Юверные изделия Казахов

Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и Семипалатинской областей.В памяти казахского народа до сих пор живут имена таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш. Имея много общего с туркменскими, каракалпакскими, киргизскими, башкирскими и татарскими, казахские украшения в то же время чрезвычайно своеобразны и неповторимы.

В отличие от узбекских и таджикских, они более сдержанны, крупномасштабны, но менее крупны, чем у туркмен. Для казахов, так же как и для киргизов, главное не цвет, или не столько цвет и сложность орнаментальных форм, сколько пластика и ритм, повторяемость орнаментальных мотивов. Сдержанная колористическая гамма казахского и киргизского национального женского костюма, так же как у туркмен, соответствовала общему характеру серебреных украшений.Особой чертой казахских ювелирных украшений являются монументальность и почти скульптурная выразительность, сохраняемая даже в малых формах, ритмическое чередование узора и фона, создающее ощущение пространственности, симметрия в расположении узоров.

Умение подчеркнуть красоту и благородство металла всегда были свойственны казахским зергерам.В орнаменте казахских украшений широко распространены элементы, стилизующие мотивы флоры и фауны: «кошкар муйиз» (бараний рог), «курт-кулак» (перекрестье из бараньих рогов), «жапрак-гуль» (трилистник), а также геометрические фигуры: ромбы, треугольники, точки, кружки, S-образные знаки.В отделке казахские ювелиры применяли драгоценные и полудрагоценные камни, в том числе топаз, жемчуг, бриллиант, алмаз, рубин, хрусталь, сердолик, бирюзу, перламутр, коралл.

Гранение камней производили на месте изготовления ювелирных украшений. Чрезвычайно велико число технических приемов, которые знали и которыми пользовались казахские мастера.Практически повсеместно в отделке изделий применяли насечку.

На предварительно очищенную напильником поверхность предмета наносили резцом мелкую сетку углублений, а затем накладывали тонкие пластинки серебра и вбивали их в основу. Филигранные работы выполнялись только по просьбе богатых заказчиков. Мастера знали и хранили секреты филиграни сквозной, накладной, бугорчатой. Из расплавленного серебра выковывали проволоку, которую затем протягивали через отверстия разного диаметра, пробитые в куске железа.Из проволоки выгибали нужную форму.

В сквозной (ажурной) филиграни части узоров соединялись пайкой, в накладной и бугорчатой напаивались на металлический фон.