рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции - раздел Искусство, Художественная культура начала IX века   Художественная Культура - Совокупность Процессов И Явл...

 

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

Художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием , дифференциацией

знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы художественно-культурной деятельности . Появляются новые виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества , меняются методы и стили, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны художественно- культурных процессов.

Под формами художественной культуры понимают: виды разнообразной деятельности по созданию, распространению, изучению и пропаганде произведений искусства, материальных предметов, обладающих художественной ценностью, а также сами художественные ценности , созданные в прошлом или создаваемые в настоящем времени.

Критериями, на основе которых судят о характере развития художественной культуры, являются: степень участия широких масс в создании новых и освоении ранее созданных художественных ценностей, а также уровень создаваемых художественных ценностей и их содержание. При оценке художественной культуры того или иного общества важно иметь в виду, не только какое количество людей вовлечено в художественное производство и художественное общение, но и каком уровне осуществляется это производство и общение.

Задача общества всемерно повышать уровень художественной культуры масс за счет расширения круга лиц, участвующих в процессе художественного творчества, и за счет постоянного повышения профессионального мастерства.

Развитие художественной культуры в обществе подчиняется ряду закономерностей, среди которых необходимо отметить зависимость характера художественной культуры от особенностей данной общественно- экономической формации; классовый, национальный характер; относительную самостоятельность; полифункциональность; возрастание ее роли в условиях развития личности; преимущественное обращение к эмоционально- чувственной сфере духовного мира личности.

На разных этапах истории общественно- экономические отношения по-разному влияют на художественные процессы.

Переход от одной формации к другой преобразует социальную сущность художественной культуры. Изменяется ее место и назначение в жизни общества; изменяется ее содержание и нравственная ценность. Художественная культура обладает относительной самостоятельностью. Она не только отражает в художественно переработанной форме духовные и социально - экономические преобразования в обществе, но и активно влияет на них. Художественная культура есть один из способов преобразования и освоения мира, в основе которого лежат законы как материального, так и духовного производства.

Художественная культура выполняет в обществе ряд функций, благодаря которым и реализуются ее действительный характер и относительная самостоятельность. К числу таких функций относят: эстетическую функцию, которая связана с эмоционально-чувственным характером искусства, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние очищения; Процесс эстетического переживания основывается на

неповторимо индивидуальной оценке того или иного художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления, и много другого.

 

Познавательная функция. Художественная культура помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития; она помогает прошлое приблизить, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны. Ни один вид познаний не может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации. Признание познавательной функции в искусстве и в художественной культуре в целом, всегда служило критерием при оценке художественного направления, позиции художника.

Идеологическая функция (некоторые ставят под сомнение эту функцию). Художественная культура, в какой бы форме она не проявилась - будь то создание произведений искусства или сфера изучения художественных ценностей - всегда самым непосредственным образом связана с идеологией. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности, художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым включается в процесс идейной жизни общества. В тоже время художник (хотел бы того или нет) всегда отражает интересы, настроения, чаяния того или иного класса. В художественной культуре все элементы в той или иной степени служат выражением господствующей идеологии. Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления, которое можно было бы назвать « без идейным « то есть не отвечающим каким-либо идеям.

Воспитательная функция основана на способности художественной культуры формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. Гражданственность, нравственное начало в различных произведениях искусства служили основой успешного формирования передовых идеалов, распространения их в разных общественных слоях. Для В. Белинского поэзия например "в истинном, высшем значении своем не может быть безнравственной".

С помощью передового искусства в сознании широких народных масс всегда привносились нравственные убеждения и настроения.

В настоящее время воспитание с помощью художественной культуры позволяет более эффективно развивать не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности, приобщать человека к красоте труда. Заметим, что искусство как и вся художественная культура может формировать не только высокую духовность, но и низменное качество. Пропаганда на телевизионных экранах в настоящее время жестокости, насилия, наркомании и других аморальных качеств, способствует формированию нравственно-опустошенной личности.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Каждая из перечисленных функций свойственна всем сферам художественной культуры. Однако не все функции имеют равное значение в разных сферах.

Многообразие социальных функций художественной культуре позволяет ей откликаться на самые незначительные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывать влияние на те или иные стороны социальной жизни. При этом изменения в общественной жизни неизбежно сказываются на соотношении функций, их месте и значении в духовной жизни общества. В разные периоды истории на первое место могут выдвигаться те или иные функции. Благодаря такой полифункциональности художественная культура способна активно влиять на социальные процессы происходящие в обществе. Это выражается в том, что она направляет, воспитывает вкусы, идеалы, духовные потребности в соответствии с идеалами общества; пропагандирует в художественной форме общественно- практический и социально исторический опыт народных масс; служит способом передачи знаний, традиций,

нравственных требований общества. Итоги развития, в том числе и перечисленных тенденций, является реальный факт - формирование новой личности.

Характерной чертой художественной культуры является ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувство и волю. В тоже время она обращена преимущественно к эмоциональной сфере личности. С помощью художественно-культурной деятельности и ценности формируются и воспитываются социальные чувства человека.

Глубина воздействия художественной культуры на личность зависит от уровня подготовки читателя, зрителя, слушателя и от самого произведения искусства. Как оценить художественное произведение? Каковы критерии его оценки?

Исходной категорией, с которой начинается анализ произведения, является категория художественной правды. Художественная правда, как известно, не является буквальным повторение действительности, она допускает использования условности, символов. Главное, однако, в том, что категории художественной правды подразумевают умение художника производить отбор материала, обобщать и сгущать его, а, следовательно, типизировать.

Категория «Типичности», таким образом, является критерием, дополняющим художественную правду и вытекающим из нее. Но типизировать - это, значит, уметь видеть не поверхность, а самую глубину истины, ее суть, тенденции развития, сущность общественного движения и его представителей. Логика применения этой категории, следовательно, скоро обнаруживает, что нельзя отыскать типическое, не обладая определенным представлением о сущности исторических процессов, то есть, не имея определенного мировоззрения, позиции в общественной жизни. Очевидно так же, что чем ближе к истинному, то есть к научному мировоззрению художника, тем, как правило, точнее ему удается распознать социальные типы, разгадывать подлинное значение тех или иных событий и явлений. Только верность прогрессивным общественным идеалам, помогает правильно понять и оценить содержательную сторону искусства, его значимость, правдивость, новизну. Но, там где ведется анализ содержания, неизменно возникает проблема анализа формы. Без анализа формы невозможно определить, что хотел бы сказать художник, то есть надо знать как сказал художник, тем самым содержательные критерии приводят к анализу формальных особенностей произведения и прежде всего к анализу целостного впечатления от формы произведения, ее соответствия содержанию.

Произведение искусства оценивает: читатель, зритель, слушатель. Но и искусство в свою очередь их оценивает. Прежде чем оценивать искусство нужно быть художественно образованным человеком только в диалектическом единстве искусство – зритель, художественная культура качественно выполняет свои функции.

Структура художественной культуры.

 

Структура художественной культуры - совокупность и взаимосвязь составных элементов, обеспечивающих целостность и устойчивость художественной культуры как системы сохранения и воспроизводство ее основных свойств.

Художественную культуру как сложную и динамичную систему можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения составляющих ее элементов. Во-вторых, она может рассматриваться с точки зрения ее социального и идейно-эстетического содержания.

В этом случае в центре исследования - теории, взгляды, художественные ценности, особенности художественно- образного воплощения тех или иных произведений и т.д. которые в решающей степени зависят от характера общественного строя и мировоззренческих позиций творцов художественной культуры. В-третьих, с точки зрения ее функционирования: создания воспроизводства, освоения, распространения художественных ценностей в обществе. Все эти стороны художественной культуры представляют собой единое, неразрывное целое, которое возможно отделить друг от друга только в абстракции, в целях научного анализа. Собственно структура художественной культуры состоит из трех сфер. К первой сфере относится ядро художественной культуры - искусство, ко второй - художественные элементы материальной и социальной сферы, к третьей сфере - науки, изучающие художественную культуру.

1. Искусство, ядро художественной культуры, может быть рассмотрено как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и сточки зрения субъектов художественного творчества, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся, потому какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности.

Существуют различные взгляды на принципы деления искусства. При этом в основу деления кладутся самые разные основания.

В этом случае, когда в основу классификации искусства положены художественные средства, с помощью которых создается художественный образ, говорят об искусствах изобразительных и выразительных. Существует деление искусства на пространственные, временные и пространственно-временные ( пространственные - архитектура, живопись, скульптура и так далее; временные - музыка, литература; пространственно-временные - театр, хореография, кино и др.) связано с тем, что к произведениям искусства применяются понятия пространства и время, как к реальным предметам объективного мира. Понятие «синтетическое искусство» - театр, кинематограф, цирк, эстрада - подчеркивает наличие и других искусств, включенных в них. Существует деление искусства на "зрительные" и "слуховые", в котором определилась специфика их восприятия различными органами чувств.

Внутри каждого вида искусства выделяют жанры, отличающиеся особыми, только им свойствами, сюжетными, стилистическими признаками. Деление на жанры также может осуществляться по разным основаниям, что в значительной степени зависит от особенностей того вида искусства, в рамках которого это деление.

По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей. Народное творчество отличается своеобразием, национальным характером, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используется веками накопленные проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством в обращении к привычным изобразительно - выразительным средством, знакомым сюжетным линиям и т.п. Много вариантность, доступность, яркость и ипровизационность - неотъемлемые черты народного творчества.

Художественная самодеятельность является творчеством масс в разных областях искусства. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью. В отличие от народного художественного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии и т.п. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени творческой зрелости и мастерства. Из числа членов самодеятельных коллективов идет постоянное пополнение творческих коллективов.

Искусство как ядро художественной культуры отличает личностный по преимуществу, тип авторства; необходимость высокого мастерства, совершенного владения законами, приёмами, методами, языком того или иного вида искусства; неповторимый, оригинальный способ решения творческой задачи; преимущественно опосредованный характер художественной коммуникации (отделение произведения от автора, передача через средства массовой информации - книги, радио, телевидение и т.д.)

Основными видами искусства являются:

Изобразительное искусство - это искусство, создавшее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрителем. К изобразительному искусству относятся живопись, скульптура, монументальное и декоративно- прикладное искусство.

Живопись- вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления реальной жизни изображаются при помощи красок. Основным жанром живописи являются: пейзажи, натюрморты (передача естественных предметов: фрукты, цветы, рыба и т.д.), портрет (индивидуальный или коллективный), тематическая картина (историческая, банальная, жанрово- бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц).

Особое место в живописи занимает миниатюра- произведение искусства в малых размерах с особой тщательностью исполнения.

Скульптура - искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, жанрово- бытовой, орнаментальный, анималистический.

Графика - вид изобразительного искусства, основывающийся на искусстве рисунка. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.

К монументальному искусству относятся произведения искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающей самостоятельной художественной живописной жизнью. Для произведений монументального искусства характерно широкое обобщение, крупные формы. Монументальная культура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно- архитектурные ансамбли.

Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Художественную литературу делят на три рода: эпос, лирику и драму.

К эпической литературе относят жанры: романс, повести, рассказ, очерки и так далее.

К произведениям лирического типа относят по преимуществу поэтическое творчество (поэму, оду, элегию и т.д.). Драма является особым видом литературы предназначенным для воспроизведения ее на сцене театра. К жанрам драматическим относят: драму, комедию, трагедию, фаре, трагикомедию и др.

Главным выразительным средством литературы является слово.

Театр - вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как

на зрительное, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балеты), пантомимы, театр кукол, театр малых форм и так далее. Театр - искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Музыка - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощение идей и чувств человека в музыкальных образах. Основой музыки - музыкальный звук - плод творческой деятельности сознания, развития художественной культуры. Существует несколько основных делений музыки. По способу исполнения принято делить на: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. По способу бытования музыка подразделяется на: народную, профессиональную, самодеятельную.

Киноискусство - вид искусства, возникший на технической базе и объединивший в себе возможность других искусств. В киноискусстве исторически сложились четыре вида: художественный, документальный, научно- популярный и мультипликационный. Жанры кино родственны жанрам прозы – эпопея, роман, повесть, новела ; жанрам драматургии - трагедия, драма, мелодрама, комедия приключенческий фильм, а также смешанные жанры - боевик, научно-фантастический фильм, фильм ужасов. В настоящее время возникают новые жанровые образования - полижанр.

Цирк - вид искусства, включающий в себя различные художественные спортивные и другие номера. Характерной чертой этого вида искусства является его многожанровость: клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика и др.

 

2. Материально-художественная сфера включает в себя: декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн. Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда украшения и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметов среды окружающей человека и эстетически ее обогащают. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с архитектурой.

Архитектура (зодчество) - здания и другие сооружения создающие материально-организованную среду необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с их назначением. Архитектура составляет область материальной культуры и в тоже время - вид искусства. Архитектура удовлетворяет материальную и духовную потребность общества.

Дизайн - проектная деятельность, направленная на формирование предметного мира, наиболее полно отвечающего материальным и духовным потребностям отдельного человека с обществом в целом.

 

3.Теоретическая сфера включает в себя: эстетику, теорию культуры, археологию, искусствознание, психологию художественного творчества.

Итак:

1.Художественная культура - значительный пласт в духовной культуре общества.

2.В художественной культуре отражается все то, что есть в различных сферах общественной жизни, все то, что находит проявление в труде, быте.

3.Художественная культура имеет стройную структуру в основе, которой - искусство.

 

Вопросы для самопроверки знаний

1. Дайте определение художественной культуре.

2. Перечислите закономерности и функции культуры.

3. Назовите сферы художественной культуры.

4. Дайте классификацию изобразительного искусства.

 

Художественная культура России первой половины ХIX века

Вопросы:

  1. Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
  2. Художественная культура России первой половины 19 века

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественная культура начала IX века

На сайте allrefs.net читайте: "Художественная культура начала IX века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
  На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли

Художественная культура России первой половины 19 века
  Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществова

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Чем было вызвано умственное брожение в русском обществе в 1-й половине XIX в.? Какие основные направления общественной мысли противостояли официальной идеологии? 2. Русс

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века
  Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и ли

Художественная культура второй половины 19 века
  В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведен

Яркие личности эпохи
  Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1904 гг.) — великий русский ученый, открыл один из законов естествознания - Периодический закон химических элементов (1869г.). Главный труд

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Как вы оцениваете реформы в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом? Можно ли говорить о роли общественности в развитии системы образования и

Общественно – культурная жизнь России на рубеже столетий
  Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые

Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.
  Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общест

Яркие личности
  НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948) - философ, перешедший от марксизма к богоискательству. Работы по философии истории и философии творчества.  

Памятники культуры эпохи
  Бывший особняк Рябушинского в Москве (1900г) - построен в стиле модерн выдающимся архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем (1859-1926гг).   Здание Казанского

ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов
Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти

Некоторые яркие личности
  АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). - Советский государственный, партийный деятель, писатель, критик, академик АНСССР. Один из организаторов советской системы об

Перестройка культуры в период военного времени
  Великая Отечественная Война 1941-1945г - одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство ее потенциальных возможностей. Начало войны резко изменило культурную

Искусство периода Великой Отечественной войны
  Литература. Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агита

Вопросы для самопроверки
  1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны. 2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны. 3. Пер

Некоторые яркие личности
  КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1974) русский Советский писатель. Герой Социалистического Труда. Его произведения "Живые и мертвые","Парень из нашего гор

Административно- командные методы руководства культурой
  Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенн

Искусство первого послевоенного десятилетия
  Литература. В соответствии с общим настроением в стране литература первого послевоенного десятилетия в целом характеризовалась высоким патриотическим пафосом. Многим произвед

Вопросы для самопроверки
  1. В чем состояло негативное влияние административно командного метода руководства художественной культурой   2.Назовите литературные произведения, посвященны

Некоторые яркие личности
  БОРИС НИКОЛАЕВИАЧ ПОЛЕВОЙ (1908-1981). настоящая фамилия Капнов. Русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР. Произведени

Культурная политика в период оттепели
  Крупная реформа системы руководства культурой "была проведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создавалось союзно-республиканское Министерство культуры, объединяв

Искусство оттепели
  Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в дек

Некоторые яркие личности
Андрей Андреевич Вознесенский (год рождения 1933) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР, автор сборников: «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Ода» и др. &

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги