Да Винчи и Фрейд: по другую сторону художественного образа

Цель: Формы взаимодействия искусства и психоаналитических моделей интерпретации.

Содержание:

В среде искусствоведов и художников психоанализ практически не признаётся, тем не менее, в среде философов эта методология анализа оказывается достаточно продуктивной, начиная от Фрейда и до заканчивая Лакановскими интерпретациями взгляда и визуального поля. Какие смыслы вскрывает психоанализ в произведении искусства и почему произведение рассматривается как симптом психобиологической биографии художника, что смущает художников в психоаналитическом дискурсе и что привлекает философов- вопросы, которые будут обсуждаться на основе текстов Фрейда о Леонардо да Винчи и текстах предлагающих психоаналитическую интерпретацию современного искусства.

 

Базовые тексты:

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995 («Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве»).

Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М: ХЖ, 1999 («Порез на теле: от клитородиктомии к боди-арту» - сс.147 – 172).

 

Семинар(2)

Сюрреализм: бесконечный текст и «насильственный интертекст»

Цель: Исследовательские стратегии творчества сюрреалистов. Интертекстуальный анализ экспериментальных фильмов Ф. Леже, Л. Бунюэля, М. Дюшана

Содержание:

Для понимания произведения зачастую необходимо привлечение третьего текста, а иногда сам художник отсылает к внешнему тексту. Таким образом, интертекстуальный анализ позволяет вскрыть явные и скрытые отсылки и цитаты, что позволяет «нормализировать», казалось бы странные моменты в произведении. Так сюрреалисты предлагают манифест в качестве насильственного нтертекста, то есть то без чего невозможно понимание произведения. Чем является вербальный план выражения относительно визуального в произведениях Дюшана, Леже и др.

Базовые тексты:

Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК "Культура", 1993 (сс. 203- 327Леже, Дали, Бунюэль)

Дополнительные тексты:

Бретон А. Манифест сюрреализма// Называть вещи своими именами. - М., 1986. - с.40 - 72;

Тцара Т. Манифест Дада 1918 года // Как всегда - об авангарде. - М., 1992. - с.27 - 36.

 

 

Тьюторат (1 и 2)

Семинар (2 ч.)

Proust : The Art of Life

Цель: to enable students to consider in a more complex manner the relationships that exist between art and life.

Содержание: How does what we see relate to what we think ? How does what we think relate to the world we see around us ? In what ways does the world around us challenge our individual identity ? How do people’s characters relate to the way they look ? In what ways might are provide a link between seeing and living ? In what ways is life vital to art and in what ways might life indicate the limits of art ? In what ways does art indicate a conquest of life ? All these are questions that emerge in the course of Marcel Proust’s novel In Search of Lost Time.

Форма проведения: дискуссия.

Базовые тексты: Marcel Proust, Plennitsa, (Moskva, 1993), p. 159-165 ; V Storonu Svana p. 16-18 , 76-79, 110 –111 ; Pod seniu devushek v tsvetu p. 345-350 ; Sodom I Gomorra p. 373-5.

Дополнительные тексты: . Mikhail Yampolsky, ‘Nepodsredstvennoe i oposredovannoe’ and ‘Vivernutye glaza’, O Blizkom, (Moskva : N.L.O., 2001), pp. 16-27 and p.147-171) ; Malcolm Bowie, ‘Art’, Proust and the Stars, Alain de Botton, ‘How to open your eyes’, How Proust can change your life

Семинар(2)