рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетика эпохи Возрождения

Эстетика эпохи Возрождения - Контрольная Работа, раздел Искусство, Название: Эстетика Эпохи Возрождения Учебная Работа По Дисциплине: - Бесплат...

Название: Эстетика эпохи Возрождения Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика 6 Эпоха Возрождения - грандиозное время перелома устоявшихся канонов жизни и принципов средневековья, это эпоха, взгляды которой находят свое отражение и в настоящее время, это период, в течение которого происходил сложный процесс формирования реалистического мировоззрения, вырабатывалось новое отношение к природе, религии, художественному наследию античного мира. Основной темой ренессансного искусства становится человек, человек в гармонии его духовных и физических сил. Искусство прославляет достоинство человеческой личности, бесконечные способности человека к познанию мира. Вера в человека, в возможность гармонического и всестороннего развития личности является отличительной особенностью искусства, философии и этики этого времени и делает её столь многогранной, широкой и интересной, что является актуальной до сих пор. Мне близко это время, эстетика которого связана с грандиозным переворотом во всех областях общественной жизни: экономике, идеологии, культуре, науке и философии.

Так же к эпохе возрождения относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре, что не может оставлять к нему безразличной.

В это время происходит новое осознание прекрасного и безобразного, рассуждается о красоте и её роли, о том, что мы можем по праву назвать красивым, а что нет. Я считаю, что вопросы человека и красоты никогда не покидают мыслей людей всех веков и культур.

В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической идеологии.Гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, говорит о неограниченных возможностях развития человеческой личности. Идея достоинства человеческой личности, глубоко разработанная крупными мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и эстетическое сознание Ренессанса.

А что может быть важнее человека и того места, которое он занимает в мире? Что является центром вселенной, если не он? Стоит сказать, что идеи эстетики Ренессанса и схожие эстетические концепции развивались во многих странах Европы, в особенности во Франции, Испании, Германии, Англии.Все это свидетельствует, что эстетика Ренессанса была общеевропейским явлением, хотя, конечно, специфические условия развития культуры в каждой из этих стран накладывали характерный отпечаток на развитие эстетической теории.

Однако я думаю, что если наиболее показательной страной для изучения западноевропейского средневековья является Франция, то в эпоху Возрождения такой страной может служить Италия.Причем, в Италии термин "Возрождение" имел первоначальный смысл - возрождение традиций античной культуры, а в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности.

Именно поэтому рассуждать о принципах и положениях эстетики Ренессанса я буду на примере сочинений и мировоззрения известного итальянского философа, одного из основоположников утопического социализма Томмазо Кампанеллы и других философов, относящихся к периоду натурфилософии эстетики позднего возрождения.Почему именно позднего Возрождения? Потому что, на мой взгляд, это новый период в развитии эстетики Ренессанса, в который достигает наибольшей зрелости и завершенности искусство Высокого Возрождения.

Итак, Кампанелла внес значительный вклад в итальянскую натурфилософскую мысль. Ему принадлежат важные философские произведения: "Философия, доказанная ощущениями", "Реальная философия", "Рациональная философия", "Метафизика". Значительное место в этих произведениях занимают и вопросы эстетики.Так, в "Метафизике" содержится специальная глава - " О прекрасном". Кроме того, Кампанелле принадлежит небольшое сочинение "Поэтика", посвященное анализу поэтического творчества.

Эстетические воззрения Кампанеллы отличаются своей оригинальностью. Прежде всего, Кампанелла резко выступает против схоластической традиции, как в области философии, так и эстетики. Он подвергает критике всяческие авторитеты в области философии, отвергая в равной степени как "мифы Платона", так и "выдумки" Аристотеля.В области эстетики этот свойственный Кампанелле критицизм проявляется, прежде всего, в опровержении традиционного учения о гармонии сфер, в утверждении, что эта гармония не согласуется с данными чувственного познания.

В основе эстетического учения Кампанеллы лежит гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности природы. Ощущения заложены в самой материи ". Именно поэтому основным свойством всего бытия является стремление к самосохранению. У человека это стремление связано с наслаждением.Кампанелла говорил о том, что наслаждение - это чувство самосохранения, в то время как страдание - это ощущение зла и разрушения". Чувство красоты также связано с чувством самосохранения, ощущением полноты жизни и здоровья.

Я думаю, это вполне правильные мысли, ведь когда же мы видим людей здоровых, полных жизни, свободных, нарядных, то мы радуемся, потому что испытываем ощущение счастья и сохранения нашей природы.И мне хочется продолжить разговор о красоте, тем более, что оригинальную концепцию красоты развивает Кампанелла и в очерке "О прекрасном". Он здесь не следует ни за одним из ведущих эстетических направлений Ренессанса - аристотелизмом или неоплатонизмом.

Отказываясь от взгляда на прекрасное как на гармонию или соразмерность, Кампанелла возрождает представление Сократа о том, что красота - это определенного рода целесообразность. Прекрасное, по мнению Кампанеллы, возникает как соответствие предмета его назначению, его функции.Примером этой мысли, я думаю, может послужить зеркало, прекрасное, когда оно отображает истинный облик и абсолютно неважно, из золота оно будет или металла. Или же шпага, прекрасная тогда, когда она гнется и не остается в согнутом состоянии, режет и колет, а не та дорогая, но тяжелая и длинная на столько, что её нельзя сдвинуть.

Таким образом, красота у Кампанеллы носит функциональный характер. Она заключается не в красивой внешности, а во внутренней целесообразности. Именно поэтому красота относительна.То, что прекрасно в одном отношении, безобразно в другом. Все эти рассуждения во многом повторяют положения античной диалектики.

Используя традицию, идущую от Сократа, Кампанелла развивает диалектическую концепцию прекрасного. Прекрасное и безобразное - относительные понятия. Кампанелла выражает типично ренессансное воззрение, считая, что безобразное не содержится в сущности самого бытия, в самой природе. К примеру, эту мысль я могу выразить в том, что одна и та же вещь может казаться и прекрасной, и безобразной. Это зависит от личностных ощущений и эмоций каждого человека.Ведь не зря враг кажется безобразным своему врагу, и прекрасным другу.

В целом эстетика Кампанеллы содержит принципы, выходящие порой за пределы ренессансной эстетики; связи красоты с пользой, с социальными чувствами человека, утверждение относительности прекрасного - все эти положения свидетельствуют о вызревании в эстетике Возрождения новых эстетических принципов. Однако, мне известны принципы учения Джордано Бруно, так же относящиеся к эпохе позднего Возрождения, в которых он, в противоположность неоплатоникам, учившим, что красота тела является всего лишь одной из низших ступеней в лестнице красоты, ведущей к красоте души, и в противовес учению Кампанеллы о функциональности, как критерии красоты, делает акцент на красоте телесной.

Я вижу выражение этих принципов в том, что телесная красота - есть проявление красоты духовной и даже то, что вызывает в нас любовь к телу, является духовным и именуется им как «благородная страсть», ведь у Бруно духовная и телесная красота неотделимы.Духовная красота, как считал Бруно, познается только через красоту тела, а красота тела всегда вызывает у познающего ее определенную духовность.

Эта диалектика идеальной и материальной красоты составляет одну из самых замечательных особенностей учения Дж. Бруно. Важный эстетический момент содержится и в концепции "героического энтузиазма" как способа философского познания, который обосновывал Бруно. Очевидны платонические истоки этой концепции, они исходят из идеи "познающего безумия", сформулированной Платоном в его "Федре". Согласно Бруно, философское познание требует особого духовного подъема, возбуждения чувства и мысли.

Но это не мистический экстаз, и не слепое опьянение, лишающее человека разума. Это не невнимание к самим себе, это - любовь и мечты о прекрасном и хорошем, при помощи которых мы преобразовываем себя и получаем возможность стать совершеннее.Это - разумный порыв, идущий за умственным восприятием хорошего и красивого Энтузиазм в истолковании Бруно - это любовь к прекрасному и хорошему.

Как и неоплатоническая любовь, она раскрывает духовную и телесную красоту. Таким образом, эстетика Возрождения не представляет собою абсолютно однородного явления. Здесь были различные течения, которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила ряд этапов. Соответственно менялись и эстетические представления, понятия и теории. Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека.

Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Но свобода в понимании итальянского Ренессанса имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать, как хочется.Я полностью согласна с этими принципами, прославляющими красоту, прекрасное, свободу и самого человека. Свобода чувств, эмоций, мыслей человека являются, на мой взгляд, исключительно его компетенцией и никто не в праве на них покушаться.

В отношении красоты мне близки, как и концепция Кампанеллы, так и Бруно. С одной стороны, действительно, бесполезная и функциональная едва ли будет в нашем сознании прекрасной, но, с другой стороны, красота сама по себе, гармония черт, линий, пропорций и являются теми критериями, по которому мы о ней судим. Различие этих концепций мне видится в аспекте их рассмотрения: Кампанелла делал упор на вещи, в то время, как Бруно говорил о телесной красоте человека.

Однако, пусть даже бесполезная, но действительно красивая вещь кажется мне прекрасной, пусть и нефункциональной.Возрожденные на античной основе гуманитарные знания Возрождения, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе.

Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле.Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков.

Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

– Конец работы –

Используемые теги: эстетика, эпохи, Возрождения0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии
В развитых странах Европы в период век происходит развитие торговли и... Развиваются города Они становятся центрами экономической и культурной жизни Это была вершина развития феодализма...

Эстетика эпохи Возрождения
В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским.И все же искусство этой эпохи, при… Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард… Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к…

ЭСТЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе… Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала… У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не…

Эстетика эпохи возрождения (основные черты, персоналии)
Однако непонятно, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какая античность имеется в виду. Говорят, что… Если бы заняться вопросом об учете всей этой антицерковной литературы, то для… Все подобного рода характеристики, взятые сами по себе, конечно, правильны и даже неопровержимы.Возрожденческие…

Искусство эпохи итальянского возрождения. Северное возрождение
Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Сикстинская капелла, 0000-0000. Фрагмент фрески потолка. Пророк Исайя. Стр. 00ПРИЛОЖЕНИЕ 0. Фреска алтарной стены. 0000-0000.… Страшный суд. Стр. 00ПРИМЕЧАНИЯСтр. 00 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования… Буонарроти Микеланджело во многом определил развитие европейского искусства как 00 в так и последующих столетий,…

Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира
У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единоехарактеризуется через противоположность иному , не-единому. Этахарактеристика восходит к пифагорейцам… Изутверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод,… Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается кматематике, указывая, что при увеличении радиуса…

Особенности Венецианской школы архитектуры эпохи возрождения
В скульптурном творчестве С. живописность светотеневой моделировки органически соединяется с утончённой экспрессией образного строя ("Вакх", мрамор,… На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как… Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17-18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в…

Эпоха Возрождения. Леонардо да Винчи
Живая мысль пробилась сквозь прежний мртвый язык летаргический сон средних веков проходил латинский бред сменялся жизненной, гибкой речью. Явился… Латинский перевод Библии, считавшийся до тех пор непогрешимым, потерял свой… Искусство это сразу достигает удивительных результатов, и во главе нового движения стоит Венеция. За первые 30 лет…

эпоха возрождения и идеи гуманизма
Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. И означает… Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где… Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему.…

Этическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения
Библейско-христианская и аристотелевская этика модернизируются Скориной в соответствии с требованиями и идейными запросами эпохи Возрождения.… Скорина таким образом утверждал интровертный, ориентированный изнутри характер… Это обстоятельство дает нам право считать Скорину выдающимся гуманистом эпохи Возрождения, реформатором в области…

0.045
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения Именно в этот час и в связи с такими обстоятельствамии возникло учение Николо Макиавелли. Конфликты были и будут, они будутсопровождать нашу жизнь… Автор исследует как центральную проблему различные виды государств… От этого зависит его прочность еслигосударство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновьприобрет…
  • Предмет и история эстетики. Этапы развития русской эстетики Вначале эстетика была частью фило¬софии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилосо¬фы, пифагорейцы). С Сократа… Для Тер¬туллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение… Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью…
  • Культура эпохи возрождения Именно такое значение термина Возрождение Ренессанс принято в настоящей работе. Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не… Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот…
  • Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему… Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся… В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения…
  • Великие итальянские художники эпохи Возрождения Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…