рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ...

ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ... - раздел Искусство, Боевые искусства востока   «Каратэ Начинается С Поклонов» Я Начал Собирать Свед...

 

«Каратэ начинается с поклонов»

Я начал собирать сведения о боевых искусст­вах с 1978 года, и это продолжалось 15 лет. Одна из статей самого раннего периода называлась «Каратэ начинается с поклонов». Действитель­но, поклоны занимают не малую часть в жизни японцев и, по всей видимости, представляют не­что большее, чем просто традиция. В боевых ис­кусствах этой страны им отводится роль важней­шего ритуала, без которого никакое начинание невозможно.

Ну японцы японцами, а нам-то зачем слепо следовать этой традиции? Кто-то, быть может, скажет, что ритуал -- часть самого искусства; по­думаешь, безобидный ритуал. Так ли уж безобид­ный, если с него там все начинается; если ему там придают такое значение?! Лично я не против того, чтобы приветствовать учителя (тренера) и зани­мающихся (спортсменов) в зале установленным поклоном. Как говорится, видно всем и все по­нятно. Но меня настораживает то, что при таких манипуляциях корпусом налево и направо, кро­ме живых людей, присутствуют также неодушев­ленные предметы, начиная с самого зала и ка­кой-нибудь эмблемы или знамени школы. Им-то зачем я должен кланяться?

Безобидная традиция? Я думаю, что для са­мих японцев, установивших ее, этот ритуал не лишен смысла, иначе бы зачем его и устанавли­вать. Кто-то скажет, что поклон залу должен настроить входящего на предстоящую трениров­ку. Нет, для православного человека это соблазн. Он прекрасно понимает, что за этим стоит. Ка­ратэ начинается с поклонов, язычество - - тоже.

Чему кланяешься, чему открываешь свое со­знание («опустошаешь чашу»), то тебя и запол­няет, тем ты отчасти и становишься. Это не ми­стика, а самая что ни на есть реальность, кото­рая как раз и начинается с виду безобидных, может быть отчасти неосознанных, поклонов нео­душевленным предметам. Наши предки - языч­ники - тоже этим занимались. Для христиани­на такая традиция соблазн и искушение.

Кто-то может возразить, указав на аналогич­ную традицию кланяться (да и вообще всячески почитать) неодушевленные предметы в христиан­ской Церкви: мощи угодников Божиих, крест, иконы. Об этом можно сказать следующее.

Священное Писание относится к изображениям следующим образом. Одни из них оно совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь и почитать. Дру­гие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать. Священное Писание, таким образом, все изобра­жения разделяет на два разряда: одни — ложные, а другие — истинные, священные.

Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Эти идолы считаются ложными изображе­ниями потому, что ничего соответствующего им в действительности нет. Это — выдумка невеже­ственных людей. А через истинные изображения Господь всегда творил чудеса.

В Священном Писании есть свидетельства о том, что у христиан были и священные изобра­жения, и вообще вещественные святыни. Так, апостол Павел говорил, что антихрист, когда при­дет, будет глумиться над святыней христианской.

Существуют священные изображения у хрис­тиан: во 1 -х, для напоминания о Боге; во 2-х, для научения христиан; в 3-х, для возбуждения ре­лигиозного чувства; в 4-х, для прославления Божия.

Многие невежды и сектанты говорят, что хри­стиане молятся пред иконами, как пред идола­ми. Поклоняются же христиане не доске, на ко­торой нарисована икона, а тому, кто изображен на ней: Господу Богу, Божией Матери, ангелу или угоднику Божию. И хотя Богу можно поклоняться в духе и истине, на самом деле священные изоб­ражения не препятствуют этому, а, напротив, на­учают богопознанию.

Сам же Бог изображается на иконах в тех об­разах, в которых Он являлся людям. Кстати, если в этой связи посмотреть на скульптурные экспо­зиции, украшающие буддийские храмы и мона­стыри, не трудно представить, к какому «идеалу» нас призывает восточная традиция в лице бо­евых искусств. Одни свирепые образы чего только стоят, причем вооружены они, как правило, до зубов и обвешаны трофейными регалиями -- че­репами убитых и замученных.

Православный христианин, творящий крестное знамение при виде крестов на куполах право­славных церквей, кланяющийся при входе в храм, лобызающий святые иконы, прекрасно отдает себе отчет в том, к Кому он расположил свое сер­дце и душу. В одной из главных служб в Право­славной Церкви - - литургии - - есть такие сло­ва: «Приидите, поклонимся и припадем ко Хри­сту». К Христу мы придем и поклонимся, к Нему одному - - Богу живому - - припадем.

Кому ты кланяешься, тот тебя и заполняет; кому раскрываешь душу, тот ее и насыщает. Хри­стиане насыщают душу Христом - - Спасителем Мира, Сыном Божиим.

В этой связи уместен обратный вопрос: что скрывается или что стоит за поклоном залу? Об этом можно узнать просто понаблюдав за трени­ровкой. Но главная проблема заключается в том, что с ваших первых шагов вам никто и не ска­жет, что за этим стоит. Берегитесь, начинающие и вновь приходящие, переступая неизвестные по­роги!

ЯРЛЫКИ И МЕТОДЫ

 

Что мы можем взять полезного из практики бо­евых искусств? Неужели все так плохо и ничего нам не подходит? Здесь каждый сам для себя решает, но начинается все с «ярлыков», о которых упоминалось в первой главе. Проанализируем их. Сначала рассмотрим чисто внешние качества.

САМООБОРОНА. Учат ли боевые искусства умению постоять за себя, помогают ли в реше­нии подобной проблемы? Безусловно. Любой вид борьбы может научить конкретным приемам са­мообороны, которые в той или иной жизненной ситуации могут пригодиться.

ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА. Помогают ли боевые искусства развить в себе крепкие мышцы? Ко­нечно. Правда, сила, в теории разных стилей и школ, может характеризоваться по-разному; да и видов силы здесь немало. Боевые искусства по­могают развить так называемую «специфичес­кую» силу, о которой начинающий ничего не зна­ет. И хотя подобных результатов можно добить­ся в других видах спорта, есть некоторые особен­ности и нюансы, характерные исключительно для боевых искусств. Причем, здесь мы говорим о чисто физической силе, а не о развитии скрытых энергий, вопросу о которых в боевых искусствах уделяется особое внимание.

 

ГИБКОСТЬ (РАСТЯЖКА). Боевые искусства помогают и в этом вопросе, но, на мой взглядов гимнастике или балете добиваются больших ре­зультатов.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ. И здесь бо­евые искусства помогают, но результаты, как правило, носят узко-специфический характер.

ВЫНОСЛИВОСТЬ. Безусловно, тренировоч­ный процесс в боевых искусствах помогает раз­вить выносливость. Однако и здесь есть ряд ог­раничений. Выносливость бегуна на длинные дистанции не такая же, как выносливость фут­болиста. Вот и в боевых искусствах она тоже своя. Больше того, вы можете развивать в себе не­сколько видов выносливости.

Подводя итог чисто внешним ярлыкам, отме­тим важное преимущество боевых искусств. Любое качество в отдельности можно развить в других видах спорта, но в боевых искусствах возможно постепенное развитие всех их одновре­менно. В этом плане здесь собран богатый опыт и, кроме того, существует возможность выбора, где и чему отдавать предпочтение.

Теперь перейдем к рассмотрению так называ­емых внутренних качеств.

СИЛА ВОЛИ, ТЕРПЕНИЕ, СДЕРЖАН­НОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, ОТВАГА, ЧЕСТНОСТЬ и т. д. Я перечислил некоторые из них все вмес­те, потому что, на мой взгляд, никаких преиму­ществ у боевых искусств перед другими видами спорта в этом вопросе нет. Больше того, в силу причастности к конкретным религиозным догма­там сами понятия этих терминов могут слегка размываться и отличаться от тех, которые в сво­ем сознании представляет конкретный человек.

Более глубокие внутренние качества -  МО­РАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ. Они могут формироваться в зависимости от конкретных условий.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Я не знаю, что под этим понимают многие, практику­ющие боевые искусства. Сам я по инерции в начале своих занятий тоже считал, что какое-то интеллектуальное развитие во мне совершается. В любом случае это очень узкий и специфичес­кий процесс. Если дело касается только истории боевых искусств, то по данному вопросу можно просто прочитать книгу, а вовсе не обязательно практиковать ту или иную дисциплину несколь­ко лет. В чем, собственно, интеллектуальное раз­витие?

.ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО. В данном вопросе полезно у каждого конкретного челове­ка спрашивать, что конкретно он сам под этим понимает. Лично я — ничего. На самом деле ответ часто будет зависеть от той традиции, ко­торую исповедует конкретное искусство. Ну а традиция эта, как было сказано ранее, опирает­ся на конкретные религии.

РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Устав школы, кодекс чести воина и тому подоб­ное ничто в сравнении с теми незыблемыми догматами, которые являются фундаментом для все­го остального. Уставы и кодексы могли менять­ся в силу исторических условий. Догматические концепции того или иного религиозного учения, как правило, устанавливались единожды. Дол­го практикующий боевые искусства рано или по­здно начнет думать о природе вещей; и он будет искать их, естественно, в лоне своей школы (сво­его искусства). А для нас это свидетельство, что методика сознательно или безсознательно, воль­но или невольно ведет нас к «первоисточнику». А какой он, этот первоисточник?

Смешно даже предположить, что человек, всю жизнь гоняющий мяч или бросающий городош­ную биту в силу именно этих обстоятельств рано или поздно придет к какой-то вере. Но с боевы­ми искусствами, и здесь лишний раз уместно под­черкнуть «восточными», дело обстоит иначе. Мы не найдем примеров связи с религией в боксе, в вольной или классической борьбе, в самбо... Эти виды формировались в совершенно иных тради­циях.

Вот поэтому, если брать отдельные «ярлыки» в боевых искусствах, все они будут говорить о по­ложительных сторонах, тщательно скрывая их ис­тинную сущность, то что вместе взятые они ве­дут к определенной цели. Мне это напоминает би­нарное оружие, когда в разных контейнерах со­держатся вещества сами по себе безопасные. Но стоит им соединиться вместе и получается мгно­венно убивающее отравляющее вещество.

Но я призываю присматриваться и к каждой составляющей методики в боевых искусствах, ибо даже в отдельности не все из них безопасны. Об этом мы продолжим разговор в одной из следу­ющих глав.

КАК ИЗВРАЩАЕТСЯ ИСТИНА

 

Некоторые методики в практике боевых ис­кусств небезопасны с точки зрения нашего пра­вославного учения. А в чем эта опасность?

«Брюс Ли считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий», - читаем мы в книге Брюса Томаса. К сожалению, не один только Ли. Мне не обидно за свою веру; Господь поругаем не бывает. Если христианство и при­числяют к ортодоксальным религиям, это еще не беда. Не согласен я с другим: с тем, что живое слово выдается за догмы; и с тем, что оно ото­рвано от жизни.

В общем очень хорошая книга лишь отдален­но затрагивает тему трагической кончины Брю­са Ли. Автор делает предположения и намеки. Его выводы вполне убедительны. Однако цели­ком полагаться на правильность его заключений мы не можем. На странице 297 внезапно появ­ляется фраза, которая почти сводит на нет все усилия. Что это: плохой перевод, ошибка редак­тора или же это действительные мысли автора, который явно не знаком с православной тради­цией? Вот текст.

«Иисус Христос, Учитель, Чьи озарения также дали толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям, выразил ту же исти­ну, когда изрек: «Следуй за Мной, и ты потеря­ешь себя, но следуй себе — и ты найдешь и себя, и Меня».

Для начала приведу дословный текст Еванге­лия, чтобы увидеть разницу.

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвежену старейшинами, первосвященниками и книжни­ками, и быть убита, и в третий день воскрес­нуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, са­тана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбере­жет ее; Ибо какая польза человеку, если он при­обретет весь мир, а душе своей повредит? И ли какой выкуп даст человек за душу свою? (Еван­гелие от Марка, 8. 31-37).

Итак, во фразах «... следуй себе» и «... иди за (ною» неужели для сознания западного челове-са нет никакой разницы?! Вот толкование эпи-юда в православной традиции.

Толкование Феофилакта. Поскольку Петр пре­кословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом про­тив Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру

Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, -говорит, — никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвер­гнуться другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его пре­зирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказа­но, то есть позорную смерть, ибо крест почитал­ся тогда орудием позорной казни. А как многие распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродете­ли, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма че­ловеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), — тот, — говорит, — обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу по­губит ее, если во время мучения не устоит.

Второй момент, который нельзя оставить без вни­мания: «Иисус Христос, Учитель...» Для православ­ного человека, Иисус Христос, прежде всего, Сын Божий, Сам Бог. И Евангелие является откровени­ем Божиим, хотя и написано людьми. Под водитель­ством Духа Святого написано апостолами.

И вот здесь (да и не только здесь) мы обнару­живаем чудовищные подмены, которые исходят из уст восточных учителей. Бесы, хорошо знако­мые православному человеку, не называются своими именами. Вместо этого происходит заме­на какими-то полумистическими понятиями типа «тень», или «черный воин». А Иисус Христос на­зывается обыкновенным учителем, одним из не­многих. И Ему приписываются «... озарения, давшие толчок различным догматическим и фун­даменталистским течениям».

Подобная литература наводнила книжные рынки нашей страны. Немногие из любителей бо­евых искусств интересуются православными из­даниями. Поэтому предостережение звучит с этих страниц.

ИНСТРУМЕНТЫ И ОРУДИЯ

 

И все же, какие конкретно инструменты ис­пользуют боевые искусства, которые являются «проводником» для бесов, превращаются в их орудия? Назовем три из них, которые могут прак­тиковаться с первых шагов, - - это дыхательные упражнения, медитация и релаксация.

 

Дыхательные упражнения

 

Хатха-йогой серьезно я начал заниматься с 10-го класса. Серьезно - это значит ежедневно в рам­ках конкретного комплекса. У меня была книга с пятимесячной программой, которую в дальней­шем можно было совершенствовать. На протя­жении нескольких лет я проходил эту програм­му снова и снова, находясь в разных условиях, и наблюдал результаты. Мой вывод такой: опре­деленные упражнения приносят пользу для тела, если их практиковать в «идеальных» условиях. К примеру, будучи в армии, я получил крайне от­рицательные результаты. Впоследствии я понял, что в нашем социуме этих «идеальных» условий вообще быть не может, и отказался от практики йоги совсем.

Один человек, достигший больших высот в этом деле, сказал мне, что важно не то, где ты зани­маешься, а как. Справедливое замечание, за которым чувствуется большой опыт. К счастью для себя, тогда йога меня уже вообще не интересо­вала, как не интересовали и боевые искусства. Я продолжал практиковать нунчаку и занимал­ся только самостоятельно, оградив себя от лю­бого постороннего влияния. Но речь сейчас не о том, как практиковать, а все-таки о том, что именно практиковать.

Почитайте историю развития боевых искусств, обращая внимание хотя бы на три региона: Ин­дия, Китай, Япония. Взаимное обогащение тра­диций рано или поздно, попадая в новые, чисто географические условия, в конечном итоге при­обретало местный оттенок. Где в Китае или Япо­нии вы обнаружите классическую индийскую йогу? Да нигде! Обогащение методов не приво­дило к слепому копированию чужих традиций, а приспосабливалось к местным условиям и обо­гащалось собственной национальной традицией.

Почему же мы — русские — должны впитать в себя все сразу от народов, которые сами для себя ввели жесткие ограничения на все чужерод­ное? Мы тоже имеем право кое-что отфильтро­вать, в основание отбора положив веру отцов. С какими-то, замечу, чисто внешними вещами мож­но подискутировать, хотя и они не все безопас­ны. Но вот, на мой взгляд, некоторые методы, от­носящиеся больше к внутренней практике, я бы выбросил немедленно. Поговорим о них.

Сама система (напомню, что сейчас речь идет о хатха-йоге) называет несколько важных пунктов, без которых она уже не система. Разберем некоторые из них.

1. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ. Что это значит? Это значит, что йога помогает только тем, кто целиком находится в ней. Простому челове­ку, подвергнутому какому-нибудь недугу, систе­ма не поможет. Его существо должно быть в си­стеме, чтобы та, когда придется, помогла. Прак­тика же отдельно взятых упражнений -  это не йога. Йогой надо жить. В конце концов «это» пожирает тебя. Я бросил занятия, потому что на­чал зависеть от них. Моя свободная воля сопро­тивлялась такому положению дел. Здесь можно сказать, что лукавый избрал йогу своим оруди­ем, чтобы держать меня в подчинении.

2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Система требует сосредоточивать внимание на объектах. Пример: упражнение для профилактики заболеваний печени - - сосредоточивайся на печени. И так далее. В этой методике что-то есть, и ее взяли на вооружение многие европейцы. К приме­ру, аутогенная тренировка. Почти то же самое, но без закручивания себя в хитрые позы. Без кон­центрации внимания йога уже не йога, а простая статическая гимнастика, польза которой тогда в чем?

3. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ. Упражнения для тела не могут выполняться без правильного дыхания; дыхательные упражнения в свою очередь выполняются в определенных позах. Все вместе, плюс концентрация внимания. Сама система представляется законченной и даже совершенной, но... Йога имеет свою тради­цию. Формировалась она в конкретных услови­ях на конкретной территории, и это должно быть определяющим при выборе. Нет «безвинной» хатха-йоги. Есть первая ступень на пути к общей цели, которая чудовищна для христиан: «От­крыть в себе божество и стать самим божеством». Не то же ли самое возомнил о себе Денница?

Боевые искусства заботятся о «правильном» дыхании с первых шагов. Без правильного дыха­ния невозможно НИЧЕГО. Хотя в данной мето­дике дыхательные упражнения упрощены и но­сят специфический характер, приспособленные к конкретным условиям, сущность их та же.

Но меня больше всего удивляет в йоге сам под­ход к проблеме болезней, резко отличающийся от православного подхода. Православный человек воспринимает болезнь, как нечто, посылаемое от Бога. Здесь может быть несколько причин, и каж­дая по своему замечательна. Рассмотрим их.

1. Болезнь в наказание за конкретные грехи. Здесь нет никакой мистики, а имеется тесная связь с действительностью. Иными словами: чем грешим, тем и страждем. Объедение способствует развитию болезней желудка; сребролюбие и зависть приводят к нервно-психическим рас­стройствам; гнев поражает сердечно-сосудистую систему; гордость может стать духовной основой шизофрении. Перечень причин и следствий огро­мен.

2. Болезнь в упреждение грехов. Был бы здо­ров, пошел бы и совершил задуманное, а как не имел возможности пойти, вынужден был сидеть дома. Ясно, что Господь в этом случае послал бо­лезнь, чтобы сохранить нас от беды.

3. Болезнь в научение. Что делать больному че­ловеку, вынужденному долгое время находиться дома? В такие моменты можно подумать о своей жизни, о своем положении. Может быть, наш стремительный ритм жизни на миг затормозится, и мы, размышляя в тишине наедине со своей печалью, вдруг вспомним о Боге и произнесем: «Господи, помоги...»

4. Болезнь в терпение. Это не беда, а польза; великая польза для нашей души. Господь видит нас, и если обнаружим смирение и терпение, то даст нам венцы. Но тому, кто близок к ропоту в печали своей и даже к хуле на Бога, святой апо­стол Павел говорит:

Вас постигло искушение не иное, как человечес­кое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искуше­нии даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести. (1-е послание к Коринфянам, 10. 13).

5.       Болезнь от бесов. Может быть допущена Гос­подом, чтобы проверить, научить или укрепить нас.

Иное дело, когда мы сами стали тому причи­ной и добровольно отдали себя в руки сатаны. Берегитесь, любители боевых искусств! Вы ходите по краю пропасти, сами создавая в душе своей лазейки для лукавого.

Отдадим должное теории йоги, которая на пер­вое место любой болезни ставит психические при­чины. Не болезнь надо лечить в первую очередь, не ее симптомы, а устранять их причины. К сожалению этот правильный путь поиска истинных причин телесных недугов замыкается сам в себе.

Когда я занимался хатха-йогой, мне не было понятно, что значит «психические причины». Ло­зунг «В здоровом теле -  здоровый дух» можно было бы и наоборот читать, но любая трансфор­мация теперь выглядит для меня смешной.

Лишь потом, в лоне нашей Церкви, я узнал, что скрывается за понятием «психические причины». Грех - вот что это такое. Но понятие греха в пра­вославной традиции не то же самое, что «психи­ческие причины» в индийской йоге. В основу ле­чения любого недуга у христиан положено пока­яние, понятие, о котором в йоге и других восточ­ных учениях я ни разу нигде не встретил ни од­ного упоминания. Вот и разница вся здесь нали­цо. Христиане, не отвергая, кстати, ни лекарства, ни помощь докторов, ни оздоровительные систе­мы, на первое место ставят упование на милость Божию, на помощь Господа. Восточные системы пытаются самостоятельно решить проблему, по­тому что в их учении нет места ни личному Богу, ни понятию греха и покаяния.

Теперь рассмотрим то, что для любителей во­сточных боевых искусств называется «инструмен­том духовного роста», а для христиан «орудием проникновения бесов» в душу человека.

 

Медитация

«Не желай видеть чувственно ангелов,

или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти,

приняв волка за пастыря и поклонившись

врагам демонам... Если желаешь молиться в духе, ничего не заимствуй от плоти».

Св. Нил Синайский, подвижник V века

 

В медитации, равно как и в упрощенной ее форме, аутогенной тренировке, человек обучает­ся способности, не отвлекаясь, созерцать в тече­ние длительного времени один и тот же объект. Восточные учителя говорят, что практика эта приводит к развитию так называемого «духовного видения», когда адепт сможет ясно различать правду и ложь. В боевых искусствах практику­ется также динамическая медитация, способству­ющая «чтению» противника в бою.

Нетрудно догадаться, что на самом деле ме­дитация - это практика ложных образов и ощу­щений, которые не способствуют развитию духов­ного видения, а как раз наоборот, ослепляют че­ловека. Какая польза созерцать какой-либо объект? Какая польза формировать какой-либо объект в сознании и созерцать его внутри себя? Какая польза «опустошать свою чашу»? Это ла­зейка для лукавого, которую человек сам откры­вает. И релаксация, и гипноз, и многие другие методы преследуют одну и ту же цель -- усыпить бдительность, отключить сознание и сделать доступным для каких-то образов, то есть для посто­роннего влияния.

Нет ничего удивительного в том, что долго за­нимающиеся боевыми искусствами бойцы начи­нают ощущать в себе «нечто». Невинная фраза — скрытые возможности организма. Ее синони­мы -  энергии, способные разрушать. А некото­рые напрямую говорят, что уже видели «темно­го воина». Считают ли они, что он помогает им в их деле?

Господь уберег меня от практики медитации. В той йоговской программе, которую я проходил, она занимала не последнее место. Достаточно было один раз услышать в своей голове какие-то звуки, чтобы испугаться и бросить не только медитацию, но и всю систему в целом. Несколь­ко лет я искал ответ на то свое состояние. Од­нажды все-таки судьба свела меня с таким че­ловеком, который смог объяснить, что произош­ло. Я поверил в правдивость его слов, но утеше­ния не получил. Эта правда была правдой его системы и не более того. Лишь в Православии, у святых отцов, я нашел ответ тому, с чем пришлось столкнуться. Обыкновенный страх уберег меня от дальнейшего «заигрывания» с неизвестностью. Страх? Господь уберег. Мне Господь дал разум и волю, чтобы бросить систему, которая завлек­ла меня еще юношей в свои сети, прельстив всем спектром «ярлыков», о которых мы уже говори­ли. А сколько таких, которые «не дрогнули» и продолжили путь?

Я знаю некоторых людей, которые, даже не за­нимаясь боевыми искусствами, практикуют ин­дивидуальную и коллективную медитации. Пос­ледние происходят на их сектантских сборищах, которые проводят учитель и его помощники. Тех­нология отработана очень четко. Люди вводятся в «доступное» состояние, их «чаши опустошают­ся», и «некто» (даже не учитель, а тот, кто в учи­теле или через учителя) заполняет ее своим со­держанием. Мы уже знаем про этого «некто», и здесь можем указать на еще одно его свойство. Об этом как раз и писал Чак Норрис в своей книге. Свойство это — атаковать нас через дру­гих людей. Невидимая брань может быть очень даже видимой, когда бесы через конкретных лю­дей начнут нападать на нас.

Мои знакомые-сектанты - это не просто беда, это настоящее горе. Сначала перед вами пред­станет тихий и дружелюбно улыбающийся чело­век, излучающий свет и любовь. На самом деле его улыбка и приятный доверительный голос не более чем орудие лукавого. Через несколько ми­нут разговора любые темы будут сведены к од­ной. Вас начнут сначала вежливо приглашать в свою веру. Затем, по обстоятельствам, завлекать более настойчиво. Наконец, «тащить за уши», за­пугивая «концом света», нашей «неправильной жизнью» и т. д. и т. п. Любая попытка отстоять свои убеждения или поговорить о святоотеческом учении натыкается на стеклянный взгляд. Вас не слышат, а продолжают говорить что-то свое. При этом от прежней улыбки не остается и следа, а речь становится торопливой и несвязной. Вы ^видите перед собой совсем другого человека и по­нимаете, что это настоящий зомби. Теперь пред­ставьте, что получится, если к этому «промыто­му» и нашпигованному чужими мыслями созна­нию добавить еще сокрушающую технику боевых искусств.

К сожалению, медитация сохраняется не толь­ко в восточных системах, ее практика также по­разила Западную Церковь. Те, кто не видят раз­ницы между Западной и Восточной Церквами, используют последний аргумент в свою пользу. К счастью, святоотеческое учение имеет в лече­нии этого недуга большой опыт. Посмотрим, что по данному вопросу оно говорит.

Что такое воображение? Святые отцы дают этому следующее определение. Воображение - это естественная функция нашего сознания, ко­торая стоит на переходе отвне внутрь. Чтобы попасть внутрь, надо благополучно миновать во­ображение, но по неосторожности можно заст­рять на нем. Хуже того, застряв и оставаясь в нем, быть уверенными, что на самом деле вошли внутрь. Еще хуже то, что этому состоянию почти всегда сопутствует самопрельщение.

Нам, православным христианам, всякие ино­верцы могут возразить, сказав, не есть ли наши молитвы пред иконами (да и без них) некоей сво­еобразной практикой медитации? В подтверждение своих слов они готовы привести многочисленные примеры «духовных подвигов» западных «святых». Должно им ответить на это, что та «свя­тость», о которой говорит Западная Церковь, яв­ляется святостью ложной в понимании Восточ­ной Церкви и на самом деле есть диавольское прельщение.

Необходимое условие молитвы — ничего не во­ображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам. Если же против воли и проскользнет что-либо противное, тотчас смиренно надо испове­даться Господу и очиститься внутренним покая­нием и исповеданием.

В православной традиции борьба с воображе­нием есть только начало. Так как вся забота рев­нителя о духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Со­вершается это и обнаруживается в молитве. Вни­мание должно быть сосредоточено в сердце. Ук­лонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.

Так как мечтание ума в небесных областях лег­ко и быстро оставляет в сознании след, то зани­мающийся начинает мечтать об успешности дела и своем совершенстве. Он думает, что видения -след Божественной благодати и молится уже о том, чтобы Бог всегда давал ему пребывать в таком состоянии. Святые отцы состояние это называют прелестью. Таким образом, у такого «делателя» путь к преуспеянию пресекается в са­мом начале, ибо искомое считается достигнутым, тогда как достижение его еще не начато.

Далее картина становится еще более страшной. Самомнение еще более разгорячает вообра­жение, и оно начинает рисовать картины, встав­ляя в мечтания личность мечтающего (близ Бога, близ ангелов, близ святых). Вот он уже и не со­мневается, что стал «другом» неба и достоин осо­бых откровений.

«Во время моей молитвы передо мною явились два больших света - один, в котором я узнал Создателя, а другой, в котором я узнал самого себя».

(Франциск Ассизский о своей молитве)

Такое состояние есть болезнь душевная и дело врага недремлющего.

Мистики своими усилиями надеялись завладеть тем, что является результатом милости Божьей и надлежит принять как дар этой милос­ти. Воображение их разгоралось и порождало 1ечтательные ожидания, которые и казались уже •толпившимися.

Таким образом многие прельстились, видя свет и сияние очами телесными, обоняя благоухание обонянием своим, слыша гласы ушами своими и т. п. Иные из них повреждались в уме и перехо­дили с места на место, как помешанные. Иные, приняв беса, являвшегося им в образе светлого ангела, до того утверждались в прелести, что до конца оставались неисправимыми и не принима­ли совета ни от одного брата; иные, по внушению бесовскому, сами себя убивали, низверга­лись в стремницы, удавливались. И кто может исчислить все прельщения, в какие ввергал та­ковых враг! Если не всякий из держащихся та­кого образа молитвы терпит вред, то это только из тех, которые живут в обители с другими братиями. Но все же они проводят жизнь без вся­кого успеха.

(Симеон Новый Богослов)

Одни видения бывают от разгоряченного во­ображения, другие от бесов. Конечно, существу­ют благодатные видения, которые устрояются Духом Божиим, но они бывают очень редки. Лишь опытные подвижники могут их различать от видений, порождаемых собственным вообра­жением, или привидений бесовских. Так как нео­пытных людей на деле гораздо больше, чем опыт­ных, законом поставлено вообще не принимать никаких видений и не доверяться им.

Внимай себе тщательно, рачитель Божиего дела, и разумно совершай дело свое. Если увидишь свет или огонь, вне себя или внутри, или образ какой, - - Христа, например, или ангела, или иного кого, -- не принимай того, чтоб не потер­петь вреда. И уму своему не попускай строить в тебе такие образы: это внешнее дело и ведет к прелести. И если заметишь, что будто тянет кто ум твой к таким внешним воображениям, -- не поддавайся, держась внутрь и совершая дело внимания к Богу без всяких образов.

(Св. Григорий Синаит)

 

Никак не прими, если увидишь что-либо чув­ственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или ангела, или како­го святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и со­гласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постепенно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого воображения и не запечатленным никаким изоб­ражением. Видевший что-либо в мысли или чув­ственно, хотя бы то было и от Бога, и принима­ющий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере, обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий яв­ления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердеч­ное действие, одно это действие признавать не прелестным, — прочего же не принимать до вре­мени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто, опасаясь прелести, с край­ней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рас­смотрев посланное со всей тщательностью; на­против того, Бог похваляет такого за его благо­разумие.

(Св. Григорий Синаит)

Нельзя не сказать о том, что произвольные ви­дения по желанию на самом деле совершаются не одним только действием воображения челове­ческого, но и действием демонов, подкрепляющих ложное направление, которое человек сам для себя избрал и усвоил.

Видящий духа прелести, — в явлениях, представ­ляемых им, — очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения, или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродете­лями, тщеславствует и предается всегда лука­вым страстям бесстрашно.

(Максим Капсокаливит)

 

Практикующие восточные боевые искусства подвержены и такому недугу души, который в Православной Церкви известен как мнение. На­ходящийся в прелести «мнения» стяжает ложное воззрение на все, окружающее его. Неразлучный спутник мнения -  высокоумие, которое в свою очередь возбуждается тщеславием и сладостра­стием. Но главная причина всех этих состояний обнаруживается в гордости. «Мнение» состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств не существующих.

 

Релаксация

 

Релаксация -  это техника расслабления тела и сознания, кратковременное «отключение» его по собственному желанию. В хатха-йоге в любом упражнении следует стремиться к максимально­му расслаблению, чтобы достигнуть должного эффекта. Простейшим для начинающих являет­ся «поза трупа».

Сначала лежа я часто практиковал это упраж­нение, а со временем добился такого состояния, что даже сидя мог быстро отключить сознание па са­мый короткий промежуток времени, минуты 2-3.

Причем, после восстановления сознания в нем при­сутствовало обманчивое состояние, что прошло вре­мени на самом деле гораздо больше, раз в пять, а то и в десять.

В жизни практика быстрой релаксации часто помогала мне быстро прийти в себя, когда мозг буквально засыпал на ходу и голова, как гово­рится, начинала туго соображать. Буквально, минута-две полного «отключения», и можно было  продолжать работать дальше. Однако при пер­вом рассмотрении очень полезный метод на практике может оказаться ступенькой к чему-то сле­дующему. К чему, например?

У меня любые кратковременные отключения сознания по желанию вызывали не просто ощу­щение потери времени, но и пространства. По­чти всегда сознание где-то летало, в чем-то пе­ремещалось. Как правило, вспомнить что-либо конкретное не удавалось, но было переживание сожаления о себе. Это очень напоминает сны, ко­торые мы видим отчетливо и со всеми подробно­стями, но, проснувшись, вспомнить и рассказать ничего не можем.

Первое, что и так ясно -  это нереальность происходящего; происходящего в сознании, а не на самом деле. А раз что-то нереально, то, вроде бы, нечего об этом и думать. Но вот в этом нахо­дится лукавый соблазн. Немало людей готовы прельститься ирреальностью и убежать от реа­лий жизни. Кто-то «ударился» сегодня в вирту­альную реальность, а кто-то продолжает пребывать в искусственной релаксации, увеличивая с каждым разом дозировку. И если кому-то этот метод «помогает», он готов костьми лечь, отста­ивая его важность и необходимость. Таким обра­зом, дьявол может через внешне вроде бы безо­бидное упражнение посеять в вашей душе зерна «мнения», о котором было сказано выше, или еще какого-то душевного недуга. К слову сказать о безобидности упражнения. Чисто физически «воз­вращение сознания» не всегда проходит гладко. Один раз мое сердце чуть не «выпрыгнуло» из меня.

 

«НАШИ» НЕ ОТСТАЮТ

 

С так называемой перестройкой во второй по­ловине 80-х годов к нам ворвались не только сек­танты, еретики, язычники, маги и колдуны. Ва­куум быстро заполнился и в области боевых ис­кусств. Некоторым патриотам, быть может, ста­ло обидно за державу и на свет незамедлитель­но выползли: тризны, гопаки, славяно-горицкие и тому подобные виды борьбы и кулачного боя. Когда я увидел все это в действии на одном из турниров, то стало ясно -  поменялось внешнее оформление, но не содержание. Оставалось еще немного подождать, когда к чисто внешнему мор­добою начнут прилаживать «глубокие внутрен­ние» и «духовные» вещи. А как же без них! И вот, дождались.

В книге И. А. Воронова «Тайна 72-х воинских искусств Русского Апокалипсиса» (само назва­ние-то какое!) на странице 67 находим интерес­ный пример ратного подвига.

При осаде Троице-Сергиевого монастыря вой­сками Лжедимитрия I в 1609 году (а продолжа­лась она целых 16,5 месяцев) произошел такой случай, описанный в «Сказании Авраамия Палицина». Крестьянин Суета, вооружившись од­ним бердышем, вышел за стены монастыря и начал сечь врагов с обеих сторон. «Как рысь» скакал и многих вооруженных и в броне воинов поразил. Многие крепкие воины пытались оста­новить его и отомстить за позор, но не могли. Со­бытие это произошло на праздник святого Архи­стратига Михаила 21 ноября.

В общих словах методика (система) подготов­ки бойца сводится к следующим трем пунктам (стр. 118):

«... практикующий Путь Воина каждый день, в строгом соответствии с календарем, должен вы­полнять предписанное:

- физические упражнения;

- календарные чтения текстов (одного или не­
скольких);

- медитация».

Не только крестьянин Суета смог в считанные дни овладеть приемами рукопашного боя, которые позволили ему в одиночку одолеть большое число врагов, заметим, из числа профессионально под­готовленных. И в нашей жизни есть «удивитель­ные экземпляры». На странице 120 читаем:

«Одним из ярчайших примеров нашего времени является искрометный взлет на должность пре­мьер-министра правительства Российской Феде­рации С. В. Кириенко. А ведь его хобби т- кэн­до, японское фехтование».

О том, сколько Кириенко занимал свою долж­ность и что «полезного» он успел сделать для стра­ны, россияне прекрасно знают. Мне даже не обид­но, что такие слова появились в книге. Настора­живает другое. Вернемся к эпизоду с ратным подвигом крестьянина Суеты. Перед самым его опи­санием стоит следующий текст (стр. 66, 67):

«Первое чудо произошло 21 ноября, на праздник Собора святого Архистратига Михаила. «И воз­девали все руки вверх и к Пребезначальной Тро­ице, - читаем мы в «Сказании», - и к Пречи­стой Богородице и великим чудотворцам Сергию и Никону и молили о помощи и заступлении от врагов». В службу Сергию читали и «Апокалип­сис».

Во время пения стихир архимандрит Иоасаф в великой печали и сетовании погружен был в лег­кое забытье, и вот видит великого Архистратига Михаила; лицо же его, как свет, сияло, в руке своей он держал скипетр и говорил противникам: «О враги лютеране! Вот ваша, беззаконники, дер­зость и до моего образа дошла. Всесильный же Бог воздаст вам вскоре отмщением». И это ска­зав, святой стал невидимым. Далее мы узнаем из «Сказания Авраамия Палицина»:

«И сотворил Господь преславное чудо тогда. Даже нератные люди стали храбрыми, и не знав­шие, и не ведавшие никогда приемов ратных и те исполинской силой препоясались...»

 

Вот моя настороженность. Опять подмена. Ясно сказано, что Господь сотворил чудо; при чем же здесь «система», о которой пишет автор? Мо­жет быть таковая в действительности была, но для православного человека чудо от Господа - это чудо, а самость — это самость. Был ратный подвиг, но не самого крестьянина Суеты эта зас­луга. Через него Господь сотворил чудо.

 

Про методику, описанию которой посвящена книга, я говорить ничего не стану. Тем, кто пред­лагают мне заняться физическими упражнения­ми по календарю, чтением каких-то непонятных текстов да к тому же еще и медитацией, я отно­шусь с недоверием и настороженностью. В кни­ге много абсолютно несовместимых вещей, со­бранных вместе. Вот еще один абзац (стр. 67, 68):

«Много лет практикуя методику «72» и ей подоб­ные, автору неоднократно приходилось не толь­ко наблюдать у других, но и испытывать на себе чудесные эффекты. Например, однажды у уче­ника, который впервые пришел на занятия по единоборствам (он ранее никогда не занимался спортом вообще), за считанные минуты (!), толь­ко лишь под воздействием первых уже строк Апо­калипсиса, подобно троице-сергиевому защитни­ку Суете, произошло мгновенное обучение био­механике: его тело стало двигаться, в вообража­емом бою напоминая приемы одного из сложней­ших стилей китайских единоборств «цзуй цюаны>. Многие приемы и их биомеханические принци­пы выполнения становятся куда понятней, ког­да тренировка по рукопашному бою сопровож­дается последовательным, пролонгированным чтением малых глав «Апокалипсиса».

На сеансах Кашпировского и ему подобных мы могли видеть нечто подобное. При использовании так называемых «фраз-кувалд», которые действу­ют на определенные центры мозга, человек нео­сознанно, запрограммированно может совершать те или иные действия. Причем, при таком сум­мированном биоэнергетическом воздействии снижаются его собственные защитные силы. Это не воин - это зомби, существование которых мы не можем отрицать. Такой человек не только себя уничтожает, он опасен для других. Медитации, гипноз, дыхательная гимнастка, - это явные ору­дия лукавого. Я не против самих боевых искусств, но против тех орудий, с помощью которых враг всех человеков легче всего находит дорогу в наше сознание и сердце; в нашу душу, повреждая ее.

 

РАТНИКИ

 

Много в литературе, посвященной восточным боевым искусствам, описаний подвигов мастеров. При внимательном рассмотрении ничего необыч­ного в них нет. Как правило, это все подвиги са­мости или, что еще хуже, бесовской силы. И хотя авторы-составители таких книг часто с востор­гом пишут о проявлении «высшей духовной силы», не стоит доверять этим фразам. Мы те­перь знаем, что за этим может стоять на самом деле и как это все достигается.

Гораздо полезнее было бы для православного человека почитать о подвигах русских ратников. С помощью Божией русское воинство одержало немало блестящих побед. Явные проявления Бо­жественной силы в военных сражениях в нема­лом количестве есть в книгах Священного Писа­ния. Нам же сейчас могут быть ближе наши, рус­ские примеры, вроде подвига того же крестьяни­на Суеты. Вот некоторые из них. Это не легенды, не сказания, не былины. Это реальные события, такие же, как и сами их участники. К сожале­нию, многие любители восточных боевых искусств склонны больше доверять легендам иноземных мастеров, чем своей, национальной истории.

 

Андрей Боголюбский

 

Благоверный князь Андрей Боголюбский, сын Великого князя Георгия Владимировича Долго­рукого. В 1150 году войска князя Георгия осади­ли город Луцк. Однажды осажденные предпри­няли дерзкую вылазку, и юный тогда еще Анд­рей оказался окруженным на мосту. Раненый конь его исходил кровью, и князь готовился было уже умереть, но призвал имя святого Феодора Стратилата (Небесного витязя), память которо­го в тот день совершалась. Сразив венгра, гото­вого пронзить ему грудь, Андрей благополучно возвратился к отцу. Добрый конь вынес всадни­ка из опасности и пал мертвым. Воины все твер­до веровали, что сам Стратилат спас юношу, при­звавшего имя его в битве.

Интересен и такой случай с Андреем Боголюбским. При строительстве Золотых ворот с церко­вью Положения ризы Богоматери от поспешнос­ти случилось несчастье. Внезапно обрушился не­прочный свод и засыпал камнями 12 человек. Добрый князь, упрекая себя в напрасной гибе­ли стольких людей, припал со слезами к чудот­ворной иконе Божией Матери, умоляя о спасе­нии их. Во время молитвы его были разобраны камни и все, которых почитали погибшими, чуд­но обрелись невредимыми. Вот так помощь Ма­тери Божией обратила печальное событие во славу Ее.

 

Меркурий Смоленский

В начале XII века на Русскую землю пришло величайшее бедствие -  нашествие татаро-мон­гольских орд. В Смоленске был на воинской службе потомок княжеского рода Меркурий, ко­торый втайне вел жизнь подвижника. В 1239 году враг подошел к городу, встав от него в 25 вер­стах. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывал на поединок лучшего витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и всего княжества.

Соборному пономарю Георгию ночью перед об­разом Божией Матери Одигитрии был голос: «Иди к рабу Моему Меркурию на Подолье. Иди скорее и тихо скажи ему: «Меркурий, тебя зовет Владычица». Пономарь застал Меркурия в мо­литве. Упав перед чудотворной иконой, воин ус­лышал голос: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и за­щитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской. Я не оставлю этого го­рода, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу вра­гам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов, и сам получишь от Господа венец побе­ды и вечного блаженства».

Воин Христов той же ночью сел на коня и от­правился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана.

Оградись крестным знамением и воскликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» - Мерку­рий убил гордого и надменного исполина, уповав­шего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помога­ют в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Хрис­това, обратились в бегство.

В то время сын убитого татарского исполина, желая отомстить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бе­жали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смоленской земли.

 

Довмонт Псковский

Летом 1679 года, в Петров пост, отряд каза­ков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу. Однажды разъед их повстречал в горах двух всадников на белых конях, вооруженных луками и мечами. Это были святые Всеволод и Довмонт, которые ска­зали: «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут». Несколько раз в 1684—1686 г. китайские полчи­ща подступали к Албазину, но града не взяли.

 

Димитрий Донской

Во время сражения на Куликовом поле в 1380 году особо чутким в эти часы открывалось духов­ная сущность происходящего. Видели ангела - во главе «трисолнечного» полка стоял Архистра­тиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними  святые воины Георгий По­бедоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб; от духовных воинств на татар летели тучи огнен­ных стрел. Видели также, что над русским вой­ском явилось облако, из которого на головы пра­вославных воинов опустилось множество венцов.

 

НАУЧАЕМСЯ ИЗ ПИСАНИЯ

 

Враг человеческий — сатана и его воинство — пытаются смутить всякого человека, сбить его с толку. Для этого они не останавливаются ни пе­ред чем. Даже Священное Писание диавол ста­рается использовать в своих целях, извращая че­рез людей те или иные события, умствуя, толкуя их по-своему. Рассмотрим несколько подобных трудных моментов и на их примере закрепим наши убеждения, еще более утвердимся в истин­ной вере.

 

Отношение к врагам

 

Вот одно из мест Евангелия, которое часто используется противниками христиан, упрекая их и в трусости, и в нерешительности. Фрагмент этот порою вообще воспринимается как нелепость, не отвечает здравому смыслу. Об этом я слышал от самых разных людей, не только тех, кто занима­ется единоборствами. Одно становится ясно с первого взгляда - эти люди неверующие, неправославные, потому им и трудно понять, как воз­можно такое. Но дело в том, что и я сам долгое время испытывал затруднение при понимании данного эпизода. Лишь когда прочитал толкова­ние блаженного Феофилакта, все встало на свои места.ечь идет о Нагорной проповеди Спасителя, в которой прозвучали и такие слова:

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обра­ти к нему и другую. (Матфей, 5. 38, 39).

И далее:

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего тво­его и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте прокли­нающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Матфей, 5. 43, 44).

Толкование Феофилакта. Закон из снисхожде­ния допустил равное возмездие, чтобы из-за стра­ха потерпеть равное, не обижать друг друга. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпени­ем, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повле­кут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собствен­но, называется исподнее платье, а верхней одеж­дой — верхнее платье. Но эти названия говорят и одно вместо другого.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? -говорит Господь, - - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай бо­лее, чем он желает».

 

Достиг верха добродетелей, ибо что больше это­го? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили боль­ше себя, и все святые любили врагов своих. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой сто­роны, и Бог воздаст нам за это великой награ­дой. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты по­желаешь терпеть?

Как видим, любая фраза здесь понимается не буквально, а иносказательно. В толковании бла­женного Феофилакта получаем полную информа­цию о событии, а его толкования - - это та муд­рая кладовая, которой следует вооружиться каж­дому из нас.

 

О подати телу и душе

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уло­вить Его в словах. И посылают к Нему учени­ков своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволи­тельно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искуша­ете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив­ши Его, ушли. (Матфей, 22. 15-22).

Толкование Феофилакта. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся те­лесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных — Богу. Можно и так по­нимать: каждый из нас должен отдавать демо­ну, этому кесарю преисподней, то, что принад­лежит ему. Например, ты гневаешься: гнев — от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, — состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны да­вать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас — душе, ей соответствующее.

К сказанному Феофилактом могу добавить лишь то, что касается нашего разговора о бое­вых искусствах. Что бы не подразумевалось под их практикой — чисто внешние или какие-то внутренние («духовные») усилия --на самом деле все является внешним деланием. Неужели меди­тацию или дыхательную гимнастику мы сможем отнести к «духовной» практике? Разве Господь этого требует от нас? Молитва, посильное бде­ние, трезвение души, смирение и покаяние - вот, что понимает каждый православный христианин под тем, что должно отдавать Богу.

В этой связи «внутренние ужимки» привержен­цев боевых искусств нельзя даже назвать чисто внешним деланием, заботящимся о теле. В отли­чие от него тленного, они затрагивают бессмертную душу, нанося ей непоправимый вред. Нет, это не внешнее делание; это самая настоящая бесовщина со всеми вытекающими последствиями. Да, кстати, и тело. Это бренное тело в «духе» все той же восточной традиции требует к себе такого внимательного отношения, что ни на что :':другое уже не остается времени. По словам Ка­рамазова-старшего: «тут выспаться некогда, не то что на исповедь сходить». Вспомнит ли зани­мающийся боевыми искусствами, растворяясь в своих релаксациях и медитациях, о живом Боге, который не где-то там за семью горами пребы­вает, а здесь, рядом. И путь к Нему лежит не через медитацию. Увы, Такого Бога восточная традиция не знает.

 

Действие силы в Духе

Пришли в Иерусалим.. Иисус, вошед в храм, на­чал выгонять продающих, и покупающих в хра­ме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молит­вы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников. (Марк, 11. 15—17). Также: Матфей 21. 12, 13; Лука 19. 45, 46; Иоанн 2. 13-16).

 

По Евангелию Господь очищал храм дваж­ды -  в начале своего служения и в конце, когда в последний раз пришел в Иерусалим. Для нас этот эпизод интересен тем, как один человек смог выгнать торговцев, разогнать целую толпу. Дос­таточно лишь попытки представить, можно ли се­годня, придя на любой рынок, устроить подоб­ный погром. А ведь в то время условия были го­раздо суровее. Но, тем ни менее, все торговцы ра­зогнаны. Являются начальники храма, но что они делают? Вместо того, чтобы как-то помешать, схватить Иисуса, они вопрошают Его, чьей вла­стью делаешь это? Ясно, что подобный разгон торгующих в храме осуществлен не в силу каких-то особенных талантов воина, а силою Божией. Здесь Сам Господь показывает, когда нужно при­менять и гнев и силу. По вере, каждому из нас она может быть дана.

 

Действие Духа и силы

Итак И уда, взяв отряд /воинов/ и служите­лей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я- Стоял же с ними и И уда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они ска­зали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я', итак, если Меня ищете, ос­тавьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?(Иоанн, 18. 3-11).Также: Матфей, 26. 47-52; Марк, 14. 45-47; Лука, 22. 47-51.

Толкование Феофилакта. Господь спрашивает их не потому, будто имел нужду знать, но с це­лью показать, что и тогда, как Он налицо, они не видели Его и не узнавали; ни по виду, ни по голосу. Так, значит, сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ос­лепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. Поверг их на землю для того, чтобы показать и силу Свою, и то, что Он идет на страдание добровольно. Чудно, как воины не взяли вместе с Ним апос­толов и не умертвили их даже и тогда, когда Петр раздражил их. Ясно, что ученики остались невре­димыми по силе Господа. По причине немощи их, поставляет их вне искушений. Так Он устрояет и ныне с нами, хотя мы и не сознаем. Посему, если найдет на тебя искушение, веруй, что если бы Господь не знал, что ты можешь победить оное, Он не допустил бы ему и прийти к тебе, как тогда к ученикам.

Если ты недоумеваешь, как тот (апостолу), кото­рому не велено ударять в ланиту, готов был со­вершить убийство, то слушай, что Петр в особен­ности отмщал не за себя самого, а за Учителя. Притом же они не были еще вполне совершенны. Я прошу тебя заметить, что отсечение правого уха у первосвященникова раба было знаком непослу­шания их. Ибо ослепление пришло на Израиль, чтобы слышащие не слышали, за нечестие их про­тив Спасителя, которое особенно сильно было в первосвященниках, почему и знак - - отнятие уха — был на рабе первосвященника.

Настоящий эпизод присутствует во всех четы­рех Евангелиях, причем в других мы обнаружи­ваем несколько замечательных дополнений. Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погибнут». На мой взгляд это очень важное предостережение тем, кто думает только силой решать все проблемы в миру. А из Евангелия от Луки узнаем, что Господь сотворил и еще одно чудо, коснувшись уха раба, исцелив его.

А сейчас, как мы рассматриваем действие Духа Святого в ратном подвиге, то не можем не обратить внимание и на то, как Иисус одним только словом повергает на землю всех своих врагов. Но еще более интересен момент с Петром. Обыкновенный рыбак, простой и грубый человек, дерзнул первым напасть, защищая сво­его Учителя. Он наносит точный удар, не лишая противника жизни, а только раня его. Каждый, занимающийся боевыми искусствами, может до­гадаться, что удар с отсечением уха должен был быть профессиональным. Тем более, если учесть, что апостолы были окружены плотной толпой. Но Петр не был солдатом, а всего лишь простым ры­баком. В следующее мгновение он и все осталь­ные ученики Христа спасаются бегством. Значит этот удар он совершил по Духу, человек, никог­да не занимавшийся ратным делом.

 

Эпизод со смоковницей

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидев издалека смоковницу, по­крытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но пришед к ней, ничего не нашел, кроме ли­стьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус; отныне да не вкушает ник­то от тебя плода вовек. И слышали то учени­ки Его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковни­ца засохла до корня. И, вспомнив, Петр гово­рит Ему: Равен! посмотри, смоковница, кото­рую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая гово­рит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно го­ворю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет. Потому го­ворю вам: все, чего ни будете просить в молит­ве, верьте, что получите, - - и будет вам. (Марк, П. 12-14, 20-24).

Толкование Феофилакта. ...Но рассмотрим и по­вествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-пер­вых, Иисус взалкал рано; во-вторых. Он требу­ет плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувствен­ное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе час­то Иисус творил чудеса, но еще не видели, что­бы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы по­казать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить наме­ревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было поистине велико тем, что дерево, столь сочное, ис­сохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попу­стил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать уче­никам, что Он может и наказывать... ... Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: «Я зелене­ющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цве­тущим» (Книга Пророка Иезекииля, 17. 24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чу­додейственную силу, принадлежащую Ему Са­мому по естеству, так что мы можем и горы пе­реставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, ста­раясь изгнать ее из себя, искать должен посеще­ния и помощи Божией. Ибо тот горд, кто гово­рит, что все делает он сам, а не помощью Божи­ей. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: «поднимись и ввер­гнись в море», то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да «не усомнится», то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обя­зан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.

 Дополнение из толкования на место (о вере) из Евангелия от Матфея. Велико сие обетова­ние Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, что только ни попро­сим, без всякого сомнения веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вред­но для меня? Слушай. Во-первых, когда слы­шишь о вере, то должен разуметь не неразум­ную, но истинную, равно и молитва разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Гос­подь нас в словах: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» и прочее. А потом об­рати внимание на выражение «не усомнитесь». Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотде­лимы, то будем просить только полезного и по­лучим.

 

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

 

В статье «Ярлыки и методы» мы кратко разоб­рали позиции, большинство из которых, рассмат­риваемых в отдельности, говорят в пользу изу­чения боевых искусств. К сожалению, к этому списку вроде бы явных достоинств можно было бы добавить и другой список, но я предпочитаю назвать главное, на мой взгляд. Православное ве­роисповедание различает семь грехов, которые ведут человека к вечной погибели. Таковые есть:

1. Гордость.

2. Сребролюбие.

3. Блуд.

4. Гнев.

5. Чревоугодие.

6. Зависть.

7. Уныние.

В этом списке нет насилия и убийства, а на первом месте стоит гордость. Почему? Потому, что вс

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Боевые искусства востока

На сайте allrefs.net читайте: "Боевые искусства востока"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ...

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Комлев А.Р.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВОСТОКА. Православный взгляд. - М.: Издательство «Русский Хронографъ», 2000.   Восточные боевые искусства — это реалии наших дней. Об­ращаясь к ним, как прав

© Издательство «Русскщ Хронографъ», 2000.
    Все мне позволительно, Но не все полезно… (1 Кор. 6.12)    

О ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
  Потусторонний мир Итак, вот перед нами весь «винигрет понятий», почерпнутый только из одной книги: энергия, энергия Ци, Инь и Ян, заблокированная энергия, высокая и универс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги