рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пушкин и Глинка

Пушкин и Глинка - раздел Искусство, Слово И Музыка – Два Великих Начала, Две Стихии Искусства. На Протяжении Мно...

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Талантливая музыка часто становится новым открытием известного стихотворения, которое продолжает жить своей собственной жизнью так же, как и его музыкальный двойник.Стихи Пушкина… Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворенность.

Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного. Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров… Многие крупные композиторы, вдохновленные бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения.Среди этих композиторов почетное место принадлежит Глинке.

Глинка безошибочно находит для каждого из девяти избранных им стихотворений нужную жанровую разновидность, мудро и чутко передает не только воодушевлявшие поэта мысли и чувства, но и самую музыку пушкинской речи, классическую стройность поэтической формы.Так, миниатюрная «Роза», напоминающая экспромт для стихотворного альбома, сохраняет характер импровизации и в романсе Глинки, поражая в то же время тонкостью передачи пушкинских образов.

Для музыкального выражения такой же, как «Роза», изящной, но иной по настроению миниатюры «Адели» композитор пользуется одним из жанров бытовой музыки – полькой, придавая ей тот весенний колорит, какой присущ стихотворению Пушкина. «Заздравный кубок» и «Пью за здравие Мери» – высокохудожественные образцы застольной песни, распространенной в городском быту во времена Пушкина и Глинки.В них слияние стихов и музыки настолько органично, что кажется, будто они так и созданы были вместе.

В «Признании» («Я вас люблю, хоть и бешусь») Глинка мастерски передает возбужденный ритм, «скороговорку» пушкинского стихотворения. «Я здесь, Инельзия» уже у Пушкина производит впечатление испанской серенады, и Глинка совершенно естественно подчеркивает эту особенность стихотворения, придавая мелодии и аккомпанементу соответственный национальный колорит. Стихотворению «Ночной зефир» Пушкин дает подзаголовок – испанский романс.Глинка пишет музыку, которая полностью соответствует указанному поэтом жанру.

Вместе с тем она до тончайших оттенков передает поэтическое противопоставление двух образов: спокойной ночной природы и взволнованного признания под звуки любовной серенады.Наибольшую любовь и у певцов и у слушателей справедливо завоевали романсы «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье». А.Н.Серов с полным основанием говорит, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». «Изумительно яркая, кипучая страстность продолжает он, вспоминая пение Глинки пылала в каждом звуке коротенькой мелодии: «В крови горит огонь желанья». Во втором куплете: Склонитесь ко мне главою нежной Этот восточно-пылкий призыв любви быстро сменялся столько же восточным, тихим томлением неги. Совсем иной характер Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказалась в романсе «Я помню чудное мгновенье». Таланты двух корифеев русской культуры Пушкина и Глинки объединены в этом романсе.

Возникло произведение, где слово и музыка слились неразрывно настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не представить сразу же мысленно музыку Глинки.

Интересна история стихотворения и романса. Пушкин посвятил свои стихи А.П.Керн. Глинка был знаком с ее дочерью – Е.Е.Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, возбуждали его музыкальное воображение.С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс-фантазия». Для Керн Глинка написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери. Этот романс – исповедь любящей души, пылкой и восторженной.

Сначала это воспоминание о встрече. Гибкая, пластичная, задушевная мелодия, поддержанная легким аккомпанементом, словно рисует перед нами прекрасный и нежный женский образ. Композитор следит за каждой мыслью поэта, рисует каждую строку отдельной картиной, не нарушая между тем цельности формы и ее простой пластичности.Строфа – Шли годы. Бурь порыв мятежный – и следующая: В глуши, во мраке заточенья – буквально передавая в музыке поэтический смысл стихов, минорными и диссонансными гармониями выражают настроение души, темное, печальное, безотрадное.

И вот снова возникает знакомый, милый образ.Это уже не воспоминание, это - встреча! Мелодия, которую мы слышали в начале романса, теперь становится радостно взволнованной, и, кажется, что только так и можно выразить в музыке настроение заключительного четверостишия: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. … Однажды, летом 1828 года, Глинка встретился с Грибоедовым.

Они много говорили о музыке. «Он был очень хороший музыкант» отмечал позже Глинка. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке, который вскоре за тем развил ее в законченную пьесу и в присутствии Пушкина исполнил своим друзьям.Один из современников вспоминает: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством.

На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал… стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне». Романсы на стихи Пушкина были написаны в разные годы, и Глинка не объединял их в специальном альбоме.Однако и они по существу составляют высоко художественный цикл, в котором каждый романс стал совершеннейшим музыкальным выражением пушкинской лирики.

В конце 1836 года драматург А.А.Шаховской порекомендовал композитору в качестве сюжета для новой оперы «Руслана и Людмилу» Пушкина. Сам Шаховской уже дважды черпал из пушкинских поэм материал для волшебно- феерических представлений. Но Глинку насквозь театральная юношеская поэма Пушкина увлекла все же не сразу.О совете Шаховского композитор вспоминает, когда на вечере у Жуковского Пушкин, упомянув о «Руслане и Людмиле», заметил, что теперь многое бы в нем переделал. «Я желал узнать от него писал впоследствии композитор, - какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная его кончина его не допустила меня исполнить этого намерения». Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1820). Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы.

Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся содружество.Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным (1809-1841), по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: «Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым.

В ноябре – только уже 1842 года – Большой театр извещает о премьере новой оперы Глинки. «Сегодня в пятницу, 27-го ноября, на Большом театре: «Руслан и Людмила» волшебная опера, первое представление» сообщает газета «Северная пчела». Итак, Глинку привлекла русская сказка.

Древняя киевская Русь, храбрые витязи, злые и добрые волшебники, чудесные приключения героев воодушевляли фантазию композитора. Чародеи, богатыри, всяческие чудеса были обязательной принадлежностью многочисленных русских опер начала XIX века, за что их и называли «волшебными». Так же назвал свою оперу и Глинка.Но, конечно, опера «Руслан и Людмила» стоит неизмеримо выше других опер тех времен. Глинка в «Руслане и Людмиле» ни на один момент не допускает поверхностного, легкого отношения к главным персонажам оперы, к их судьбе, хотя элементы шутливости в обрисовке героев имеются в юношеской поэме Пушкина (она вышла в свет, когда поэту был 21 год). В героях оперы Глинка видит реальных людей, его рассказ о них серьезен и реалистичен.

Остановимся подробнее на образах героев оперы. Храбрым витязем представлен Руслан.Освобождая Людмилу из заточения, он проявляет себя героем: смело идет навстречу опасностям, вступает в поединок с злым Черномором.

Но в этом героическом образе Глинка раскрывает и другие черты. Это можно увидеть хотя бы на примере его арии из 3-й картины II действия. Руслан в глубоком раздумье на поле боя. Пустынная равнина навевает на него мрачные мысли. Может быть, и ему суждено сложить свою голову в бою с Черномором?… Но Руслан недолго предается мрачным мыслям. Основная часть арии полна энергии, боевого порыва, решительности: Другой важный эпизод этой части арии связан с мыслью о Людмиле.Руслан уверен в своей победе над Черномором, в том, что вновь обретет счастье со своей любимой. Музыка здесь полна нежного чувства.

Ария Руслана насыщена разнообразными переживаниями. Глинкой создан живой и богатый человеческий образ. Средствами музыки здесь нарисован выразительный портрет. Опера «Руслан и Людмила» – это опера нового типа. Своим содержанием она тесно смыкается с русским эпосом (былины сказки, предания). Сказка лежит в ее основе.Начало оперы – картина пира в гриднице великого киевского князя – напоминает характерный былинный зачин: Во стольном городе во Киеве, У великого князя у Владимира А и было пирование-почестен пир… Придавая в своей опере первостепенное значение элементам былинно-героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца-сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи: Но вдруг раздался глас приятный И звонкий гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана, И Лелем свитый им венец.

В опере Глинки Баян – не только «сладостный певец», прославляющий новобрачных. По своему значению он близок тому прославленному Баяну, которому посвящены начальные строки «Слова о полку Игореве…». Он – «вещий» поэт, олицетворение исторической памяти народа и его вековой мудрости.

В песнях-сказах глинкинского Баяна первое слово – к народу и о народе: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой! Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна: Про славу Русския земли Бряцайте, струны золотые Как наши деды удалые На Царьград войною шли. Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравница.

Своеобразие содержания определило и своеобразие построения оперы, ее драматургии, близкой в ряде моментов к народному эпосу. Действие оперы, события в ней проходят перед глазами зрителя в спокойном, неторопливом движении.Композитор не стремился к быстрому, напряженному развитию.

Он, как опытный рассказчик, повествующий о «делах давно минувших дней», рисует перед слушателями то одну, то другую картину.И не всегда следующая картина является продолжением предыдущей: композитор словно отклоняется в сторону, заводит речь о другом и лишь потом возвращается к основной теме. Подолгу останавливается Глинка на характеристике героев, для чего и использует развернутые арии-портреты. Заключает оперу монументальный и вместе с тем стремительно подвижный, ликующий финал.

М.Горький справедливо отметил, что ощущение своей исторической устойчивости, законной гордости за себя вдохновило народ на создание былинно-героического эпоса. Оно же было и остается источником неиссякаемого оптимизма всего народного искусства.Глинка с подъемом и воодушевлением передал это неизменное ощущение великого народа в ликующей музыке финала, идея которого выражена заключительными словами оперы: Да процветает в силе и красе Наш край родимый в вечны времена! Официальное мнение об опере было очень резким.

Царь уехал из театра, не дожидаясь конца спектакля. Аристократия отрицательно отнеслась к «Руслану и Людмиле». Ряд деятелей русской культуры сразу признал оперу гениальной. Здесь выделяется оценка, данная Одоевским. «О, верьте мне! – писал он, обращаясь к современникам она ваша радость, ваша слава.Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его черви спадут на землю, а цветок останется»… Список используемой литературы: 1.«Очерки по истории русской музыки XIXв.» – Т.Хопрова, А.Крюков, С.Василенко. 2.«Глинка» – И.Ремезов. 3.«Музыка» – Т.И.Науменко, В.В.Алеев.

– Конец работы –

Используемые теги: Пушкин, Глинка0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пушкин и Глинка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир -… Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе это такой колодец, из которого может…

Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир -… Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе это такой колодец, из которого может…

Пушкин в Тверской губернии или тверская тропа к Пушкину
Теперь эти заповедные места Берново, Малинники, Павловское, Старица, Торжок стали широко известны, их объединяет увлекательный маршрут Пушкинское… Заглянем в одну из тверских летописей, где рассказано о боярской семье… Знало разор и пожары, полыхавшие на этой земле в годы княжеских усобиц. И об этом сказано в летописи. На одной из ее…

Пушкин и Цветаева, Пушкин и Ахматова
Поразительно, но иногда мне кажется, что Цветаева считала Пушкина своим современником вопреки тому, что жила в другую эпоху, вопреки даже здравому… Силой своего воображения Марина Цветаева однажды в детстве создала себе живого… Таким образом, заполнив собой значительную часть духовного мира Марины Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в её…

Образ Татьяны Лариной в поэме А. С. Пушкина " Евгений Онегин"
Исторический пласт жизни общества представлен на всех уровнях : социальном , культурном , личностном .Социальный фон жизни явлен достаточно широко :… Полное описание эпохи требует не только ответа на вопрос ,как живет , но и чем…

Пушкин в Болдино
Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих… Избы с двух сторон образовывали широкую улицу. Глаза они не радовали: серо и… Деньги нужны же были позарез: он, жених, обязался доставить своей невесте приданное; без него Наталья Ивановна…

Пушкин А.С. "Каменный гость" (Литературоведческий анализ одной из маленьких трагедий)
Каменный гость до сих пор остается наиболее трудно интерпретируемой вещью если не во всей пушкинской драматургии, то среди маленьких трагедий.Задачу… Уже сам Белинский успел заметить, что при его подходе Каменный гость… Из этого тезиса и вытекает наша задача - попытаться, хотя бы на уровне тепло - холодно , приблизиться к пониманию…

Дуэль и смерть А.С.Пушкина
Здесь он стал приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена. Ему было оказано в Петербурге особое внимание. Император Николай… Из письма А.Н. Карамзина брату Начинаю с того, что советую не протягивать ему… Геккерен, будучи умным человеком и утонченнейшим развратником, какие только бывали под солнцем, без труда овладел умом…

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности.Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершнного… В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство,… Птр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти…

Романсы Михаила Ивановича Глинки
В ряду великихрусских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущимсветом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым… Охватывающее широкий круг человеческихпереживаний, облач нное в гармонически… В последние месяцы 1824 годаГлинка сочинил романс Моя арфа . Автор считал его неудачной попыткой ипрозвал его…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Бескорыстное и безусловное дарение в Капитанской Дочке Пушкина В историческом исследовании Пушкин показывает реального Пугачева - злодея и народного любимца. Поэтесса Марина Цветаева писала о двух Пугачевых,… Теперь - продолжает Цветаева - очная ставка дат Капитанская дочка - 1836 год,… В этом и заключается отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих отношениях. Капитанская дочка - это поэтическая…
  • Роль Пушкина в культуре Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровнеподнял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской… Читая Пушкина, слышишь его голос.Он был первым поэтом разрушившимусловность… Поэт предстает перед нашим современникомуникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком,…
  • Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" В литературе о Пушкине, считает Б.Бурсов, достаточно выяснен вопрос о том, что в Руслане и Людмиле, по своему жанру близкой одновременно и сказке и… Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в… Торжество правды над коварством, злобой и насилием вот содержание поэмы. Руслан только сказка, с обычным в сказках…
  • Тема свободы в лирике Пушкина Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в этом была относительная свобода. Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником и это не… Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в ней "узника". Вам… Основное содержание романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков,…
  • Дуэли и дуэлянты в литературе А.С.Пушкина Дуэль имеет свою историю. Ее истоки отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья тогда рыцари затевали поединки ради… С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого… В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на…