… Согласно новым исследованиям, бесчелюстные миксины не являются даже… Считалось, что наиболее древние известные бесчелюстные животные, напоминающие рыб, известны из раннего ордовика (около…

Сравнительный анализ некоторых положений «Тайной Доктрины» Блаватской и Учения Вознесенных Владык, данного через Профет
На сайте allrefs.net читайте: Сравнительный анализ некоторых положений «Тайной Доктрины» Блаватской и Учения Вознесенных Владык, данного через Профет...

Сравнительный анализ и описание картины Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888) и картины Гогена «Сбор плодов» (1899).
Одна из них называется Красные виноградники в Арле Холст, масло. 0,75х0,93, написана великим художником Винцентом Ван Гогом в ноябре 1888 года.… На примере их работ можно составить впечатление о таком направлении в… Поль Гоген родился 17 июня 1848 года в Париже. Юношеские впечатления, связанные с путешествиями в другие страны, рано…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ На сайте allrefs.net читайте: ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ...
  • Сравнительный анализ теорий власти Современная теория власти оперирует более чем пятью тысячами терминов и понятий, ярко рисующих многоликий мир власти, от известных еще в древности… Объект исследования теории власти, разработанные учеными-экономистами,… Предмет исследования - образ экономической власти России в сознании студентов факультета экономики и менеджмента …
  • Источники анализа системы экономической информации. Задачи анализа себестоимости продукции Содержание анализа вытекает из его функций.Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление… Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих… И наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Система…
  • Сравнительный анализ определения кредитоспособности предприятия-заемщика Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций… Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности…
  • Сравнительный анализ основных типологий темперамента Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать… Сначала они были на седьмом небе от счастья, но через несколько месяцев начали возникать разногласия, мелкие ссоры по…