рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - раздел Искусство, Эстетика Средних Веков И Эпохи Возрождения Эстетика Византии (Iv-Xv Вв.) Виз...

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эстетика Византии (IV-XV вв.) Византийская империя была христианским государством, культура которого оказала большое влияние на формирование культуры восточных славян. Эстетика Византии носит религиозный характер, т.е. в первую очередь рассматривается красота божественного, а искусство мыслится как способ постижения божественного. Абсолютная красота божественного мира является образцом, причиной и целью земной красоты.В трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита, например, рассматривается три уровня красоты: • абсолютная божественная красота; • красота небесных существ; • красота предметов материального мира. Главной модификацией прекрасного в византийской эстетике почитался свет: божественный свет, лучи которого пронизывают все бытие, делают мир прекрасным.

Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе Фавор. «Свет умный» нужен и человеку для узрения мысленных вещей и слияния со светом божества.

Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала живописный канон, предполагавший символическое значение цвета: пурпурный цвет символизирует божественное; голубой и синий – трансцендентное, небесное; белый – святость; красный – жизнь, огонь, спасение и кровь Христову; золотой – свет. Особенностью византийской эстетики является ее символический характер.Поскольку Бога нельзя постичь человеческим разумом, можно приблизиться к нему через образ, символ.

У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не изображает духовную реальность, а указывает на нее, позволяет созерцать сверхчувственные объекты.В борьбе иконоборцев и иконопочитателей победили последние, с тех пор сложилась теория иконы как образа-символа, ведущего к первообразу, Богу. Был составлен иконописный канон, предполагавший, что богомаз (художник) должен писать не внешнее, а сокровенное; не личное видение, а всеобщее духовное содержание.

Христианский богослов Иоанн Дамаскин выделил три главных аспекта иконопочитания: • дидактический (икона – это книга для неграмотных); • психологический (икона вдохновляет религиозные чувства); • догматический (икона выступает документальным свидетельством о трансцендентной реальности, источником благодати). Религиозная эстетика Византии имела много общего с проникнутой христианством эстетикой европейского средневековья.

Эстетика европейского средневековья В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота – лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются.Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом. Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического.

Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием «римского» стиля (Roma – Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий.

Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью. Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти.Термин «готический» был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, «классическим» стилем, он представлялся «варварским» (готы – одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры.

Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими.Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства. Эстетика эпохи Возрождения Термин Renissance (Возрождение) принадлежит Джорджо Вазари, автору «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Вазари считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы.

Как и в античности, главной темой в искусстве становится не Бог, а человек, эстетика приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение.

Таким образом, Бог стал ближе к миру, сформировался интерес не к трансцендентной («запредельной»), а к природной красоте.Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом, да и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи). Леонардо да Винчи считал живопись царицей всех наук. Такое сближение искусства и науки предполагало, что искусство способно дать истинное знание о сущности вещей, оно выделяет эту сущность, делает ее явной.

Чтобы искусство давало знание, в основе изображения должны лежать математические закономерности. В частности, Альбрехт Дюрер разрабатывал учение о числовых пропорциях человеческого тела, ту же цель преследовал Леонардо своим чертежом человека, вписанного в круг и в квадрат.В своих построениях они ориентировались на правило «золотого сечения». Художники Возрождения открыли секрет построения прямой перспективы, т.е. изображения объема на плоскости.

Итак, творцы эпохи Возрождения стремились выработать четкие, почти научные правила для художника, «поверить алгеброй гармонию». При этом они избегали слепого копирования действительности, их художественный метод – идеализация, изображение реального таким, как оно должно быть. Следует подражать природе, но только прекрасному в ней. В сущности, такой подход весьма близок идее Аристотеля о том, что искусство, подражая природе, должно запечатлевать идеальную форму в материале.

Эстетика Возрождения уделила значительное внимание категории трагического, в то время как средневековая мысль тяготела к анализу категории возвышенного. Философы Возрождения ощущали противоречие античных и христианских оснований своей культуры, а также неустойчивость положения человека, опирающегося только на себя, свои способности и разум.

– Конец работы –

Используемые теги: эстетика, средних, веков, эпохи, Возрождения0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема №9 Философия Средних веков богословие и эпохи Возрождения
Лосский Вл Догматическое богословие Раздел п Лосский Вл Боговидение М С... Вопросы... В ч м отличие богословия от философского мышления...

Культура средних веков. Эпоха возрождения
Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное… Вот это самое нравиться должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры. Следовательно, слово культура еще на первых…

Эстетика эпохи Возрождения
Так же к эпохе возрождения относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от… В это время происходит новое осознание прекрасного и безобразного,… В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой,…

Эстетика эпохи классицизма XVII века
Взамен же ей предлагается новая форма бытия опора индивида на общество, сознательное стремление служить ему. Однако я считаю, что мы можем… Тем самым эпоха Возрождения кажется мне ещё не до конца познанной во всей… А значит, имеет смысл говорить об общих основах классицизма, имея в виду французскую живопись и поэзию XVII века, и…

Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии
В развитых странах Европы в период век происходит развитие торговли и... Развиваются города Они становятся центрами экономической и культурной жизни Это была вершина развития феодализма...

Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения
Как может не появиться конфликт, и нетолько один, если в стране такой кризис. Именно в этот час и в связи с такимиобстоятельствами и возникло учение… Вспоминая мысльМакиавелли, что люди быстрее простят смерть отца, чем… При этом для неговажно, какими путями - с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью,судьбе или доблести -…

Эстетика эпохи Возрождения
В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским.И все же искусство этой эпохи, при… Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард… Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к…

Лекция 1. "История зарубежной лит-ры средних веков и возрождения" Смирнов, Макуйский
quot История зарубежной лит ры средних веков и возрождения quot Смирнов... Общая характеристика лит ры средневековья Средние века начинаются в...

Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения
Именно в этот час и в связи с такими обстоятельствамии возникло учение Николо Макиавелли. Конфликты были и будут, они будутсопровождать нашу жизнь… Автор исследует как центральную проблему различные виды государств… От этого зависит его прочность еслигосударство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновьприобрет…

Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения
Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему… Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся… В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…
  • Эстетика эпохи возрождения (основные черты, персоналии) Однако непонятно, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какая античность имеется в виду. Говорят, что… Если бы заняться вопросом об учете всей этой антицерковной литературы, то для… Все подобного рода характеристики, взятые сами по себе, конечно, правильны и даже неопровержимы.Возрожденческие…
  • Психология: от эпохи Возрождения до середины XIX века Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии.Понятия душа и психика одинаковы… Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга. Основателем… Правильно думают те говорил Аристотель своим ученикам кому представляется, что душа не может существовать без тела и…
  • Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским.Этот период ознаменован невиданным творческим… Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы… Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих…
  • Культура эпохи возрождения Именно такое значение термина Возрождение Ренессанс принято в настоящей работе. Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не… Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот…