Поиски оснований морали

Поиски оснований морали в этической рефлексии Нового времени Т. Гопс» Выполнила: ст-ка 3 курса Группы КТ02СР Шифр 139 Саяпина О.А. Проверил: преп-ль Грызлова Т.Л. г. Нерюнгри Введение XVII век - продолжение процессов, начавшихся в пе¬риод Возрождения - Реформации, здесь происходит ра¬дикальный разрыв с духовным наследием средневековья. Быстро развивается и выходит на первый план наука, которая ориентирует человека обращаться не к Священ¬ному писанию, а «читать книгу природы». Будущее свя¬зывают с совершенствованием человеческого разума.

Философы XVII века - «адвокаты человеческой приро¬ды», которой суждено действовать по своим естествен¬ным законам, доступным для разумного понимания. Исторические перспективы представляются как оптими¬стические. Разрабатывается понятие «социальный про¬гресс». В духовной жизни господствует установка на «прак¬тическую философию», где практичность понята не в этическом, а в техническом смысле.Знание нужно, что¬бы переделывать мир. Теология, по существу, исключа¬ется из философии и естествознания, остается лишь де¬истическое представление о Боге как создателе вселен¬ной, который больше не вмешивается в жизнь своего творения.

В качестве познавательного идеала выступает математическое знание. Гуманитарные науки должны строиться по типу математики, тогда они могут гаран¬тировать практическому целеустремленному индивиду правильное поведение.Поиски оснований морали в этической рефлексии Нового времени Крупнейшим философом Нового времени, оказавшим большое влияние на этическое знание, является англий¬ский материалист Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Гоббс был разносторонним мыслителем, чьи интересы распро¬странялись и на вопросы мироустройства (жизнь под¬чинена законам механики), и на проблемы, сознания и мышления (он развивает знаковую концепцию языка), и на темы нравственности и государства.

Этическую проблематику Гоббс рассматривает в произведениях «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимос¬ти», в трилогии «Основы философии». В своей этике Гоббс утверждает неизменную приро¬ду человека: человек - разумное существо, субъект мо¬рали и политики.

Вслед за Макиавелли он говорит о том, что человек - естественный эгоист, он исходно ори¬ентирован на насилие и господство.Эти взгляды Гоб¬бса, несомненно, являются выражением того объектив¬ного состояния общества, когда механизм буржуазной конкуренции начинал работать в полную силу, сталки¬вая между собой индивидов, борющихся за социальное выживание. «Человек человеку волк» - этот тезис Гоббса концентрированно выражает его представление о человеке.

Люди изначально находятся в состоянии «войны всех против всех», и угроза взаимного истребления застав¬ляет их заключать некий «общественный договор»: они организуют постоянно функционирующее государство и начинают соблюдать «золотое правило морали»: не де¬лай того, чего не желаешь себе. Таким образом, есте¬ственная потребность выживания приводит к самоогра¬ничению исходного эгоизма, при котором каждый счи¬тает, что имеет право на все. Взаимная ненависть и страх создают базу для относительного равновесия.

Общество, возникшее в результате всеобщего дого¬вора, вовсе не является счастливым царством гармонии и приязни.Договор насильно стягивает атомарных ин¬дивидов, влекущихся своими интересами в разные сторо¬ны. Это очень похоже на механическую силу тяготения, которую открыло естествознание в природе.

Установлен¬ный порядок является порядком силы, навязываемой большинству как бы извне, насилие и угнетение - его нормальное проявление. Но это единственный разумный путь, который выводит человечество из губительной из¬начальной вражды. Левиафан в библейской мифологии - огромное морское чудовище гигантской силы. Левиафа¬ном Гоббс называет государство, преодолевающее агрес¬сивные устремления людей.Гоббс показывает, что пре¬дельное насилие индивидов по отношению друг к другу в какой-то момент должно вылиться в разумное согла¬шение.

Именно разум выводит человека из дикого «есте¬ственного состояния». Мораль для Гоббса выступает как особого рода связь между эгоистическими индивидами, стянутыми обручем общественного договора. Все моральные проявления так¬же оказываются по сути своей эгоистическими, даже та¬кие, казалось бы, далекие от самозамкнутого интереса, как верность общественному договору, общительность и сочувствие.Порождающей моделью для нравственных отношений являются отношения стоимостные.

Нрав¬ственные черты личности не являются ее субъективны¬ми свойствами или отражением неких трансцендентных начал, они - стоимость или ценность человека в соци¬альной жизни. А ценность, в свою очередь, это цена че¬ловеческих качеств, которая зависит от потребности дру¬гих людей и которую они определяют и назначают. Мораль - система взаимной полезности.Конечные цели и высшие блага, о которых говорит вся религиозно-идеалистическая этика, не существуют для Гоббса.

Он считает, что люди просто выдумывают объективные нравственные идеи, которые на самом деле выступают лишь результатом их самопознания. Реаль¬ны не общие понятия блага или добродетели, реальна конкретная стоимость того или иного нашего качества в глазах других субъектов общения. Достоинство, к при¬меру, это та цена, которая дается человеку государством.Моральность оказывается у Гоббса вырастающей из стремления к власти над другими людьми: морально ценным является то, что вызывает уважение других, а уважение - это выражение власти (повиноваться - зна¬чит оказывать уважение). Любовь и страх перед другим тоже связаны с властными отношениями, так же как бе¬режливость, справедливость и прочие свойства мораль¬ного индивида.

Заключение Говоря о морали, Гоббс отмечает, что человек дви¬жим страстями. Здесь философ отступает от своего стро¬го рационалистического принципа.Эмоциональность, страстность, считает он, составляют двигатель челове¬ческого поведения, именно они заставляют индивидов неутомимо стремиться к собственной выгоде, богатству, славе, власти.

Мысли - это разведчики и лазутчики, ищущие путь к желаемым вещам, они направляются страстями и желаниями человека.