рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Струнные инструменты в Испании XV-XVII века

Струнные инструменты в Испании XV-XVII века - раздел Искусство, Струнные Инструменты В Испании Xv - XviI Века Скольким Людям Я Не Нр...

Струнные инструменты в Испании XV - XVII века Скольким людям я не нравлюсь, Скольких сам сужу я строго! Мне опасней изливаться, Ибо я один, их много. Слухи про меня - частенько Просто выдумки и сказки; Но, признаться, сам я тоже Иногда сгущаю краски… Франсиско де Кеведо-и-Вильегас От виуэлы к гитаре XV век знаменует новый этап в истории Испании, в том числе в истории её культуры.В самом конце этого столетия завершается реконкиста – восьмивековый процесс обратного завоевания христианскими государствами почти полностью завоёванного мусульманами в 711 г. пиренейского полуострова.

К этому времени испанская музыка вступает в полосу расцвета, обусловленного живительным дыханием Ренессанса, хотя на испанской почве он принял отличные от остальной Европы черты.В 1482 г. Бартоломе Рамос де Пареха (Bartolome Ramos de Pareja) публикует свой трактат «Практическая музыка», где он категорически высказывается в пользу темперации музыкальных интервалов (предвосхищая, таким образом, современный темперированный музыкальный строй). Трактат Пареха сыграл огромную роль в испанской музыке, несмотря на то, что он в течение всего XVI в. служил мишенью для нападок.

Именно на испанской почве пышно развилась инструментальная музыка.Возникла целая школа выдающихся композиторов и блестящих виртуозов на виуэле. Открытие Колумбом в 1492 году Америки создало предпосылки проникновения европейской, в первую очередь испанской культуры в Новый свет, правда, это проникновение, по свидетельству современников, например, Бартоломе де лас Касаса, носило жестокий, крайне антагонистический характер.

Так или иначе, но путь для экспансии испанской музыкальной культуры в Новый Свет был открыт, но это уже другая история.Томас Луис де Виттория«Золотой век» (Siglo de Oro) — таков прочно укоренившийся термин, которым называют испанское Возрождение — блестящий период испанского искусства, начавшийся в конце XV века и охвативший весь XVI и первую половину XVII столетия. Искусство эпохи Возрождения в Испании поражает обилием имен замечательных писателей, драматургов, живописцев, разнообразием художественных направлений. «Золотой век» — время расцвета испанского театра, выдвинувшего таких мастеров, Кристобаль де Моралескак Хуан дель Энсина, Лопе де Руэда, Лопе де Бега, Тирсо де Молина, Кальдерон; время расцвета испанской литературы, увенчанной творчеством великого Сервантеса; время расцвета испанской живописи, давшей миру Эль Греко и Риберу, Веласкеса и Сурбарана, несколько позже Мурильо; на таком же высоком уровне находилась музыка их старших современников.

Наивысшие достижения испанской музыки связаны с именами величайших полифонистов: Томаса Луиса Витториа (1548 - 1611) прозванного «испанским Палестриной», Кристобаля Моралеса (1500 — 1553), Томаса де Санта Мариа (ок. 1510 — 1570) и Франсиско Герреро. Они были представителями культовой полифонии — их творческое наследие почти исключительно представлено духовной музыкой.

Это не удивительно, если учесть, что церковь играла огромную роль в Испании XV — XVII веков. Под ее началом происходила реконкиста, она была вдохновителем крестовых походов.

Испанский церковный суд — инквизиция — прославился неслыханной жестокостью.Однако в этой стране религиозной нетерпимости существовало и развивалось полнокровное, разнообразное светское искусство, представлявшее вокальный и инструментальный жанры, в сфере которых Испания в XVI веке во многом опережала другие европейские страны.

Именно в испанской инструментальной музыке того времени вырабатывалось понятие «стиля», формировалось (раньше, чем в остальной Европе) искусство вариационной разработки. Испанские ин-струменталисты XVI века умели раскрыть в своих сочине-ниях богатейшие мелодические и ритмические возможности испанской народной музыки.В частности, благодаря им, в общеевропейскую композиторскую практику проникли сарабанда, чакона, фолия, пассакалья и некоторые другие национальные испанские формы, не утратившие своего жанрового значения в профессиональной музыке до наших дней. Vihuela de arco(илл. из «Cantigas»)Излюбленным инструментом для светского бытового музицирования, подобно вёрджинелу в Англии или лауду (лютне) во Франции, Италии и Германии, в Испании в XVI веке была виуэла (vihuela) — струнный щипковый инструмент, имевший пять рядов (хоров) струн: 4 двойные (настроенные в унисон) и 1 одинарная (сольная). Виуэла – инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). В процессе развития этого инструмента количество рядов струн увеличилось до семи. Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рeñо1а), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом, виуэлу в точном значении слова щипковым инструментом.

Такая виуэла называлась «ручной виуэлой» (vihuela de mano). В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы.

В XV—XVI веках в Испании появились не только многочисленные табулатуры, но и учебные пособия, теоретические трактаты, посвященные этому инструменту.

Виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством пения под виуэлу. Роль инструмента не сводилась к сопровождению вокальной партии.Очень часто виуэлист проигрывал вначале всю пьесу, и это способствовало развитию сольного инструментального исполнительства.

Виуэла звучала при дворе Карла V и Филиппа II. О популярности инструмента говорит тот факт, что за один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы… Молодой Карл VКарл V очень хорошо пел и не терпел фальши, когда он слышал не ту ноту, останавливался и делал грубое замечание.Многое в поведении Карла казалось странным, в этом видели его сходство с матерью – Хуаной Безумной.

Она была дочерью первых католических королей Испании - Изабеллы и Фердинанда. Детские годы инфанты прошли в мрачных стенах величественного королевского замка – дворца Кифюэнтес. Супругом Хуаны стал эрцгерцог австрийский Филипп Красивый; наверное, уже никогда не узнать правду их отношений.По одним источникам эти двое любили друг друга, как Ромео и Джульетта, по другим – Хуана очень страдала от безответной любви к своему супругу, и это беспокоило её мать – Изабеллу.

После смерти мужа Хуана впала в меланхолию, два года она возила везде за собой его тело, не в силах расстаться с тем, кто наконец стал принадлежать только ей. Пошли слухи о том, что королева тронулась умом, так и осталась она в истории Хуаной Безумной, прожившей пятьдесят лет в глубоком трауре.После смерти матери ум её сына Карла ещё глубже погрузился в мрачные мечты – ему казалось, что она зовёт его к себе, мысли его обратились от дневных мирских занятий к спасению души, и он наконец решил исполнить давно задуманный план. Путь в монастырь Карл V совершал пешком, решение завершить свои дни на лоне дикой природы, в уединении, он принял давно.

Карл позаботился о том, чтобы была написана летопись его правления, поскольку очень хорошо знал, как быстро забывают на земле имена и события.Однако слушать эту летопись отказался «Пусть другие читают, когда я умру…». Ему принадлежит ещё одна фраза: «Счастье – развратная женщина, она ласкает только юношей». Карл уже не мог сесть на коня - приступы подагры довели до того, что человек, проводивший дни и ночи в седле, теперь едва передвигал ноги. Своим последним приютом он избрал монастырь Святого Юста. Карл был так слаб, что всю дорогу к Вальядолиду, где жила королевская семья, его несли на носилках.

В городе готовились к торжественной встрече - колокольным звоном, иллюминацией и почестями, но он вошёл в Вальядолид тихо, как обыкновенный горожанин.В монастырь вместе с Карлом прибыл музыкант, который каждый вечер, перед сном, исполнял ему на виуэле его любимую «Песню Императора». 21сентября 1557 года, около 2-х часов ночи, Карл попросил внести свой любимый портрет жены. Он долго всматривался в дорогое лицо давно ушедшей супруги, потом сказал: «Теперь пора », его посадили на постели, в правую руку подали зажжённую свечу, а левой он старался удержать серебряное распятие, которое держала его любимая супруга в свой смертный час. В завещании он открыл тайну, которую долго хранил под строжайшим запретом: Карл заявил, что имеет 12-летнего сына от прачки и просит Филиппа принять мальчика ко двору.

Филипп выполнил завещание, и внебрачный сын Карла V - блестящий Дон Жуан Австрийский - вошёл в монаршую семью. Карл V умер, прожив 58 лет, умер император, которого называли первым монархом во христианстве.

Тот, что любил говорить: «Я сам, и счастливая минута – больше мне ничего не надо»… Мы знаем имена многих испанских виуэлистов XVI века, однако произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. К сожалению, биографии многих виуэлистов совершенно неизвестны, о композиторах этой эпохи до нас дошли крайне скудные сведения, но сохранилось самое ценное — их музыка.

Косвенные свидетельства об их жизни дают даты издания табулатур этих композиторов.Эстебан Даса издал свой сборник в 1576 году, Дьего Писадор — в 1552, Энрике де Вальдеррабано — в 1547. О Мигеле де Фуэнльяна известно, что он в детстве лишился зрения и состоял на службе у маркиза де Тарифа как виуэлист и гитарист.

Чаще в источниках того времени упоминаются самые известные виртуозы на виуэле дон Луис Милан и Луис де Нарваэс. «Вторым Орфеем назовет его мир», — писал о Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Милан, Нарваэс и Алонсо Мударра издали каждый по несколько сборников своих сочинений, содержащих фантазии, танцы, вариации, обработки вильянсико и романсов. «El Maestro» Луиса МиланаИменно усилиями этих композиторов, в первую очередь, культура исполнения на виуэле достигла блестящего расцвета, а в созданной ими музыкальной литературе для этого ин-струмента-фаворита утвердился чисто светский гомофонно-гармонический склад, до известной степени противостоящий церковно-католической полифонии.

В то же время профессиональная музыка для виуэлы явилась той областью, в которую раньше и шире всего проникли народные мелодии и где особенно интенсивно развивалось искусство виртуозного фигурационного варьирования, в чем сказалась одна из национальных черт художественной культуры испанцев — склонность к орнаментальным украшениям нарядно-узорчатого «растительного» рисунка.

Среди произведений, создававшихся для виуэлы, следует прежде всего упомянуть вокальные вильянсико и романсы.В этих пьесах, получавших названия, как правило, по первой строке текста песни, композиторы то почти буквально повторяли вокальную партитуру, то значительно видоизменяли ее с помощью вариаций —diferencias.

Diferencias издавна применяли в испанской музыке с целью большого разнообразия аккомпанемента многокуплетных песен, импровизационные изменения допускались и в вокальной партии.Первое использование их в качестве чисто инструментальных вариаций обычно приписывают Л. Нарваэсу. (Следует отметить, что в музыке других европейских стран жанр вариаций в то время еще не был известен). Несмотря на неприспособленность виуэлы для исполнения контрапунктических сочинений, находились виртуозы, умевшие создать иллюзию исполнения всех голосов в четырехголосном произведении (таким мастером, по преданию, был Луис Нарваэс). Полифонические пьесы также встречаются в табулатурах для виуэлы. «Фантазии» для виуэлы или гитары представляют в этих сборниках «чисто инструментальную» музыку.

Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи — быстро, а гармонии — медленно», как пишет дон Луис Милан в предисловии к своим пьecам (1535). И, наконец, в табулатуры для виуэлы включались танцы, в частности паваны и гальярды, чрез-вычайно популярные в Испании.

Восьмисотлетняя борьба за свою свободу укрепила мужественный дух испанского народа, обострила интерес к национальной истории, к ее героическому прошлому.Здесь следует назвать народный эпос «Песнь о Сиде» и многие романсы об испанских героях. Яснее всего национальный дух проявился в жанрах романса и вильянсико, пришедших из народного искусства в профессиональную поэзию и музыку.

Само название вильянсико (деревенская песня) свидетельствует о народном происхождении жанра. В XV — XVI веках этот жанр стал популярным в самых широких слоях испанского общества — в том числе и при дворе — большое количество вильянсико дошли до нас, благодаря изданному около 1500 года «Придворному песеннику» («Cancionero del palacio») . Жанр этот отличает определенная форма стиха, всегда написанного на испанском языке, а не на латыни.Характер же отдельных вильянсико значительно отличается друг от друга.

Ис-полнялись они самыми различными составами: одним голосом или одним инструментом, трех-пятиголосным вокальным или инструментальным ансамблем. Как отмечено выше, романсы и вильянсико составляли существенную часть репертуара виуэлы. Испанские исторические романсы повествуют об отдельных эпизодах из испанской истории, носящих, как правило, героический или трагический характер.Одни и те же романсы, — очевидно, наиболее популярные, — обрабатывались многими композиторами.

Так, известный романс «Шел по Гранаде король мавританский», повествующий о падении последней цитадели мавров — Гранады (1492), в обработке Луиса де Нарваэса, известен также в транскрипциях Мигеля де Фуэнльяны и Дьего Писадора. Романс об осаде города Антекера (1410), исполняемый как произведение Фуэнльяны, обработал также Алонсо Мударра. Вообще, использование разными авторами одних и тех же мелодий характерно для музыки того времени.Это объясняется тем, что основным для композитора было не сочинение мелодии, а искусная разработка ее (подобно повторяемости сюжетов, — в основном, мифологических и библейских, — которую мы встречаем в живописи и литературе эпохи Возрождения). Например, песня «Стерегите коров» послужила темой вариаций не только Нарваэса, но и других его соотечественников.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента.Это неверно.

Гитара — инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (5 двойных струн и плоская нижняя дека, в отличие от несколько выпуклой у виуэлы) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное — техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара — инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника.

Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичным инструментом, получившим название «испанская гитара». Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали ее не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла.

Испанские музыковеды считают, что культура виуэлы имела важное значение не только для развития чисто инструментального жанра, но и для ста-новления форм самобытного музыкального театра. Как отмечает известный испанский аутентист Хосе Мигель Морено, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени.Те, кто посвящал себя этой музыке были философами, писателями, гуманистами.

Хотя в эпоху Возрождения музыкальные произведения уже записывались нотами, для виуэлы применялась цифровая запись (табулатура). Существовали книги, в которых использовался только один цвет - чёрный, но чаще пользовались двумя цветами – чёрным и красным. Для чего это было нужно красные значки служили для обозначения голоса, чёрные для струн.В табулатуре линии обозначают струны, а то, что их пересекает – такты, значки наверху – длина звука, цифрой обозначают положение левой руки на грифе.

Т.е. табулатура воспроизводит форму грифа.С виуэлой связаны имена таких испанских музыкантов, как Антонио и Эрнандо Кабесонов, Хуана Бермудо, Висенте Эспинеля, причём последний был известен не только как выдающийся музыкант, но и как писатель и поэт, которым восхищался Лопе де Вега. И самое интересное: многие сборники для виуэлы были посвящены Филиппу II. В отличие от аристократического инструмента – виуэлы, народным инструментом уже в те далекие времена в Испании была гитара, постепенно получившая все большее распространение и в профессиональной музыке.

Фуэнльяна в свой сборник «многих и разнообразных пьес» для виуэлы «Orphenika Lyra» (1554 г.) включает также ряд пьес для гитары. В 1586 году появляется первый учебник для «испанской гитары» Хуана Карлоса Амата (Juan Carlos Amat). К концу XVII века гитара практически вытеснила виуэлу.Кроме музыкальных трактатов и «нотных» сборников, свидетельством развития инструментально жанра у щипковых в XV-XVII вв могут служить и литературные произведения современников той эпохи. Знаменитый Мигель де Сервантес Сааведра ярко рисует роль музыки в испанской жизни XVI-XVII вв. Очень часто у него встречаются упоминания о чисто инструментальной музыке для щипковых, смычковых, духовых инструментах в сольной форме или в форме ансамблей; ударные также не забыты.

Сразу хочу заметить: пользоваться переведёнными с других языков источниками надо очень осторожно, особенно когда переводчик филолог, не имеющий никакого отношения к музыке. Это касается, в частности, прекрасного издания «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса (лучшее собрание сочинений Сервантеса, переведённое на русский язык, было издано пятитомником в 60-е годы прошлого столетия) в переводе Н. Любимова, который при переводе текста отождествил виолу (viola) и виуэлу (vihuela), хотя, конечно, это родственные инструменты.

Знакомый с историей хордофонов читатель, столкнувшись с таким переводом, живописующим злоключения Доблестного Рыцаря Печального Образа, гостящего у герцогской четы, обратит внимание на некоторые несоответствия.

Действительно, действие романа происходит в Испании, а нам известны музыкальные пристрастия испанской аристократии той эпохи, которой более близко было звучание лауда и виуэлы, чем приторные звуки виолы.Во всяком случае, даже учитывая этимологию виуэлы, и то, что в испанском обществе была любима не только виуэла-де-мано (несколько ранее была распространена и виуэла-де-арко), мы все же не забываем, где происходит действие романа.

Итак, великий Сервантес свидетельствует, что в его время высший свет Испании отдавал предпочтение виуэле и лауду, а никак не гитаре, в противовес мнению Элен Шарнассе. На Пиренейском полуострове в те далёкие времена гитара обласкана преимущественно в среде простолюдинов. Подтверждением чему, опять же, могут быть произведения Сервантеса, в том числе и самый его знаменитый роман.И всё же, как отмечалось выше, некоторые композиторы-виуэлисты пишут для гитары, пока немногочисленные, пьесы.

В числе этих композиторов Мигель де Фуэнльяна (XVI в.), серьёзное внимание гитаре уделяет и разносторонне образованный Висенте Эспинель. Поэту, писателю и музыканту Эспинелю традиция приписывает усовершенствование гитары - он добавил к ней пятую струну. Именно такой инструмент становится известным в Европе как «испанская гитара»… В начале XVII в. уже появляются первые руководства игры на гитаре, среди которых выделяется трактат Рибейяса.Эти пособия получили распространение за рубежом, особенно, на радость Шарнассе во Франции.

Одним из первых выдающихся гитаристов был испанец Гаспар Санз. В его сборнике помещено много танцев и фантазий, в том числе фолия и сарабанда. Фолия – сольный танец. Простая мелодия на 3/4, в два периода, первый из которых обычно оканчивается на доминанте, второй же на тонике. Сарабанда Санза интересна чередованием метров 3/4 и 6/8. Гитара, сравнительно несложная для начального освоения, получает громадное распространение.Испанские солдаты разнесли её по европейским странам, а с нею и характерные танцы, также ставшие общим достоянием.

Это относится в особенности к чаконе, сарабанде, пассакалье, которые, конечно, преображались в различных странах, разрабатывались крупнейшими зарубежными мастерами. Достаточно вспомнить баховскую Чакону. Первое упоминание о Фолии встречается у Салинаса – в 1557 г. В начале XVII в. она появилась в Италии, а затем широко распространилась по всей Европе.Фолия вызвала к жизни большую литературу, утвердив горделивый, несколько сумрачный, эмоциональный характер, и аккордовые последовательности, часто встречавшиеся впоследствии, становятся чем-то вроде гармонического эталона испанской музыки, во всяком случае – для зарубежных слушателей.

Список литературы Музыкальный энциклопедический словарь. М Советская энциклопедия, 1990. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М Музыка, 1991. Розеншильд.К. История зарубежной музыки /вып. I/. М Музыка, 1978. Мартынов И. "Музыка Испании", М Советский композитор 1977. Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века" Рецензия к грампластинке "Испанская музыка эпохи возрождения" Отюгова Т Галембо А Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л Музыка, 1986. Фильм о виуэле, показанный в одной из телепередач цикла «Клуб кинопутешествий» Испания и Португалия.

М ОГИЗ "Советская энциклопедия", 1947. Сервантес, Мигель де. Собр. соч. в 5-ти томах, 1961. Miguel de Cervantes.En ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha.

Editoral Arte y Literatura Cuidad de la Habana 1980.

– Конец работы –

Используемые теги: Струнные, инструменты, Испании, XV-XVII, века0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Струнные инструменты в Испании XV-XVII века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума"
Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши… Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина,… Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же,…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

год России в Испании и Испании в России

Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков
Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела,… И чтобы изобразить эти проявления чувств людей, различные предметы, явления… Анализ искусства показывает, что оно выражает индивидуальное сознание художника и общественное сознание той или иной…

Струнные инструменты
АльтКартинку приводить не стал - альт оченьпохож на скрипку, но несколько ниже по звучанию. Также он мене виртуозен, чемскрипка.Для него написано не… Бедные виолончелисты и даже виолончелистки вынуждены носить эту тяжесть на… Обычно так, но все же один раз я ехал за город вместе с контрабасистом там не было инструментов - пришлось тащить из…

Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков
Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела,… И чтобы изобразить эти проявления чувств людей, различные предметы, явления… Анализ искусства показывает, что оно выражает индивидуальное сознание художника и общественное сознание той или иной…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Русь. Быт и нравы в XV-XVII веках
Самая большая в Европе страна насчитывала к середине XVI в. едва ли больше 9-10 млн. населения, распределенного к тому же неравномерно по… Это значит, что средняя плотность населения составляла около 2 чел. На 1кв.… Жилище с давних пор было не только областью удовлетворения потребности человека в жилье, но и частью его…

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК
На сайте allrefs.net читайте: "УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК"

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…
  • Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела,… И чтобы изобразить эти проявления чувств людей, различные предметы, явления… Анализ искусства показывает, что оно выражает индивидуальное сознание художника и общественное сознание той или иной…
  • Особенности русско-французского билингвизма женщин-дворянок первой половины XIX века Так, среди словесных текстов русской культуры оказались тексты, написанные на ином (нерусском) естественном языке в первой половине XIX века, в… Тема данной дипломной работы – «Особенности русско-французского билингвизма… Многотемность, мозаичность, относительно свободная композиция и открытость для изменений стилистической и жанровой…
  • Футуризм, как одно из течений русского литературного авангарда "Серебряного века" Вместе с тем он явился продолжением той формалистической безыдейной линии русской литературы, которая ранее уже нашла свое выражение в декадентстве.… Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников). Из всех групп, в начале века… Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению - М. Волошин…