"Одетое тогами племя"

"Одетое тогами племя" Совсем не случайно заголовок данной заметки взят в кавычки. Это цитата из Вергилия, который в "Энеиде" так называет весь римский народ. И это не случайно. Ведь когда в 80 г. до Р.Х. царь Понтийского государства Митридат решил покончить с властью Рима в Малой Азии, он приказал своим подданным убивать всех мужчин, кто будет одет в тогу. Очевидно, это был самый верный способ отличить римлянина от всех остальных.Один из отцов церкви Тертуллиан посвятил отдельное сочинение осуждению тоги, как символа языческой цивилизации римлян.

Светоний в жизнеописании Августа сообщает о том, что принцепс однажды увидел на Форуме несколько граждан, стоящих без тог, в одних туниках. Через младших магистратов он сделал им резкий выговор, утверждая, что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее. Боюсь, что я вас несколько утомил таким вступлением.Но мне надо было показать важность тоги в Древнем Риме. Но далеко не все знают, что такое тога? Рассмотрим же, что из себя представляла тога, кто и когда мог носить ее? Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала.

Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. К середине IV века до Р.Х. основные приемы одевания и ношения тоги сформировались и сохранялись почти без изменения до конца Рима. Я не буду утомлять вас подробным описанием того, как римляне закутывались в тогу, тем более, что существовало несколько основных способов.

Отмечу лишь, что правое плечо и правая часть груди должны били оставаться открытыми.Обязательным условием ношения тоги была красивая драпировка, т.е. красивое расположение складок материи на груди.

Как можно предположить, тогу нельзя было надеть без посторонней помощи, а это предполагало наличие слуг или рабов, хотя бы одного. Тога должна была быть обязательно белой. Марциал писал о тоге: "Лилии ты и жасмин побеждаешь, еще не опавший, Кости слоновой белей ты на Тибурской горе". Бедные граждане и лица, занятые физическим трудом, не могли постоянно носить столь маркую одежду.Им приходилось часто стирать ее, чтобы не выглядеть грязными, так как на новую тогу денег часто не было. Граждане в застиранных тогах были частыми персонажами различных сатирических произведений.

Выходя из дома, римляне часто поверх тоги надевали различные накидки, чтобы предохранить тогу от пыли, грязи и влаги. В реальной жизни постоянно тогу носили, в основном, только высшие магистраты.Остальные граждане часто носили тогу с собой и надевали ее или при исполнении своих официальных обязанностей, или в общественных местах (Цирк, Форум и т.д.). Тога являлась официальным облачением римского гражданина.

Она была торжественным и вместе с тем обязательным одеянием именно римлян, которая воплощала их традиции и отличала римлян от всех других народов. Кроме того, сенаторы, а также дети из знатных семейств до 16 лет, носили тогу с широкой алой или пурпурной полосой. По достижении 16 лет дети торжественно, в присутствии всех членов фамилии, снимали с себя детскую тогу с полосой, и получали тогу взрослого человека.Тога с полосой называлась претекста (praetexta - затканная спереди), поэтому большинство современных ученых считают, что эта полоса была воткана цветными нитками в край тоги. Вопреки широко бытующему мнению, полоса шла только по прямому краю тоги и, следовательно, была видна только на левом плече и кое-где на груди, а вовсе не на подоле, как это часто изображают художники.

Наличие узкой полосы на тоге для всадников тоже вызывает теперь большие сомнения. Более значимым различие между сенаторами и всадниками было при ношении туники.

Она представляла собой шерстяную или полотняную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно их носили с поясом. Туники начали широко входить в римский обиход начиная со II века до Р.Х но еще во времена ранней империи многие борцы за чистоту римских нравов осуждали ношение туник, особенно без рукавов. Так вот, у сенаторов на тунике от ворота до подола спереди и сзади проходила широкая полоса (пурпурная или алая), а у всадников - две узких.В заключение отмечу такой любопытный факт, сообщаемый Светонием.

Когда Юлий Цезарь ввел в сенат некоторых представителей галльской аристократии, им пришлось надеть претексты и, соответственно, отказаться от штанов. Римских остряков это обстоятельство очень забавляло, и по городу ходил такой стишок: " Галлы скинули штаны - Тоги с красным им даны". Я полагаю, что на сегодня хватит о римской одежде. Дорогие читатели! Напишите, пожалуйста, заинтересовал ли вас подобный очерк.Продолжать ли публикацию, разумеется, время от времени, очерков о жизни и обычаях народов в древности и в Средние века. Ваше мнение имеет для меня очень большое значение. Следующим важным элементом одежды древних римлян была туника.

Она представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или без них. Обычно ее носили с поясом и большим напуском. Появляться вне дома в тунике без пояса считалось неприличным.Шейного выреза у туники обычно не было, но кроили ее так, чтобы на груди у шеи она слегка отставала от тела, образуя нечто вроде клапана.

У представителей двух высших сословий на тунику наносилась вертикальная полоса алого или пурпурного цвета. У сенаторов по тунике от шеи до подола спереди и сзади проходила одна широкая полоса, которая называлась "clavus", а у всадников также наносились две узкие полосы. Однако, следует отметить, что туника стала иметь такой вид только в период поздней республики.До этого периода вся одежда в глазах римлян делилась на драпирующую тело, без швов, и со швами, кроеную.

Драпирующий тип одежды был характерен для представителей средиземноморской культуры, египтян, греков и римлян, в то время как варвары, всякие там германцы, галлы, парфяне и т.д носили кроеную одежду. Так что туника произошла из кусков ткани, драпирующих тело. Первоначально это были простые куски ткани, обертываемые вокруг тела, но, в отличие от тоги, скрепленные специальными застежками, фибулами, или захлестнутые один на другой.На сохранившихся изображениях таких кусков было два, спереди и сзади, которые скреплялись на плечах и по бокам фибулами, но сами плечи и руки оставались незакрытыми.

Когда же во времена поздней республики и ранней империи в широкий обиход вошли кроенные, хорошо подогнанные и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как отход от древнего канона и подвергали осуждению. Были целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник запрещалось.Жрецы многих коллегий, например Юпитера, не могли носить никакой одежды, кроме драпирующей. А Катон Младший, чтобы подчеркнуть свою преданность римским героическим обычаям, вообще ходил без туники.

Длина туники могла колебаться в значительных пределах и особых ограничений, вроде бы, не существовало. Это отмечал Гораций: " Безумный, бросив один недостаток, всегда попадает в противный! Так, у Мальтина, вися, по земле волочится туника.Ну, а другой до пупа поднимает ее, щеголяя". Не менее значительно различалась и ширина туники. На сохранившихся изображениях видно, что туника Авла Метелла плотно облегает тело, У Катона Младшего она несколько шире, а у юного Камилла туника необычайно широка.

Особое раздражение у поклонников римской старины вызывали рукава туники.Так еще у Вергилия латинские воины упрекают троянцев в изнеженности: "С лентами митры у вас, с рукавами туники ваши", - хотя первые туники с рукавами появились в Риме во II веке до Р.Х. После восточных походов в середине II века до Р.Х. в Рим проникли туники с длинными(!) рукавами, которые воспринимались современниками еще в течение двух столетий верхом изнеженности и развращенности.

Так Цицерон, описывая золотую молодежь, окружавшую Катилину, в числе прочих отрицательных черт упоминал и "туники с длинными рукавами и до пят" . Но постепенно взгляды менялись. Люди стали одевать несколько туник одна на другую. Так Август, который старался следить за чистотой древних нравов, сам зимой носил до четырех туник из-за слабого здоровья.Одновременно распространился галльский обычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом или декоративным рисунком.

И уже император Коммод (180-192 гг. от Р.Х.) увековечил себя в статуе, где на нем надета туника с длинными рукавами, еще, правда, подпоясанная, но тоги на нем уже нет. А один из его ближайших преемников, Септимий Бассиан (198-217 гг. от Р.Х.), сделал следующий шаг и стал появляться в тунике не только с рукавами, но и длинной до пят, то есть в такой, которая вызывала возмущение у Цицерона.

Кроме того, у нее появился капюшон, и называться она стала "caracalla", а Бассиан, носивший ее, вошел в историю не под своим тронным именем Марк Аврелий (он взял его в честь популярного императора), а под именем Каракаллы, которое многие слышали: достаточно вспомнить знаменитые термы Каракаллы.Эта одежда была настолько демонстративно антиримской, что христианские монахи именно ее выбрали в качестве своеобразной униформы, а некоторые ордена носят ее и по сей день. Таким путем они выражали свою враждебность и ненависть к травившей их империи.

В женской одежде такую же роль, как тога в мужской, играла стола. Она демонстрировала окружающим принадлежность женщины к римской гражданской общине, а также ее положение жены или матери, так как девушки и незамужние женщины столу не носили.Она представляла собой длинную и широкую тунику, перепоясанную дважды: под грудью и ниже талии. Судя по сохранившимся изображениям, стола иногда бывала без рукавов, но категорически утверждать ничего нельзя, так как столу всегда носили вместе с паллой, большим куском материи, окутывавшем всю фигуру и скрывавшем все детали.

Так же трудно говорить и о длине столы, так как нижний пояс прихватывал еще один кусок ткани, который окутывал бедра и ноги, почти как юбка, и длинными складками опускался до земли.Так что из-под паллы была видна лишь эта юбка, которую называли "instita" (оборка). Так что если тога оставляла открытыми, по крайней мере, одну руку и одну лодыжку, то стола, палла и инстита скрывали женщину почти целиком: можно было видеть лишь лицо, кисти рук и пальцы ног. Римские писатели часто упоминают о столе с уважением, как о символе женской чистоты.

Сенека писал, что стола "стыдливо ограждает честность", и в ней "тело твое не открыто ничьим вожделениям". Дальше скажу несколько слов о повседневных видах одежды. К ним относились лацерна, сагум, палла (у мужчин паллиум), пенула, камиса, эксомида, различные набедренные повязки и некоторые другие виды одежды.

Лацерна, сагум и паллиум представляли собой разновидности плаща. Это были куски ткани, чаще всего окрашенные, которые носили поверх тоги или туники. Их обычно закрепляли на плече или шее с помощью аграфа (вид застежки с крючком и ушком, и в отличие от фибулы не имел иглы). Лацерна представляла собой дорожный плащ состоятельных людей. Так, например, пятикратный консул Клавдий Марцелл, погибший в 211 г. до Р.Х изображен в лацерне.Когда стало ясно, что битва при Филиппах проиграна, Кассий окутал голову лацерной и приказал своему отпущеннику себя убить.

В более позднее время к ней присоединили капюшон. Паллиум представлял собой просторный плащ, как правило, для перемещений на небольшие расстояния, и, в отличие от паллы, закрывал фигуру до лодыжек. Сагум был тоже куском ткани, но более толстой и грубой, а по форме приближался к квадрату. Его очень любили носить солдаты, пастухи и люди, проводившие много времени на свежем воздухе.Многие военачальники тоже носили сагум, только, в отличие от солдатских, украшенный цветными полосами.

Пенула и камиса представляли собой уже вариации кроеной одежды и появились в более позднее время. Пенула представляла собой нечто вроде теплого пальто из толстой, а иногда и пушистой, ткани с рукавами или прорезями для рук и откидным капюшоном. Спереди пенула расстегивалась иногда до конца, а иногда до середины. Античные авторы отмечали в пенуле ее тесноту.Так Цицерон, оправдывая своего подзащитного Анния Милона от обвинения в убийстве, говорил, что его подзащитный не мог заранее предвидеть стычку, так как "был опутан пенулой, как сетью". Камиса была обычной рубахой с рукавами (см. туника с рукавами). Простолюдины и рабы носили различные типы набедренных повязок и короткие драпирующие куски материи (эксомиды), которые обматывались вокруг верхней части туловища, но оставляли руки свободными (для работы). В заключение несколько слов о цетовой гамме римской одежды.

Одежда бережливых людей, людей живущих по старинным обычаям, а также трудовых и служивых граждан и рабов имела все оттенки коричнево-желтых и серо-черных тонов, т.е. те цвета, которые имела неокрашенная овечья шерсть.

Чистые цвета здесь практически не встречались. Богатство же рядилось в ткани, окрашенные натуральными красителями, которые стоили очень дорого и привозились издалека: это были все оттенки красного, фиолетового, зеленого и, изредка, синего.Яркая одежда у мужчин говорила о стремлении выставить на всеобщее обозрение свое богатство и противоречила римскому канону скромности и приличия.

В римской литературе все отвратительные и наглые персонажи ходят в пурпуре и разных оттенках алого цвета. Если же мужчины носили одежду зеленых (женских) тонов или оранжевую (цвет покрывала новобрачной), то это говорило об их изнеженности и извращенности.В Риме даже существовало выражение "зеленоватые нравы" (galbini mores), то, что теперь называют "голубыми". Женщины могли носить яркие цветные одежды без особых ограничений. Осуждение вызывала лишь пестрота одежды, а также нескромность или необычность в цветовых сочетаниях.

Так в романе Петрония жена Трималхиона, Фортуната, появляется на пиру в вишневой тунике, подпоясанной бледно-зеленым пояском (galbinus). Пестрота в одежде воспринималась как противоположность римскому вкусу, сдержанности и достоинству, как нечто варварское. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc. com/.