Коровин К.А.

Коровин К.А. Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) Первый в русской живописи опыт импрессионизма, предшествовавший ранним портретам В. А. Серова, связан с именем К. А. Коровина - художника, принадлежавшего к блистательной плеяде мастеров рубежа XIX и XX вв в творчестве которых присутствует практически весь спектр изобразительных искусств и архитектура. Русский живописец, тонкий мастер реалистической пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи и жанровые картины.Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру.

Создатель красочных зрелищных театральных декораций. Детство Коровина прошло в доме деда, потомственного ямщика. В 1875 г. будущий художник, вслед за братом, поступил в МУЖВЗ, где занимался у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А К. Саврасова, а с 1882 г у В. Д. Поленова.Важным для эволюции художественного языка молодого мастера стал написанный в 1883 г. "Портрет хористки". Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники, выявив "живую и остроумную наблюдательность художника". Эта картина стала свидетельством живописного мастерства Коровина: впервые показанная на Передвижной выставке 1889 г она спустя одиннадцать лет принесла ему золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

В своем живописном методе Коровин не придает особого значения композиционному построению, а идет к нему в процессе работы, уделяя поиску цветовых отношений основное внимание.Живопись Коровина с характерным сочным мазком, обладающая особой прелестью в своей незаконченности это, по сути, этюды, превращенные из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделенные качеством картинной формы.

В отличие от пейзажей левитановского направления, где природа была как бы резонатором настроения художника, для Коровина сама натура является носителем всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию ее цветового образа.Этот путь в живописи был избран многими представителями московской школы, а этюд "Зимой" (1894) стал программным для целого направления в русском пейзаже.

Позднее, в результате многочисленных поездок по России и Европе, возникли большие серии этюдов; в них с колористической изысканностью переданы приглушенные тона северных пейзажей, чарующие состояния ночных городов, в основном Парижа, блеск огней, отражающихся на влажной мостовой, или, напротив, ослепительные цвета залитых солнцем южных пейзажей.Характерными для творчества Коровина становятся также натюрморты с цветами, особенно с розами.

Наиболее эффектно Коровинский метод отразился в его театральных работах. Важным для Коровина было знакомство в 1884 г. с С. И. Мамонтовым и приглашение стать художником его Московской частной оперы. Дарование Константина Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, так и театрально-декорационном искусстве.Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колористическом богатстве его живописи.

Всеми этими свойствами обладала его первая известная картина "На балконе. Испанки Леонора и Ампара", написанная им еще в 1886 году. В начале века Коровин - одна из самых значительных фигур в художественном мире Москвы.На Всемирной выставке в Париже (1900) Коровин возглавил художественную часть русского отдела; за оформление Кустарного павильона (его называли еще " Русской деревней" или "Берендеевкой") и за свою живопись художник получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его даже орденом Почетного легиона.

При содействии Коровина был организован журнал "Мир искусства". Коровин - деятельный член СРХ. С 1901 г. по приглашению Серова он стал преподавателем МУЖВЗ. В 1905 г. Петербургская АХ признала Коровина своим членом.Среди его лучших театральных работ - "Конек-Горбунок" Ц. Пуни (1901), "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1907), "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова (1909), "Хованщина" М. П. Мусоргского (1912). С 1910 г. он главный декоратор и консультант московских императорских театров.

Поначалу активный участник культурных преобразований, начавшихся после 1917 г Коровин достаточно быстро отошел от художественной жизни новой страны.Прощальной стала организованная И. Э. Грабарем большая персональная выставка художника в Третьяковской галерее в 1923 г. Вскоре Коровин уехал за границу. Эмиграция не облегчила судьбу художника.

Он поселился в Париже и продолжал много работать в театре, живя воспоминаниями об ушедшей России; его ностальгические чувства находили выход в литературном творчестве. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/.