рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрождение мечты и возвращение к истокам

Возрождение мечты и возвращение к истокам - раздел Искусство, Возрождение Мечты И Возвращение К Истокам Судьба - Дама Более Чем Справедлив...

Возрождение мечты и возвращение к истокам Судьба - дама более чем справедливая, ибо знает, когда, кому и в каком месте посылать информацию. В марте месяце в Ростове-на-Дону сотрудники археологической лаборатории Ростовского госуниверситета срочно исследовали участок под строительство нового здания.А познакомиться с археологической точки зрения с данным местом было крайне необходимо, ибо именно здесь и находился один из валов крепости Димитрия Ростовского, давшей начало нынешней столице Юга России.

Казалось бы: где - крепость, построенная для обороны южных рубежей страны, а где - ее северная столица И тем не менее в качестве случайной находки археологам в руки попадают осколки сервиза с изображениями Исаакиевского собора, Медного всадника Сохранился во времени - это, чтобы не сомневались и фрагмент с клеймом фирмы:"Petеrburg". Вот и не верь в то, что "бывают странные сближенья" : в год 300-летия северной столицы исследуя место происхождения столицы южной, получить такой привет с берегов Невы! И в очередной раз подумалось, что, пожалуй, скорбеть-то надо вовсе не по той империи, распавшейся 12 лет назад, и даже не по другой, которой та наследовала.

Жаль растерянного единого культурного пространства страны, которое позволяло распространяться влиянию одного города - ВЕЛИКОГО ГОРОДА на всю Россию.Петр, "прорубая" уже затертое от частого употребления "окно в Европу", строил город своей мечты, желая показать России, каким может быть российский город в его представлении - чистым, светлым, берущим в плен своими замечательными проспектами, на которых в сумраке белых ночей так величественны его дворцы.

Но, выходит, не так далеки крутой правый и пологий левый донские берега от брегов Невы, особенно от устья впадающей в Дон-Иванович реки Темерник, где по преданию не только верфь корабельная царем-преобразователем построена, но и дубок во времена Азовских походов был посажен.По свидетельству историков, он еще долго шумел своей кроной на территории писчебумажной фабрики Панченко, пока в начале ХХ века ловкие дельцы не срубили красавца, сделав из него "мебеля", снабдив каждый предмет гарнитура биркой - чтобы гордился обыватель тем, на какую древесину помещает он свои телеса. Именно с таким отношением к городу, ставшему ему родным, и боролся челвек, которого подарил Санкт-Петербург Ростову - Андрей Матвеевич Байков.

Дворянин Петербургской губернии, окончивший в северной столице училище правоведения с золотой медалью, городской голова Байков развил в Ростове кипучую деятельность, коснувшуюся всех областей.

Надо было впитать в себя там, в Петебурге, созидательную энергию царя-реформатора, так витавшую в воздухе постоянно обновляющейся столицы, чтобы понять - городу на Дону, тогда грязному городишке с полуразвалившимися общественными зданиями и частными домишками примитивной архитектуры, необходимы банки, общество взаимного кредита, богадельня, гирловый комитет, мощеные улицы и уличное освещение, женское образование, музей, театр, газета Он словно предвидел бурный рост и превращение Ростова сначала в столицу Дона, а потом - и в южную столицу России (ну не Москву же, такую же далекую от теплых краев, как и Питер, именовать "южной столицей"!). Бывают странные сближенья Кто бы мог подумать, что именно в Ростове, отстоящем от Петербурга на сотни километров, можно сегодня отыскать сохранившийся кусочек северной столицы С нелегкой руки священника Крещеновского, проживавшего в Ростове в конце ХIХ века, в местном сообществе утвердилось мнение, что храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на площади Старого Базара, есть точная копия Храма Христа Спасителя в Москве.

Жалко разочаровывать наших патриотов, но Константин Андреевич Тон, тогда еще не профессор, а просто вернувшийся в Петербург из "пенсионерской поездки" в Италию выпускник Императорской Академии художеств, разрабатывая проект самого монументального своего собора, коим действительно является храм Христа Спасителя, паралелльно успел создать и проект церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы в Семеновском полку, что и возведена была в Петербурге в 40-х годах ХIХ века. Достаточно взглянуть на снимок ныне главного ростовского собора и рисунок этой церкви, а также на планы этих зданий, совпадающих один в один, чтобы понять - именно этот проект по разрешению Святейшего Синолда и "привязывал" архитектор А.С.Кутепов к площади Старого Базара Ростова.

Должно быть, также выразительно смотрелся силуэт этого монументального сооружения в ярко-голубом питерском небе, как и в донском, белесом от летнего зноя. Граненые полуколонны, ярусы высоких полуциркульных окон, монументальное пятиглавие - как же это должно было воздействовать на современников! Правда, мраморная отделка была заменена штукатуркой, упростилась внутренняя отделка (средства-то собирались не один год городским купечеством). Зато к тысячелетию принятия Россией христианства весь Ростов с затаенным дыханием следил - успеют или нет закончить позолоту куполов этого собора, ранее покрытых медью.

Должно быть, прав был Константин Андреевич Тон, предполагавший согласно своему проекту той, петербургской церкви именно золочение, так как засиявшие в Ростове купола разом взметнули в небо массивное сооружение.

Самой церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы в северной столице уже нет, так что, если кто желает взглянуть на этот кусочек Санкт-Петебурга 1840-х годов, милости просим в южную столицу России.

Кажется непростым совпадением тот факт, что К.А.Тон становится архитектором его императорского величества именно в тот 1860 год, когда и было завершено строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Однако наблюдалась в Ростове преемственность петербургских традиций и в строительстве зданий для правительственных учреждений.

Она-то и влекла более чем успешных петербургских зодчих в быстро растущий торговый город на Дону. То есть, не только возможности решения интересных градостроительных задач руководило ими, но и, судя по всему, желание сотворить то, что в самой северной столице уже нашло свое воплощение в камне.

Именно так можно рассматривать согласие академика М.М.Перетятковича создать проект Ростовской конторы Государственного банка.Монументальность этого здания, так хорошо "рифмовавшегося" со стоящим на соседней площади Собором Святого Александра Невского, поражает до сих пор. Нет никаких сомнений, что образы старого Петербурга, образы русского классицизма определили его художественное решение.

Ряд массивных колонн, карниз с аттиком, геральдика, тосканские пилястры - все это создает величественный настрой у зрителя повествуя о мощи и основательности занимающего это здание заведения. Оно устояло в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время задавало тон в реконструкции площади, ставшей главной административной площадью Ростова.Но оставим в покое сооружения монументальные. Облик южной столицы, как и северной, формируют не только они. Символ блистательной северной столицы - гордо взметнувшийся на Дворцовой площади Александрийский столп.

Но если российский самодержец первой четверти ХIХ века возглавил разгром ринувшихся в страну завоевателей, то его племянник своими реформами обеспечил России прорыв в мировому уровню развития. Вот и появилась в южной столице Александринская колонна. Правда, без "фигуры ангела в натуральную величину", как в столице северной, но с символом империи - двуглавым орлом.Поставили, правда, колонну в существовавшем тогда отдельно от Ростова армянском городе Нахичеване в его уютном Александровском саду. Росту "столп", посвященный "25-летию славного царствования" Александра Второго, по сравнению с прототипом невелик - как и все классицистическое, приходящее на юг и обретающее здесь свою, собственную "физиономию". Как это было с творениями, приписываемыми архитектору Ивану Старову - со знаменитым Армянским собором (храмом Григора Лусоворича) и церковью монастыря Сурб-Хач. Последняя, спасенная от разрушения местными краеведами, сумевшими подключить к этому ЦК Компартии Армении и самого Мартироса Сарьяна, до сих пор ласкает глаз своим портиком, дорическими колоннами и позолоченным шпилем на фоне "лысых" многоэтажек Северного жилого массива.

А нахичеванскую Александровскую колонну изваял тот самый М.А.Чижов, академик-скульптор из Санкт-Петебурга, исполнивший статую Екатерину Второй не только в северной столице, но и в том же Нахичеване.

Но опять же невооруженным взглядом видны южные "смягчения": и поза у императрицы посвободней, и "благодарных армян" у подножия нет. Хоть и ставили памятник граждане верноподданные, но таки помнящие о скорбном пути переселенных "матушкой" на Дон из Крыма армян, отмеченного могилами стариков и детей В отличие от северной столицы в тогдашней столице Области Войска Донского- Новочеркасске, промышленность и торговля были вытеснены за его границы.

Сосредоточились они в Ростове, который в начале 1910-х годов охватила "строительная горячка". А откуда брать пример в строительстве торговых зданий, как опять же не с брегов Невы Куда без суровых образов атлантов имеющим столичные амбиции ростовским купцам Как же: вот она - "опора мирозданья"! Правда, с поправкой на время и прозвище "города-купца" зачастую обретали эти поддерживающие небо мужи крылышки Гермеса на головных уборах.

И точно кто-то из господ Пустовойтовых, заказывающих проект своего доходного дома выпускнику Санкт- Петербургского института гражданских инженеров Гулину, вспомнил увиденное на Невском простпекте здание торговой фирмы "Зингер", ныне всей России известное как Дом книги.

Да и саму архитектору, видно, хотелось "взметнуть" чем-то, не хуже питерского. Вот и появились рядом с ротондой на крыше доходного дома на углу Таганрогского проспекта и Большой Садовой (сегодня - ростовского ЦУМа) такие же коленопреклоненные атланты с глобусами на плечах.Ныне их нет - это такие же военные потери южной столицы, как многие прочие творения столичных зодчих.

А мучительно текущую линию модерна, опять же пришедшую с севера и приобретающую на юге особое своеобразие, достойно представляют и знаменитые ростовские окна, двери, и решетки, ограждающие балконы (кованые узоры так полюбился ростовцам, что изысканность балконных ограждений возрождается и в нынешние времена). Впрочем, и тому, что есть возможность представить себе Ростов и Нахичевань в период перелома эпох (1917-1920 годы), мы обязаны посланцу питерской интеллигенции, архитектору Николаю Евгеньевичу Лансаре, брату известного художника Евгения Лансаре и не менее известной художницы Зинаиды Серебряковой, сыну знаменитого скульптора.

На это время Ростов становится второй культурной столицей страны, так как сюда из обеих столиц России стремилась художественная интеллигенция - "переждать беспорядки" и подкормиться. Многие историки оспаривают это, указывая на Одессу.Но туда, на морской берег, люди ехали, чтобы покинуть Россию, а в Ростов - чтобы остаться и жить в своей стране. Смысла нет перечислять всех деятелей культуры, которые ухитрились разместиться в Ростове, занимавшем в то время площадь, раз в пять меньшую, чем нынче.

Так, здание городской думы и управы (кстати, спроектированное петеруржцем, академиком архитектуры, профессором Императорской Академии художеств А.Н. Померанцевым) напоминало настоящий ковчег, приютившим многих беженцев - вплоть до Императорского Архитектурного общества. И вот, оказавшись в Ростове-на-Дону, архитектор Н.Е.Лансаре предлагает свои услуги правительству Донской республики.

И ему, в свою очередь, предлагают запечатлеть на бумаге памятники старины. Блокнот с этими рисунками не так давно был выкуплен у дочери Николая Евгеньевича Лансаре (безвинно репрессированного и погибшего в Крестах) и хранится сейчас в фондах Ростовского областного краеведческого музея.Однако именно в эти годы южная столица сделала северной такой подарок, который по сей день имеет большое значение для российской культуры.

Будучи проездом в Ростове (и когда успел-то - ведь поезд стоял в Ростове несколько часов, не больше!) Николай Гумилев познакомился с единственной прижизненной постановкой своей пьесы " Гондла" в постановке Театральной мастерской, которую создал в Ростове и руководил ею Павел Вайсбрем. Николай Степанович пришел в восторг от работы молодых студийцев и пригласил их в Петроград, согласившись при этом стать заведующим литературной частью будущего театра.Хотя этой мечте осуществиться по известным причинам не удалось, в северную столицу Театральная мастерская все-таки переехала, а с ней - и студийцы, тогдашние студенты Донского (бывшего Варшавского) университета, двоюродные братья Шварц - Антон и Евгений.

Так южная столица подарила сначала Питеру, а потом - и всей России режиссера БДТ, заслуженного артиста РСФСР и замечательного драматурга. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://werawolw.narod.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Возрождение, Мечты, Возвращение, истокам0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрождение мечты и возвращение к истокам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии
В развитых странах Европы в период век происходит развитие торговли и... Развиваются города Они становятся центрами экономической и культурной жизни Это была вершина развития феодализма...

Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение
Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…

Возрождение
Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.XII-XIV ее. — Проторенессанс,… Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха… XVI в. (с 1520 по 1540 е. и с 1570 по 1590 г.) — позднее Возрождение.

Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения
Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему… Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся… В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения…

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе… Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала… У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не…

Гуманистические ценности возрождения России
Сейчас большинство людей не осознают своих прав, не замечают посягательств на них, с легкостью сами ущемляют права других сограждан. Разрушив… Человек живет в двух мирах — обычном, природном и в духовном, сверхприродном.… Только так мы сможем избежать реализации сурового пророчества, высеченного 4700 лет назад на пирамиде Хеопса: «Люди…

Мечты и действительность в лирике А. А. Блока
Ранний Блок - это, прежде всего, «Стихи о Прекрасной Даме». Она предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ не омрачен… Однако изредка даже у раннего Блока просыпается предчувствие грядущего… Блок отходит от бесплодных мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности.Вырвала же Блока из философского мистицизма…

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении… В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения… Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире…

Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения
С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности… В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все… С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на…

Культура Возрождения и барокко
Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что… Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая… Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура Возрождения Поэтому мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа. Именно здесь, на Западе, в это время… В связи с этим задачами нашей работы явились: рассмотрение исторических… Под редакцией Чаликовой В.А. Это сборник работ зарубежных авторов по проблемам утопии, где анализируются различные…
  • Открытие человека как индивидуальности в эпоху возрождения Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в… Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие… В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в…
  • Ренесанс (Эпоха Возрождения) Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи. Архитектор… Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия… Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий. Живописцы…
  • Особенности философии Возрождения Ренессансный антропоцентризм явственно противостоял антропоцентризму средневековому. Так, в средневековой философии Человек полагался в центре мироздания. Он… Человек - по Аквинату - "излюбленное дитя Божие". Но Человек греховен.
  • Костюм эпохи Возрождения Гуманизм— новое представление о всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты Основным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы… Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Ее основные признаки и значение подробно разбираются в…