Реферат Курсовая Конспект
Искусство XX века: какофония или новая гармония - раздел Искусство, ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА А) Эпоха Модернизма. Наиболее Адекватным Средством Постижения И Выражения Жи...
|
а) Эпоха модернизма. Наиболее адекватным средством постижения и выражения жизни в рамках модернизма объявляется произведение искусства, поэзия, музыка и пр. Рациональные методы познания сменяет эстетическая интуиция, чувствование, вживание и прочие чувственные формы восприятия окружающей действительности и самовыражения человека.
Таким образом, в философии искусства XX века все более и более проявляется тенденция на разделение искусства на массовую индустрию развлечений, где отсутствует высокое художественное начало, ненужное и непонятное "человеку-массе", и "высокое искусство", доступное избранным, чья эстетическая интуиция является главным критерием прекрасного.
Подобный подход к искусству, можно рассматривать как проявление духовного кризиса западной культуры, о чем и писал с большой долей пессимизма О. Шпенглер в работе "Закат Европы", ставшей программой для культур-философов XX века, поскольку здесь дается развернутая концепция непримиримой антиномичности культуры и цивилизации. Шпенглер выделяет следующие фазы культурно-исторического развития: мифологическая, ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура и поздняя, окостеневшая культура, переходящая в цивилизацию. Весь цикл, по Шпенглеру, длится в среднем около тысячи лет. Цивилизация есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в "небытие" культуры, этнический хаос.
Действительно, эстетика модернизма, который стал символом искусства первой половины XX века, состояла именно в противопоставлении себя искусству прошлого. Это идейно-художественное направление было очень пестрым: экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Но их объединяло главное — стремление отойти от традиций прошлого, что в первую очередь проявилось в отрицании "внешнего подобия". Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства: поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др. В рамках модернизма развился авангардизм, как наиболее радикальное художественное направление, для которого характерны поиски внеэстетических способов воздействия на зрителя, стремление не созерцать эстетические объекты, а их "переживать".
б) Становление постмодернизма. Проблема поиска новых художественных принципов и форм протекала в XX веке под бесконечный аккомпанемент споров о кризисе искусства, культуры, цивилизации. В этом ключе и нужно воспринимать развитие постмодернизма — как последнего слова в философии и искусстве XX века.
Философское оформление этого направления в искусстве создано такими мыслителями как Ж. Деррида, Ж. Лиотар и др., которые скептически оценивают результаты прогрессистской "мании величия" человека. По их мнению, предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием (экологическая катастрофа, например), естественный порядок вещей мстит нам, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательные проекты. Мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие схемы или системы. А поэтому и в искусстве невозможно говорить о каких-либо канонах, правилах, системах. Постмодернизм полностью стирает грань между высоким искусством и "китчем". Постмодернизм окончательно закрепляет переход от "произведения" к "конструкции", где эстетическое понятие "творчества" заполняется новым смыслом: компиляция, цитирование, коллаж и пр.
Для постмодернизма характерно стирание граней между "массой" и элитой (принцип "Двойного кодирования"), обращение к забытым художественным традициям, стилевой плюрализм. Художники постмодернизма обращаются к гротескным формам художественной образности, иронии, аллюзии. В постмодернизме практически отсутствует понятие "зритель", ибо публика сама включается в процесс создания произведения искусства (хеппенинг). Главенствует лозунг: "Искусство есть жизнь, жизнь есть искусство". Например, создаются гротескные инсталляции, т. е. в замкнутых или открытых пространствах размещаются самые неожиданные скульптурные композиции, состоящие из кипы газет, овощей, какого-нибудь технического устройства и пр.
Завершая ретроспективный обзор философии искусства последних двух с лишним тысяч лет, необходимо отметить следующее:
во-первых, наблюдался постоянный поиск новых форм и методов определения и отражения красоты человеческого бытия и духа в произведениях искусства; во-вторых, любое художественное произведение так или иначе претендует на то, чтобы стать частицей мозаичного портрета той или иной' эпохи человеческой истории и культуры. А поэтому каждое произведение искусства имеет определенную ценность и смысл;
в-третьих, именно философия склеивает, собирает и выстраивает из хаотического нагромождения художественных произведений, стилей и направлений художественного поиска ту единственно точную и объективную картину-мозаику, отражающую истинное лицо человеческой духовности.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство XX века: какофония или новая гармония
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов