рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетический идеал и прекрасное

Работа сделанна в 2002 году

Эстетический идеал и прекрасное - Реферат, раздел Искусство, - 2002 год - Министерство Сельского Хозяйства И Продовольствия Республики Беларусь Витебск...

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВИТЕБСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА “ЗНАКА ПОЧЕТА” АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ Реферат: “Эстетический идеал и прекрасное”. Выполнила: студентка ФВМ-2 27 группы Якута Ольга Руководитель: Кондратенко С.А. Витебск 2002 г. План: 1) Введение. 2) Генезис понятия эстетического идеала и категории прекрасное в Античные времена и Средние века. 3) Генезис эстетического идеала и категории прекрасное в Эпоху Возрождения и в Новое время. 4) Вывод. 5) Список использованной литературы. 1) Введение.

Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства.Эстетика как философия искусства и прекрасного – традиционные клише классической эстетики, восходящие к античности. 2) Генезис понятия эстетического идеала и категории прекрасное в Античные времена и Средние века. Платон впервые вывел понятие прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах на уровень некоего абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующему между субъектом и «высшим благом». Для стоиков (Зенон и др.) прекрасное будучи высшим этическим идеалом, имеет и сильную эстетическую окраску, на которой делается особый акцент при доказательстве существования богов (Клеанф), при обосновании естественных оснований морали (Панэций). С появлением христианства начинается новый этап эстетики. Первые отцы Церкви (Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин и др.) осмысливают Универсум как прекрасное творение Бога-Художника; вершиной и целью божественного творчества объявляется человек, созданный «по образу и по подобию» Божию. Согласно патристической концепции Бог – трансцендентен, а Универсум представляет собой систему образов, символов, знаков (знамений), указывающих на Бога и духовную сферу бытия.

Символы, среди которых видное место занимают вербальные образы (как «сходные», так и «несходные» с архетипом – «неподобные подобия») и красота во всех ее проявлениях, служат возведению человека к Богу. Важную роль в этом процессе играет также акт личного «уподобления», подражания Абсолюту («эстетика аскетизма»). Византийские иконопочитатели (VIII- IX вв; Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор и др.) подробно разрабатывают теорию иконы, осознанной в качестве важнейшего сакрально-художественного феномена православной культуры.

Икона понималась как изображение идеального видимого облика («внутреннего эйдоса» в терминологии Платона) первообраза, наделенное его энергией.

Особое внимание уделялось свету (как физическому, так и духовному) в качестве одной из главных модификаций прекрасного. Субъективные аспекты прекрасного Фома Аквинский усматривал в соотнесенности его с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. «Прекрасным называется то, само восприятие чего доставляет наслаждение», – писал он. По-своему перетолковывая мысль Аристотеля об изображении безобразного, Фома акцентировал внимание на идеализаторской функции искусства: «Образ называется прекрасным, если он представляет совершенной вещь, которая в действительности безобразна». 3) Генезис эстетического идеала и категории прекрасное в Эпоху Возрождения и в Новое время.

С эпохи Возрождения искусство и эстетика ориентируются на идеализированную и мифологизированную греко-римскую (в основном в латинской редакции) античность.

Принцип идеализации превращается в характерную особенность художественно-эстетического творчества и его теоретического осмысления.

Английский эстетик Э.Бёрк (1729 – 1797);«Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757) разработал субъективно-психологические аспекты эстетики.

Он убежден, что прекрасное и возвышенное не являются объективными свойствами предметного мира, но возникают только в душе воспринимающего в акте созерцания им объектов, обладающих определенными свойствами (для прекрасного – небольшой размер, гладкие поверхности, плавный контур, чистые и светлые цвета; для возвышенного – огромный размер, туманность, угловатость, мощь, затемненность и т.п.). Эстетическая целесообразность, которая на основе чувства удовольствия представляется душе как прекрасное, определяется Бёрком в качестве субъективной целесообразности от ощущения соразмерности субъекта созерцаемому объекту.

Идеи Бёрка оказали влияние на эстетическую теорию Канта и многих других эстетиков. ская. Заметное место в ХХ в. занимает богословская эстетика, активизировавшаяся в качестве своеобразной реакции на усиление деструктивно-кризисных явлений в культуре.Крупнейшие религиозные философы и богословы обратили свое пристальное внимание на эстетическую сферу.

В православном мире это опиравшиеся на эстетику Вл.Соловьева неоправославные мыслители Флоренский и С.Булгаков, философ Бердяев и др. Ими были разработаны такие фундаментальные для православной эстетики понятия как софийность искусства (выраженность в произведении идеального визуального облика архетипа, его эйдоса), каноничность, современное понимание иконы, как идеального сакрально-мистического произведения искусства, наделенного энергией архетипа, теургия и некоторые др. В католическом мире видное место занимает эстетика неотомизма. Ее главные представители (Э.Жильсон, Ж.Маритен), опираясь на идеи схоластической эстетики (в основном в редакции Фомы Аквинского), модернизируют их на основе некоторых принципов эстетики романтизма, интуитивизма и др. идеалистических концепций творчества.

Истина, добро и красота, как выразители божественной сущности в тварном мире, – основные двигатели художественного творчества, субъективного в своей основе, но питающегося из божественного источника. 4) Вывод. Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные супер-проблемы: идеал и прекрасное.

Термины, их обозначающие, фактически – ее главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими. 5) Список использованной литературы. 1) Гартман Н. Эстетика.М 1958 2) Чернышевский Н.Г. Эстетика.

М 1958 3) Ингарден Р. Исследования по эстетике. М 1962; 4) Лосев А. Ф Шестаков В. П. История эстетических категорий. М 1965; 5) Лукач Д. Своеобразие эстетического. М 1985-1987.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетический, идеал, Прекрасное0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетический идеал и прекрасное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Идеал прекрасного в народной педагогике
Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай. Обычай - это стереотипный способ поведения человека, ко¬торый в определенном… По¬скольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под… Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике…

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре
Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию. В числе таких категорий - "прекрасное" и "безобразное". В… Человек, как творение Божие, с одной стороны обладает божественной сущностью… И в этом вопросе Лосский высказывает свое несогласие с точкой зрения Гегеля, который видит идеал красоты "не в живой…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые… Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда,… Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их…

Эстетическое богатство мира и многообразие искусства
В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей,… Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации… Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются…

Мир прекрасного, искусство моды
Но искусство-это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра и особого рода… Отказаться от образного мышления человек не может. Как вообще не может жить… А что такое красота? В природе -это радующее или удивляющее сочетание форм и красок. А в искусстве? Если по…

Оценка эстетического уровня автомобиля Volkswagen Polo
Сейчас с учетом дорожных пробок и постоянным повышением цен на топливо, спрос на мало-прожорливые и в то же время очень мобильные машины растет с… Он стал третьим переднеприводным аVтомобилем в дружном семействе Volkswagen… Высокая степень популярности Polo объясняется разнообразной гаммой двигателей и высоким качеством сборки. Шесть лет…

Предмет эстетической культуры
В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного… Я выбрал именно этот объект культуры, потому что любой житель нашей страны… Архитектурный ансамбль». Эти книги интересны и легки в понимании. Для меня эта литература стала основным источником…

Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона
Его учение занимает среднее положение между естественнонаучным и метафизическим пониманием нравственности. Объяснение наших нравственных понятий… В философии Аристотеля мы впервые имеем. Таким образом, самоутверждение… Истинное понимание нашей жизни, говорил Аристотель. Мы можем получить, поняв мироздание. Основу нравственных понятий…

Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста педагога-баяниста в общеобразовательном учреждении эстетического воспитания.
Но способностью к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не каждому, и поэтому так важно культивировать ее любому инструменталисту. “Лучший… Баянист, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и… Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Софисты: происхождение педагогики и культурного идеала Софист определяет свою профессию как "политическую техне", поскольку она обучает политической арете38. Технизация образования предстает как частный… Правда, софисты усматривают в своем искусстве венец всех искусств. В мифе о… Первая стадия — техническая цивилизация.Протагор — по Эсхилу — называет ее даром Прометея, который люди получили…
  • Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса Тяжело было сносить постоянный голод. Но хуже всего было ощущение безысходности. Бедность угрожала невежеством, крушением надежда Чарльз мечтал… В феврале 1836 он выпускает книгу "Очерки Боза", избрав псевдонимом ласковое… Читатель узнавал себя и своих знакомых в пестрой толпе лондонских прохожих, узнавал Лондон - любимый, прекрасный - и…
  • Эстетическое воспитание детей через изучение искусства Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые… Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был… Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим…
  • Эстетическая мысль западной цивилизации Заключительная часть (подведение итогов) . Введение: Первые эстетические взгляды зародились ещё в глубокой древности, в эпоху первых цивилизаций в… Вопрос 1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон). Эстетические… Попытку теоретически осмыслить сущность красоты предприняли греческие философы пифагорейской школы.
  • Стихи о Прекрасной Даме Блока Центральное место в символизме, во всем модернизме, во всей литературе двух первых десятилетий – серебряного века – занял Александр Александрович… Он воспринял его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в… В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. Это стремление имеет много…