Реферат Курсовая Конспект
Эстетическое воспитание - раздел Искусство, План 1. Понятие И Нужность Эстетического Воспитания 2. ...
|
План 1. Понятие и нужность эстетического воспитания 2. Влияние эстетического формирования 3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах Выводы Литература Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целе¬направленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.Это специфический вид общественно зна¬чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по¬следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен¬ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет¬ном обществе представлениями о их характере и назначении.
В про¬цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации.На этой основе формируется и развивается способность челове¬ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Воспитание красотой и через красо¬ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос¬ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес¬ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду¬ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаи¬моотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с доб¬ром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетичес¬кого воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии позна¬вательной способности личности.Исследователи отмечают, что форми¬руя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпо¬хи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война ра, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориента¬ции», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последне¬го к художественному образованию, обучению.
Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой дея¬тельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетичес¬кого воспитания.Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищни¬це мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое усло¬вие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индиви¬дуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной рабо¬ты, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстети¬ческого воспитания: эстетическое образование, закладывающее те¬оретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее худо¬жественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценно¬стных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и само¬воспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди послед¬них особую значимость имеют так называемые конструктивные спо¬собности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереоти¬пов и др. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности.
Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше осно¬ваний надеяться на его результативность.
С самого раннего возра¬ста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетиче¬ских впечатлений.
Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эс¬тетическое отношение к действительности и к искусству. Ребенок рождается в семье.Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответст¬венность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика.
Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладыва¬ются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умст¬венное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности.Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности.
Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.
Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.
В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает.Психолого-педагогические исследования подтверждают это. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное и предметно- практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается.Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.
Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.Эстетическая и художественная культура — важнейшие составля¬ющие духовного облика личности.
От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направлен¬ность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отно¬шений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетиче¬скому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло ре¬ализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллек¬туальные стремления в человеке.
Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаю¬щихся представителей самых разных профессий — ученых, инже¬неров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое.Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи¬тельности явилось результатом работы не только интеллекта учено¬го, но и его эстетического чувства.
Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эсте¬тическим чувством их известных и безымянных создателей неоспори¬ма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резуль¬тат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человече¬ской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако¬нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле¬ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ¬ленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Как отме¬чает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержи¬мые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел ма¬стеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у со¬временных художников и носят на себе печать самобытности и ори¬гинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и худо¬жественного развития личности как важнейшего рычага обществен¬ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело¬века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду¬ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна.
Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче¬редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.
Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи¬рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери¬ферию осознаваемых задач.Это чревато весьма опасными последст¬виями — культурным оскудением жизни общества и духовным оди¬чанием составляющих его индивидов.
Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це¬ны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейст¬вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани¬ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «нов¬шества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эс¬тетической экспертизе.
На понятийном уровне эстетическая куль¬тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль¬туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействи¬ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це¬лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте¬тическими параметрами.
В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов орга¬низации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформи¬рованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов. Эстетическая культура личности в не меньшей степени прояв¬ляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности.
Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей.Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетиче¬ских отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адек¬ватной ориентации личности в многообразной системе эстетичес¬ких и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою оче¬редь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художествен¬ных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональ¬ная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способнос¬тей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры.
Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доми¬нантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее ху¬дожественная культура, уровень которой зависит от степени худо¬жественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.
Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и раз¬виваемого в процессе ее общения с искусством.
Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произ¬ведений искусства.Наиболее полно и непосредственно он реализу¬ется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутрен¬нюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, рас¬ширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.
Эстетическое переживание служит одновременно индикато¬ром художественной ценности произведений искусства и в своей за¬вершающей стадии выливается в эстетическую оценку или сужде¬ние вкуса.Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их со¬держательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявле¬ния художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки.Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в бы¬ту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности созда¬ваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного на¬значения.
Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: «Настоящее, цель¬ное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внеш¬ности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружаю¬щих жизнь.Народилось настоящее, не призрачное, народное искусст¬во лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего пред¬мета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и фор¬ме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура». Художественная культура личности выступает, таким обра¬зом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики.
Ее на¬целенность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастер¬ство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим ху¬дожественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специали¬зацию действует и сегодня.Мастерство, художественное чутье, сно¬ровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты. Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправ¬ленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и худо¬жественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
Литература 1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М 1998. 2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М 1968. 3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М 1980. 4. Бессонов Б.Н. Человек.Пути формирования новой личности. – М 1988.
– Конец работы –
Используемые теги: Эстетическое, Воспитание0.038
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическое воспитание
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов