Искусство XX века: какофония или новая гармония

а) Эпоха модернизма. Наиболее адекватным средством пости­жения и выражения жизни в рамках модернизма объявляется про­изведение искусства, поэзия, музыка и пр. Рациональные методы познания сменяет эстетическая интуиция, чувствование, вживание и прочие чувственные формы восприятия окружающей действитель­ности и самовыражения человека.

Таким образом, в философии искусства XX века все более и более проявляется тенденция на разделение искусства на массовую индустрию развлечений, где отсутствует высокое художественное начало, ненужное и непонятное "человеку-массе", и "высокое ис­кусство", доступное избранным, чья эстетическая интуиция являет­ся главным критерием прекрасного.

Подобный подход к искусству, можно рассматривать как про­явление духовного кризиса западной культуры, о чем и писал с большой долей пессимизма О. Шпенглер в работе "Закат Европы", ставшей программой для культур-философов XX века, поскольку здесь дается развернутая концепция непримиримой антиномичности культуры и цивилизации. Шпенглер выделяет следующие фазы культурно-исторического развития: мифологическая, ранняя куль­тура, метафизико-религиозная высокая культура и поздняя, око­стеневшая культура, переходящая в цивилизацию. Весь цикл, по Шпенглеру, длится в среднем около тысячи лет. Цивилизация есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как орга­низма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в "небытие" культуры, этнический хаос.

Действительно, эстетика модернизма, который стал символом ис­кусства первой половины XX века, состояла именно в противопос­тавлении себя искусству прошлого. Это идейно-художественное на­правление было очень пестрым: экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Но их объеди­няло главное — стремление отойти от традиций прошлого, что в первую очередь проявилось в отрицании "внешнего подобия". Модер­низм открыл и освоил многие новые художественные средства: поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др. В рамках модернизма развился авангардизм, как наибо­лее радикальное художественное направление, для которого характер­ны поиски внеэстетических способов воздействия на зрителя, стремле­ние не созерцать эстетические объекты, а их "переживать".

б) Становление постмодернизма. Проблема поиска новых ху­дожественных принципов и форм протекала в XX веке под бесконечный аккомпанемент споров о кризисе искусства, культуры, цивилизации. В этом ключе и нужно воспринимать развитие по­стмодернизма — как последнего слова в философии и искусстве XX века.

Философское оформление этого направления в искусстве соз­дано такими мыслителями как Ж. Деррида, Ж. Лиотар и др., ко­торые скептически оценивают результаты прогрессистской "мании величия" человека. По их мнению, предмет противится человече­скому воздействию, отвечая на него противодействием (экологиче­ская катастрофа, например), естественный порядок вещей мстит нам, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательные про­екты. Мир не только не поддается человеческим усилиям его пере­делать, но и не умещается ни в какие схемы или системы. А поэто­му и в искусстве невозможно говорить о каких-либо канонах, пра­вилах, системах. Постмодернизм полностью стирает грань между высоким искусством и "китчем". Постмодернизм окончательно за­крепляет переход от "произведения" к "конструкции", где эстети­ческое понятие "творчества" заполняется новым смыслом: компи­ляция, цитирование, коллаж и пр.

Для постмодернизма характерно стирание граней между "массой" и элитой (принцип "Двойного кодирования"), обраще­ние к забытым художественным традициям, стилевой плюрализм. Художники постмодер­низма обращаются к гротескным формам художественной образ­ности, иронии, аллюзии. В постмодернизме практически отсутст­вует понятие "зритель", ибо публика сама включается в процесс создания произведения искусства (хеппенинг). Главенствует ло­зунг: "Искусство есть жизнь, жизнь есть искусство". Например, создаются гротескные инсталляции, т. е. в замкнутых или откры­тых пространствах размещаются самые неожиданные скульптурные композиции, состоящие из кипы газет, овощей, какого-нибудь тех­нического устройства и пр.

Завершая ретроспективный обзор философии искусства послед­них двух с лишним тысяч лет, необходимо отметить следующее:

во-первых, наблюдался постоянный поиск новых форм и мето­дов определения и отражения красоты человеческого бытия и духа в произведениях искусства; во-вторых, любое художественное произведение так или иначе претендует на то, чтобы стать частицей мозаичного портрета той или иной' эпохи человеческой истории и культуры. А поэтому ка­ждое произведение искусства имеет определенную ценность и смысл;

в-третьих, именно философия склеивает, собирает и выстраивает из хаотического нагромождения художественных произведений, стилей и направлений художественного поиска ту единственно точную и объективную картину-мозаику, отражающую истинное лицо человеческой духовности.