Уральские камни

Уральские камни В 1765 году начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таежного Урала, вольные старатели к 1885 году "объявили" более чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.Драгоценные камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов.

Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных уральских художников-ювелиров. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в "звездочку", "розой", в ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики.В отчетах смотрителей фабрики упоминается "груша", "элипт", круглый, овальный "капюшон"(т.н. кабошон), четырехсторонняя, восьмиугольная грань.

Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству, исчезали всякие пороки в камне. Фабричные гранильщики лишь иногда получали заказы. От местной знати, от заезжих чиновников и военных. Изготовливали в основном кафтанные пуговицы из яшмы, табакерки из малахита, разные пряжки и вставки к часовым цепочкам.Получив "вольную" (после реформы 1861 года), гранильщики стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги.

К 80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый, яшмовый, селенитовый.А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелки, в другом - пасхальные яйца, а в третьем - пепельницы, в четвертом - спичечницы в виде башмака - всего не перечесть.

И что самое интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках, запонках.Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло жизнь и красоту камня.

Но к началу XX века почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные скупщики держали мастерские, магазины не только в Екатеринбурге. Они имели доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий.Промысел ширился, разрастался и вымирал. Возрождение началось в 1919 году. Как только был Урал освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу.

Кто по прежнему - на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в артели. Среди кустарных "предприятий" незаметно существовала минералогическая мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания.В августе 1941 года минералогическая мастерская была реорганизована в ювелирно-гранильную фабрику.

Во время войны объявились эвакуированные рабочие Киевской ювелирной фабрики. Выполняли в основном заказы фронта: пуговицы, армейские знаки отличия, хронометры, часы. Также реставрировались серебряная посуда и украшения, поступавшая большими партиями из Госфонда СССР. В 50-е годы в Свердловске было покончено с надомничеством.На фабрику пришло новое молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые специалисты, технологи, инженеры.

Много внедряется технических и технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка драгоценных металлов. Свердловская ювелирно-гранильная была вовлечена в орбиту художественной жизни. Здесь начинают работать первые профессиональные художники, складывается сильная творческая группа модельеров.Основные поиски и эксперименты по разработке новых моделей украшений со вставками из природного камня связаны с организацией на фабрике в 1963 году специализированной творческой группы, в состав которой вошли художники, модельеры, технологи, граверы-инструментальщики, нормировщики.

С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного искусства, его направления.С самого начала уральские художники трудятся и над созданием уникальных произведений, и непосредственно для ювелирной промышленности.

Это привело к возникновению двух главных течений - промышленного и выставочного. Промышленное - обеспечивает создание удобных в носке, целостных по форме, эстетически совершенных изделий, отвечающих высоким промышленно-техническим требованиям.Оно объединяет массу украшений, которые разнятся по материалу (золото, серебро), по ассортименту (серьги, броши, кулоны и т.д.), по количеству тиражей.

Значительное место в заводской продукции занимают изделия из золота. Они выпускаются крупносерийными и малосерийными тиражами. Изделия из серебра - давняя гордость завода. Их ассортиментные и тиражные группы те же, что и у золотых. Но они имеют характерные черты, определяемые свойствами металла. Многогранны явления промышленного искусства. Столь же многогранны творческие индивидуальности каждого из художников.Стремление художников к более полному самовыражению породило так называемые "выставочные" вещи и вместе с ними выставочное течение в ювелирном искусстве.

И на Урале появилась такая категория художников. Желание раскрыть какую-то тему, воплотить какое-то свое переживание, мысль определяют конструкцию и архитектонику вещи, диктуют выбор материала. Для уральцев характерно обращение к природе, к мотивам русского эпоса и фольклора, к мотивам бажовских сказов.В их искусстве много значат поэтическая догадка, лирический порыв, фантазия.

Они верны природному камню и серебру Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/.