рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О пародоксах философии истории Посидония

О пародоксах философии истории Посидония - раздел Искусство, О Парадоксах Философии Истории Посидония Исторические Взгляды Философа-Стоик...

О парадоксах философии истории Посидония Исторические взгляды философа-стоика, ученого и политика Посидония (135-50 гг. до н. э.) на первый взгляд парадоксальны. Вместе с тем воссоздание и новое прочтение исторической концепции этого мыслителя представляется актуальным. Мы сталкиваемся здесь с проблемой интерпретации текста "Писем" Сенеки.Письма представляют для нас особый интерес, поскольку в них приводятся не только суждения Посидония, но и полемические и, порой, противоречивые высказывания самого Сенеки, который, несомненно, испытал влияние своего идейного учителя.

Возникающие здесь трудности связаны порой с невозможностью отделить мысли Посидония от идей Сенеки. Несмотря на устойчивую, существующую с конца ХIХ в. европейскую традицию изучения источников, содержащих пусть и отрывочные, но ценные для нас сведения об исторических взглядах Посидония, до сих пор здесь много неясного.В научной литературе можно обнаружить противоречивые утверждения, не способствующие прояснению вопроса о сути философии истории этого крупнейшего представителя Средней Стои. Действительно ли мы имеем дело с учением, имеющим лишь черты эклектизма? Разрешить проблемы можно в том случае, если рассматривать философско-исторические взгляды Посидония с точки зрения особенностей его теории и вообще в контексте всего учения Ранней Стои, развитого впоследствии Посидонием и приспособленного к его исторической концепции.

Уже онтология Стои имела специфику, в корне отличавшую это учение от завоевавших прочные позиции в античной философии учений парменидовско-платоновской традиции, антиисторической по своей сути. Пытаясь разобраться в смысле концепции Посидония, следует обратить внимание и на своеобразие той исторической ситуации, современником которой в значительной степени был сам философ.

Кризис античного общества, обусловленный ослаблением позиций древнегреческих государств еще в IV в. до н. э затем падение крупнейших древних культурных центров, таких как Коринф, Нуманция и Карфаген, и упадок эллинистических царств уже во времена самого Посидония - все это действительно способствовало идеализации прошлого. Обычно этими явлениями и объясняют исторические воззрения Посидония.

Но сами по себе эти чисто внешние события не могли оказать решающего влияния на формирование указанной концепции. Более важны были глубинные процессы, радикально менявшие структуру общества и обнажившие ранее сокрытые факты и явления общественной жизни.В условиях усиления контактов с варварскими народами проницательному взору Посидония открылась вся панорама сообществ с разнообразной социальной организацией, нравами и обычаями.

Наблюдение за эволюцией варварских общин, происходящей вследствие их расширившихся контактов с греко-римским миром, не могло не навести Посидония на мысль о множественности ступеней и форм исторического бытия.Эта мысль отвечала и концепции стоицизма, делавшего акцент не на Единое Парменида и не на неизменные идеи Платона, а на множественность, разнообразие и развитие. Еще стоик Зенон утверждал, что и Земля и люди имеют историю.

Второй основатель Стои Хрисипп говорил об отличии людей от других живых существ.Полемику вызывает отношение Посидония к древнему представлению о Золотом веке и большинство противоречий связано именно с ним. Как увязать идеализацию прошлого, выразившуюся в понятии Золотого века и идею прогресса, развиваемую Посидонием? Хотя единственный наиболее полный и надежный источник здесь по-прежнему Сенека, не следует пренебрегать и сообщениями других авторов.

Согласно свидетельству Диогена Лаэртского по мнению Посидония люди и животные представляют собой два независимых вида. По существу - это два мира, два уровня существования.В сообщении Галена содержится пояснение к представлению стоиков о срединном положении в мире человеческого рода, который находится "выше животных и ниже божеств"; оно объясняется особым расположением природных сил, на соотношение которых может оказывать обратное влияние и само общество.

Учение древних стоиков о мировой симпатии здесь оказалось приспособленным и к учению об обществе. При таком понимании сущности мира, в котором все функционально взаимосвязано, вопрос о приоритете одной исторической эпохи перед другой некорректен. Поэтому следует признать заслуживающим внимание мнение М. Лафранк о том, что Золотой век в понимании Посидония "не лучше и не хуже других эпох". Он лишь один из многих.По мнению Посидония не происходит постепенного ухудшения состояния общества, ибо причины зла имеют природный характер, они врожденные мнение, с которым полемизирует Сенека, говорящий о "медленном развитии порока" в связи с изменением нравственного состояния общества.

Посидоний обратил внимание на другие факты, которые свидетельствуют о постепенном прогрессе человеческого рода, факты, по-видимому, не осмысленные Сенекой столь же глубоко, как Посидонием. Первостепенную роль в историческом прогрессе играют философы.Говоря о "примитивных" сообществах, Посидоний упоминает о племенах, которые "странное и сомнительное имеют устройство", и далее: "есть у них обычай - не совершать никакого жертвоприношения без философа". Посидоний вовсе не рассматривает древнейшие сообщества в качестве некоего первоначального общего источника, из которого проистекают все последующие общественные формы.

Он пытается найти общие черты, характерные для всех сообществ, используя столь важную в учении Стои категорию "всеобщего". Кроме того, философ предполагает, что самому обществу присущ динамизм, способный изнутри разрушить его равновесие.

Посидонию, возможно, принадлежит догадка о том, что чем примитивнее общество, тем большие усилия должны быть затрачены для создания общественной связи, соединяющей всех членов в одно целое и помогающей им не только выжить, но и создать новый уклад. Поэтому значение определенных обрядов с участием в них философов велико.Рассуждения Посидония о роли философов в развитии человеческих сообществ позволяют, как уточнить стоическое учение о мудреце, так и объяснить двойственный характер его концепции, характеризующейся и симпатией к представлениям о Золотом веке, и приверженностью к идее прогресса.

Образ Рима способен заменить образ эпохи "Золотого века". Очередной подъем возможен.Мудрецы Посидония предстают в виде реформаторов, ибо их заботит не сохранение существующего общественного уклада и образа жизни, а стремление к совершенствованию условий существования. Поэтому задача мудреца не только показать путь, но и обеспечить условия прохождения этого пути и создания равновесия в обществе.

Мудрец - сам участник исторического процесса, созидатель прогресса. В учении мы находим прообраз будущих представлений о роли личности в истории. И пример Посидония-политика здесь достаточно красноречив. Изучение и интерпретация источников позволяют сделать следующие выводы. Парадоксальность исторической концепции Посидония лишь кажущаяся.Она содержит схему во многом мифологическую, но не лишенную реальности, схему, которая могла бы в обобщенном виде представить принципы развития человеческого сообщества.

Понятие "Золотого века" для мыслителя играет роль своеобразной модели, образа, которому можно подражать (именно здесь сказалось влияние концепции "идей" Платона) и которая должна помочь в раскрытии механизмов движения человеческих сообществ по пути прогресса. На самом деле не Посидоний, а Сенека - автор пессимистической концепции исторического развития.Взгляды же Посидония - диалектические по своей сути - оптимистичны.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: пародоксах, философии, истории, Посид0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О пародоксах философии истории Посидония

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды
Аврелий Августин 354-430 гг из Тагаста Сев. Африка. Сочинения Исповедь , О Троице , О граде божьем . Бог является высшей сущностью, и все от него… Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг Пытался рационально обосновать главные… Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы. Альберт Великий 1193-1280…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам