Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта

Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта Подготовила Скрипочка Зоя Введение Моцарт Вольфганг Амадей (27 января 1756 - 5 декабря 1791), австрийский композитор, один из трех крупнейших представителей венской классической школы. Его отцом был способный и честолюбивый музыкант, сын переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт.В 1739 Моцарт-отец поступил на службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского.

В 1757 занял должность придворного композитора, а в 1763 придворного вице-капельмейстера. Леопольд Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке», в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной теории.Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты, камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы, другие композиции для церкви.

После 1760 он отказался от продолжения собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.Корни творчества Феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его сестра Мария Анна. Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее путешествие по странам Европы.

С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И.К. Баха, ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов.

Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации.Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буфф «Мнимая простушка». Гениальный ребенок 1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-1772 трижды выезжали в Италию.

В 1770 Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж.Б. Мартини (больше известного как Падре Мартини), был избран в болонскую Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта». Позднее в Милане были поставлены серенада «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем.Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе.

В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, «дивертисментной» трактовки жанра симфонии.Не считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа «Мнимая садовница», период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа.

Среди сочинений этого времени несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации) В роли свободного художника В 1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов.

По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд.Тем не менее, из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на певице Констанце Вебер. В 1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу.

В 1782-86 одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11 25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Моцарт особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро.Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой характеров.

За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790. Позднее инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы.

К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта.В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи), лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784). Реквием Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия.

Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни, успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его учеником Ф.К. Зюсмайром согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.

Поскольку Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле.

Вдова пережила его на 51 год. В 1799 она передала рукописи Моцарта И.А. Андре, издателю посмертного собрания его сочинений. В 1809 Констанца вышла замуж за датского дипломата Г.Н. Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта. Из шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Его старший сын, Карл Томас (1784-1858), не стал музыкантом.Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг Амадей-младший, 1791-1844), был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, в том числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и Антонио Сальери (1750-1825), долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838 вернулся в Вену. Сочинял музыку для фортепиано (концерты, сонаты, вариации), ансамбли с участием фортепиано, романсы и песни.

Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора.Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.

Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но безрезультатно Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет. Так современники проводили в последний путь одного из самых выдающихся людей своей эпохи.Нужда, необеспеченность, постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с напряженной творческой работой были причиной безвременной смерти композитора, сгоревшего в самом расцвете гения, на тридцать шестом году жизни.

Произведения великого композитора Оперы Моцарта · Каирский гусь · Обманутый жених · Директор театра · Женитьба Фигаро · Дон Жуан · Так поступают все · Милосердие Тита · Волшебная флейта · Долг первой заповеди · Аполлон и Гиацинт · Бастьен и Бастьенна · Притворная простушка · Митридат, царь Понтийский · Асканий в Альбе · Сон Сципиона · Луций Сулла · Тамос, король Египта · Мнимая садовница · Царь-пастух · Заида · Идоменей, царь Критский · Похищение из сераля Другие произведения · 17 месс, среди которых: ь «Коронационная» (1779) ь «Реквием» (1791) · 41 симфония, в том числе: ь «Парижская» (1778) ь № 36 «Хаффнер» (1782) ь № 37 «Линцская» (1783) ь № 38 «Пражская» (1786) ь № 39 (1788) ь № 40 (1788) ь № 41 «Юпитер» (1788) · Концерты для фортепиано с оркестром · 6 концертов для скрипки с оркестром · Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) · Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) · 2 концерта для флейты с оркестром (1778) ь № 1 Соль мажор K. 313 (1778) ь № 2 Ре мажор K. 314 · Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777) · Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791) · Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774) · 4 концерта для валторны с оркестром: ь № 1 Ре мажор K. 412 (1791) ь № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783) ь № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787) ь № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786) · 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: ь «Маленькая ночная серенада» (1787) · 7 дивертисментов для оркестра · Различные ансамбли духовых инструментов · Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты · 19 сонат для фортепиано · 15 циклов вариаций для фортепиано · Рондо, фантазии, пьесы · Более 50 арий · Ансамбли хоры, песни.