рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетический вкус - от чего он зависит

Работа сделанна в 2007 году

Эстетический вкус - от чего он зависит - Контрольная Работа, раздел Искусство, - 2007 год - Название: Эстетический Вкус - От Чего Он Зависит Учебная Работа По Дисциплин...

Название: Эстетический вкус - от чего он зависит Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы.Этика и эстетика ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ Учебная дисциплина: « Эстетика» Тема: «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС - ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ? » студента 5 (сокращ.) курса психологии гуманитарного факультета ПОЛЯКОВА Геннадия Анатольевича «Защищен» Оценка Одесса-2007г. ПЛАН Введение 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС - ОТЧЕГО ОН ЗАВИСИТ? 1.1 Понятия «вкус» и « эстетического вкус»; объективность и субъективность эстетических суждений 1.2. От чего зависит эстетический вкус? Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Категория эстетического вкуса появилась в европейской науке в XVII в. как результат развития новых течений искусства, которые разрушили старые каноны и обусловили потребность в универсальных критериях их оценивания.

Одновременно развитие индивидуальности еще со времен Возрождения, ставило вопросы о возможности субъективного, самостоятельного оценивания художественного произведения, которое базируется на чувстве эстетического удовлетворения или вкуса. Такая ситуация на многие века создала проблему подхода к определению эстетического вкуса как объективного и субъективного суждения; выдвинула проблему соотношения «вкуса» и «»эстетического вкуса»; проблему установления факторов, влияющих на формирование эстетического вкуса.

Основная цель работы - рассмотреть основные подходы к данным проблемам. 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС - ОТЧЕГО ОН ЗАВИСИТ? 1.1 Понятия «вкуса» и «эстетического вкуса»; объективность и субъективность эстетических суждений Мы воспринимаем нечто как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое, по началу не отдавая себе отчета, почему одно прекрасно, а другое безобразно.

Да и не только по началу.Иногда человек раздумывая над тем, почему то или иное явление вызвало тог или иное эстетическое переживание, не в состоянии ответить на этот вопрос.

А между тем, это явление не оставляет его равнодушным. Ясно, что эстетическое переживание связано, во-первых, присущими данному явлению эстетическими особенностями, во-вторых, с характером и особенностями практического взаимодействия человека с миром, произведениями искусства и, наконец, со свойственной только человеку способностью реагировать на явления, объективно содержащее эстетическое. Такая способность называется эстетическим чувством.Эстетические чувства, как впрочем, и другие чувства людей это не просто ощущения и восприятия. Они всегда связаны с переживаниями, эмоциями (радостью, печалью, страхом, восторгом, удивлением и т.д.; следовательно, в нем наряду с объективным содержанием получает выражение и субъективное отношение человека к миру, в решающей степени определяемое его общественной практикой.

На основе общественной практики формируются и развиваются прежде всего элементарные эстетические чувства: чувство цвета; формы; музыкальное чувство.

Эти чувства, отражая конкретные проявления эстетического, во многом определяют повседневное эстетическое отношение к действительности, эстетическую сторону поведения людей. Выбирая, например, цвет и фасон одежды, восторгаясь игрой брильянта, человек, как правило, руководствуется элементарными эстетическими чувствами.Эстетические чувства меняются и развиваются с развитием эстетического отношения человека к действительности и, прежде всего, с развитием его эстетического вкуса.

Говорят: о вкусах не спорят. И постоянно спорят. Да и поговорку эту вспоминают обычно тогда, когда в споре не удается защитить свою позицию. Вероятно о вкусах и следует и не следует спорить, поскольку речь может идти о вкусе и эстетическом вкусе. Вкус - это дело не чувствительности или чувственности, это дело суждения, а потому, если предмет только нравится, его нельзя назвать прекрасным.Ведь чувственное удовольствие - это субъективное удовольствие, и каждый человек является для себя единственным судьей собственного удовольствия.

Например, спор о том, что вкусно или невкусно. Здесь прямая зависимость от особенностей человека и отчасти от его психологического своеобразия.Это скорее даже не вкус, а предпочтение, которое отдает личность (холодное или горячее, соленое или сладкое, громкий или тихий звук, яркие или умеренные цвета и т.д.). Не только хороший, но и плохой вкус распространяет свое отношение к жизни к искусству и, проявляясь в поведении, сказывается на отношении к окружающему. Хороший вкус может, например, допустить, что от музыки Баха не испытывают удовольствие, созвучного с удовольствием от музыки «Руки вверх», но хороший вкус не может смириться с тем, что музыку Баха не считают прекрасной.

Речь идет о том, что имеет ценность само по себе. Уметь видеть эти ценности - дело эстетического вкуса. Вкус, таким образом, обнаруживает элемент всеобщности, который в эстетическом суждении поднимается над частным характером чувственного удовольствия.

Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности. Первое, на что обращается внимание в этом определении то, что эстетический вкус носит непосредственно- эмоциональный характер, значит обнаруживается он только в соприкосновении с предметом, вызывающим эстетическое отношение.Нельзя наслаждаться музыкой по рассказам о ней, балетом - по либретто.

Вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, он и выступает как чувство. Вкус - это еще и оценка. Не единичная и случайная, а система оценок. А где оценки, там и отношение, а где отношение - там и поведение. Например, если человеку доставляют наслаждение пошлые рассказы или порнографические изображения, этому, как правило, сопутствуют лицемерие, цинизм в поведении, неспособность постичь истинную красоту любви.Существенно при этом, что как система оценок, вкус, хотя и проявляется лишь в отношении к конкретным явлениям, выражает эстетическое отношение к жизни, искусству вообще.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде, как в узком, так и самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных новинок.Все это не противоречит формам объективизации вкуса, однако эстетический вкус - не только и не сколько внешние проявления, сколько глубокое органическое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления. Ибо личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, и если мода деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной к моде. И в этом проявится ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным он может быть по отношению к формам поведения и общения.

Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом. 1.2 От чего зависит эстетический вкус? Эстетические вкусы складываются на основе представлений (эстетического идеала, прежде всего), а значит и стоящими за этими представлениями взглядов, существующих в обществе.

Нельзя не учитывать зависимость эстетического вкуса от развития общества.

Новая общественная практика может выдвинуть на первый план такие стороны действительности, которые в предшествующий период не играли большой роли в жизни людей.Измерение эстетического вкуса в этом случае будет связано не с тем, что прежний вкус был плох, а с включением в сферу практики новых отношений, ранее не охватывающихся эстетически или игравших в практике второстепенную роль. Этим, в частности, объясняется то, почему ритм все больше определяет музыкальный вкус. Следует, впрочем, оговориться.

Музыка призвана, прежде всего, выразить глубину человеческих переживаний. Поэтому основу музыки, а следовательно, и высокого музыкального вкуса составляет и будет составлять мелодия. Эстетический вкус тех, кого привлекают только шлягеры, отнюдь не может служить предметом подражания.Обращаясь опять к Баху и «Руки вверх», можно сказать, мы можем признавать красоту музыки Баха, хотя, возможно испытываем большее чувственное удовольствие от музыки «Руки вверх». Но если мы сетуем на музыку Баха, что она не доставляет нам чувственного удовольствия или не «волнует чувства» так, как музыка «Руки вверх» - это признак неразвитого вкуса.

Ну а если мы вообще отвергаем музыку Баха в силу отсутствия ее чувственного влияния на нас, значит, увы, у нас вообще нет эстетического вкуса. Развитие жизни требует и развития эстетического вкуса.Подчеркнуть это необходимо, ибо вкусу присуща известная консервативность, вызванная привычной эстетической практикой, его сформировавшей.

В этой консервативности есть и своя положительная сторона: никакие модные влияния не способна разрушить хороший вкус. С ним связана оценка художественных произведений, он составляет одно из условий художественного творчества. Художественный вкус, а через его посредство и эстетический вкус в целом развивается самим искусством.Ни о каком музыкальном вкусе не может быть и речи, если человек не слушает музыку.

Бытующее представление о том, будто для восприятия искусства не нужно никакой подготовки, ошибочно. Конечно же, в восприятии искусства огромную роль играет та культурная и эстетическая «почва», тот жизненный и эмоциональный опыт личности, на которые падают «зерна» новых художественных впечатлений. Эта «почва» взрыхляется различными способами. Прежде всего, следует отметить, что процесс накопления соответствующего опыта происходит непроизвольно.Песни, слышанные в детстве, изделия народного творчества, окружающие ребенка, рассказы художественно одаренных людей, книги, кинофильмы, телевизионные передачи, печать, радио - весь этот поток эстетических впечатлений направлен на современного человека с малых лет, готовит его к восприятию художественных ценностей, наслаждению ими. Человек непроизвольно осваивает способы постижения особенностей формы, а затем и содержания различных видов искусства, пополняет знание тех художественных фактов, с которыми он потом, даже не отдавая себе в этом отчет, будет сопоставлять новые художественные произведения.

Становление личности - процесс длительный, не завершающийся окончательно никогда. Есть, тем не менее, возрастная граница - от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе и эстетический вкус. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразии и неповторимости.

В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность оказывает влияние свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций.

Таким образом, складывается уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективизации, общественного самоутверждения. Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то это, прежде всего - проявление всеядности, т.е. присвоение человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей.Всеядность характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Большинство видов искусства, дабы могли они быть восприняты во всем своем богатстве, требуют развития и постоянной тренировки чувств и способностей человека.Многое тут зависит от степени развития эстетических чувств (музыкального, чувства цвета, формы, слова). Дело не только в развитии способности к «внешнему» восприятию искусства, пониманию его языка, изобразительных и выразительных средств.

Задача состоит в том, чтобы воспринять художественное произведение в целом с отличающим его отношением содержания и формы, с его замыслом и воплощением этого замысла, в том, чтобы разобраться в идейно-художественных достоинствах произведения, отдать должное таланту художника.А это требует постоянного духовного развития личности, непосредственного общения с искусством, напряженной работы мысли, требует обогащения своего эмоционального мира. В одном и том же произведении искусства люди разного общекультурного уровня и с различной степенью развития художественного мышления могут увидеть разные стороны; воспринять его совершенно по-разному.

А ведь произведение - это объективное явление искусства: оно требует верной, максимально приближенной к его истинной сути оценки.Суждение эстетического вкуса зависит от особого интеллектуального механизма эстетической интуиции, включающей такой способ познания, как творческое воображение, охватывающее образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитическому действию рассудка.

Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего нет в действительности.Между тем действие силы воображения обеспечивает, прежде всего, умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных обстоятельств и всегда несет на себе печать классовых предпочтений и ценностей. Единых эстетических вкусов, норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп не существует. Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его предпочтения и наоборот - делать его терпимым и многогранным. Эстетический вкус определяется степенью его развития - это умение проводить различие между тем, что нравиться и тем, что прекрасно, а это значит, что эстетический вкус проявляется в суждении, воспитывается с помощью дискуссий и споров.

Суждение эстетического вкуса - это оценка действительности в соответствии с эстетическим чувствами, потребностями, интересами, мировоззрением человека.Таким образом, эстетический вкус, являясь соединением объективного и субъективного, т.е. отражающий не только качества воспринимаемого предмета, но и качества субъекта, который данный предмет воспринимает зависит от своеобразия и развитости человеческой чувственности, интеллекта, культуры, образованности, широты мировоззрения, от среды, в которой личность развивается и воспитывается, от комплекса культурных ценностей и духовных ориентаций данного общества и выбора личности.

ЛИТЕРАТУРА 1. Герман Ш.М Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике М.: Знание, 1982 224с. 2. Громов Е.С. Палитра чувств М.: Просвещение, 1990 191с. 3. Гулыга А.В. Что такое эстетика М.: Просвещение, 1987 173с. 4. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе М.: Педагогика, 1974 169с. 5. Естетика: Підручник /Л.Т.Левчук та ін К.: Вища школа, 2005 431с.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетический, вкус, зависит0.065

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетический вкус - от чего он зависит

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Вкус как эстетическая категория
Следует заметить, что эта тема является довольно обширной, поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический вкус можно… Задавая вопрос о том, является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то… Сказать, что предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого предмета, свою…

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Предмет эстетической культуры
В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного… Я выбрал именно этот объект культуры, потому что любой житель нашей страны… Архитектурный ансамбль». Эти книги интересны и легки в понимании. Для меня эта литература стала основным источником…

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые… Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда,… Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их…

Эстетическое богатство мира и многообразие искусства
В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей,… Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации… Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются…

Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона
Его учение занимает среднее положение между естественнонаучным и метафизическим пониманием нравственности. Объяснение наших нравственных понятий… В философии Аристотеля мы впервые имеем. Таким образом, самоутверждение… Истинное понимание нашей жизни, говорил Аристотель. Мы можем получить, поняв мироздание. Основу нравственных понятий…

Эстетическое воспитание детей через изучение искусства
Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые… Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был… Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим…

Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста педагога-баяниста в общеобразовательном учреждении эстетического воспитания.
Но способностью к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не каждому, и поэтому так важно культивировать ее любому инструменталисту. “Лучший… Баянист, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и… Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение…

Оценка эстетического уровня автомобиля Volkswagen Polo
Сейчас с учетом дорожных пробок и постоянным повышением цен на топливо, спрос на мало-прожорливые и в то же время очень мобильные машины растет с… Он стал третьим переднеприводным аVтомобилем в дружном семействе Volkswagen… Высокая степень популярности Polo объясняется разнообразной гаммой двигателей и высоким качеством сборки. Шесть лет…

Художественная культура как особая форма эстетической культуры
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его… Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия,… Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Эстетическое воспитание Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно… В про¬цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их… Воспитание красотой и через красо¬ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос¬ти, но и развивает…
  • Формирование видеорынка России и изучение вкуса видеолюбителей Но с такими благоприятными переменами растет также острота проблем в этой сфере.Главным образом, такие как засилье западного ширпотреба и полное… Данная программа разработана в целях помочь сформировать их решение. Данная… Изучение спроса и пожеланий российских видеолюбителей. Задачи исследования: Оценка значимости информирования…
  • Слух, вкус, обоняние при терминальных состояниях В последнее время к терминальным состояниям относят также тяжелые шоки III и IV степени и различные виды комы 1 . Терминальные состояния отражают… У подавляющего большинства животных и у человека эта функция реализуется… У различных представителей животного мира может быть резко различной организация не только центральных отделов…
  • Учет индивидуальных особенностей, склонностей и направленности, учащихся в преподавании предметов эстетического цикла Затрагивает такой аспект, как необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка для создания благоприятной образовательной среды, развивающей… Аналитический обзор литературы по теме исследования затрагивает рассмотрение… Автор работы предлагает подбор эффективных стандартизированных практических методик для изучения индивидуальных…
  • Эстетическое образование Вальдорфской школы Во многом образование – это подготовка к жизни. Образование, подобно концерту, состоит из трех частей. Первая часть – это семья. Вторая часть… Каждое препятствие помогает мне узнать что-то новое о себе». Наиболее… Мы никогда не совершенны, скорее всего мы на пути познания талантов и мастерства, нам еще не знакомых. Все люди ценят…