рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соловьёв Владимир Сергеевич

Соловьёв Владимир Сергеевич - раздел Искусство, Соловьев Владимир Сергеевич Русский Религиозный Философ, Поэт, Публицист. Фи...

Соловьев Владимир Сергеевич Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя. С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии. Окончил он ее с золотой медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску.В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет; по желанию отца - на историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-математический.

Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал, поэтому он провалил экзамен на втором курсе.Постепенно накапливалось разочарование в естественных науках вообще В это же время он переживает неудачный любовный опыт. В автобиографической повести "На заре туманной юности" Соловьев описывает объяснение с двоюродной сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться.

Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в Духовную академию. Здесь кандидата Московского университета считают либо нигилистом, либо религиозным фанатиком, либо просто сумасшедшим. Кто-то пустил слух, что он хочет стать монахом. Соловьев держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в философские и богословские штудии. Делает уверенные шаги в стихосложении.По своему умонастроению он близок славянофилам.

Из современников он преклонялся перед Достоевским. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей специальную брошюру.Более того, вся жизнь его, все его творчество были устремлены к углубленному пониманию различных сторон этой идеи. На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П. Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта. Он увидел в Соловьеве своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство, предложив защищать диссертацию.

Для защиты пришлось отправиться в Петербург.Состоялась она 24 ноября 1874 года. Диссертация называлась "Кризис западной философии (против позитивистов)". Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь. "Новейшая философия утверждал Соловьев с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока.

Опираясь, с одной стороны, на положительные науки, эта философия, с другой стороны, подает руку религии.Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии - должно быть высшею целью и последним результатом умственного развития". В январе 1875 года, Соловьев стал преподавателем Московского университета. Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье. Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее.

Московский университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее гностической и средневековой философии. Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство. Соловьев был визионером - ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом. Соловьев ищет истинные пути к сверхчувственному.С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправляется в Египет.

Осматривает местные достопримечательности. В пустыне однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его за сатану и чуть не убивших его. И вскоре переживает новую встречу с Софией. Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в написанном стихотворении.В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София". Философ беседует с самой мудростью (Софией). Мудрость предполагает любовь.

Мораль вселенской религии основана на любви. Любовь натуральная, иными словами половая, носит сугубо личный характер. Интеллектуальная любовь устремлена к отечеству, к человечеству, к Богу. Соловьев считает возможным синтез двух видов любви - это абсолютная любовь, духовная общность вселенской церкви.Последняя представляет собой и иерархическую организацию: во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха, затем следуют митрополиты, епископы и т. д. Святые отцы - законодатели; помимо них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей - ремесленников и земледельцев.

Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они - воспитательницы. В диалоге "София" намечены контуры всех будущих поисков Соловьева - в области философии, религии, культуры. Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев обращается к систематизации своих идей. Осенью 1876 года он читает в Московском университете курс логики и истории философии.Одновременно работает над произведением "Философские основы цельного знания", которое намеревается защитить в качестве докторской диссертации и публикует по частям в периодике.

В этой работе речь идет о трех типах философии. Два из них относятся исключительно к познавательной способности человека - это эмпиризм и идеализм. Симпатии Соловьева принадлежат третьему виду философии, который охватывает не только знание, но и более высокие потенции души - нравственное и художественное чувство.Соловьев называет это "философией жизни" и "мистицизмом". В 1877 году в журнале "Русский вестник" Соловьев начинает публиковать новую работу - "Критика отвлеченных начал". Через три года по этой же теме он защитил докторскую диссертацию.

В начале 1878 года он начал читать цикл лекций по философии религии, который при публикации получил название "Лекции о богочеловечестве". Лекции имели большой успех.В "Чтениях " концепция всеединства развернута в космических масштабах. Космогонический процесс ведет, по Соловьеву, к слиянию Бога и отпавшего от него мира. Астральная эпоха, когда материя концентрируется в звездных телах, сменяется органической, завершением которой выступает человек. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства". Человек становится посредником между Богом и миром, устроителем и организатором Вселенной.

Соловьев преподает в Петербургском университете.После защиты докторской он имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах.

Вскоре он отказывается от академической деятельности после того, как он выступил в защиту цареубийц. Когда заканчивался судебный процесс, Соловьев в публичной лекции обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца. На следующий день его пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений.Дело приняло серьезный оборот, доложили царю. Государь распорядился сделать философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных выступлений.

После этого происшествия он переезжает в Москву, к матери. После возвращения из Египта Вл. Соловьев познакомился с С.А. Толстой и ее племянницей Софьей Петровной Хитрово. К замужней Хитрово Соловьев питал серьезные чувства и готов был на ней жениться. Любовь эта продолжалась более десяти лет, но так и не дошла до бракосочетания, хотя Соловьев был постоянным гостем Толстой.В 1887 году роман, по-видимому, пришел к печальному концу, насколько можно судить по трем стихотворениям этого года: "Безрадостной любви развязка роковая " (1 января), "Друг мой! прежде, как и ныне " (3 апреля) и "Бедный друг, истомил тебя путь " (18 сентября). В 1883 году Соловьев публикует небольшую, но крайне важную для понимания концепции всеединства статью "На пути к истинной философии". Анализируя взгляды одного из учеников Шопенгауэра, он формулирует свою основную идею: "Ни чистого вещества, состоящего в одном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует Вся наша действительность, мы сами и тот мир, в котором мы живем, одинаково далеки и от чистой мысли и от чистого механизма.

Весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы". Начинается новый этап в творчестве Соловьева, когда он обращается целиком к проблемам религии.

Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача.В славянофильской газете "Русь", издававшейся Иваном Аксаковым, Соловьев публикует работу "Великий спор и христианская политика", где ставит вопрос о восстановлении церковного единства. "Русь" печатает возмущенные письма читателей: Соловьева обвиняют в антипатриотизме, в забвении русских интересов, кто-то пустил слух, что он принял католичество.

Соловьев задумывает трехтомный труд о защите католицизма, но по разным причинам вышли только труды "История и будущность теократии" (1885-1887) и " Россия и вселенская церковь", написанная и изданная в Париже на французском языке в 1888 году. Двумя годами раньше Соловьев совершил поездку в Хорватию.

Католический епископ Штроссмайер, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в Загреб. Здесь Соловьев в виде письма к Штроссмайеру создает своего рода меморандум об объединении церквей. Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его одобрение. Но дальше этого дело не пошло . Русское духовенство и славянофилы были возмущены Соловьевым.Соловьеву пришлось полемизировать с новым поколением славянофилов - Данилевским и Страховым.

Вот сформулированная в споре со Страховым национальная программа Соловьева: "1. Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое (от других народов) существование и свободное развитие своих национальных особенностей. 2. Народность есть самый важный фактор природно-человеческой жизни, и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества". Далее Соловьев осуждает национальный эгоизм, то есть стремление одного народа к утверждению себя за счет других народов.

В программе Соловьева нет никакого "преклонения перед Западом", он ценит и любит родное, русское, протестуя лишь против национального эгоизма, который губителен, как любой другой. Статья "Красота в природе" (1889) открывает новый период в творчестве Соловьева. В ней он рассматривает главные проблемы эстетики. "Красота спасет мир" говорит он, приписывая афоризм Достоевскому.Для Соловьева красота - выражение "положительного всеединства", некая первосущность, определяющая структуру бытия.

Философ определяет красоту как объективное воплощение идеи организации. В начале 1880-х годов он познакомился с идеями Николая Федорова.Преодоление смерти, возвращение к жизни всех умерших, завоевание космоса для удовлетворения их жизненных нужд - таковы главные пункты федоровского "общего дела". Соловьев пишет Федорову, что "со времени появления христианства Ваш "проект" есть первое движение христианства по пути Христову.

Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным". Позднее Соловьев разошелся с Федоровым по двум положениям. Во-первых, он считал нецелесообразным возрождать человечество "на ступени каннибализма", то есть возвращать жизнь тем, кто ее недостоин.Во-вторых, Соловьев считал, что воскрешение должно иметь "религиозный, а не научный характер". Вторую половину 1893 года Соловьев проводит за границей - Швеция, Шотландия, Франция.

Вернувшись на родину, приступил к созданию главного своего труда - "Оправдание добра". Взгляд на структуру философии остается прежним - этика, гносеология, эстетика, но исходные принципы претерпели изменения.За "Оправданием добра" должен был последовать оставшийся ненаписанным труд "Оправдание истины" (три фрагмента, объединенные общим заголовком "Теоретическая философия" - заготовки этого труда). Есть свидетельства, что Соловьев думал о создании " Оправдания красоты", но здесь не было и заготовок.

Чувство стыда отличает человека от животных, говорит Соловьев в "Оправдании добра". Стыд, жалость, благоговение - вот три элементарных переживания, из которых возникает нравственность. Из этих трех переживаний выводит Соловьев все богатство духовной жизни человека. В " Краткой повести об Антихристе", венчающей его последнее крупное произведение "Три разговора" (1900), Соловьев обстоятельно, языком газетного репортажа повествует о завоевании Европы желтой расой.Россия при этом гибнет, но раз и навсегда.

Европа освобождается от нового монгольского нашествия уже без участия русских. Возникает мировая империя во главе с Антихристом и со столицей в Иерусалиме. Во всей этой истории есть элемент иронии (и даже пародии). Соловьев выступает против всех видов мессианства. Причем главный объект критики - толстовство, толстовское учение о непротивлении злу насилием. И все же предчувствие катастрофы не покидало мыслителя.После "Трех разговоров" посмертно вышла небольшая заметка " По поводу последних событий" - своего рода духовное завещание философа. "Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена может растянуться на пять актов.

Но содержание их в сущности известно". Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправляется в Египет. Его путь лежит через Константинополь. В море его мучают галлюцинации. Войдя однажды в каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище.Дело было на Пасху, и Соловьев решительно заявил дьяволу: "А ты знаешь, что Христос воскрес?" С криком "Воскрес-то он воскрес, а тебя я все-таки доканаю", черт бросился на Соловьева.

Философа нашли без чувств на полу каюты. В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру. Некоторое время прожив в Петербурге, Соловьев приезжает в Москву. Осенью возвращается в Петербург. Здоровье его слабеет, он часто прибегает к алкоголю, чтобы как-то взбодрить себя. Работает по-прежнему много.Будучи не в силах отвечать на поступающую к нему корреспонденцию, он просит через газету " Новое время" понять и пощадить его. Одновременно сообщает о своих планах: "1) перевод Платона с этюдами о нем, 2) теоретическая философия, 3) эстетика, 4) эстетический разбор Пушкина, 5) библейская философия с переводом и толкованием Библии". За немногими исключениями (Платон, статья о Пушкине) планы остались невыполненными.

Лето 1900 года застало его в имении С.П. Хитрово Пустынька.В июне он уже был в Москве, намереваясь затем посетить сестру в Калужской губернии и друга в Тамбовской.

В Москве ему стало плохо, с трудом добрался он до имения князя Е.Н. Трубецкого Узкое. Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее истощение, склероз, цирроз почек, уремия), Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Соловьёв, Владимир, Сергеевич0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соловьёв Владимир Сергеевич

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва
Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции.Поразительно, но… Всеобщность смерти напоминает нам о позитивном объединении людей, которое… С одной стороны, на Руси хорошо помнили святоотеческий тезис Иоанна Дамаскина: «Философия есть помышление о смерти»…

Маяковский Владимир Владимирович
Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й… Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были…

Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Чтобы понять причины поступка, имеющего общечеловеческую природу, связанного с разными этапами исторического развития общества нужно осветить… Маяковский не сумел принять мысль о гибели, как нормальные люди. Л.Ю. Брик… Дальше не стану Можно сказать, что внутренне Маяковский много раз проигрывал момент самоубийства, и, похоже, уже был…

Встреча с поэзией Владимира Высоцкого
В предисловии к сборнику стихотворений В.С.Высоцкого «Нерв» известный поэт Роберт Рождественский писал: «Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого… Это действительно « встреча», в результате которой перед вами раскроется… Вы должны понять, что поэзия Высоцкого гражданственна и мужественна. Звучит песня «Сыновья уходят в бой» Я не случайно…

"Поучение" Владимира Мономаха
Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что "она поставила в центр своих исканий человека, она ему… Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается… Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, "Поучение" по своему содержанию…

Личность и судьба Александра Сергеевича Грибоедова
Ян Гржибовский переселился в Россию в первой четверти XVII столетия. Его сын, Федор Иванович, был разрядным дьяком при царях Алексее Михайловиче и… В 1803 Александр был определен в Московский Благородный университетский… С момента обучения в университете и на всю жизнь Александр Сергеевич сохранил любовь к занятиям историей и к…

Маяковский Владимир Владимирович Биография
После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище… В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина… В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина,…

Творчество Владимира Николаевича Крупина
Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва»… Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом… Примечательны постоянные любимые герои Крупина - чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые,…

Тема любви в творчестве Владимира Маяковского
Маяковский – предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим… Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии… Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского. Тема личной жизни известных писателей и поэтов…

Успенский собор во Владимире
В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с… Апсиды перестроены. В новом "аркатурном фризе появились фигурные консоли в… К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Владимир Великий, Брунон Кверфуртский и григорианское пение в Киевской Руси Как и другие государства Центральной и Восточной Европы, Киевская Русь на пути к христианству оказалась в пространстве между двумя великими… Но это не исключает знакомства людей Киевской Руси с церковной культурой… Даже немногочисленые данные дошедших до нас источников показывают, что это общение было достаточно интенсивным.
  • История становления научной психологической мысли в императорском университете Св. Владимира Изучению истории становления научного психологического знания посвящены труды многих ученых: Б. Г. Ананьева, Е. А. Будиловой, В. В. Большакова, Г.… Поэтому обобщенный образ истории отечественной психологической науки,… Попытка подвести все многообразие существовавших психологических воззрений под единый критерий является, несомненно,…
  • Философская система Владимира Соловьева Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода. В семье царила религиозная атмосфера, в… В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл.Соловьев был уже… В 1874 году публикует магистерскую диссертацию “Кризис западной философии.Против позитивистов”. После ее защиты в…
  • Владимир Татлин: деконструкция в эдиповом пространстве Объективной оценке сделанного Татлиным, безусловно, должна послужить первая полная ретроспектива его творчества, показанная в залах… Сравнительно небольшой объем сохранившегося наследия Татлина сопровождается… Вышеприведенные слова Поля Валери заимствованы из эссе о Леонардо да Винчи (1894); с последним Татлина часто…
  • Творчество Владимира Высоцкого После смерти Высоцкого появилось уже несколько книжных изданий его стихотворений и песен .Реакция на парадоксальна:с одной стороны ,никакие тиражи… Впрочем, иллюзия нашего основательного знакомства с произведениями Высоцкого… Не потому ли строки его произведений бывают непривычны для читательского глаза? Оглядываясь на поэзию семидесятых…