Пожалуй, именно скульптура стала своего рода символом борьбы языческих и христианских представлений о красоте мира и его космической сущности. Достаточно пройтись по залам Эрмитажа, чтобы убедиться как яростно калечили чувственную красоту мраморных богинь приверженцы христианской аскезы бытия.
Один из классиков средневековой философии Августин выделяет "град небесный", живущий в вере, странствующих в этом мире в поисках правды, и "град земной", где царствуют силы смерти и кощунственного лицемерия. Поэтому крайне необходимо сосредоточить все свои помыслы на вере в Бога, ибо, как отмечал один из величайших философов Средневековья Фома Аквинский, смысл жизни человека в счастье, которое понимается как познание и созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, бог же - неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испытаний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает божественный закон. Разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью.
Согласно христианским догматам строится и философия искусства, где чувственный мир красоты человеческого тела становится дьявольским искушением и дорогой в ад. Тотальное распространение христианской идеологии привело к параличу и практическому исчезновению многих видов искусства (например, живопись, скульптура), но в то же время были созданы оптимальные условия для архитектуры, ставшей своего рода визитной карточкой Средневековья.
По этому поводу много и очень интересно рассуждает В. Гюго в "Соборе Парижской Богоматери". Зодчество стало своеобразным символом христианской веры, формой выражения художественной фантазии и творческого поиска. Так, романский стиль стал воплощением абсолютной теократии первых веков папства. Крестовые походы привели к перемещению больших масс людей, изменению их образа жизни, к духовному раскрепощению. Изменился и облик зодчества. Порой символическое значение какого-нибудь фасада, портала и даже целого собора было не только чуждо, но даже враждебно религии и церкви. Гильом Парижский в XIII веке и Николй Фламель в XV веке оставили несколько таких "исполненных соблазна" страниц. Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри в целом являлась воплощением духа оппозиции. Будучи свободной лишь в области зодчества, творческая мысль художника нашла здесь абсолютное воплощение. Искусство, под предлогом возведения божьих храмов, достигло великолепного развития. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям. Они были рабочими, созидавшими великое творение. Архитектор — поэт — мастер в себе одном объединял скульптуру, покрывающую резьбой созданные им фасады, и живопись, расцвечивающую его витражи, и музыку, приводящую в движение колокола и гудящую в органных трубах.
Трудно не согласиться с В. Гюго, который видит в средневековых храмах воплощение философии искусства той эпохи. Готическая устремленность в небеса, к божественной благодати в полной мере символизирует духовную доминанту жизни человека, его стремление оторваться от грешной земли, полной чувственных соблазнов и прегрешений.