Реферат Курсовая Конспект
Вертикаль в речи. - раздел Искусство, Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания Верх—Низ Как Первичная Координация, Как Вертикал...
|
Верх—низ как первичная координация, как вертикаль в речи «Мышление телом» с выявленными нами значениями зафиксирована и шире распространена в более молодом образовании, чем знаковое пространственное поведение в нашей речи. Остановимся на этом несколько подробнее, с учетом всех трех этапов образования внутренней вертикали.
Первый этап (до периода самостоятельного передвижения): верх чувства (блаженства, радости и т.д.); верх удовлетворения (радости, счастья, наслаждения, удовольствия и т.д.); говорить с подъемом; низменный, низость (мысли, чувства и т.д.); не устоять [упасть] перед соблазном; упасть духом и т.п.
Второй этап (с момента самостоятельного передвижения): быть принятым наверху (у начальства); верховодить или вершить (распоряжаться); верховенство (господство); одержать верх (победить); взгляд свысока; превосходство; «ваше превосходительство»; достичь высоты положения; снизойти; нижестоящий (подчиненный); низвергнуть (развенчать); низы (народ); нижайшее почтение; упасть в чьих-либо глазах; ввергнуть во что-либо и т.д.
Третий этап (взрослый): высокий-низкий уровень предмета (таланта, частоты, сложности, вкуса, стиля, жанра, качества, преступности, духовности, цивилизации и др.); высшие: образование, математика, мера, ступень и т.д.
Сюда же относится и вертикальная операционная деятельность: поднять престиж; положить чему-либо начало или конец; уронить достоинство и т.д.
К ансамблю вертикальных слов можно отнести и слова, содержащие приставки «на(д)» (верх) и «по(д)» (низ). Например сенсорные: наблюдать, надсмотрщик, насмотреться, а также подглядеть, подслушать и др.
Из приведенных примеров ясно, что в нашей речи отразились все основные этапы образования ансамбля ассоциаций вертикали внутреннего пространства. Часто мы всего этого не замечаем и воспринимаем как некоторую речевую данность, этимология которой неизвестна. Однако стоит только чуть внимательней прислушаться, и многое откроется как бы заново. Во всяком случае, все изложенное здесь — именно такое, немного более пристальное, чем обычно, внимание к нашей речи.
Приведенные речевые обороты говорят и о тесной связи речевой и неречевой форм мышления. На это, судя по приведенным примерам, указывает и тот очевидный факт, что наша речь пространственно координирована (хотя мы определили пока всего лишь одно измерение внутреннего пространства — тенденция уже ясна). Это означает, что мышление (внутренняя речь) или диалог (внешняя речь) существуют как бы в подсознательном поле зрения, в котором мы постоянно координируем свое тело даже относительно таких, казалось бы, абстрактных и лишенных внешнего облика объектов как математика, карьера, престиж и т.п. Расхожее и всем понятное выражение «точка зрения» на самом деле зафиксировала и весь этот процесс, и его результат, и понимание нашей позиции (также известное выражение этого ряда) относительно чего-либо.
Обратите, например, внимание на подобный характер «вертикальных» слов в английском языке: downcast—удрученный (дословно низ—кинутый), downheaгted—унылый (буквально низ—сердце). Или вот такой возглас down with..! (дословно низ с...), означающий долой! Здесь уместно вспомнить познавательно-самоутверждающее бросание игрушки ребенком и рубящий жест у взрослого.
На этом примере видно, что сочетание слова низ с каким-либо другим создает и в других языках очень близкую эмоциональную окраску.
То же и со словом верх. В привычку входит латинская приставка supeг, пришедшая к нам из английского языка и порой вытесняющая нашу приставку сверх, которая обозначает самую высокую степень чего-либо. В том же английском языке существуют и сочетания с приставкой up (верх): uppeгmost (сверх-наиболыиий) — высший, upгight (верх-право) — честный, up-to-date (верх-к-дате) — современный, новейший. И наконец, восклицание: upon ту woгd! (сверху над моим словом) — честное слово!. Среди «верхних» английских слов есть и слово upbгinging (воспитание), которое дословно обозначает приносить или доставлять вверх, увлекать наверх за собой — короче, брать ребенка на руки. На полное абстрагирование психологической вертикали от реальной указывает и такое, казалось бы абсурдное, слово как сверхнизкий.
Постоянная составляющая вертикали
Все вертикальные слова объединяет наличие некоего вертикального коэффициента, косвенно указывающего на победу или поражение в борьбе ссилой земного тяготения (подъем, взлет или приземленность, падение). Иначе говоря, во всех этих словах содержится образ проявления энергии внешнего мира и еевлияние на человека — вертикальный энергетический конфликт. В этом конфликте, иэто находит свое отражение в«вертикальных» словах, человеку отведена роль постоянного преодоления.
Во всех словах, относящихся к трем этапам речевой вертикали, можно выделить обобщающую ихпостоянную эмоциональную окраску — внекотором роде постоянную составляющую.
В данном случае постоянной составляющей будет тот или иной подразумеваемый уровень на вертикали, который возник благодаря преодолению или подчинению силы тяжести и относительно которого существует определенная вертикальная деятельность.
Укаждого из нас постоянно присутствует две невидимые психологические вертикальные оси: внешняя и внутренняя.
Внешняя вертикаль асимметрична.. Она выходит вверх (изтемени) ивниз (между ног). Высота еепрактически бесконечна. Даже тогда, когда мынаходимся взакрытом помещении, она пронзает все потолки икрыши. Низ же ее,на каком бы уровне (этаже) мыне находились, всегда-у нас непосредственно под ногами. «Обратите внимание на то, что жест вниз ограничен (земля), а жест вверх не ограничен (небо); как великолепна философия: всякое падение предельно, всякий полет беспределен...» [6]. В этом высказывании С.М.Волконского, кроме замечательно верного наблюдения содержится итипичное заблуждение, так как ведущими ассоциациями верха иниза он считает небо иземлю. То, что они являются производными, мытолько что показали.
Где лежит граница между верхом инизом? Известно, что все расстояния, определяемые «на глаз», человек мысленно измеряет ют кончика своего носа (в этом случае результат измерений наиболее точен). Поэтому предположим, что верх —это все, что выше носа, а низ, соответственно, —все, что ниже. Выражения «задрать нос», «повесить нос», «держать нос по ветру» ясно указывают на основную точку отсчета.
«Нос —термометр страсти», —приводит это дельсартовское замечание С.М.Волконский {6].
Исходный уровень, расположенный на уровне кончика носа, есть знак своего Я. Любое знаковое движение головы как бы переносит это Я вту или иную сторону пространства.
Вежливый поклон при встрече — это знак, основанный на смещении относительно постоянной составляющей вниз. Гордо вски-
нутая голова — это знак, основанный на смещении относительно постоянной составляющей вверх.
Можно упасть на колени, униженно согнуть спину, стыдливо опустить глаза (или, наоборот, подпрыгнуть от радости, запрокинуться от хохота, закатить глаза вверх от восхищения) — здесь присутствует всего один знак низа (или, наоборот, верха), так как все они основаны на смещении по вертикальной оси относительно уже известной нам постоянной составляющей (своей или собеседника), а приведенный ряд лишь показывает его разную энергетику.
Такая вертикальная постоянная составляющая, не всегда явно обнаруживаемая в слове, вполне очевидна в вертикальной пантомимике.
Наличие в нашей речи ансамбля слов с вертикальной ассоциацией — это своеобразный перевод с языка, свойственного всему живому, языка тела. Мы уже говорили о том, что основой этого языка является конкретное действие в ином контексте и ставшее потому знаком.
Действия ребенка, направленные на преодоление силы тяжести как важный акт самоутверждения, а также проходящие по вертикали взаимоотношениями со взрослыми, со сверетниками, с младшими детьми и с предметами во время игр — все нашло свое отражение в нашем внеречевом визуальном языке общения.
Процесс формирования вертикальных ассоциаций не заканчивается в детстве, но продолжается в течение всей жизни на основе личного опыта, благодаря общественной памяти и на основе формирования современных нам ассоциаций. Комплекс таких ассоциаций постоянно обогащают произведения визуального искусства и литература. В качестве примера приведем ансамбль вертикально-векторных ассоциаций в стихотворении А.С.Пушкина:
«Я памятник себе ВОЗДВИГ нерукотворный, [ВЕРХ]
К нему не зарастет народная ТРОПА, [НИЗ]
Вознесся ВЫШЕ он главою непокорной
Александрийского столпа..
ВЕЛЕНЬЮ Божию, о муза, будь ПОСЛУШНА, [СНИЗУ-ВЕРХ]
Обиды не страшась, не требуя венца; [СНИЗУ-ВВЕРХ]
Хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО [НАРАВНЕ]
И не ОСПОРИВАЙ глупца». [СВЕРХУ-ВНИЗ]
Вертикальная пристройка
Определение «пристройки» в значении приспособиться (приловчиться, приноровиться) как части взаимодействия существует издревле. Это слово уже как термин ввел в театральную практику К.С.Станиславский. В дальнейшем это понятие вошло и в психологию об-
щения, включая, конечно, и основы общения сценического. Особая заслуга принадлежит здесь П.М.Ершову, который охарактеризовал «пристройку» как: «...в сущности, преодоление физических [и психологических — А.р.] преград, препятствий на пути субъекта к его цели... Для человека здорового встретить вошедшего гостя и для этого встать, пройти через всю квартиру — это одна "пристройка". А для тяжелобольного — только встать — это целое дело, целый поступок, к которому нужно приспособиться, "пристроиться"» [15].
По П.М.Ершову «..."пристройки" могут быть, разумеется, бесконечно разнообразны. Тем не менее, они поддаются некоторой общей профессионально-технической классификации.
Прежде всего, все "пристройки" могут быть разделены на две группы: для воздействия на неодушевленные предметы, и для воздействия на партнера.
"Пристройки" для воздействия на человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую — "пристройки сверху". А так как пристраиваться "сверху" и пристраиваться "снизу" можно в разной степени, то легко себе представить некоторую среднюю, промежуточную пристройку — третью группу пристроек — "пристройку наравне"1.
Людям, привыкшим повелевать (например, командирам, начальникам, администраторам), людям самоуверенным, властным, людям нахальным и богатым, — в одних случаях основательно, в других нет — свойственна тенденция пристраиваться "сверху". Людям, привыкшим повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственна, наоборот, тенденция пристраиваться "снизу".
Это, разумеется, не значит, что все начальники и командиры (или все богатые) всегда пристраиваются "сверху", а все подчиненные (или все бедные) — "снизу". Это значит лишь то, что весь жизненный опыт взаимоотношений каждого данного человека... влечет за собой тенденцию преимущественно к тем или другим "пристройкам".
Причем, человек, максимально расположенный к "пристройкам сверху", при известном стечении обстоятельств будет пристраиваться "снизу" для воздействия на того, к кому он же при других обстоятельствах стал бы согласно своей привычки пристраиваться "сверху". Так, мать или отец, уговаривая больного ребенка, могут пристраиваться "снизу", хотя это явно не соответствует соотношению сил. Здесь характер "пристройки" будет обусловлен тем, что роди-
1 Здесь следует отметить не вполне удачное слово «наравне», обозначающее нулевую точку между верхом и низом. Ведь наравне могут быть и люди, одновременно пристроенные к друг к другу сверху или снизу. Быть может, здесь уместнее было бы слово «партнерски»?
46 N
тели нуждаются в определенных Действиях ребенка, зависят от них.
Любовь, внимание, заинтересованность в партнере вообще, и часто вопреки соотношению сил, ведут к "пристройке снизу". В некоторых семьях "культ ребенка" выражается, в частности, в том, что взрослые пристраиваются к нему "снизу". Кстати говоря, результатом этого оказывается ложное представление ребенка о своих правах и достоинствах, что делает его избалованным и неприспособленным к жизни.
И наоборот, самый скромный, робкий или зависимый человек принадлежащих обстоятельствах будет пристраиваться "сверху" для воздействия на самого сильного или наглого партнера... Ярким примером "пристройки снизу" может служить фигура папы Сикста в Сикстинской мадонне Рафаэля.
...В русской жанровой и исторической живописи XIX века образцов "пристроек" самого разнообразного характера множество. Хорошие примеры "пристроек снизу": Юшанов — "Проводы начальника", Федотов — "Разборчивая невеста"; "пристроек сверху": Федотов — "Свежий кавалер", Перов — "Приезд гувернантки в купеческий дом", Репин — "Отказ от исповеди", Ге — "Что есть истина?" (фигура Пилата), Суриков — "Утро стрелецкой казни" (фигура Петра I)...
В характере "пристройки" находят себе отражение внутренний мир человека — и его прошлый жизненный опыт, и то, как он воспринимает и оценивает наличные окружающие его обстоятельства.
Пристройка "снизу" есть пристройка снизу, между прочим, и в буквальном смысле слова — чтобы поймать взгляд партнера, чтобы видеть его глаза, удобнее смотреть на партнера несколько снизу вверх. Таким образом, пристройка "снизу" связана с мускульной тенденцией "быть ниже" партнера» [15].
Кроме пристроек «сверху» и «снизу», П.М.Ершов выделил и пристройку «наравне», которая, по его мнению, «...характеризуется соответственно мышечной освобожденностыо, или даже — разболтанностью, небрежностью». Иллюстрирует свою мысль П.М.Ершов на примере рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». «Нетрудно увидеть, — пишет П.М.Ершов, — как "пристройка наравне", после того как "тонкий" оценил общественное положение "толстого", сменилась "пристройкой снизу"...».
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемодан, узлы, картонки съежились, поморщились...».
Любопытно, что «пристройки», которые можно обнаружить в рисунках на античных вазах, относительно свободны, так как каждая
из них выражена не в очень большой степени и в них нет ни полной зависимости, ни полной независимости. Вероятно, это и в некоторой степени характеризует взаимоотношения между людьми в античном обществе; здесь еще не изжита патриархальная простота, здесь больше человеческого достоинства, чем, скажем, в рабовладельческом обществе «азиатского типа».
И наконец, важное замечание П.М.Ершова: «..."пристройки" обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, него отношение к партнеру, и его представление о самом себе, и степень его заинтересованности в цели» [15].
Если вспомнить наше определение постоянной составляющей вертикали, мерилом которой является направленность кончика носа, то по этому вектору легко будет определить характер пристройки и ее топономной сущности. Пристройка есть указание собеседнику (объекту) на ту топоному, с какой собеседник (субъект) себя в данный момент отожествляет.
Так, например, «пристройка сверху» как знак имеет значение «я выше тебя, я сверху» или, что то же самое, «я взрослее тебя». А мы знаем, что таким ассоциативным значением обладает вертикальная топонома. И чем выше она расположена, тем главнее. Поэтому «пристройка сверху» — это не что иное, как привлечение внимания собеседника к той или иной топономе. Если внимание таким образом было привлечено, то это равносильно произнесенному или написанному слову. Иначе говоря, внимайие, направленное к той или иной топономе, есть знак.
Отожествление же себя с топономой — это указание на свое желание и, если хотите, готовность занять иное положение, в данном случае на вертикали. Даже взлететь! Была бы возможность. Но так как этого не дано, то хотя бы показать, куда устремляет человека это «полетное» чувство его превосходства.
То же самое можно сказать и о «пристройках снизу». С той-лишь разницей, что это не буквальное коленопреклонение или даже падение ниц, а лишь указание на готовность к унизительному поступку.
Как показал опыт работы автора с актерами, для «пристройки» вовсе не обязательно манипулировать носом по вертикали. Достаточно устремить косвенное внимание1 (т.е. внимание без прямого обращения взора на объект) к необходимой в данном случае топономе, расположенной вверху (воображаемая точка над головой со-
1 К рассмотрению косвенного внимания, наряду с другими его видами, мы еще вернемся.
беседника) или внизу (точка ниже кончика его носа, вплоть до уровня пола). Тот факт, что в акте внимания участвуют буквально все мышцы нашего тела, делает внешнее проявление «пристройки» вполне читаемым и без утрированной пантомимики.
Следует отметить, что феномен «косвенности», как это отмечал еще В.М.Бехтерев, обладает гораздо большей внушающей силой посравнению с обращением «в лоб». Это необходимо помнить всякий раз, когда мыбудем рассматривать проявление косвенности в быту и вискусстве.
Вроде бы не так явно проявленная сосредоточенность на определенной топономе выходит на первый план для собеседника, а нарочитые пристройки остаются в тени. Т.е. мышечное выражение истинной устремленности внимания гораздо красноречивее утрированной нарочитой пластики, выражающей пристройку иного направления. Неопытные актеры как раз ипытаются не столько управлять своим вниманием, сколько изображать его. Профессиональные артисты высокого класса поступают иначе. Они, за счет разной направленности действительной иобманной «пристроек», дают зрителю возможность разгадать такой пространственный подтекст.
Внешнее поведение тела в момент подсознательного обращения к вертикальным топономам П.М.Ершов определил как «вес тела». Вот, что он пишет по этому поводу: «Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела.
Действуя, человеку приходится орудовать своим телом, которое имеет определенный вес. Человек молодой, сильный, здоровый, увлеченный заманчивой перспективой, не замечает веса своего тела иотдельных органов его, не ощущает итех усилий, которые нужны для того, чтобы встать, повернуть голову, поднять ее,поднять корпус ит.д. Тот же самый человек, находясь всостоянии крайнего утомления или после тяжелой болезни, менее расточителен врасходовании энергии. Для дряхлого, больного, "согбенного" старика груз собственного тела может быть почти непосильным. Он может не осознавать этого ине думать овесе своего тела, своих рук иног, но он ощущает, что всякое движение требует от него усилий.
Если у человека мало сил, он, естественно, ихэкономит. Он делается осторожен и предусмотрителен в движениях: избегает лишних движений, резких поворотов, неустойчивых положений, широких жестов. Поэтому действие, которое сильный, здоровый и молодой человек совершит расточительно и смело, расходуя энергию, человек слабый, старый, больной совершит бережно, экономя силы.
При этом вес тела играет, очевидно, роль не абсолютной величины, а величины относительной — вотношении веса к силам
человека. Между самым сильным, здоровым имолодым человеком, с одной стороны, и самым слабым, больным и старым —с другой, расположены все люди. Каждый более или менее приближается либо к тому, либо к другому.
В эту общую схему вносит существенную поправку фактор, имеющий для нас особенно большое значение, фактор этот —центральная нервная система, или состояние сознания человека, состояние его духа, вплоть до настроения его вкаждую данную минуту.
Иногда старый, тучный ибольной человек действует (а значит идвигается) неожиданно смело, решительно илегко; иногда молодой, сильный издоровый сутулится, осторожен, тяжел иробок в движениях; иногда бодрый, легкий иактивный человек мгновенно "увядает", а "увядший" оживает.
Увлеченность делом, перепективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела. Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.
Поэтому улучшение настроения, оживление надежд, появление перспектив, сознание своей силы, уверенность в себе, в своих правах —все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы иобщей мускульной мобилизованности "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног ипр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей иулыбки, которая опять-таки приподнимает углы рта ищеки. Всем известно, что дети иподростки подпрыгивают от радости. (Кстати говоря, ивсякая пляска содержит всебе преодоление веса собственного тела, демонстрацию силы человека, демонстрацию победы над этим весом).
По характеру движений человека, вчастности, по тому, сколько усилий он тратит, чтобы действовать (как он двигается, действуя), мы"читаем" иего общее душевное состояние иего настроение духа в данную минуту. Например, потому "в каком весе" выходит человек, державший экзамен, из аудитории, иногда можно безошибочно определить, выдержал он экзамен или "провалился".
Как ихарактер "пристройки", изменения "веса" выдают то, что делается в душе человека. Если высообщите нечто важное вашему собеседнику, то, нравится это ему или нет, это выразится, прежде всего, втом, "потяжелеет" ли он, или "станет легче". Его слова могут выражать совсем другое —они могут лгать, скрывать, смягчать ит.д... "Вес тела" не может лгать.
Вы сообщаете вашему сослуживцу: "Я поссорился с тем-то или с тем-то". Ваш собеседник выразил вам полное сочувствие идаже стал на вашу сторону,.но при этом стал чуть-чуть "легче" весом. Он рад вашей ссоре, она ему выгодна. Вы сообщаете домашним, что поте-
ряли значительную сумму денег; желая ободрить вас, вам выражают словами полное безразличие к потере, но при этом чуть-чуть "тяжелеют". Они огорчены.
...Соответствие или несоответствие воспринятого интересам [воспринимающего] всегда выражается в изменении "веса его тела"...» [15].
Из всего сказанного П.М.Ершовым не Трудно сделать вывод о том, как красноречива наша подсознательная устремленность к той или иной вертикальной топономе. Мы обращены к «верхней топо-номе» — и как бы становимся «легче». Обращены к «нижней топономе» — и «тяжелеем».В данном случае здесь прослеживается и знаковое указание на различные возрастные особенности: ведь как легко ходить взрослому и как тяжело идти тому, кто делает самые первые шаги в жизни.
В заключение разговора о вертикали, учитывая то, что движения по ней долгое время остаются для ребенка несамостоятельными и зависимыми от взрослых как и весь процесс общения с внешним миром, отметим ее доминирующее значение как иерархически социальной связи между ребенком и окружающей его средой. Именно в этом своем доминирующем значении и остается психологическая вертикаль на всю жизнь для каждого из нас.
Но вернемся к поэтапному развитию ребенка. После того как в его подсознании уже достаточно прочно образовалась психологическая вертикаль, наступает его знакомство со второй по счету психологической координатой. Этому предшествует сагиттальная зона ближайшего развития1. Типичный пример ее существования — использование ребенком взрослого как средства своего передвижения. Кому неизвестен этот приказывающий указательный жест ребенка, удобно расположившегося на руках у взрослого и заставляющего его переносить себя то к одному предмету, то к другому! Так, еще не умеющий ходить, недавно появившийся человек начинает познавать сагитталь.
Глава 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САГИТТАЛЬ
Странно, что для многих из нас, существующих в трехмерном пространстве, хорошо известно название двух координат — вертикаль и горизонталь — как бы пронзающих нас сверху и сбоку, и неведомо название третьей, также проходящей сквозь нас, но уже спе-
Зоиа ближайшего развития — понятие, принятое в психологии, обозначающее период, когда ребенок способен выполнить то или иное действие, но только с помощью взрослого.
реди назад1. Это измерение имеет свое, хотя и редко употребляемое название — сагитталь (от лат. sagitta — стрела). Оно объединяет все то, что находится спереди (фронт) и сзади (тыл) от каждого из нас.
До этого мы рассмотрели развитие значения вертикали во взаимоотношении: человек — окружающая среда, начиная с момента рождения и до периода полного взросления. Но сделано это было с некоторой степенью условности, так как уже через некоторое время после рождения абсолютное доминирование вертикали ослабевает, и активное существование происходит с более сильным предощущением других координат пространства. Эти координаты включаются в орбиту человеческой деятельности не сразу, но с определенной очередностью и в срответст-вии с возрастом.
Известно, что только к четырем месяцам жизни ребенка его взгляд на мир становится по-настоящему активным. Но при этом немного запаздывает (как бы давая укрепиться вертикальным ассоциациям) развитие движений рук. Затем формируется акт хватания. Проявляются первые направленные действия младенца на объект, координированные с глазами. К этому же возрасту относится и начало понимания речи.
В этот период закладывается комплекс ощущений, который в дальнейшем будет иметь огромное значение в жизни человека.
Различают три фазы сагиттального движения: устремленность к объекту, достижение его и обладание им. Сравним с высказыванием у М.А.Чехова: «Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него» [32].
Под «проникновением» в объект внимания, наверное, следует понимать не умозрительное представление о нутре предмета, но акт эмпатического2 слияния субъекта и объекта в единое целое.
1 Существование сагиттали как неотъемлемой части трехмерности игнорирует даже СМ Волконский «Весь мир физический разделяется скрещиванием двух великих линий Перпендикуляр [вертикаль] — нормальное деление широт на Правое и Левое, горизонталь — нормальное деление высот и глубин на Верхнее и Нижнее» Хотя он же, в противоречие себе, указывает на сагиттальные направления
1 Эмпатия — вчуствование, способность войти в эмоциональное состояние другого человека, а также субъективное приписывание реальному предмету, включая произведение искусства, своих собственных чувств, представлений и установок
Определяя феноМен эмпатии, Е.Я.Басин пишет: «Мы понимаем эмпатию как процесс моделирования "Я"... "по образу и подобию" любого другого явления. Это значит, что человек может [как бы] перевоплощаться в образ любого явления, объекта и т.д. Воображенное "Я" формируется в результате перехода самых разнообразных образов из системы "не-Я" в систему "Я", в результате чего образ как бы превращается в "Я", приобретает функции "Я", т.е. может управлять сознанием и поведением. Превращаться в "Я-образы", с которыми идентифицирует себя реальное "Я" человека, могут как образы других людей (реальных или выдуманных), так и образы любых других объектов, в том числе и неодушевленных. Можно с уверенностью предположить, что формирование "Я-образов" (а это означает одновременно и идентификацию с ними) лежит в основе словоупотреблений термина "эмпатия". Итак, эмпатия — это моделирование "Я" "по образу и подобию" любого другого явления в результате перехода самых разнообразных образов из системы "не-Я" в систему "Я"...»- [1].
Все фазы движения к объекту, объединенные в одно неразрывное целое у взрослого, для ребенка большой период времени настолько раздельны, что соединение их в одну общую цепь требует многих месяцев усилий и тренировок.
Каждая фаза в младенчестве обладает самостоятельной ценностью: направленность — способностью к ориентации, достижение — удовольствием от самого движения как такового, обладание — владением.
Постоянная составляющая сагиттали тоже расположена на уровне носа — самой «выдающейся» частью тела при ползании на четвереньках.
Если в вертикальном периоде значение топоном укладывалось в понятия [как] высоко и [как] низко, то в сагиттальном — [как] близко спереди и [как] близко сзади.
Все движения по сагиттали условно можно разделить на движение «да» (вперед) и движение «нет» (назад). В раннем детстве эти моменты согласия-несогласия носят совершенно предметный характер. «Да» для ребенка — это, прежде всего, импульсивное приятие, которое означает: хочу взять, хочу присвоить (конфету, игрушку и т.п.), а «нет», соответственно, не хочу брать. Если «нет» для взрослого может означать «иное мнение», то для ребенка — это лишь импульсивный отказ от конкретного объекта. Однако детство сохраняется во взрослости, и даже крупный ученый в процессе научной дискуссии, мимически выражает свое несогласие с оппонентом точно так же как младенец, которого насильно кормят манной кашей.
Инстинкт самосохранения заставляет ребенка при встрече с новым предметом начать процесс знакомства с сагиттального «нет», т.е. с неприятия, с отказа. Эта врожденная осторожность, проявленная внешне на микроуровне, в дальнейшем станет общепонятным знаком встречи с новизной. Например, восклицание Фамусова: «Ба, знакомые все лица!» сопряжено вначале с движением, отказа, так как означает неожиданную встречу.
С.М.Волконский отмечал: — «Перед всяким сильным движением вперед отклоняйтесь назад, — это своего рода разбег. Однородное явление наблюдается в области слова. Чем сильнее на вас подействовало то, что вы услышали, тем позднее вы отвечаете: замедление ответа есть то же уклонение назад». И еще: «Подчеркивание, определение (данного, этого предмета) — жест вперед, грудь дающего — выпукла, грудь берущего — вогнута» [6].
Говоря о подобного рода «отказных» сагиттально-пластических моментах в актерской практике, С.М.Эйзенштейн пишет: «И если отказный взмах нужен для удара по шляпке гвоздя, то для "удара" по психике зрителя, когда в нее надо "вонзить" тот или иной сценически выразительный элемент, действие ваше вынуждено прибегнуть к тому же принципу отказа и в той же принципиальной направленности» [33].
В.Э.Мейерхольд сравнивал пластический отказ со стрельбой из лука, когда перед тем как выстрелить (вперед) надо натянуть тетиву (назад).
Все, что вызывает нас на принятие или отказ от решения, выражается в непроизвольном импульсивном движении вперед или назад вдоль сагиттали, в зависимости от силы мотива: всем телом, жестом или взглядом. При этом все формы движения (шаг, жест, поворот головы, взгляд) по сагиттали для всех нас однозначны. Выбор конкретной формы при таком движении зависит лишь от степени значимости объекта и нашего умения владеть собой1. Все это —
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вертикаль в речи.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов