рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Постановка рук скрипача

Постановка рук скрипача - Реферат, раздел Искусство, Реферат По Специальной Педагогической Подготовке Формирование Игрового Аппар...

Реферат по специальной педагогической подготовке Формирование игрового аппарата.Постановка рук скрипача. студентки I V курса оркестрового факультета Амосовой Елены Научный руководитель И.Г. Веденин Минск По статье Иосифа Гутмана «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях». В статье «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях» рассматривается важнейшая задача естественной и целесообразной постановки рук скрипача и их движения в исполнительском процессе - проблема, которая возникает в самом начале обучения игре на скрипке, а также излагаются принципы и методические подходы к организации свободного и рационального технического аппарата.

Автор статьи отстаивает справедливое убеждение в отсутствии некоей универсальной, пригодной абсолютно для всех учеников, наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и объясняет невозможность ее существования многообразием индивидуальных природных особенностей человека.

И. Гутман, опираясь на разработанный в процессе личной педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными формами скрипичной постановки, выделяет три основных формы скрипичной постановки, которые можно считать типовыми. Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе работы педагога с учениками на ранней стадии обучения игры на скрипке.Так как во время игры руки скрипача производят сложные и различные для каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными усилиями высокого художественного результата.

Руки должны быть свободны, а движения - экономны. Далее автор говорит о том, что важным недостатком старой скрипичной педагогики являлось усиленное внимание к внешнему выражению игрового процесса - виртуозности пальцев и смычковой технике, в ущерб вопросу управления игровыми движениями.Не уделялось должное внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком положении, будучи прижатой к корпусу.

При таком положении правой руки отсутствовало естественное вращательное движение предплечья, рука двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом являлось слабое звучание в верхней части смычка.Чтобы придать разнообразие звучанию, искусственно ослаблялся звук у колодки при помощи использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка использовалась вся его ширина.

Существовало множество этюдов, специально написанных с целью освоения вышеуказанного искусственного навыка. Т.е. работа двигательного аппарата скрипача сводилась к выработке механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом движений, что препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру исполнителя.Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются данные анатомии, психологии и психофизиологии.

Таким образом, современная методика обучения скрипача основывается не на механических упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной организации игровых движений, регулируемых мозгом. Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях, так как неправильные приемы игры, закрепленные в процессе выработки игровых навыков, могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача как в техническом, так и в художественном планах.

В начальном периоде обучения закладывается фундамент развития скрипача, поэтому на первых стадиях обучения очень важно освоение основных элементов техники правой и левой рук. Еще один важный момент работы над постановкой рук начинающего скрипача - это необходимость привития ему рациональных игровых навыков.Нерациональные, неудобные приемы игры придется исправлять, что влечет за собой иногда большие физические и психологические трудности.

Особенно сложно поддаются исправлению внутренние напряжения, выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре, зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого пояса). И еще сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки игрового аппарата.Поэтому правильная постановка рук и движений у начинающего скрипача должна вырабатываться своевременно, во избежание приобретения непрофессиональных привычек и «зажатостей». Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно двигаться и выполнять необходимые движения без излишних затрат энергии.

Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу и анатомическим и физиологическим особенностям играющего можно достичь свободы игрового процесса.

И.Гутман выделяет три основные формы скрипичной постановки и рассматривает их как три типовые двигательные положения рук скрипача - суженное, среднее и расширенное. Двигательные положения рук, образующиеся при некотором увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки еще не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений, называются зонами.Зная типовые двигательные положения и их зоны, можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для каждого скрипача.

Характеристика типовых двигательных положений и их различия 1. Суженное типовое положение. Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка развернуты вправо. Левое плечо подано вперед, правое - назад. В результате такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более округлыми.Суженное двигательное положение больше всего подходит учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче. 2. Среднее типовое положение. Плечевой пояс распрямлен за счет увеличения угла между корпусом и скрипкой.

Руки принимают более высокое положение; кисти становятся более обтекаемыми, пальцы - менее закругленными. Плоскость движения смычка горизонтальнее. Данное положение подходит скрипачам среднего роста с нормальной длиной рук. 3. Расширенное типовое положение.Руки еще более отдалены от корпуса, чем при среднем типовом положении, левое плечо отведено назад, а правое - вперед. Кисти рук менее обтекаемы.

Движение смычка становится почти горизонтальным. Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся высокого роста с длинными руками. Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются при игре в середине смычка и в первой позиции.Навязывание ученику не свойственного для его анатомии типового положения, а также смешение разных положений может привести к формированию не подходящей для данного ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведет к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата.

По тем же причинам недопустимо копирование постановки рук других исполнителей или педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук и корпуса ученика.Постановка левой руки скрипача Исходный прием организации двигательного положения пальцев на грифе - состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении их на струну.

В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для разыгрывания - к примеру, упражнения Генкеля или Шевчика. В таком положении на грифе пальцы принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы при такой направленности не перекрещиваются, что создает (совместно со слуховым контролем) основу для чистой интонации.Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец.

Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающих скрипачей, которые можно рассмотреть отдельно. сильное давление на шейку скрипки - сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно двигаться. слишком глубокий охват шейки скрипки - деформирует положение кисти. Кисть «провисает», третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн. чрезмерное отведение пальца к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого пальцев.Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот. От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.

Какого-либо определенного, единственно правильного положения на грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как все зависит от длины, строения пальцев и рук играющего. При разных двигательных положениях будут различны и точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки.Большой палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке. При этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее рациональной и удобной постановки.

Для первого, суженного типового двигательного положения (для исполнителей с недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки скрипки. Благодаря этому кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и собранны.Среднему типовому двигательному положению соответствует менее глубокий охват шейки скрипки.

Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой фаланги. Кисть и пальцы более пологи. Расширенное типовое двигательное положение (для скрипачей, обладающих длинными пальцами) предполагает неглубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный - верхней частью основной фаланги.Точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются неизменными, так как рулевое движение во время игры меняет их. Для каждого типового положения характерна и различная степень охвата струн подушечками пальцев.

Более округлое положение пальцев подразумевает соприкосновение со струной меньшей площадью подушечки, и наоборот.Главное в постановке левой руки - легкость прилегания пальцев к шейке скрипки, так как место соприкосновения с ней большого и указательного пальцев является одной из важнейших точек опоры (наряду с ключицей и нижней челюстью). Общая постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всем арсеналом музыкально-технических средств, используемых в современном скрипичном исполнительстве.

Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося и отказа от стандартной, единой для всех постановки левой руки. Литература 1. Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях». 2. «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М. Берлянчик). Москва, Издательство «Классика XXI», 2006.

– Конец работы –

Используемые теги: Постановка, рук, скрипача0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Постановка рук скрипача

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)
Система постановки рук требует большой аккуратности.Недостаточно точное действие одного из звеньев цепи ведет к нарушению всей системы и самым… Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует вести строго… Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению…

Принципы постановки целей
Они часто чувствуют себя деморализованными или расстроенными и некритически воспринимают чужое влияние. Конечно, люди могут оказать помощь в… Сейчас мы обсудим процесс определения целей, их утверждения и приведения в… Второе: оценка Ваших возможностей. Большинство людей делает выбор из знакомых для себя возможностей. Однако истинный…

Философские принципы "социальной физиологии": постановка проблемы
Основная цель функционального анализа — понять, каким образом система, разделенная на многие части, способна существовать и изменяться как единое… Как и структурный анализ общества, его функциональное рассмотрение может быть… Прежде всего мы должны понимать, что возможные зависимости между конкретными единичными событиями общественной жизни и…

Виртуальная политика: постановка проблемы
В другом смысле понятие виртуальности означает «нечто, которое как будто есть и как будто его нет». Клифорд Геди и Барри Айкс в статье «Реалии… Предприятия защищаются от рынка, а не присоединиться к нему. Формируется новый… Или по другому. В виртуальном мире субъект относится к фикции как к реальности. Однако такое положение дел может…

Типичные проблемы постановки маркетинга
Существенные подвижки происходили, когда западной фирме грозил крах, только тогда происходили какие-то изменения в способе работы и вводились новые… Многие проблемы постановки маркетинга связаны именно с неизбежностью такого… Таких проблем можно насчитать семь (возможны варианты): 1. Отсутствие волевой поддержки и обратной связи с…

Постановка цели и заданий магистерского исследования
В современной науке существуют различные виды исследований. Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности… В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют… Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы…

Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки ("Нос" и "Превращение")
План работы.I «Петербургские повести» Гоголя как испытательный «полигон проекта Просвещения—современности вещественного, замкнутой на себе и… Эсхатологические мотивы в произведениях Гоголя и Кафки. II Актуальность и… Исследуя феномен, сближающий Гоголя и Кафку, мы убедились в том, что великие идеи, однажды возникнув, уже не покидают…

Алексей Курбановский "Мертвая рука". Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина.
Это знаменовало определенную нравственную победу автора: тридцать лет назад он участвовал в разгромленной властями предержащими самодеятельной… От картины — к иконе”2. Обращение к иконе в условиях советской… Оно вписывается в общий “ретроспективизм”, интерес к архаическим и “модифицированным” стилям — так называемое…

Режиссерская постановка празднично-делового конкурса
Воспитательная цель - воспитание эстетического вкуса, ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.Место… Подготовительный этап • оформление зала, • выполнение работ для выставки, •… И это справедливо — весной девушки, женщины полны надежд, красота их освещается светом мартовского солнца. Ведущий…

Жанры поздравлений. К постановке проблемы
В просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых манер, но и… Он содержал 130 образцовых писем, в том числе и поздравительных, и обучал… Эпистолярное наследие XIX века, в том числе и письма-подзравления, что создавалось в соответствии с рекомендациями…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам