рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Костюм Византии

Костюм Византии - раздел Искусство, Костюм Византии В 395 Г. Н. Э. Римская Империя Разделилась На Западную И Вос...

Костюм Византии В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами— германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка. Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи.Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека— характерны для них. Эстетический идеал красоты Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни.

Отсюда красота— это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты— духовный.

Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий. Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами.Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Ткани, цвет, oрнамент Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры.Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас— наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей. Рисунок— крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы.Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу.

Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные— кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета— желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.Формы и виды костюма Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным.

Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры.Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником— оплечьем.

Головной убор увеличивает размер головы человека. Мужской костюм Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения.Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.

Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это— длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой— фибулой.Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.

На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху— пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами.На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди— сословное украшение из золотой парчи с рисунком— клавус, на ногах— пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.

С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум— широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина— 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати.Не менее важным был и воротник-оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями.

Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси. Обувь византийцев— сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. Головные уборы— колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.Женский костюм Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия.

Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. На мозаике храма cв. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента.На шее— массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове— золотой венец, на ногах— вышитые золотом башмаки.

Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка - мафорий, закрывающая верхнюю часть женской головы. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину.Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.

Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей. Влияние византийского костюма на костюм средневековой Европы Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен.Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе.

Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати.Такие виды античной одежды, как туника, далматик. пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: КОСТЮМ, Византии0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Костюм Византии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История моды и костюма Византии
Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476 г когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то… В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в ранний период существования феодального…

История костюма
История моды неразрывно связана с историей разви­тия самого костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды как… Подражание служит, таким образом, необходимой предпосылкой моды, вскрывая при… Формы костюма всегда развивают­ся параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной…

Русский костюм 1750 -1850 гг.
Постепенно с началом плетения, прядения и ткачества-шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных. … Плечевая одежда крепится ("держится") на плечах и происходит, видимо от… Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в…

Чувашский национальный костюм
Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет… Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие… В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом…

Костюм XVII века
Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко (барокко в переводе с итальянского— странный, вычурный),… Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и… Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными…

Костюм Древнего Египта
В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны,… Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны,… О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и…

Народный костюм 18-19 вв.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на… Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявились в одежде,… В восемнадцатом веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан…

Мужской костюм Древней Греции
Греки, жители полисов были народом предприимчивым, энергичным. Скудная почва заставляла искать их новые земли, и уже в раннем периоде своего… Расцвет древнегреческой культуры, классический период её истории (V - IV века… Напрасно мы станем искать признаки крито-мекенского стиля одежды на древнегреческий. Правда, набедренные повязки у…

История женского костюма 20-го века
Второй тоже родился в Париже в начале 1910-х. Связан он с возрождение идеалов античной классики. Силуэт прямой, без мучительных утяжек на талии.И… У этой героини выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и… В качестве аксессуара дамы носили сумки-саквояж, которые прекрасно сочетались с новым прямым силуэтом платьев. Но…

Костюм Древней Греции классического периода
Сельское хозяйство лежало в основе экономики городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения… В целях же торговли греки совершали длительные путешествия на кораблях,… Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура Византии КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая… Например, завершившийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на…
  • Мужской костюм эпохи позднего средневековья В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в… Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян,…
  • Костюм XVIII века Рококо, возникнув во Франции при Людовике XV, выражал вкусы аристократической верхушки феодального дворянства, переживающей свой идейный кризис,… Сам термин «рококо» происходит от французского «рокайль-рок» (в переводе—… В соответствии с утонченно-грациозным узором находятся изысканные нежные краски, мягкие, светлые, разнообразные в…
  • Испанский костюм В испанском костюме впервые в европейском костюме применяется каркас.В мужском костюме это стеганая прокладка (вата, опилки, конский волос), на… В женском костюме появляется корсет из лозы или металлической сетки, покрытый… Специфическим элементом футлярного, чопорного каркасного костюма, который сковывал поворот головы, заставлял ее всегда…
  • История моды и костюма Китая Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для… По Великому шелковому пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди первыми… Далее нити окрашивали и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения. Шелк был…