рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве

Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве - раздел Искусство, Два Человека - Два Мира. Античное Представление О Совершенстве Платонова Э.е...

Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве Платонова Э.Е. Греческая религия образовалась как стихия художественная (идеальная, образно-чувственная, где тело вмещает в себя дух, а дух не имеет в себе ничего, кроме тела по Шпенглеру). Телесность греческой религии выражается в очеловечивании образов богов. Прокл, античный философ, образ Афродиты толкует как символ тождества человека с окружающей средой, которая телесно прекрасна.Афродита отождествляет собой торжествующее бытие плоти и тела. Символ конечного и бесконечного (по Шеллингу) - это тождество, изображенное земными средствами, и олицетворяет собой блаженное бытие цветущего прекрасного тела. Возможно именно таким образом два различных образа восприятия бытия в сознании античного человека находят свое примирение.

Это происходит во времена поздней античности.Противоречия в восприятии действительности вызвали желание создать иллюзорный мир, иную реальность, в которой человек мог бы быть окончательно счастлив.

Но эта иная реальность была слишком противоречива: с одной стороны - это была феерия тонких и еле ощутимых эфемерных образов, выражающих духовную суть бытия, и эта суть была трагичной; с другой - это вакханалия плоти, вихрь физических наслаждений, от которых человек падал в исступлении, выражающих единение с природой, но с природой материальной.Найти золотую середину этих двух мировосприятий, объединить два типа человека в одном, найти меру и золотую середину между ними, обретя, таким образом, совершенство - было целью античной культуры.

Поиски жизни и боязнь смерти, приводящих многие жизни к единому знаменателю - бессмысленному существованию, явились толчком к рождению нового образа и восприятия мира. Образ совершенного человека - образ, объединивший в себе два противоположных, стал символом и венцом античной культуры.Вырабатывался тип идеального человека, идеальной жизни. Возможность человеческого естества вместить в себя все духовные богатства космоса стала поводом для возвеличивания телесности.

Немаловажную роль в создании материально совершенного и идеально физического человеческого образа, подлинного бытия сыграло представление о жизни и смерти, мерилом которых была творческая сила плодородия природных сил. Космос обладал творческой, плодородной, рождающей силой, благодаря которой произошел мир и человек. Поэтому плодородие, как сила природы и человека, почиталось чрезвычайно высоко.Почти все культы и обряды, посвященные богам, были связаны с причастием к этой плодородной силе. Приобретением божественной плодородной силы обладали только правители и жрецы.

Все аполлонии, дионисии и обряды, посвященные другим богам, были связаны с плодородием. Оно олицетворяло живительную силу, силу, рождающую жизнь, саму жизнь. Отсутствие плодородной силы у человека и окружающей его природы воспринималось как смерть, одна из ее ипостасей, предвестниц или масок.Поэтому большую популярность получили в античности обряды, превозносящие бурную « вакхическую » , праздную и веселую жизнь как бы в противовес смерти, которая мыслилась тенью материальной жизни.

Жизнь во всех ее проявлениях все-таки мыслилась материальной, вмещающей в себя всю красоту духа. Материальная смерть - не смерть духа, но для человека она была всегда мрачной, ибо его телесное существование со смертью прекращалось. Поддержание и приумножение цветущего прекрасного тела, олицетворяющее плодородие природы, было главным для большинства людей.Именно при помощи этого тела человек мог быть причастным и к духовным тайнам космоса.

Политическая деятельность, творческая и любая другая зависела от красоты телесной. Большое внимание уделялось развитию этой красоты. Олимпийские игры - это игры посвященные богам олимпийцам - символам, сочетающих в себе красоту физическую и духовную. На них мужи соревновались не только в умении хорошо стрелять и бороться, но и в поэзии, и мудрствовании. Поэты представляли на Олимпийских играх лучшие свои творения.Там же разыгрывались трагедии, читались философские и политические трактаты.

Образ человека совершенного сформировался из двух противоположных образов - человека трагичного и человека вакхического. Это стало возможным благодаря тому, что духовность, какой иной природы она бы не была, она вмещается для человека только в физическое естество, в материю, в тело; а телесность со всеми ее страстями и жаждой вкушать сладостных наслаждений тела, все же содержит в себя нечто иное и нематериальное.Следовательно, идеальный образ человека, по словам Гегеля это образ, вмещающий в себя все переживания человека его чаяния, связанные со смыслом жизни (дух), все чувства и переживания повседневной жизни (душа) и желания, страсти и услаждения (плоть) и воплощает их в совершенной форме.

Совершенство форм определяется содержанием духа во плоти.Стремление к совершенству - было самым сильным стремлением античного человека, потому что красота тела, его силы сочетались не только с моральными достоинствами, но и со способностью воспринимать наитончайшие материи духа. Само совершенство в наивысшем своем воплощении заключалось в том, что все смыслы бесконечного космического бытия были известны душе и преобразовывались в совершенную внешнюю форму (см. Приложение 8). Культ совершенства и свобода Формирование совершенного образа происходило в эпоху расцвета античной культуры.

Стремления к совершенству в эпоху поздней античности выразились в государственно-социальной структуре.И как космические силы пронизывали человека: дух человека воспринимал их, душа осознавала и превращала в смыслы, выражая его в форме утонченных мыслей и чувств, лишь затем преобразовывала тело, делая его прекрасным, становясь его содержанием и основой; так и организм государства старался уподобиться этому.

Совершенный человек должен был жить в совершенном государстве. Образ совершенства постепенно превратился в культ, которому поклонялись.Физической телесной красоте отдавалось во всем предпочтение, красоте прощалось все. Считалось, что обладатель внешней красотой не может быть не красив внутренне.

Так в массовой сознании преобразовались те стремления к совершенству, которые были взлелеяны философами, скульпторами, поэтами и художниками теми, кто искали этот образ в себе самом и в окружающем мире и кто сформировал его гениальную простоту. Перед телесной красотой отступали и грозные правители, и непоколебимые судьи, и жестокие полководцы.Стоило знаменитой красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные ее красотой, оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая и римская философия не могла быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.

Математика, физика, астрономия должны были воспевать стихом поэтическую красоту тех предметов, которые изучали.Пластичность архитектуры и скульптуры старалась максимально уподобиться, приблизиться к человеческой красоте.

Скульпторы натирали мрамор воском, чтобы передать теплоту человеческого тела; раскрашивали скульптуры, чтобы достичь максимального сходства с человеком. Часто представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. Лучшее свое проявление массовый культ красоты тела достиг в архитектуре, где математические расчеты сооружаемых храмов соотносились в пропорциях с человеческим телом.Основные меры длины назывались частями тела: пальцы, ладони, локти.

Дорические колонны уподоблялись мужскому телу, ионичесике - женскому. Коринфская колонна создана, как полагал Витрувий, «в подражание девичьей грации». И такие храмы предполагали не обыкновенного человека, а человека совершенного, чей образ преобразовался в образ титана - человека огромных размеров. В массовом сознании мужественный воин, герой ассоциировался с титаном.Гигантизм в архитектуре и скульптуре - таково губительное последствие совершенного образа героя, который стал массовым культом и объектом поклонения. Возможность создания государственного строя, который бы удовлетворял этому культу совершенного человека чрезвычайна мала. Каждый философ посвятил хотя бы одну свою работу государственному устройству.

Античные представления о государстве также идеальны, как и массовый культ совершенного человека.Существование государства, во главе которого стоит философ-мудрец, справедливый и заботливый правитель, пекущийся о насущных проблемах граждан и о славе нации, почти невозможно. Различные формы государственности, от греческих гордов-полисов до римской республики и империи, сменяли одна другую, так и не найдя того идеала, который виделся государственным мужам.

Гесиод - один из величайших умов ранней античности, сформировал космогоническую концепцию мироздания, в которой человек и полис существуют как единое целое.Нормы человека по Гесиоду одновременно индивидуальные и общественные. Достоинства и недостатки человека переосмысляются им в зависимости от социальной необходимости.

Наипервейшим достоинством для человека Гесиод считал добродетель, способную творить на благо общества. Она отделена от человека, ее необходимо приобрести, как приобретают богатство и славу. Добродетель воспринимается им как ряд универсальных качеств человека, направленных на общественное благо.Индивидуальность может существовать и проявлять себя только в обществе. Такое восприятие личности и общества не могло не вызвать противоборства.

Личность, проявления которой не укладывалось в рамки общепринятых идеологически-нравственных норм, не могла обрести того проявления, в котором нуждалась. Различного рода отчуждения и поиски свободы от жестких государственных норм довольно частое явление, отраженное в мифах о героях и богах.Человек, противостоящий богам, ищущий возможность строить свою жизнь по-другому, не завися от их воли, чьи законы были положены в основу государственности один из постоянных образов античности, в котором выразилось отношения человека и общества.

Одиссей, описанный Гомером, пожалуй, самый яркий персонаж, противостоящий воле богов. Геракл, разрушающий своей силой, законы природы; Ясон, покусившийся на святыню богов - это лишь одни из самых популярных, дошедших до нас образов героев-борцов и искателей свободы. Даже сами боги противостоят друг другу, желая обрести свободу.Миф о Прометее, давшем людям божественный огонь, который согрел их души и дома, дал им культуру и просвещение один из излюбленных мифов античности.

Противостояние, рожденное в душе человека, который противопоставляет свое человеческое совершенство божественному, продиктованное культом совершенного человека, рождает трагизм как состояние души. Новый трагизм о несовершенстве бытия и страстное желание свободы. Поиски свободы приводят человека к разделению мир на «родной» и «чуждый». Чуждый мир - это мир враждебный, наполненный холодом, мраком и хаосом, отнимающий у человека его жизнь и свободу, делая его существование бессмысленным.

Мир родной - это мир, принимающий человека, созидающий и упорядоченный, в котором существование человека осмысленно и вечно, потому что приобщено к мировому порядку. Объединение с одним миром и вражда с другим - один из важнейших постулатов, положенный в основу поведения человека в обществе.Обезличивание богов и сил, действующих в «чуждом» человеку мире, зло, хаос, насилие над человеком переносилось гонимым обществом человеком с сил космических на государственные структуры.

Различные восстания, войны - все это суть поиски свободы в мире, и в обществе. Поискам иной действительности была посвящена вся жизнь человека. Родство с миром предполагало единство с ним и свободу действия в нем. Очеловечивание богов в этом родственном человеку мире - важнейший шаг, по словам Фрейда. «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг - очеловечивание природы.С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам». Свобода, как одно из проявлений творческой личности, искала внутренние пути объединения с космосом, в страстном желании вечности, и внешние пути, обладающие возможностью дать свободу в обществе и необходимую платформу для исканий творческой личности.

Именно поиски внутренней свободы, сочетающиеся со свободой в обществе, определяли все бытие античного человека. От нее зависело возникновение различных обрядов и традиций, празднеств и общественных порядков.Поиски свободы внутренней положили начало аполлониям, поиски свободы внешней - дионисиям.

И те и другие празднества сформировали образ культуры мира на все тысячелетие. Различные выходы и проявление желания свободы в человеке существенно повлияли на культуру Востока, положили начало всем идеологическим течениям и материальным традициям Европы, сформировали ее суть и определили развитие. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: Два, человека, Два, мира, Античное, Представление, совершенстве0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Модуль 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Основы концепций представления детерминированной физической картины мира
Модуль ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ... Тема Основы концепций представления детерминированной физической картины... Из наблюдений установлять теорию через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды...

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира
Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной… Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, а также… Определенное представление о философии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из нас постоянно,…

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

"Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума"
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон,… Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной… Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики;…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Христианские представления о творении мира и предназначении человека
На сайте allrefs.net читайте: "Христианские представления о творении мира и предназначении человека"

Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке
Само слово миф имеет древнегреческое происхождение и означаетименно предание , сказание .Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны… Чтоудивительно обнаружилось,что наопределенной стадии историчес-кого развития… Мифвозник изпотребности древних людей в осознании окружающей егоприродной и соци-альной стихии,сущности человека.Об…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума Метод философствования декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон,… Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной… Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики;…
  • Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…
  • Население мира и мировое хозяйство Сейчас численность населения мира составляет более 5,7 млрд чел причем темпы прироста населения несколько снизились.Численность населения зависит… Выделяют два типа воспроизводства населения. Первый "демографическая зима" с… СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Половая структура населения зависит от возраста людей и социально-экономических условий.Во всем…
  • Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе… Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг со… В дальнейших произведениях и повести «Звездопад» (1960 - 72), современной пасторали «Пастух и пастушка» (1989) в…
  • Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки ("Нос" и "Превращение") План работы.I «Петербургские повести» Гоголя как испытательный «полигон проекта Просвещения—современности вещественного, замкнутой на себе и… Эсхатологические мотивы в произведениях Гоголя и Кафки. II Актуальность и… Исследуя феномен, сближающий Гоголя и Кафку, мы убедились в том, что великие идеи, однажды возникнув, уже не покидают…