рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова

Работа сделанна в 2005 году

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова - раздел Искусство, - 2005 год - «Жизнь И Творчество Хусаина Ахметова» Выполнила: Ученица 9 В Класса ...

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУСАИНА АХМЕТОВА» Выполнила: ученица 9 В класса Смирнова Ольга Проверила: преподаватель истории Охотникова Галина Николаевна. Сибай, 2005. Хусаин Файзуллович Ахметов ─ крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки, выработке национального музыкального стиля.Среди произведений, написанных композитором, ─ оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильму.

Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи башкирских и русских поэтов. НАЧАЛО ПУТИ. Хусаин Ахметов родился 6 января 1914 года в деревне Чингиз нынешнего Баймакского района республики в бедной крестьянской семье. Детство будущего композитора было трудным и суровым.Рано лишившись отца, Хусаин, как и остальные дети, батрачил на баев: косил сено, пас лошадей.

С 10 лет он, увлекаемый старшими братьями, на лесосплаве, где прошел хорошую жизненную закалку. Его ─ маленького и худенького мальчика брали туда из-за умения петь. С детства он слыл мастером исполнения башкирских протяжных песен. «Хусаина из Чингиза» знала вся округа. Великолепная природа, патриархальный быт деревень, национальные костюмы и народные обычаи заложили в композитора знание жизни, любовь к родной земле.С детства он стал талантливым носителем фольклорных традиций своего народа.

Стиль протяжной народной песни станет в его творчестве определяющим. Желание учиться приводит его в Баймакскую горно-промышленную школу-техникум, а затем в Казанский музыкальный техникум, где он учится в классе скрипки. Именно в Казани знакомство с музыкой татарских композиторов и личная встреча с Салихом Сайдашевым наводит его на мысль стать профессиональным композитором.УЧЕБА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СТУДИИ. В 1932 году Хусаин Ахметов случайно узнает о наборе в башкирскую национальную студию при Московской консерватории и легко поступает туда. Первоначально он учится на вокальном отделении, но вскоре выясняется, что истинное его признание ─ сочинение музыки.

Сидя за инструментом в каком-нибудь классе, он любил подбирать башкирские народные мелодии, искать подходящий аккомпанемент, импровизировать.В 1936 году по инициативе профессора Г. И. Литинского при башкирской студии открывается композиторское отделение и Ахметов становится его первым учащимся.

В его первых же сочинениях ─ обработках народных песен «Густая черемуха» и «Урал», песнях на стихи М. Гафури и К. Даяна, инструментальных пьесах, несмотря на несовершенство, чувствуется индивидуальный почерк.Из произведений студенческой поры наиболее известна сюита для скрипки и фортепиано, первая часть которой обрела самостоятельную концертную жизнь, как Фантазия на тему народной песни «Буранбай». Благодаря композитору эта любимая им протяжная песня зазвучала на скрипке в сопровождении фортепиано, в трехчастной форме.

Для своего времени это было новым явлением в башкирской музыке. ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. С началом Великой Отечественной Войны Хусаин, как и многие студийцы, записался добровольцем на фронт. Его как снайпера зачислили в истребительный батальон Краснопресненского района Москвы. Но к третьему месяцу службы у композитора обострилась болезнь легких и его демобилизовали.В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и устраивается работать музыкальным редактором на радио.

С 1944 года продолжаются занятия в башкирской национальной студии. Уроки по композиции теперь ведет московский композитор Николай Карпович Чемберджи. Под его руководством Ахметов создает обработки народных песен, песни «Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады «Священная война», «Черный воин и молодой охотник» на слова Б. Бикбая.Они положили начало созданию цикла баллад, посвященныих событиям и героям Великой Отечественной Войны. Тогда же Хусаин Ахметов впервые выступил перед музыкальной общественностью как композитор.

В августе 1945 года Хусаин Ахметов, закончив национальную студию при Московской консерватории, вернулся в Уфу. С этого времени начинается его активная творческая деятельность.Среди произведений раннего периода ─ соната-фантазия для фортепиано, симфоническая сюита «Лирические напевы», музыка к кинофильму «Советская Башкирия» (вместе с Р. Муртазиным). Специально к декаде башкирского искусства в Москве (1955) были созданы кантата «Здравица» на стихи Ханифа Карима и «Прощальная песня» (сл. М. Карима), которую спели все участники заключительного концерта Декады на сцене Большого театра СССР. Самой крупной работой в тот период стала для него работа над балетом «Горный орел» (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), премьера которого в апреле 1959 года окончательно превратила ее авторов в признанных композиторов.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Главное место в творчестве Хусаина Ахметова занимает вокальная музыка ─ музыка для пения.

Его песенное творчество можно назвать музыкальной летописью советской эпохи. Как и любой крупный художник, композитор искренне выражал идеи своего времени: пафос борьбы за мир, прославление дела Ленина и партии, высокий патриотический дух, без устали прославлял свой родной край и людей труда, пел гимн дружбе народов.Среди лучших его песен марша «Да здравствует мир» и «Комсомольская песня» (обе ─ на слова Г. Амири), «Герой полей» (сл. К. Даяна), «Марш труда» (сл. Н. Идельбая). Некоторые молодежные песни композитора запечатлели общественно значимые события своего времени: освоение целины в башкирском Зауралье нашло отражение в песне «Провожаю любимого на целину» на собственные слова, труд башкирских нефтяников воплощен в песне «Нефтяница Гулькей», о столице Родины Москве поется в песнях «Тебе, Москва» (сл. Р. Нигмати) и «Кремлевские куранты» (сл. В. Филова). У Хусаина Ахметова много вальсовых мелодий.

Известная вальсовая песня «Уфа ─ прекрасная столица» на слова Р. Янбулатовой положила начало написанию цикла песен, посвященных башкирской столице.

В 1966 году при возведении курантов на Советской площади в Уфе, ее мелодия была избрана музыкальной эмблемой города.Наибольшую любовь народа композитор заслужил написанием песни «Родная деревня» на собственные слова (1965). После исполнения ее по радио земляком композитора Рамазаном Янбековым ─ впоследствии народным артистом республики ─ песня эта стала поистине народной.

В золотой фонд башкирской вокальной музыки вошли лирические песни и романсы композитора. Это такие романсы, как «Я к Идели раз спустилась» (сл. Р. Нигмати), «Приходи в сад» (сл. Г. Афзала), «Твои глаза» (сл. С. Кудаша), «К тебе стремится сердце мое» (сл. К. Даяна), песня «Я влюбилась» (сл. М. Карима). В них до бесконечности разнообразно варьируется тема любви, о ней поется в певучих, благородных мелодиях.Полным слиянием поэтического и музыкального образов пленяют общеизвестный романс «Неси людям солнца свет» (сл. Ш. Бабича), вокальная поэма «Без тебя жизнь невозможна» (сл. Н. Наджми). Первым же романсом в башкирской музыке считается лирический романс Хусаина Ахметова ─ музыкальный пейзаж «Ночной Урал» на слова К. Даяна (1947). Композитор воплощает красоту и обаяние спокойного летнего вечера, ночи, любуется ее затихшей, словно зачарованной природой, и это облагораживает, поэтизирует художественный образ.

За вокальное творчество композитор был удостоен Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968). ОПЕРА «СОВРЕМЕННИКИ» («ЗАМАНДАШТАР»). Опера «Современники» посвящена жизни башкирских нефтяников и написана в 60-е годы в содружестве с драматургом Баязитом Бикбаем, который сам разработал сюжет.

Ее премьера 11 декабря 1970 года, в год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, вылилась в торжество советского образа жизни.Сюжет оперы в полной мере воплощает жизненные идеалы советского времени с общепринятой трактовкой образов: коммунисты, комсомольцы ─ положительные герои, кулаки ─ отрицательные. действие оперы охватывает большой период в жизни страны (с 1934 года и до 70-х) и вбирает в себя судьбы многих людей.

Авторы оперы хотели отобразить преемственность поколений и в образах главных героев показать становление человека нового социалистического общества.В первом акте действие происходит на берегу Агидели, где нефтяники празднуют пятилетие со дня первой выдачи нефти.

Следуют башкирские и русские хоры, веселые танцы. Так в опере убедительно звучит тема интернационализма. Секретарь парткома Иван Кленов рассказывает собравшимся о трудовых успехах, управляющий нефтепромыслом Тагир Уралов в застольной песне славит борьбу во имя светлого будущего. Их пение все время подхватывается хором. Так композитор воплощает единство партии и народа. В разгар веселья Тагир падает, смертельно раненный пулей кулака Курамши Батталова.В хоре «Как ясным днем с неба гром ударил» народ оплакивает смерть Тагира: музыка, первоначально траурная, постепенно наполняется высоким пафосом и в кульминационный момент звучит как клятва в вечной памяти герою.

Действие второго акта происходит в 60-е годы на нефтепромыслах около большого города. Уже много лет убийца Тагира Курамша скрывается под видом сторожа Буребая. Он полон ненависти к процветающему советскому строю, ведь до революции эти земли принадлежали его отцу, сосланному в Сибирь.Лейтмотив Курамши мрачный, мятущийся, неоднократно звучит в опере в низком регистре.

Он подстрекает Абдрая (Абдрахмана Курсаева) ─ заместителя начальника продтехснабжения, пустить слух, будто молодой инженер Ильяс ─ сын Курамши, и тем самым разбить счастье Ильяса и Гульсум ─ дочери Тагира Уралова, ударницы труда.Музыка, связанная с Абдраем, ─ залихватская, легкомысленная, ведь он живет более, чем в достатке. Появляется оператор Бибинур, безответно любящая Абдрая.

Это эпизодический персонаж, но ее протяжная ария, расцвеченная виртуозными колоратурами и выражающая сложные душевные переживания, ─ одна из самых выразительных в опере. Большое место в этом акте занимает любовная сцена свидания Гульсум и Ильяса.Их взаимные чувства выражены в любовной арии Ильяса, пронизанной светлым, радостным чувством, и в лирическом дуэте героев. «Дуэт рисует образ счастья, красота музыки подчеркивает красоту духовного мира наших молодых современников», ─ писали в те дни республиканские газеты.

В следующей картине обрисовывается обстановка торжественного собрания, посвященного вручению передовикам труда переходящего Красного Знамени. Музыка очень торжественная, отвечающая духу своего времени. Из нескольких хоров центральным является «Гимн труду». В президиуме ─ почетные гости, а также Ильяс, Гульсум, Иван Кленов.Мать Гульсум ─ Зухра также пришла на праздник и неожиданно узнала Курамшу ─ убийцу своего мужа. Буребай решительно отрицает обвинение и покидает зал. Воспользовавшись общим смятением, Абдрахман объявляет, что Ильяс ─ законспирированный враг и сын Курамши.

Еще большее смятение вносит прибежавшая Бибинур с известием о том, что Курамша поджег нефтепромыслы. Вся эта сцена является кульминационной в опере. В третьем акте действие происходит в сквере больницы.Гульсум, пришедшая навестить больную мать, вся в сомнениях. Удивительно сочетаются в ее арии распевность и заостренность интонаций, словно гамма чувств, нахлынувших на героиню, приводится в порядок волей разума.

Зухру также одолевают тягостные думы: она не хочет породниться с сыном кулака. Ясность вносит Иван: в ариозо «Все «враг» да «враг» твердишь» он «рассказывает», как сам стал жертвой клеветы и 17 лет отсидел в лагере как враг народа. Там он и усыновил убежавшего из детского дома Ильяса. В конце сцены проведать больную Зухру приходят Бибинур с Ильясом, раненным при тушении пожара.Постепенно реплики всех действующих лиц сливаются в квинтет: каждый выражает свои «мысли вслух». Курамша в бешенстве ─ он не успел взорвать прииски.

Увидев приближающихся счастливых Гульсум и Ильяса, он отступает и падает с обрыва в реку. Важное значение в опере играет эпилог, именно в нем воплощается торжество основной идеи произведения ─ прославление идеи коммунизма.Жизнеутверждающая мелодия заключительного хора «Гимн Солнцу» в свое время звучала как гимн советской эпохе, ныне же эта музыка воспринимается как гимн нашему суверенному Башкортостану.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Хусаин Ахметов много времени уделял общественной работе, занимаясь организацией музыкальной жизни в республике.В 1945 ─ 1947 годы он заведовал музыкально-фольклорным кабинетом при Управлении по делам искусств БАССР (с 1953 года ─ Министерство культуры) и на этом посту увлекся сбором и расшифровками башкирских народных мелодий, которые опубликованы в нескольких фольклорных сборниках.

В 1948 ─ 1953 годы он был председателем Союза композиторов республики, долгие годы он был также заместителем республиканского Комитета защиты мира. Самые лучшие его годы (1946 ─ 1974) прошли в должности художественного руководителя Башгосфилармонии. Здесь он погружается в проблемы творческих коллективов, создание репертуара, организацию гастрольной деятельности. Затем (1976 ─ 1992) он возглавлял Хоровое общество Башкортостана.ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА. В 70 ─ 80 годы композитор очень много работал.

Как истинного философа его интересуют такие проблемы, как жизнь и смерть, время и вечность, человек и природа, любовь.Хусаин Ахметов первым обратился к творчеству Мифтахетдина Акмуллы, написав на его стихи вокальный цикл «Пять стихотворений » (1981). Он же написал несколько вокальных циклов на стихи русских поэтов-классиков и поддержал этим русскоязычную линию в башкирской музыке «Пушкиниана» на стихи А. С. Пушкина, «Русская лирика» и «Персидские мотивы» на стихи С. Есенина, цикл на стихи Лермонтова ─ произведения, отобранные композитором для музыкального воплощения, поражают своей актуальностью и поныне. «На эти стихи невозможно не написать музыку», ─ говорил он. Все романсы последних шести лет жизни (1986 ─ 1992) на слова башкирских поэтов композитор объединил в вокальный цикл «Вселенная». Ему казалось, что их объединяет сама жизнь, вечно текущая под Луной Премьера его второй оперы «Нэркэс» по романтической трагедии Ильшата Юмагулова на либретто самого композитора и режиссера-постановщика Рифката Валиуллина состоялась после его смерти в ноябре 1994 года. История любви юной Нэркэс и батыра Тимерхана разворачивается на фоне междоусобной войны между башкирскими родами.

Написанные две симфонии, симфоническая картина «Урал-батыр» при жизни композитора остались неисполненными. Его творчество одно из высших достижений башкирской профессиональной музыки.

Заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист РСФСР ─.

– Конец работы –

Используемые теги: Жизнь, Творчество, Хусаина, Ахметова0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и творчество Хусаина Ахметова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчество Хусаина Ахметова
Главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи… Рано лишившись отца, Хусаин, как и остальные дети, батрачил на баев: косил… С детства он стал талантливым носителем фольклорных традиций своего народа. Стиль протяжной народной песни станет в…

Жизнь и творчество А.Солженицына
После всего, что было собрано в этой книге, что былораскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с однойстороны, документального… Не закончив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942 по1945-й командует … Затем был сослан в Казахстан навечно , однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителемв…

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество
Ведь именно им поэзии, прозе дана великая способность проникнуть в глубину человеческой души, постигнуть трагедию мира, взвалить на свои плечи все… Оглядываясь назад, на 20-й век, хочется сказать, что в России он прошёл не… Не материальные ценности накопили мы, не благополучие, не уверенность в себе, «не полный гордого доверия покой» мы…

Михаил Зощенко: Жизнь и творчество
После Октябрьской революции он стал пограничником в Стрельне, затем был переведен в Кроншдат. Был демобилизован по болезни (во время боевых действий… Он был: агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по… Опубликованные в 1922 году «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» привлекли всеобщее внимание. На фоне…

Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы Свидетельство 4379 30-го Апреля 1890 года выдано сие свидетельство в том, что в… Мой отец был в то время отставной инженер механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые…

Жизнь и творчество Карла Павловича Брюллова
Их работы, их произведения составляют наиболее заметную часть жизни искусства. Эти люди, к числу которых относилось немало знаменитых художников, в первую… Развитие искусства всегда связано с развитием школ, в которых формируются представители того или иного…

Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество
Учился он, по собственному признанию, «скверно», но много и самозабвенно читал – Ж. Верна, Э. По, Ч. Диккенса, которого, вспоминал Андреев,… Он и в зрелые годы оставался «под знаком» Шопенгауэра (Лит. наследство. Т.… Бедствуя, Андреев дает уроки, рисует на заказ портреты (как и в Орле после смерти отца в 1889). Окончив в 1897…

Брюсов. Жизнь и творчество вождя символизма
У Брюсова можно встретить немало стихов, казалось бы отвечающих таким представлениям, стихов, где поэтизируется одиночество, отъединенность человека… Этот контраст, соединение, казалось бы несоединимых черт представляет собой… Правда, Брюсов давал немало оснований для подобных утверждений. Обращаясь к новым темам, властно раздвигая горизонты…

Жизнь и творчество В.А. Жуковского в Калуге
Надо сказать, что одним из ключевых слов и понятий Жуковского и в прозе, и в поэзии и в жизни было понятие человеческой Добродетели. Идея… Жуковский как бы всю жизнь познает себя, пытаясь найти на неё ответ.Но видимо,… Но она оказалась благосклонной к ребенку. Афанасий Иванович, любивший Сальху, пожелал устроить судьбу своего…

Монтеверди. Жизнь и творчество
Маленький Клаудио был очень способным учеником. В подростковом возрасте он уже опубликовал несколько произведений как на религиозную, так и на… Прекрасные произведения, вошедшие в их состав, более современны, чем… Он сразу же познакомился со многими известными композиторами и музыкантами того времени, но наибольшее влияние на…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Жизнь и творчество Э.М. Ремарка Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета. Этими словами одного из своих героев Э. М.… Их испепеляли огненые будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.… Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной…
  • Жизнь и творчество П. Флоренского С одной стороны, о Флоренском можно услышать самые восторженные отзывы , и сравнение его с Леонардо де Винче говорит само за себя. С другой стороны,… Он оставил значительные труды по философии, богословию, эстетике, теории… Флоренский был полиглотом, в совершенстве владел латинским, древнегреческим и большинством современных европейских…
  • Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество Его мать. Варвара Петровна говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, происходила из богатой… Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого брака оказалась… На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспоминает близкая и…
  • Жизнь и творчество Ван Гога как яркого представителя искусства рубежа XIX и XX века Художники конца XIX века искали новые средства выразительности в живописи. Одним из них был гол¬ландец Винсент Ван Гог. За 10 лет напряженной работы в… Его жизнь была полна головокружительных взлетов и невероятных падений. Борьба с одиночеством привела к душевному…
  • Жизнь и творчество И.А. Бунина И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. И.А.Бунин Ивана Бунина можно… Вражда Бунина ко всем без исключения «декадентам» именно этим, конечно, и была… Бунин считал себя прежде всего поэтом. Вряд ли следует с ним соглашаться – масштаб его художественного мышления в…