«Каратэ начинается с поклонов»
Я начал собирать сведения о боевых искусствах с 1978 года, и это продолжалось 15 лет. Одна из статей самого раннего периода называлась «Каратэ начинается с поклонов». Действительно, поклоны занимают не малую часть в жизни японцев и, по всей видимости, представляют нечто большее, чем просто традиция. В боевых искусствах этой страны им отводится роль важнейшего ритуала, без которого никакое начинание невозможно.
Ну японцы японцами, а нам-то зачем слепо следовать этой традиции? Кто-то, быть может, скажет, что ритуал -- часть самого искусства; подумаешь, безобидный ритуал. Так ли уж безобидный, если с него там все начинается; если ему там придают такое значение?! Лично я не против того, чтобы приветствовать учителя (тренера) и занимающихся (спортсменов) в зале установленным поклоном. Как говорится, видно всем и все понятно. Но меня настораживает то, что при таких манипуляциях корпусом налево и направо, кроме живых людей, присутствуют также неодушевленные предметы, начиная с самого зала и какой-нибудь эмблемы или знамени школы. Им-то зачем я должен кланяться?
Безобидная традиция? Я думаю, что для самих японцев, установивших ее, этот ритуал не лишен смысла, иначе бы зачем его и устанавливать. Кто-то скажет, что поклон залу должен настроить входящего на предстоящую тренировку. Нет, для православного человека это соблазн. Он прекрасно понимает, что за этим стоит. Каратэ начинается с поклонов, язычество - - тоже.
Чему кланяешься, чему открываешь свое сознание («опустошаешь чашу»), то тебя и заполняет, тем ты отчасти и становишься. Это не мистика, а самая что ни на есть реальность, которая как раз и начинается с виду безобидных, может быть отчасти неосознанных, поклонов неодушевленным предметам. Наши предки - язычники - тоже этим занимались. Для христианина такая традиция соблазн и искушение.
Кто-то может возразить, указав на аналогичную традицию кланяться (да и вообще всячески почитать) неодушевленные предметы в христианской Церкви: мощи угодников Божиих, крест, иконы. Об этом можно сказать следующее.
Священное Писание относится к изображениям следующим образом. Одни из них оно совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать. Священное Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни — ложные, а другие — истинные, священные.
Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Эти идолы считаются ложными изображениями потому, что ничего соответствующего им в действительности нет. Это — выдумка невежественных людей. А через истинные изображения Господь всегда творил чудеса.
В Священном Писании есть свидетельства о том, что у христиан были и священные изображения, и вообще вещественные святыни. Так, апостол Павел говорил, что антихрист, когда придет, будет глумиться над святыней христианской.
Существуют священные изображения у христиан: во 1 -х, для напоминания о Боге; во 2-х, для научения христиан; в 3-х, для возбуждения религиозного чувства; в 4-х, для прославления Божия.
Многие невежды и сектанты говорят, что христиане молятся пред иконами, как пред идолами. Поклоняются же христиане не доске, на которой нарисована икона, а тому, кто изображен на ней: Господу Богу, Божией Матери, ангелу или угоднику Божию. И хотя Богу можно поклоняться в духе и истине, на самом деле священные изображения не препятствуют этому, а, напротив, научают богопознанию.
Сам же Бог изображается на иконах в тех образах, в которых Он являлся людям. Кстати, если в этой связи посмотреть на скульптурные экспозиции, украшающие буддийские храмы и монастыри, не трудно представить, к какому «идеалу» нас призывает восточная традиция в лице боевых искусств. Одни свирепые образы чего только стоят, причем вооружены они, как правило, до зубов и обвешаны трофейными регалиями -- черепами убитых и замученных.
Православный христианин, творящий крестное знамение при виде крестов на куполах православных церквей, кланяющийся при входе в храм, лобызающий святые иконы, прекрасно отдает себе отчет в том, к Кому он расположил свое сердце и душу. В одной из главных служб в Православной Церкви - - литургии - - есть такие слова: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». К Христу мы придем и поклонимся, к Нему одному - - Богу живому - - припадем.
Кому ты кланяешься, тот тебя и заполняет; кому раскрываешь душу, тот ее и насыщает. Христиане насыщают душу Христом - - Спасителем Мира, Сыном Божиим.
В этой связи уместен обратный вопрос: что скрывается или что стоит за поклоном залу? Об этом можно узнать просто понаблюдав за тренировкой. Но главная проблема заключается в том, что с ваших первых шагов вам никто и не скажет, что за этим стоит. Берегитесь, начинающие и вновь приходящие, переступая неизвестные пороги!
ЯРЛЫКИ И МЕТОДЫ
Что мы можем взять полезного из практики боевых искусств? Неужели все так плохо и ничего нам не подходит? Здесь каждый сам для себя решает, но начинается все с «ярлыков», о которых упоминалось в первой главе. Проанализируем их. Сначала рассмотрим чисто внешние качества.
САМООБОРОНА. Учат ли боевые искусства умению постоять за себя, помогают ли в решении подобной проблемы? Безусловно. Любой вид борьбы может научить конкретным приемам самообороны, которые в той или иной жизненной ситуации могут пригодиться.
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА. Помогают ли боевые искусства развить в себе крепкие мышцы? Конечно. Правда, сила, в теории разных стилей и школ, может характеризоваться по-разному; да и видов силы здесь немало. Боевые искусства помогают развить так называемую «специфическую» силу, о которой начинающий ничего не знает. И хотя подобных результатов можно добиться в других видах спорта, есть некоторые особенности и нюансы, характерные исключительно для боевых искусств. Причем, здесь мы говорим о чисто физической силе, а не о развитии скрытых энергий, вопросу о которых в боевых искусствах уделяется особое внимание.
ГИБКОСТЬ (РАСТЯЖКА). Боевые искусства помогают и в этом вопросе, но, на мой взглядов гимнастике или балете добиваются больших результатов.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ. И здесь боевые искусства помогают, но результаты, как правило, носят узко-специфический характер.
ВЫНОСЛИВОСТЬ. Безусловно, тренировочный процесс в боевых искусствах помогает развить выносливость. Однако и здесь есть ряд ограничений. Выносливость бегуна на длинные дистанции не такая же, как выносливость футболиста. Вот и в боевых искусствах она тоже своя. Больше того, вы можете развивать в себе несколько видов выносливости.
Подводя итог чисто внешним ярлыкам, отметим важное преимущество боевых искусств. Любое качество в отдельности можно развить в других видах спорта, но в боевых искусствах возможно постепенное развитие всех их одновременно. В этом плане здесь собран богатый опыт и, кроме того, существует возможность выбора, где и чему отдавать предпочтение.
Теперь перейдем к рассмотрению так называемых внутренних качеств.
СИЛА ВОЛИ, ТЕРПЕНИЕ, СДЕРЖАННОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, ОТВАГА, ЧЕСТНОСТЬ и т. д. Я перечислил некоторые из них все вместе, потому что, на мой взгляд, никаких преимуществ у боевых искусств перед другими видами спорта в этом вопросе нет. Больше того, в силу причастности к конкретным религиозным догматам сами понятия этих терминов могут слегка размываться и отличаться от тех, которые в своем сознании представляет конкретный человек.
Более глубокие внутренние качества - МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ. Они могут формироваться в зависимости от конкретных условий.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Я не знаю, что под этим понимают многие, практикующие боевые искусства. Сам я по инерции в начале своих занятий тоже считал, что какое-то интеллектуальное развитие во мне совершается. В любом случае это очень узкий и специфический процесс. Если дело касается только истории боевых искусств, то по данному вопросу можно просто прочитать книгу, а вовсе не обязательно практиковать ту или иную дисциплину несколько лет. В чем, собственно, интеллектуальное развитие?
.ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО. В данном вопросе полезно у каждого конкретного человека спрашивать, что конкретно он сам под этим понимает. Лично я — ничего. На самом деле ответ часто будет зависеть от той традиции, которую исповедует конкретное искусство. Ну а традиция эта, как было сказано ранее, опирается на конкретные религии.
РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Устав школы, кодекс чести воина и тому подобное ничто в сравнении с теми незыблемыми догматами, которые являются фундаментом для всего остального. Уставы и кодексы могли меняться в силу исторических условий. Догматические концепции того или иного религиозного учения, как правило, устанавливались единожды. Долго практикующий боевые искусства рано или поздно начнет думать о природе вещей; и он будет искать их, естественно, в лоне своей школы (своего искусства). А для нас это свидетельство, что методика сознательно или безсознательно, вольно или невольно ведет нас к «первоисточнику». А какой он, этот первоисточник?
Смешно даже предположить, что человек, всю жизнь гоняющий мяч или бросающий городошную биту в силу именно этих обстоятельств рано или поздно придет к какой-то вере. Но с боевыми искусствами, и здесь лишний раз уместно подчеркнуть «восточными», дело обстоит иначе. Мы не найдем примеров связи с религией в боксе, в вольной или классической борьбе, в самбо... Эти виды формировались в совершенно иных традициях.
Вот поэтому, если брать отдельные «ярлыки» в боевых искусствах, все они будут говорить о положительных сторонах, тщательно скрывая их истинную сущность, то что вместе взятые они ведут к определенной цели. Мне это напоминает бинарное оружие, когда в разных контейнерах содержатся вещества сами по себе безопасные. Но стоит им соединиться вместе и получается мгновенно убивающее отравляющее вещество.
Но я призываю присматриваться и к каждой составляющей методики в боевых искусствах, ибо даже в отдельности не все из них безопасны. Об этом мы продолжим разговор в одной из следующих глав.
КАК ИЗВРАЩАЕТСЯ ИСТИНА
Некоторые методики в практике боевых искусств небезопасны с точки зрения нашего православного учения. А в чем эта опасность?
«Брюс Ли считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий», - читаем мы в книге Брюса Томаса. К сожалению, не один только Ли. Мне не обидно за свою веру; Господь поругаем не бывает. Если христианство и причисляют к ортодоксальным религиям, это еще не беда. Не согласен я с другим: с тем, что живое слово выдается за догмы; и с тем, что оно оторвано от жизни.
В общем очень хорошая книга лишь отдаленно затрагивает тему трагической кончины Брюса Ли. Автор делает предположения и намеки. Его выводы вполне убедительны. Однако целиком полагаться на правильность его заключений мы не можем. На странице 297 внезапно появляется фраза, которая почти сводит на нет все усилия. Что это: плохой перевод, ошибка редактора или же это действительные мысли автора, который явно не знаком с православной традицией? Вот текст.
«Иисус Христос, Учитель, Чьи озарения также дали толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям, выразил ту же истину, когда изрек: «Следуй за Мной, и ты потеряешь себя, но следуй себе — и ты найдешь и себя, и Меня».
Для начала приведу дословный текст Евангелия, чтобы увидеть разницу.
И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвежену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убита, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее; Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? И ли какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, 8. 31-37).
Итак, во фразах «... следуй себе» и «... иди за (ною» неужели для сознания западного челове-са нет никакой разницы?! Вот толкование эпи-юда в православной традиции.
Толкование Феофилакта. Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру
Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, -говорит, — никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть позорную смерть, ибо крест почитался тогда орудием позорной казни. А как многие распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), — тот, — говорит, — обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу погубит ее, если во время мучения не устоит.
Второй момент, который нельзя оставить без внимания: «Иисус Христос, Учитель...» Для православного человека, Иисус Христос, прежде всего, Сын Божий, Сам Бог. И Евангелие является откровением Божиим, хотя и написано людьми. Под водительством Духа Святого написано апостолами.
И вот здесь (да и не только здесь) мы обнаруживаем чудовищные подмены, которые исходят из уст восточных учителей. Бесы, хорошо знакомые православному человеку, не называются своими именами. Вместо этого происходит замена какими-то полумистическими понятиями типа «тень», или «черный воин». А Иисус Христос называется обыкновенным учителем, одним из немногих. И Ему приписываются «... озарения, давшие толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям».
Подобная литература наводнила книжные рынки нашей страны. Немногие из любителей боевых искусств интересуются православными изданиями. Поэтому предостережение звучит с этих страниц.
ИНСТРУМЕНТЫ И ОРУДИЯ
И все же, какие конкретно инструменты используют боевые искусства, которые являются «проводником» для бесов, превращаются в их орудия? Назовем три из них, которые могут практиковаться с первых шагов, - - это дыхательные упражнения, медитация и релаксация.
Дыхательные упражнения
Хатха-йогой серьезно я начал заниматься с 10-го класса. Серьезно - это значит ежедневно в рамках конкретного комплекса. У меня была книга с пятимесячной программой, которую в дальнейшем можно было совершенствовать. На протяжении нескольких лет я проходил эту программу снова и снова, находясь в разных условиях, и наблюдал результаты. Мой вывод такой: определенные упражнения приносят пользу для тела, если их практиковать в «идеальных» условиях. К примеру, будучи в армии, я получил крайне отрицательные результаты. Впоследствии я понял, что в нашем социуме этих «идеальных» условий вообще быть не может, и отказался от практики йоги совсем.
Один человек, достигший больших высот в этом деле, сказал мне, что важно не то, где ты занимаешься, а как. Справедливое замечание, за которым чувствуется большой опыт. К счастью для себя, тогда йога меня уже вообще не интересовала, как не интересовали и боевые искусства. Я продолжал практиковать нунчаку и занимался только самостоятельно, оградив себя от любого постороннего влияния. Но речь сейчас не о том, как практиковать, а все-таки о том, что именно практиковать.
Почитайте историю развития боевых искусств, обращая внимание хотя бы на три региона: Индия, Китай, Япония. Взаимное обогащение традиций рано или поздно, попадая в новые, чисто географические условия, в конечном итоге приобретало местный оттенок. Где в Китае или Японии вы обнаружите классическую индийскую йогу? Да нигде! Обогащение методов не приводило к слепому копированию чужих традиций, а приспосабливалось к местным условиям и обогащалось собственной национальной традицией.
Почему же мы — русские — должны впитать в себя все сразу от народов, которые сами для себя ввели жесткие ограничения на все чужеродное? Мы тоже имеем право кое-что отфильтровать, в основание отбора положив веру отцов. С какими-то, замечу, чисто внешними вещами можно подискутировать, хотя и они не все безопасны. Но вот, на мой взгляд, некоторые методы, относящиеся больше к внутренней практике, я бы выбросил немедленно. Поговорим о них.
Сама система (напомню, что сейчас речь идет о хатха-йоге) называет несколько важных пунктов, без которых она уже не система. Разберем некоторые из них.
1. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ. Что это значит? Это значит, что йога помогает только тем, кто целиком находится в ней. Простому человеку, подвергнутому какому-нибудь недугу, система не поможет. Его существо должно быть в системе, чтобы та, когда придется, помогла. Практика же отдельно взятых упражнений - это не йога. Йогой надо жить. В конце концов «это» пожирает тебя. Я бросил занятия, потому что начал зависеть от них. Моя свободная воля сопротивлялась такому положению дел. Здесь можно сказать, что лукавый избрал йогу своим орудием, чтобы держать меня в подчинении.
2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Система требует сосредоточивать внимание на объектах. Пример: упражнение для профилактики заболеваний печени - - сосредоточивайся на печени. И так далее. В этой методике что-то есть, и ее взяли на вооружение многие европейцы. К примеру, аутогенная тренировка. Почти то же самое, но без закручивания себя в хитрые позы. Без концентрации внимания йога уже не йога, а простая статическая гимнастика, польза которой тогда в чем?
3. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ. Упражнения для тела не могут выполняться без правильного дыхания; дыхательные упражнения в свою очередь выполняются в определенных позах. Все вместе, плюс концентрация внимания. Сама система представляется законченной и даже совершенной, но... Йога имеет свою традицию. Формировалась она в конкретных условиях на конкретной территории, и это должно быть определяющим при выборе. Нет «безвинной» хатха-йоги. Есть первая ступень на пути к общей цели, которая чудовищна для христиан: «Открыть в себе божество и стать самим божеством». Не то же ли самое возомнил о себе Денница?
Боевые искусства заботятся о «правильном» дыхании с первых шагов. Без правильного дыхания невозможно НИЧЕГО. Хотя в данной методике дыхательные упражнения упрощены и носят специфический характер, приспособленные к конкретным условиям, сущность их та же.
Но меня больше всего удивляет в йоге сам подход к проблеме болезней, резко отличающийся от православного подхода. Православный человек воспринимает болезнь, как нечто, посылаемое от Бога. Здесь может быть несколько причин, и каждая по своему замечательна. Рассмотрим их.
1. Болезнь в наказание за конкретные грехи. Здесь нет никакой мистики, а имеется тесная связь с действительностью. Иными словами: чем грешим, тем и страждем. Объедение способствует развитию болезней желудка; сребролюбие и зависть приводят к нервно-психическим расстройствам; гнев поражает сердечно-сосудистую систему; гордость может стать духовной основой шизофрении. Перечень причин и следствий огромен.
2. Болезнь в упреждение грехов. Был бы здоров, пошел бы и совершил задуманное, а как не имел возможности пойти, вынужден был сидеть дома. Ясно, что Господь в этом случае послал болезнь, чтобы сохранить нас от беды.
3. Болезнь в научение. Что делать больному человеку, вынужденному долгое время находиться дома? В такие моменты можно подумать о своей жизни, о своем положении. Может быть, наш стремительный ритм жизни на миг затормозится, и мы, размышляя в тишине наедине со своей печалью, вдруг вспомним о Боге и произнесем: «Господи, помоги...»
4. Болезнь в терпение. Это не беда, а польза; великая польза для нашей души. Господь видит нас, и если обнаружим смирение и терпение, то даст нам венцы. Но тому, кто близок к ропоту в печали своей и даже к хуле на Бога, святой апостол Павел говорит:
Вас постигло искушение не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести. (1-е послание к Коринфянам, 10. 13).
5. Болезнь от бесов. Может быть допущена Господом, чтобы проверить, научить или укрепить нас.
Иное дело, когда мы сами стали тому причиной и добровольно отдали себя в руки сатаны. Берегитесь, любители боевых искусств! Вы ходите по краю пропасти, сами создавая в душе своей лазейки для лукавого.
Отдадим должное теории йоги, которая на первое место любой болезни ставит психические причины. Не болезнь надо лечить в первую очередь, не ее симптомы, а устранять их причины. К сожалению этот правильный путь поиска истинных причин телесных недугов замыкается сам в себе.
Когда я занимался хатха-йогой, мне не было понятно, что значит «психические причины». Лозунг «В здоровом теле - здоровый дух» можно было бы и наоборот читать, но любая трансформация теперь выглядит для меня смешной.
Лишь потом, в лоне нашей Церкви, я узнал, что скрывается за понятием «психические причины». Грех - вот что это такое. Но понятие греха в православной традиции не то же самое, что «психические причины» в индийской йоге. В основу лечения любого недуга у христиан положено покаяние, понятие, о котором в йоге и других восточных учениях я ни разу нигде не встретил ни одного упоминания. Вот и разница вся здесь налицо. Христиане, не отвергая, кстати, ни лекарства, ни помощь докторов, ни оздоровительные системы, на первое место ставят упование на милость Божию, на помощь Господа. Восточные системы пытаются самостоятельно решить проблему, потому что в их учении нет места ни личному Богу, ни понятию греха и покаяния.
Теперь рассмотрим то, что для любителей восточных боевых искусств называется «инструментом духовного роста», а для христиан «орудием проникновения бесов» в душу человека.
Медитация
«Не желай видеть чувственно ангелов,
или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти,
приняв волка за пастыря и поклонившись
врагам демонам... Если желаешь молиться в духе, ничего не заимствуй от плоти».
Св. Нил Синайский, подвижник V века
В медитации, равно как и в упрощенной ее форме, аутогенной тренировке, человек обучается способности, не отвлекаясь, созерцать в течение длительного времени один и тот же объект. Восточные учителя говорят, что практика эта приводит к развитию так называемого «духовного видения», когда адепт сможет ясно различать правду и ложь. В боевых искусствах практикуется также динамическая медитация, способствующая «чтению» противника в бою.
Нетрудно догадаться, что на самом деле медитация - это практика ложных образов и ощущений, которые не способствуют развитию духовного видения, а как раз наоборот, ослепляют человека. Какая польза созерцать какой-либо объект? Какая польза формировать какой-либо объект в сознании и созерцать его внутри себя? Какая польза «опустошать свою чашу»? Это лазейка для лукавого, которую человек сам открывает. И релаксация, и гипноз, и многие другие методы преследуют одну и ту же цель -- усыпить бдительность, отключить сознание и сделать доступным для каких-то образов, то есть для постороннего влияния.
Нет ничего удивительного в том, что долго занимающиеся боевыми искусствами бойцы начинают ощущать в себе «нечто». Невинная фраза — скрытые возможности организма. Ее синонимы - энергии, способные разрушать. А некоторые напрямую говорят, что уже видели «темного воина». Считают ли они, что он помогает им в их деле?
Господь уберег меня от практики медитации. В той йоговской программе, которую я проходил, она занимала не последнее место. Достаточно было один раз услышать в своей голове какие-то звуки, чтобы испугаться и бросить не только медитацию, но и всю систему в целом. Несколько лет я искал ответ на то свое состояние. Однажды все-таки судьба свела меня с таким человеком, который смог объяснить, что произошло. Я поверил в правдивость его слов, но утешения не получил. Эта правда была правдой его системы и не более того. Лишь в Православии, у святых отцов, я нашел ответ тому, с чем пришлось столкнуться. Обыкновенный страх уберег меня от дальнейшего «заигрывания» с неизвестностью. Страх? Господь уберег. Мне Господь дал разум и волю, чтобы бросить систему, которая завлекла меня еще юношей в свои сети, прельстив всем спектром «ярлыков», о которых мы уже говорили. А сколько таких, которые «не дрогнули» и продолжили путь?
Я знаю некоторых людей, которые, даже не занимаясь боевыми искусствами, практикуют индивидуальную и коллективную медитации. Последние происходят на их сектантских сборищах, которые проводят учитель и его помощники. Технология отработана очень четко. Люди вводятся в «доступное» состояние, их «чаши опустошаются», и «некто» (даже не учитель, а тот, кто в учителе или через учителя) заполняет ее своим содержанием. Мы уже знаем про этого «некто», и здесь можем указать на еще одно его свойство. Об этом как раз и писал Чак Норрис в своей книге. Свойство это — атаковать нас через других людей. Невидимая брань может быть очень даже видимой, когда бесы через конкретных людей начнут нападать на нас.
Мои знакомые-сектанты - это не просто беда, это настоящее горе. Сначала перед вами предстанет тихий и дружелюбно улыбающийся человек, излучающий свет и любовь. На самом деле его улыбка и приятный доверительный голос не более чем орудие лукавого. Через несколько минут разговора любые темы будут сведены к одной. Вас начнут сначала вежливо приглашать в свою веру. Затем, по обстоятельствам, завлекать более настойчиво. Наконец, «тащить за уши», запугивая «концом света», нашей «неправильной жизнью» и т. д. и т. п. Любая попытка отстоять свои убеждения или поговорить о святоотеческом учении натыкается на стеклянный взгляд. Вас не слышат, а продолжают говорить что-то свое. При этом от прежней улыбки не остается и следа, а речь становится торопливой и несвязной. Вы ^видите перед собой совсем другого человека и понимаете, что это настоящий зомби. Теперь представьте, что получится, если к этому «промытому» и нашпигованному чужими мыслями сознанию добавить еще сокрушающую технику боевых искусств.
К сожалению, медитация сохраняется не только в восточных системах, ее практика также поразила Западную Церковь. Те, кто не видят разницы между Западной и Восточной Церквами, используют последний аргумент в свою пользу. К счастью, святоотеческое учение имеет в лечении этого недуга большой опыт. Посмотрим, что по данному вопросу оно говорит.
Что такое воображение? Святые отцы дают этому следующее определение. Воображение - это естественная функция нашего сознания, которая стоит на переходе отвне внутрь. Чтобы попасть внутрь, надо благополучно миновать воображение, но по неосторожности можно застрять на нем. Хуже того, застряв и оставаясь в нем, быть уверенными, что на самом деле вошли внутрь. Еще хуже то, что этому состоянию почти всегда сопутствует самопрельщение.
Нам, православным христианам, всякие иноверцы могут возразить, сказав, не есть ли наши молитвы пред иконами (да и без них) некоей своеобразной практикой медитации? В подтверждение своих слов они готовы привести многочисленные примеры «духовных подвигов» западных «святых». Должно им ответить на это, что та «святость», о которой говорит Западная Церковь, является святостью ложной в понимании Восточной Церкви и на самом деле есть диавольское прельщение.
Необходимое условие молитвы — ничего не воображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам. Если же против воли и проскользнет что-либо противное, тотчас смиренно надо исповедаться Господу и очиститься внутренним покаянием и исповеданием.
В православной традиции борьба с воображением есть только начало. Так как вся забота ревнителя о духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Совершается это и обнаруживается в молитве. Внимание должно быть сосредоточено в сердце. Уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.
Так как мечтание ума в небесных областях легко и быстро оставляет в сознании след, то занимающийся начинает мечтать об успешности дела и своем совершенстве. Он думает, что видения -след Божественной благодати и молится уже о том, чтобы Бог всегда давал ему пребывать в таком состоянии. Святые отцы состояние это называют прелестью. Таким образом, у такого «делателя» путь к преуспеянию пресекается в самом начале, ибо искомое считается достигнутым, тогда как достижение его еще не начато.
Далее картина становится еще более страшной. Самомнение еще более разгорячает воображение, и оно начинает рисовать картины, вставляя в мечтания личность мечтающего (близ Бога, близ ангелов, близ святых). Вот он уже и не сомневается, что стал «другом» неба и достоин особых откровений.
«Во время моей молитвы передо мною явились два больших света - один, в котором я узнал Создателя, а другой, в котором я узнал самого себя».
(Франциск Ассизский о своей молитве)
Такое состояние есть болезнь душевная и дело врага недремлющего.
Мистики своими усилиями надеялись завладеть тем, что является результатом милости Божьей и надлежит принять как дар этой милости. Воображение их разгоралось и порождало 1ечтательные ожидания, которые и казались уже •толпившимися.
Таким образом многие прельстились, видя свет и сияние очами телесными, обоняя благоухание обонянием своим, слыша гласы ушами своими и т. п. Иные из них повреждались в уме и переходили с места на место, как помешанные. Иные, приняв беса, являвшегося им в образе светлого ангела, до того утверждались в прелести, что до конца оставались неисправимыми и не принимали совета ни от одного брата; иные, по внушению бесовскому, сами себя убивали, низвергались в стремницы, удавливались. И кто может исчислить все прельщения, в какие ввергал таковых враг! Если не всякий из держащихся такого образа молитвы терпит вред, то это только из тех, которые живут в обители с другими братиями. Но все же они проводят жизнь без всякого успеха.
(Симеон Новый Богослов)
Одни видения бывают от разгоряченного воображения, другие от бесов. Конечно, существуют благодатные видения, которые устрояются Духом Божиим, но они бывают очень редки. Лишь опытные подвижники могут их различать от видений, порождаемых собственным воображением, или привидений бесовских. Так как неопытных людей на деле гораздо больше, чем опытных, законом поставлено вообще не принимать никаких видений и не доверяться им.
Внимай себе тщательно, рачитель Божиего дела, и разумно совершай дело свое. Если увидишь свет или огонь, вне себя или внутри, или образ какой, - - Христа, например, или ангела, или иного кого, -- не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в тебе такие образы: это внешнее дело и ведет к прелести. И если заметишь, что будто тянет кто ум твой к таким внешним воображениям, -- не поддавайся, держась внутрь и совершая дело внимания к Богу без всяких образов.
(Св. Григорий Синаит)
Никак не прими, если увидишь что-либо чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или ангела, или какого святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постепенно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого воображения и не запечатленным никаким изображением. Видевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере, обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать не прелестным, — прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто, опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всей тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за его благоразумие.
(Св. Григорий Синаит)
Нельзя не сказать о том, что произвольные видения по желанию на самом деле совершаются не одним только действием воображения человеческого, но и действием демонов, подкрепляющих ложное направление, которое человек сам для себя избрал и усвоил.
Видящий духа прелести, — в явлениях, представляемых им, — очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения, или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует и предается всегда лукавым страстям бесстрашно.
(Максим Капсокаливит)
Практикующие восточные боевые искусства подвержены и такому недугу души, который в Православной Церкви известен как мнение. Находящийся в прелести «мнения» стяжает ложное воззрение на все, окружающее его. Неразлучный спутник мнения - высокоумие, которое в свою очередь возбуждается тщеславием и сладострастием. Но главная причина всех этих состояний обнаруживается в гордости. «Мнение» состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств не существующих.
Релаксация
Релаксация - это техника расслабления тела и сознания, кратковременное «отключение» его по собственному желанию. В хатха-йоге в любом упражнении следует стремиться к максимальному расслаблению, чтобы достигнуть должного эффекта. Простейшим для начинающих является «поза трупа».
Сначала лежа я часто практиковал это упражнение, а со временем добился такого состояния, что даже сидя мог быстро отключить сознание па самый короткий промежуток времени, минуты 2-3.
Причем, после восстановления сознания в нем присутствовало обманчивое состояние, что прошло времени на самом деле гораздо больше, раз в пять, а то и в десять.
В жизни практика быстрой релаксации часто помогала мне быстро прийти в себя, когда мозг буквально засыпал на ходу и голова, как говорится, начинала туго соображать. Буквально, минута-две полного «отключения», и можно было продолжать работать дальше. Однако при первом рассмотрении очень полезный метод на практике может оказаться ступенькой к чему-то следующему. К чему, например?
У меня любые кратковременные отключения сознания по желанию вызывали не просто ощущение потери времени, но и пространства. Почти всегда сознание где-то летало, в чем-то перемещалось. Как правило, вспомнить что-либо конкретное не удавалось, но было переживание сожаления о себе. Это очень напоминает сны, которые мы видим отчетливо и со всеми подробностями, но, проснувшись, вспомнить и рассказать ничего не можем.
Первое, что и так ясно - это нереальность происходящего; происходящего в сознании, а не на самом деле. А раз что-то нереально, то, вроде бы, нечего об этом и думать. Но вот в этом находится лукавый соблазн. Немало людей готовы прельститься ирреальностью и убежать от реалий жизни. Кто-то «ударился» сегодня в виртуальную реальность, а кто-то продолжает пребывать в искусственной релаксации, увеличивая с каждым разом дозировку. И если кому-то этот метод «помогает», он готов костьми лечь, отстаивая его важность и необходимость. Таким образом, дьявол может через внешне вроде бы безобидное упражнение посеять в вашей душе зерна «мнения», о котором было сказано выше, или еще какого-то душевного недуга. К слову сказать о безобидности упражнения. Чисто физически «возвращение сознания» не всегда проходит гладко. Один раз мое сердце чуть не «выпрыгнуло» из меня.
«НАШИ» НЕ ОТСТАЮТ
С так называемой перестройкой во второй половине 80-х годов к нам ворвались не только сектанты, еретики, язычники, маги и колдуны. Вакуум быстро заполнился и в области боевых искусств. Некоторым патриотам, быть может, стало обидно за державу и на свет незамедлительно выползли: тризны, гопаки, славяно-горицкие и тому подобные виды борьбы и кулачного боя. Когда я увидел все это в действии на одном из турниров, то стало ясно - поменялось внешнее оформление, но не содержание. Оставалось еще немного подождать, когда к чисто внешнему мордобою начнут прилаживать «глубокие внутренние» и «духовные» вещи. А как же без них! И вот, дождались.
В книге И. А. Воронова «Тайна 72-х воинских искусств Русского Апокалипсиса» (само название-то какое!) на странице 67 находим интересный пример ратного подвига.
При осаде Троице-Сергиевого монастыря войсками Лжедимитрия I в 1609 году (а продолжалась она целых 16,5 месяцев) произошел такой случай, описанный в «Сказании Авраамия Палицина». Крестьянин Суета, вооружившись одним бердышем, вышел за стены монастыря и начал сечь врагов с обеих сторон. «Как рысь» скакал и многих вооруженных и в броне воинов поразил. Многие крепкие воины пытались остановить его и отомстить за позор, но не могли. Событие это произошло на праздник святого Архистратига Михаила 21 ноября.
В общих словах методика (система) подготовки бойца сводится к следующим трем пунктам (стр. 118):
«... практикующий Путь Воина каждый день, в строгом соответствии с календарем, должен выполнять предписанное:
- физические упражнения;
- календарные чтения текстов (одного или не
скольких);
- медитация».
Не только крестьянин Суета смог в считанные дни овладеть приемами рукопашного боя, которые позволили ему в одиночку одолеть большое число врагов, заметим, из числа профессионально подготовленных. И в нашей жизни есть «удивительные экземпляры». На странице 120 читаем:
«Одним из ярчайших примеров нашего времени является искрометный взлет на должность премьер-министра правительства Российской Федерации С. В. Кириенко. А ведь его хобби т- кэндо, японское фехтование».
О том, сколько Кириенко занимал свою должность и что «полезного» он успел сделать для страны, россияне прекрасно знают. Мне даже не обидно, что такие слова появились в книге. Настораживает другое. Вернемся к эпизоду с ратным подвигом крестьянина Суеты. Перед самым его описанием стоит следующий текст (стр. 66, 67):
«Первое чудо произошло 21 ноября, на праздник Собора святого Архистратига Михаила. «И воздевали все руки вверх и к Пребезначальной Троице, - читаем мы в «Сказании», - и к Пречистой Богородице и великим чудотворцам Сергию и Никону и молили о помощи и заступлении от врагов». В службу Сергию читали и «Апокалипсис».
Во время пения стихир архимандрит Иоасаф в великой печали и сетовании погружен был в легкое забытье, и вот видит великого Архистратига Михаила; лицо же его, как свет, сияло, в руке своей он держал скипетр и говорил противникам: «О враги лютеране! Вот ваша, беззаконники, дерзость и до моего образа дошла. Всесильный же Бог воздаст вам вскоре отмщением». И это сказав, святой стал невидимым. Далее мы узнаем из «Сказания Авраамия Палицина»:
«И сотворил Господь преславное чудо тогда. Даже нератные люди стали храбрыми, и не знавшие, и не ведавшие никогда приемов ратных и те исполинской силой препоясались...»
Вот моя настороженность. Опять подмена. Ясно сказано, что Господь сотворил чудо; при чем же здесь «система», о которой пишет автор? Может быть таковая в действительности была, но для православного человека чудо от Господа - это чудо, а самость — это самость. Был ратный подвиг, но не самого крестьянина Суеты эта заслуга. Через него Господь сотворил чудо.
Про методику, описанию которой посвящена книга, я говорить ничего не стану. Тем, кто предлагают мне заняться физическими упражнениями по календарю, чтением каких-то непонятных текстов да к тому же еще и медитацией, я отношусь с недоверием и настороженностью. В книге много абсолютно несовместимых вещей, собранных вместе. Вот еще один абзац (стр. 67, 68):
«Много лет практикуя методику «72» и ей подобные, автору неоднократно приходилось не только наблюдать у других, но и испытывать на себе чудесные эффекты. Например, однажды у ученика, который впервые пришел на занятия по единоборствам (он ранее никогда не занимался спортом вообще), за считанные минуты (!), только лишь под воздействием первых уже строк Апокалипсиса, подобно троице-сергиевому защитнику Суете, произошло мгновенное обучение биомеханике: его тело стало двигаться, в воображаемом бою напоминая приемы одного из сложнейших стилей китайских единоборств «цзуй цюаны>. Многие приемы и их биомеханические принципы выполнения становятся куда понятней, когда тренировка по рукопашному бою сопровождается последовательным, пролонгированным чтением малых глав «Апокалипсиса».
На сеансах Кашпировского и ему подобных мы могли видеть нечто подобное. При использовании так называемых «фраз-кувалд», которые действуют на определенные центры мозга, человек неосознанно, запрограммированно может совершать те или иные действия. Причем, при таком суммированном биоэнергетическом воздействии снижаются его собственные защитные силы. Это не воин - это зомби, существование которых мы не можем отрицать. Такой человек не только себя уничтожает, он опасен для других. Медитации, гипноз, дыхательная гимнастка, - это явные орудия лукавого. Я не против самих боевых искусств, но против тех орудий, с помощью которых враг всех человеков легче всего находит дорогу в наше сознание и сердце; в нашу душу, повреждая ее.
РАТНИКИ
Много в литературе, посвященной восточным боевым искусствам, описаний подвигов мастеров. При внимательном рассмотрении ничего необычного в них нет. Как правило, это все подвиги самости или, что еще хуже, бесовской силы. И хотя авторы-составители таких книг часто с восторгом пишут о проявлении «высшей духовной силы», не стоит доверять этим фразам. Мы теперь знаем, что за этим может стоять на самом деле и как это все достигается.
Гораздо полезнее было бы для православного человека почитать о подвигах русских ратников. С помощью Божией русское воинство одержало немало блестящих побед. Явные проявления Божественной силы в военных сражениях в немалом количестве есть в книгах Священного Писания. Нам же сейчас могут быть ближе наши, русские примеры, вроде подвига того же крестьянина Суеты. Вот некоторые из них. Это не легенды, не сказания, не былины. Это реальные события, такие же, как и сами их участники. К сожалению, многие любители восточных боевых искусств склонны больше доверять легендам иноземных мастеров, чем своей, национальной истории.
Андрей Боголюбский
Благоверный князь Андрей Боголюбский, сын Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого. В 1150 году войска князя Георгия осадили город Луцк. Однажды осажденные предприняли дерзкую вылазку, и юный тогда еще Андрей оказался окруженным на мосту. Раненый конь его исходил кровью, и князь готовился было уже умереть, но призвал имя святого Феодора Стратилата (Небесного витязя), память которого в тот день совершалась. Сразив венгра, готового пронзить ему грудь, Андрей благополучно возвратился к отцу. Добрый конь вынес всадника из опасности и пал мертвым. Воины все твердо веровали, что сам Стратилат спас юношу, призвавшего имя его в битве.
Интересен и такой случай с Андреем Боголюбским. При строительстве Золотых ворот с церковью Положения ризы Богоматери от поспешности случилось несчастье. Внезапно обрушился непрочный свод и засыпал камнями 12 человек. Добрый князь, упрекая себя в напрасной гибели стольких людей, припал со слезами к чудотворной иконе Божией Матери, умоляя о спасении их. Во время молитвы его были разобраны камни и все, которых почитали погибшими, чудно обрелись невредимыми. Вот так помощь Матери Божией обратила печальное событие во славу Ее.
Меркурий Смоленский
В начале XII века на Русскую землю пришло величайшее бедствие - нашествие татаро-монгольских орд. В Смоленске был на воинской службе потомок княжеского рода Меркурий, который втайне вел жизнь подвижника. В 1239 году враг подошел к городу, встав от него в 25 верстах. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывал на поединок лучшего витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и всего княжества.
Соборному пономарю Георгию ночью перед образом Божией Матери Одигитрии был голос: «Иди к рабу Моему Меркурию на Подолье. Иди скорее и тихо скажи ему: «Меркурий, тебя зовет Владычица». Пономарь застал Меркурия в молитве. Упав перед чудотворной иконой, воин услышал голос: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской. Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов, и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».
Воин Христов той же ночью сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана.
Оградись крестным знамением и воскликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» - Меркурий убил гордого и надменного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство.
В то время сын убитого татарского исполина, желая отомстить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бежали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смоленской земли.
Довмонт Псковский
Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу. Однажды разъед их повстречал в горах двух всадников на белых конях, вооруженных луками и мечами. Это были святые Всеволод и Довмонт, которые сказали: «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут». Несколько раз в 1684—1686 г. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли.
Димитрий Донской
Во время сражения на Куликовом поле в 1380 году особо чутким в эти часы открывалось духовная сущность происходящего. Видели ангела - во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб; от духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели также, что над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.
НАУЧАЕМСЯ ИЗ ПИСАНИЯ
Враг человеческий — сатана и его воинство — пытаются смутить всякого человека, сбить его с толку. Для этого они не останавливаются ни перед чем. Даже Священное Писание диавол старается использовать в своих целях, извращая через людей те или иные события, умствуя, толкуя их по-своему. Рассмотрим несколько подобных трудных моментов и на их примере закрепим наши убеждения, еще более утвердимся в истинной вере.
Отношение к врагам
Вот одно из мест Евангелия, которое часто используется противниками христиан, упрекая их и в трусости, и в нерешительности. Фрагмент этот порою вообще воспринимается как нелепость, не отвечает здравому смыслу. Об этом я слышал от самых разных людей, не только тех, кто занимается единоборствами. Одно становится ясно с первого взгляда - эти люди неверующие, неправославные, потому им и трудно понять, как возможно такое. Но дело в том, что и я сам долгое время испытывал затруднение при понимании данного эпизода. Лишь когда прочитал толкование блаженного Феофилакта, все встало на свои места.ечь идет о Нагорной проповеди Спасителя, в которой прозвучали и такие слова:
Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Матфей, 5. 38, 39).
И далее:
Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Матфей, 5. 43, 44).
Толкование Феофилакта. Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.
Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой — верхнее платье. Но эти названия говорят и одно вместо другого.
«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? -говорит Господь, - - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».
Достиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть?
Как видим, любая фраза здесь понимается не буквально, а иносказательно. В толковании блаженного Феофилакта получаем полную информацию о событии, а его толкования - - это та мудрая кладовая, которой следует вооружиться каждому из нас.
О подати телу и душе
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставивши Его, ушли. (Матфей, 22. 15-22).
Толкование Феофилакта. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных — Богу. Можно и так понимать: каждый из нас должен отдавать демону, этому кесарю преисподней, то, что принадлежит ему. Например, ты гневаешься: гнев — от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, — состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас — душе, ей соответствующее.
К сказанному Феофилактом могу добавить лишь то, что касается нашего разговора о боевых искусствах. Что бы не подразумевалось под их практикой — чисто внешние или какие-то внутренние («духовные») усилия --на самом деле все является внешним деланием. Неужели медитацию или дыхательную гимнастику мы сможем отнести к «духовной» практике? Разве Господь этого требует от нас? Молитва, посильное бдение, трезвение души, смирение и покаяние - вот, что понимает каждый православный христианин под тем, что должно отдавать Богу.
В этой связи «внутренние ужимки» приверженцев боевых искусств нельзя даже назвать чисто внешним деланием, заботящимся о теле. В отличие от него тленного, они затрагивают бессмертную душу, нанося ей непоправимый вред. Нет, это не внешнее делание; это самая настоящая бесовщина со всеми вытекающими последствиями. Да, кстати, и тело. Это бренное тело в «духе» все той же восточной традиции требует к себе такого внимательного отношения, что ни на что :':другое уже не остается времени. По словам Карамазова-старшего: «тут выспаться некогда, не то что на исповедь сходить». Вспомнит ли занимающийся боевыми искусствами, растворяясь в своих релаксациях и медитациях, о живом Боге, который не где-то там за семью горами пребывает, а здесь, рядом. И путь к Нему лежит не через медитацию. Увы, Такого Бога восточная традиция не знает.
Действие силы в Духе
Пришли в Иерусалим.. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих, и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников. (Марк, 11. 15—17). Также: Матфей 21. 12, 13; Лука 19. 45, 46; Иоанн 2. 13-16).
По Евангелию Господь очищал храм дважды - в начале своего служения и в конце, когда в последний раз пришел в Иерусалим. Для нас этот эпизод интересен тем, как один человек смог выгнать торговцев, разогнать целую толпу. Достаточно лишь попытки представить, можно ли сегодня, придя на любой рынок, устроить подобный погром. А ведь в то время условия были гораздо суровее. Но, тем ни менее, все торговцы разогнаны. Являются начальники храма, но что они делают? Вместо того, чтобы как-то помешать, схватить Иисуса, они вопрошают Его, чьей властью делаешь это? Ясно, что подобный разгон торгующих в храме осуществлен не в силу каких-то особенных талантов воина, а силою Божией. Здесь Сам Господь показывает, когда нужно применять и гнев и силу. По вере, каждому из нас она может быть дана.
Действие Духа и силы
Итак И уда, взяв отряд /воинов/ и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я- Стоял же с ними и И уда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», — они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я', итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, — да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?(Иоанн, 18. 3-11).Также: Матфей, 26. 47-52; Марк, 14. 45-47; Лука, 22. 47-51.
Толкование Феофилакта. Господь спрашивает их не потому, будто имел нужду знать, но с целью показать, что и тогда, как Он налицо, они не видели Его и не узнавали; ни по виду, ни по голосу. Так, значит, сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ослепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. Поверг их на землю для того, чтобы показать и силу Свою, и то, что Он идет на страдание добровольно. Чудно, как воины не взяли вместе с Ним апостолов и не умертвили их даже и тогда, когда Петр раздражил их. Ясно, что ученики остались невредимыми по силе Господа. По причине немощи их, поставляет их вне искушений. Так Он устрояет и ныне с нами, хотя мы и не сознаем. Посему, если найдет на тебя искушение, веруй, что если бы Господь не знал, что ты можешь победить оное, Он не допустил бы ему и прийти к тебе, как тогда к ученикам.
Если ты недоумеваешь, как тот (апостолу), которому не велено ударять в ланиту, готов был совершить убийство, то слушай, что Петр в особенности отмщал не за себя самого, а за Учителя. Притом же они не были еще вполне совершенны. Я прошу тебя заметить, что отсечение правого уха у первосвященникова раба было знаком непослушания их. Ибо ослепление пришло на Израиль, чтобы слышащие не слышали, за нечестие их против Спасителя, которое особенно сильно было в первосвященниках, почему и знак - - отнятие уха — был на рабе первосвященника.
Настоящий эпизод присутствует во всех четырех Евангелиях, причем в других мы обнаруживаем несколько замечательных дополнений. Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На мой взгляд это очень важное предостережение тем, кто думает только силой решать все проблемы в миру. А из Евангелия от Луки узнаем, что Господь сотворил и еще одно чудо, коснувшись уха раба, исцелив его.
А сейчас, как мы рассматриваем действие Духа Святого в ратном подвиге, то не можем не обратить внимание и на то, как Иисус одним только словом повергает на землю всех своих врагов. Но еще более интересен момент с Петром. Обыкновенный рыбак, простой и грубый человек, дерзнул первым напасть, защищая своего Учителя. Он наносит точный удар, не лишая противника жизни, а только раня его. Каждый, занимающийся боевыми искусствами, может догадаться, что удар с отсечением уха должен был быть профессиональным. Тем более, если учесть, что апостолы были окружены плотной толпой. Но Петр не был солдатом, а всего лишь простым рыбаком. В следующее мгновение он и все остальные ученики Христа спасаются бегством. Значит этот удар он совершил по Духу, человек, никогда не занимавшийся ратным делом.
Эпизод со смоковницей
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус; отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек. И слышали то ученики Его.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равен! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая говорит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - - и будет вам. (Марк, П. 12-14, 20-24).
Толкование Феофилакта. ...Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых. Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Иисус творил чудеса, но еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было поистине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать... ... Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: «Я зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим» (Книга Пророка Иезекииля, 17. 24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чудодейственную силу, принадлежащую Ему Самому по естеству, так что мы можем и горы переставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, стараясь изгнать ее из себя, искать должен посещения и помощи Божией. Ибо тот горд, кто говорит, что все делает он сам, а не помощью Божией. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: «поднимись и ввергнись в море», то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да «не усомнится», то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обязан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.
Дополнение из толкования на место (о вере) из Евангелия от Матфея. Велико сие обетование Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, что только ни попросим, без всякого сомнения веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вредно для меня? Слушай. Во-первых, когда слышишь о вере, то должен разуметь не неразумную, но истинную, равно и молитва разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Господь нас в словах: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» и прочее. А потом обрати внимание на выражение «не усомнитесь». Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотделимы, то будем просить только полезного и получим.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
В статье «Ярлыки и методы» мы кратко разобрали позиции, большинство из которых, рассматриваемых в отдельности, говорят в пользу изучения боевых искусств. К сожалению, к этому списку вроде бы явных достоинств можно было бы добавить и другой список, но я предпочитаю назвать главное, на мой взгляд. Православное вероисповедание различает семь грехов, которые ведут человека к вечной погибели. Таковые есть:
1. Гордость.
2. Сребролюбие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Чревоугодие.
6. Зависть.
7. Уныние.
В этом списке нет насилия и убийства, а на первом месте стоит гордость. Почему? Потому, что вс