рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовный ренессанс начала XX в. Его сущность и социальный смысл

Духовный ренессанс начала XX в. Его сущность и социальный смысл - раздел Искусство, Духовный Ренессанс Начала Xx В. Его Сущность И Социальный Смысл Светлана Мих...

Духовный ренессанс начала XX в. Его сущность и социальный смысл Светлана Михайлова К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен.Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.

Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица.Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных идей — в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Трубецкой, Д. Философов и многие другие . Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения.

Хотя эти связанные с религией максималистские вожделения и были, пожалуй, центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острых противоречий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополняться вполне земными требованиями либерально-буржуазных реформ в области надстройки, в том числе и в области религии и церкви. «Это была писал много лет спустя Н. Бердяев эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философской мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму … видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России.

Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Русская религиозная философия ХХ века формировалась, кроме того, в неустанной и систематической борьбе с гуманизмом и идеалами Возрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либо параллелей между двумя этими явлениями. «Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские притязания.

Многие его представители были склонны говорить не просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном». Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое, идейно-философское и религиозно-модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства.

Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов-церковников.

Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к проблеме человека. «Нельзя не видеть, — замечает в этой связи П. К. Курочкин, — что поворот к проблеме человека, в частности его социальной активности,—важнейший аспект модернизации современной религии… Из всех религий самый обостренный интерес к человеку проявляет христианство. Реальным содержанием известной фразы Н. А. Бердяева: «Христианство осталось незаконченным откровением об абсолютном значении и призвании человека» — является утверждение «абсолютной ценности» индивидуальной личности в христианской религии.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: духовный, Ренессанс, начала, XX, Сущность, социальный, смысл0.1

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовный ренессанс начала XX в. Его сущность и социальный смысл

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русская культура в начале XX века
Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…

Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)
В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…

Экономическое развитие России в начале XX века
На сайте allrefs.net читайте: "Экономическое развитие России в начале XX века"

Экономическое развитие России в начале XX века
На сайте allrefs.net читайте: "Экономическое развитие России в начале XX века"

Методика обучения истории в начале XX века
Историческое образование в наиболее концен¬трированном виде отражает политическую систему и идеологию российского общества, структуру… Бесспорно, важны и специальные методы познания прошлого:… Однако этот комплекс проблем не превратился еще в самостоятельную отрасль исторических знаний, которая использовала бы…

История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и… С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных… Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

Взгляды Макса Вебера на актуальные политические события в Германии конца XIX - начала XX в.в.
Переводы политических изданий Вебера на русский язык отсутствовали отрадным исключением здесь может служить знаменитая статья Вебера Политика как… М. Прогресс, 1990. С. 644-2. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ… Во-первых, значительные различия в качестве пахотной земли между полями, засеянными сахарной свеклой в долине Вислы, и…

Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии.
На сайте allrefs.net читайте: Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии....

Сущность государства, общесоциальные и классовые начала
Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и… Напротив, в западных теориях госу¬дарство показано как надклассовое… В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы.Возникавшие проблемы, в том числе…

И когда самопознание превратилось для меня в тот смысл, который пропитывает большую часть жизни, мне стал открываться качественно иной - магический аспект мастерства в любом деле. Это то, что на мой взгляд, объединяет глубинным смыслом подлинных мастеров
На сайте allrefs.net читайте: "Валерий Агеев, Владислав Лебедько"

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам