Школа кузнечного искусства. 1 урок. Устройство и оборудование кузницы

11 сентября , 2008 | Мастер-класс

Это было в 1953 году. Мой отчим был направлен райкомом в отстающий колхоз — поднимать тамошнее хозяйство, и всей семьей мы переехали жить в одну из деревень. Около дома, где мы поселились, находилась колхозная кузница. Однажды я из любопытства зашел посмотреть, что это такое, и был потрясен увиденным. Снаружи кузница напоминала кучу тлеющих бревен. До сих пор помню это черное от копоти и пыли сооружение с земляным полом, маленьким тусклым окошком и большими деревянными воротами. Дым застилал все помещение, только лучи света пробивались сквозь щели в стенах и крыше. В дальнем углу возвышалось огромное сооружение из кирпича и металла, внутри которого горел большой костер с ярким огнем и едким дымом. На полу валялись куски железа, старые подковы, кувалды и какие-то непонятные приспособления. В центре, на большом покосившемся пне, стояла громадная наковальня, вся побитая молотками и зубилами, у стены, на пеньке поменьше, были приделаны кузнечные тиски, а на скамейке у оконца сидели три чумазых мужика неопределенного возраста...С тех пор я частенько заходил в эту кузницу, настолько сильно заворожила меня магия огня и раскаленного железа.

Художник-кузнец Владимир Марков

Интерес к посещению кузниц сохранялся у меня в течение долгих лет: общался с кузнецами, наблюдал за их работой.

В 1967 году я попробовал сделать свой первый горн и начал ковать примитивные железки. На первых порах было очень трудно: ведь никакой литературы по технологии ручной ковки не было. Много времени я проводил в библиотеках, просто ходил по городу, изучая прекрасные образцы художественной ковки Петербурга и пригородов, ездил в другие города Белоруссии, Украины и Прибалтики, скупал в магазинах всю литературу по металлообработке. За многие годы у меня собралась приличная библиотека по искусству и различным ремеслам, значительную долю в ней занимает литература по кузнечному искусству. Последние тринадцать лет я полностью посвятил освоению этой тяжелой, но очень интересной профессии. За это время удалось построить собственную, хорошо оборудованную мастерскую, я сделал огромное количество проектов и работ в материале, участвовал во многих российских и международных фестивалях, симпозиумах, встречах и выставках. В родном городе Гатчине и в Санкт-Петербурге прошли три персональные выставки. Имея столь большой опыт, я хочу поделиться им. Мне хочется, чтобы мои статьи носили не только учебный характер по конкретным технологическим приемам, но и стимулировали творческое начало в работе. На примерах лучших образцов мирового кузнечного искусства хотелось бы развить у читателей интерес к поиску новых нестандартных художественных и технических решений. На мой взгляд, в последнее время наблюдается серьезная деградация вкусов, и многие талантливые кузнецы в погоне за большими деньгами скатились сегодня к элементарной халтуре в стиле «а-ля ковка». Хочу обратить на эту проблему внимание не только кузнецов, но и потребителей, и, в первую очередь, состоятельной части общества, наших потенциальных клиентов: обычно за мнимой дешевизной скрывается очень низкий художественный и исполнительский уровень изделий...