рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.

Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. - раздел Искусство, Художественная культура начала IX века   Художественная Культура Рубежа Веков - Одна Из Интереснейших ...

 

Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания, свойственные как отдельным деятелям культуры, так и целым художественным направлениям. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей" (М.В.Нестеров).

Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX в. Среди таких явлений было декадентство (от фр. - упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков символизма А.Л.Волынского, "явилось реакцией

искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные в начале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н.Толстой. В 1899г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П.Чехов: повести и

рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста" и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественною театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. "Теперешняя культура, - писал он в 1902г., - это начало работы во имя великого будущего".

В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892г. в газете "Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы" принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном "безумству храбрых", отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу.

В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. в журнале "Русское богатство" появился пер­вый рассказ И.А.Бунина "Танька". В 1897 г. вышел сборник его рассказов "На край земли", посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются первые значительные произведения А.И.Куприна ("Олеся", "Молох").

И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) - крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Бунин в доэмигрантский период написал такие значительные произведения как "Деревня" (1910), "Суходол" (1911), в которых говорила страдающая и думающая деревенская Россия. Писатель не скрывал своей "великой грусти" по поводу исчезновения старого уклада жизни. Большой общественный резонанс имела повесть Куприна "Поединок" (1905), которая воспринималась как картина разложения не только в армии, но и разлада во всей общественной жизни.

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве начал сотрудничать Горький, став одним из его руководителей (с 1902 г.). К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей. Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали спою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького. Тема пролетария входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А.П.Чехову он писал о необходимости утверждения "героического реализма", который не только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" «впервые жизнь работах изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна Кирилловна). Полностью на русском языке роман "Мать" вышел в свет в 1907 г. за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков. В условиях "наэлектризованности" (П.Д.Боборыкин) общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902г. на средства крупнейшего российскою мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель). У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь".

Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени. Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом. Смелая, революционная программа театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. К рождению нового театра критически отнеслись консервативные круги, выразителем которых была газета "Новое время". Но театральных новаций не приняли и представители символизма. В.Я.Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902 г., журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность и бесплодность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В.Э.Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр В.Ф.Комиссаржевской. Огромный успех на его сцепе имели пьесы Горького "Дачники" и "Дети Солнца". Горький вновь ставил перед русской интеллигенцией вопрос о ее судьбах, о связи с народом, показал то идейное размежевание, которое происходило в ней под влиянием накаленной атмосферы предреволюционных лет. Власти запретили постановку "Дачников" после событий 9 января 1905г. В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж" в Москве.

Первый русский кинопредприниматель А.А.Ханжонков (1877-1945) в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне - дом Ханжонкова). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А. Протазанов, 1881-1945). Существенные изменения произошли в музыке. Открытие новых консерватории в

Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране, повышении уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов. Появились формы "внешкольного образования": в 1906г. в Москве при содействии С.И.Танеева была открыта народная консерватория, в следующем году организован Дом песни, ставивший целью пропаганду новых идей в музыке. В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, все более повышался интерес к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением времени" стало усиление лирического начала в музыкальных произведениях. Н.А.Римский-Корсаков - в это время основной хранитель творческих принципов "могучей кучки" - написал полную лиризма оперу "Царская невеста" (1898).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и Л.Н.Скрябина (1871/72-1915). Оба они были выпускниками Московской консерватории и с первых шагов в искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П.И.Чайковского. Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием. Лучшие симфонические произведения Скрябина созданы под впечатлением революционных событий начала XX в. Гимном революции стала его Третья симфония ("Божественная поэма"), первое исполнение которой состоялось в январе 1905г. под управлением венгерского дирижера Артура Никиша В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И.Мамонтова, а затем - С.И.Зимина). На сцене Московской частной русской оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И.Шаляпина (1873-1938). "В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал Горький.

Русская вокальная школа дала немало замечательных певцов, среди которых звездами первой величины были Ф. И, Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Товарищество передвижников оставалось одной из основных творческих организаций художников России. Многие из передвижников испытали воздействие революционного движения (Н.А.Касаткин, С.В.Иванов, И.И.Бродский и др.). Н.А.Касаткин (1859-1930) обращался к изображению жизни и труда рабочих ("Углекопы. Смена", "Сбор угля на шахте", "Рабочий-боевик"). В его картинах присутствует новый взгляд на рабочего, свободный от народнического "чувства долга". Пролетариат воспринимается как деятельная и активная, самостоятельная сила в общественно-политической жизни. Продолжали устраиваться выставки передвижников, последняя из которых (48-я) состоялась в 1923 г. Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом. Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М.А.Врубель, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, В.А.Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель (1856-1910). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861-1939; "Зимой", "У балкона"). Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего Нестерова (1862-1942; "Видение отроку Варфоломею"). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах раннего Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому".

В.А.Серов (1865-1911) - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова - важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К.Орловой, Николая II). Для творчества художников, композиторов этого времени характерен повышенный интерес к народной культуре Древней Руси (В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, И.Ф.Стравинский). Широко были известны такие художественные центры как Абрамцево под Москвой С.И.Мамонтова; Талашкино в Смоленской губернии, принадлежавшее М.К.Тенишевой. Здесь были возрождены и развивались многие народные промыслы, работали художники, скульпторы, музыканты. Появление "Мира искусств" также было связано с идейно-художественными исканиями в русской живописи. Возникло это художественное объединение в коше 90-х годов в Петербурге. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир искусства" вырастает в крупное явление художественной культуры. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М.К.Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В. А. Серов.

К мирискусникам принадлежали художники А.Н.Бенуа (1870-1960), К.А.Сомов (1869-1939), М.В.Добужинский (1875-1957), Л.С.Бакст (1866-1924), Е.Е.Лансере (1875-1946), музыкальный критик В.Ф.Нувель, публицист, близкий символистам С.П.Дягилев (1872-1929) - театральный и художественный деятель с блестящими организаторскими способностями. Он активно содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках широко экспонировались произведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров. Огромный интерес вызывало искусство

художников Финляндии, скандинавских стран. Выставка русских и финляндских художников, организованная С.П.Дягилевым в 1898 г., определила в основном художественную платформу будущих "мирискусников". Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех художников, которые непосредственно к этому объединению не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). "Мир искусства" - широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание.

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В.Стасова. Мирискусники "открыли" для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Большое культурное значение имела выставка портрета, организованная А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым в 1905г. в Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства. Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспективности ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода" русской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А.Н.Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина, Е.Е.Лансере - к повести "Хаджи Мурат" Л.Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское время. Значительный подъем в этот период переживала скульптура, развитие которой было связано с именами П.П.Трубецкого (1866-1938), А.С.Голубкиной (1864-1927). Голубкина - автор первого в русском искусстве скульптурного портрета К.Маркса (1905). Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л.Толстого. Он - автор памятника Александру III в Петербурге (1909). На смену гармонии классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения, характерная для импрессионизма.

Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т.Коненкова (1874-1971). По сравнению с мастерами второй половины XIX в. он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его раннему творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике"). В искусстве, последовавшего за революцией 1905-1907 гг., творческие поиски находились в основном в русле различных модернистских течений. Художники новых объединений, таких как "Голубая роза" (1907). "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912) были очень разными по своей художественной манере (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П.Кончаловский, И.И.Машков и др.). Но их творчество несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы. К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К.С.Малевич (1878-1935), создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров,

талантливых художников (К.Малевич, В.Кандинский, К.Петров-Водкин, Р.Фальк, М.Шагал, П.Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи. Однако особенностью русского авангарда, несмотря на декларируемый отказ, было сохранение связи с традициями русской живописи (например, творчество К.С.Петрова-Водкина).

Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Соллогуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, А.Белый. В кругу символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В 1898-1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его первую книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспевали индивидуализм доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку": "И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них" (Д.Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гиппиус); "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты" (В.Брюсов).

В стихотворении "Юному поэту" (1896) Брюсов давал юноше "три совета":

"Не жили настоящим",

"Никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно" и

"Поклоняйся искусству!

Только ему безраэумно, бесцельно".

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность. К.Бальмонт, со свойственной ему манерой "удивить" читателя, все же имел основание написать:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклон,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (воспевание мира грез, мечты, таинственности и т.д.) часто отождествлялись с уходом самих поэтов от реалий общественной жизни. Однако революционные события 1905г. с очевидностью показали, что это не совеем так. "Мы [т.е. символисты.] – Л.К. тогда все приняли революцию", - писал Г.И.Чулков, принадлежавший к символистам. "О как полюбил я красные тяги революции..." (из письма А.Белого к А.М. Ремизову). А в воспоминаниях о Блоке А.Белый отмечал: "распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас путем расхождения и готовило нас к новой встрече в теме Россия".

Таким образом, реальные события символисты воспринимали через образы, цвет, музыку. Это тоже было своеобразие их мироощущения. "Революционность" символистов была "эстетизированным бунтарством". По 1905 год знаменовал для А.Блока, А.Белого, других поэтов-символистов открытие реальной России. Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становятся ведущими в творчестве А.Блока. В это время им были написаны циклы стихотворений "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэма "Соловьиный сад" (1915). Общественные настроения революционных лет отразились у А.Белого в сборнике

стихотворений "Пепел", который он посвятил Н.А.Некрасову. Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брюсова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которые эти силы несли: Я вижу новый бой во имя новой волн! Ломать я буду с вами! строить - нет! (1905).

В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. Как выразился в одной из своих статей Н.С.Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь падает". На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме" - цветущая пора). Основоположниками акмеизма считают Н.С.Гумилева (1886-1921) и С.М.Городецкого (1884-1967). Поэтами-акмеистами были А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич, М.А.Кузмин, Г.В.Иванов и др.

В отличие от символистской туманности акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они писались утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем. Творчество А.А.Ахматовой (А.А.Горенко, 1889-1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Не первый поэтический сборник "Вечер" вышел и 1912 г. Критика отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Основная часть творчества А.А.Ахматовой приходится на советский период. Значительно по своей художественной ценное и литературное наследие Н.С.Гумилева. В его творчестве преобладали экзотическая и историческая тематика, он был певцом "сильной личности". Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью. – Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Крученых, В.В.Каменский, В.В.Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И.Северянина (И.В.Лотарев, 1887-1941). В группе футуристов под названием "Центрифуга" начинали свой творческий путь поэты Н.Н.Асеев и Б.Л.Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности". А.Крученых отстаивал право поэта на создание "заумного", не имеющего определенного значении языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В.Хлебников (1885-1922), В.В.Каменский (1884-1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В.Маяковского (1893-1930). В печати его первые стихи появились в 1912г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового в общественной жизни.

Пафос отрицания "царства жирных", гуманистическая вера в человека, звучали в его поэмах "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", 'Бонна и мир", 'Человек". Тему поэмы "Облако в штанах", опубликованной в 1915г., Маяковский впоследствии определил как четыре крика "долой": "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плеяда новокрестъянских поэтов (С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков и др.). Первый сборник стихотворений С.А.Есенина (1895 - 1925) был опубликован в 1916г. С начала 90-х годов

появляются в печати стихи Н.А.Клюева (1884-1937). В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению. Таковы М.А.Волошин (1877-1932) и М.И.Цветаева (1892-1941).

В первые десятилетия XX в. активно развивалась такая область литературы как переводы, в которой участвовали как русские, гак и другие национальные поэты и писатели. Русскую классику переводил на латышский язык поэт и общественный деятель Янис Райнис (1865-1929). Произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова стали доступны армянскому, грузинскому, казахскому читателю благодаря переводам армянского поэта Иоаннеса Иоаннисяна (1864-1929), крупнейшего деятеля грузинской культуры Ильи Чавчавадзе (1837-1907), основоположника современной казахской письменной литературы и литературного языка Абая Кунанбаева (1845-1904). Русским читателям становились знакомы произведения латышской, армянской, грузинской, еврейской, украинской литературы, переведенные на русский язык. Были изданы "Сборник армянской литературы" (1917), "Сборник латышской литературы" (1917). Инициатором этих публикаций являлся А.М.Горький. Антологию "Поэзия

Армении с древнейших времен до наших дней" (1916) подготовил и издал В.Я.Брюсов. Над переводами произведений латышских, армянских поэтов работал А.А.Блок. Первый перевод на русский язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" сделал К.Д.Бальмонт (1914). В переводе И.А.Бунина в 1896 г. была издана "Песнь о Гайавате" американского поэта Г.Лонгфелло.

Русское искусство получает широкое международное признание. Организованные С.П.Дягилевым Русские сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906г. парижанам была представлена выставка "Два века русской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908г. с исключительным успехом в Париже выступал Ф.И.Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". Наконец с 1909г. в Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912г.)2. С Русскими сезонами связано творчество композиторов, художников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из новаторов русского балета начала XX в. был М.М.Фокин (1880-1942), который утверждал драматургию как идейно-художественную основу балетного спектакля; путем "содружества танца, музыки и живописи" он стремился к созданию психологически полного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой советского балета. Хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В.А.Серова, стал символом русского классического балета. Большой успех имели балеты И.Ф.Стравинского (1882-1971) "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", в которых чувствовался интерес к далеким историческим эпохам, к народной обрядности, фольклору.

Выводы:

 

1. Художественная культура рубежа столетий и первых десятилетий 20 века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности.

2. В художественной культуре было обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества.

3. В России появился новый вид искусства - кинематограф

4. Русское искусство получило широкое международное призвание

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественная культура начала IX века

На сайте allrefs.net читайте: "Художественная культура начала IX века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции
  Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных пр

Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
  На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли

Художественная культура России первой половины 19 века
  Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществова

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Чем было вызвано умственное брожение в русском обществе в 1-й половине XIX в.? Какие основные направления общественной мысли противостояли официальной идеологии? 2. Русс

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века
  Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и ли

Художественная культура второй половины 19 века
  В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведен

Яркие личности эпохи
  Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1904 гг.) — великий русский ученый, открыл один из законов естествознания - Периодический закон химических элементов (1869г.). Главный труд

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Как вы оцениваете реформы в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом? Можно ли говорить о роли общественности в развитии системы образования и

Общественно – культурная жизнь России на рубеже столетий
  Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые

Яркие личности
  НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948) - философ, перешедший от марксизма к богоискательству. Работы по философии истории и философии творчества.  

Памятники культуры эпохи
  Бывший особняк Рябушинского в Москве (1900г) - построен в стиле модерн выдающимся архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем (1859-1926гг).   Здание Казанского

ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов
Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти

Некоторые яркие личности
  АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). - Советский государственный, партийный деятель, писатель, критик, академик АНСССР. Один из организаторов советской системы об

Перестройка культуры в период военного времени
  Великая Отечественная Война 1941-1945г - одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство ее потенциальных возможностей. Начало войны резко изменило культурную

Искусство периода Великой Отечественной войны
  Литература. Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агита

Вопросы для самопроверки
  1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны. 2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны. 3. Пер

Некоторые яркие личности
  КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1974) русский Советский писатель. Герой Социалистического Труда. Его произведения "Живые и мертвые","Парень из нашего гор

Административно- командные методы руководства культурой
  Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенн

Искусство первого послевоенного десятилетия
  Литература. В соответствии с общим настроением в стране литература первого послевоенного десятилетия в целом характеризовалась высоким патриотическим пафосом. Многим произвед

Вопросы для самопроверки
  1. В чем состояло негативное влияние административно командного метода руководства художественной культурой   2.Назовите литературные произведения, посвященны

Некоторые яркие личности
  БОРИС НИКОЛАЕВИАЧ ПОЛЕВОЙ (1908-1981). настоящая фамилия Капнов. Русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР. Произведени

Культурная политика в период оттепели
  Крупная реформа системы руководства культурой "была проведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создавалось союзно-республиканское Министерство культуры, объединяв

Искусство оттепели
  Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в дек

Некоторые яркие личности
Андрей Андреевич Вознесенский (год рождения 1933) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР, автор сборников: «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Ода» и др. &

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги