рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк

Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк - раздел Искусство, Ян Ван Эйк Величайший Живописец Эпохи Возрождения Ян Ван Эйк (Ок.1390-1441) ...

Ян Ван Эйк Величайший живописец эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок.1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. Наряду с Робером Кампеном он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшего отказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников к реальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и красоты. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи.Наделенный многими способностями, обладавший разносторонними обширными знаниями благодаря пытливому интересу ко всем явлениям действительности, Ян ван Эйк смело ломает старую средневековую систему изображения средств художественной выразительности, сделав язык реалистических форм главным способом воплощения своих идей. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Возможно, его учителем был старший брат Губерт ван Эйк, талантливый художник, умерший в 1426 году. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. В 1425 году он перешел на службу к бургундскому герцогу Филиппу Доброму, став его придворным живописцем, высоко ценимым и уважаемым, и переезжает жить в Лилль. В 1427 году художник был послан в Испанию, а в 1428— в Португалию для переговоров о возможной женитьбе герцога и для написания портрета предполагаемой невесты.

Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. Сохранилось немного произведений прославленного художника, но каждое из них представляет собой выдающееся явление в живописи.

Многие картины датированы и подписаны характерным девизом ван Эйка: «Als ixh xan» («Как умею»). Главным произведением Яна ван Эйка, безусловно, следует признать знаменитый Гентский алтарь, многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства.

На внешних его створках изображены пророки и сивиллы, сцена Благовещения, святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, заказчики алтаря Иосс Вейдт и Изабелла Борлют.

Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью. Их фигуры более материальны, нежели другие, в образах этих гентских бюргеров выражен пафос живой конкретной реальности во всем ее убедительном правдоподобии.Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов и фактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в одеждах архангела Гавриила и мадонны, светящихся поверхностей медных кувшина и таза, глади белого полотенца, предметов, символизирующих чистоту девы Марии. Свет у ван Эйка означает акт божественного присутствия, но трактуется как вполне реальное явление, более того, художник имитирует как бы физическое его проникновение извне и пишет тени, будто бы отбрасываемые внутрь алтаря рамами его створок.

Общая тональность внешних створок приглушена, таит в себе элемент таинственного ожидания, недосказанности.

В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита.Верхний ряд изображений начинается с центрального торжественного образа бога Саваофа, благословляющего все сущее, по сторонам его слева и справа читающая Мария и проповедующий Иоанн Креститель, затем по бокам стоят поющие и музицирующие ангелы, возносящие хвалу творцу, а по краям — Адам и Ева. Нагие тела прародителей человечества нарисованы явно с натуры, особенно это касается фигуры Адама. Нахождение их рядом с высшими персонажами христианской религии означало новое отношение к человеку в эпоху Возрождения. Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвы Христа, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец.

К нему собираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы все человечество.Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством, духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великим множеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитой светом лучезарного солнца.

Чувство гармонии вселенной и человека выражено также в легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. В нем каждая малость драгоценна и необходима.Используя прозрачность масляных красок, ван Эйк добивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивой точности воспроизведения формы. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Главный цветовой аккорд живописной системы алтаря состоит из пламенного красного, синего и зеленого цветов, сосредоточенных в одеждах Саваофа, Марии и Иоанна, Благодаря реалистическим приемам Гентский алтарь стал школой не только для нидерландских, но и европейских мастеров.

Его изучали и неоднократно копировали.Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — «Мадонна канцлера Роллена» (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.

Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной.

В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости.Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.

Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.К числу наиболее совершенных портретов относятся «Кардинал Николо Альбергати» (1431, Вена, Музей истории искусства), «Портрет молодого человека» («Тимофей», 1432, Лондон, Национальная галерея), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Лондон, Национальная галерея), «Маргарет ван Эйк» (1439, Брюгге, Городской музей). «Портрет четы Арнольфини» (1434, Лондон, Национальная галерея), написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейском искусстве.

Молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности.

Предметы-символы красноречиво рассказывают о смысле сцены: апельсины намекают на райское блаженство, туфли — на супружескую преданность, статуэтка св. Маргариты — на благополучные роды, зажженная свеча в люстре означает символически-мистическое присутствие божества, освящающего таинство.В зеркале отражаются две фигуры, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был», поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. В основе всех изображений ван Эйка лежит крепкий, большей частью сделанный с натуры, рисунок.

Великолепным примером графического мастерства художника служит «Св. Варвара» (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной.Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году». За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгой и пальмовой ветвью мученицы в руках, идет строительство башни, являющейся ее атрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массы трудовых эпизодов.

Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником, живительным для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.

Список использованной литературы: 1. «Молодёжи об искусстве» Тийу Вийранд Таллинн 1990г. 2. Большая Советская энциклопедия. 3. Фотографии – www.aport.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: художник, Северного, Возрождения, ван, Эйк0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк
Сохранилось немного произведенийпрославленного художника, но каждое из них представляет собой выдающеесяявление в живописи. Многие картины… Ихфигуры более материальны, нежели другие, в образах этих гентских… Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов ифактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в…

ХУДОЖНИКИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ, ИСПАНИИ и ФРАНЦИИ
Почти во всех европейских стра¬нах того времени жили и твори¬ли знаменитые живописцы. Очень интересных художни¬ков подарила миру маленькая страна —… Их творчество искусствоведы называют «Северным Возрождением». Особое место… Карти¬на «Воз сена» написана на тему пословицы «Жизнь — это воз сена, и каждый старается урвать себе клок побольше».…

Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для… Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы,… Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара". Гибель…

Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для… Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы,… Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара. Гибель…

Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение
Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…

Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии
В развитых странах Европы в период век происходит развитие торговли и... Развиваются города Они становятся центрами экономической и культурной жизни Это была вершина развития феодализма...

Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения
Древнерусское искусство драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием… В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского…

Особенности культуры и эстетики Северного Возрождения
План... Термин Северное Возрождение Причины гуманистического движения в Европе... Представители Северного немецкого Возрождения...

Нидерландское искусство 15 века (братья ван Эйк)
Гентский алтарь Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи - Гентский… На раме алтаря есть надпись: "Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех… В настоящее время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати картин. Когда алтарь закрыт, на…

Великие итальянские художники эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Великие итальянские художники эпохи Возрождения Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…
  • Художники эпохи Высокого Возрождения Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения… Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был… Они ясно выступают на тёмном фоне стены . Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с…
  • Великие итальянские художники эпохи Возрождения Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…
  • Возрождение в Испании Однако в Испании процесс этот протекал очень своеобразно, по сравнению с другими странами, вследствие двух обстоятельств, составлявших специфику… Разнородные местные права и вольности, за которые различные области и города… Результатом необычайного притока золота их Америки явилось резкое вздорожание всех продуктов – «революция цен»,…
  • Возрождение в Италии Человеку – представителю победоносного, разумного и прекрасного рода – спело гимн искусство древности. Человека неудовлетворенного, жаждущего… Менее очевидна, на поверхностный взгляд, преемственность по отношению к… Классическим очагом ренессансаной культуры была только Италия. Периоды истории итальянской культуры принято обозначать…