Реферат Курсовая Конспект
Памятники культуры эпохи - раздел Искусство, Художественная культура начала IX века Бывший Особняк Рябушинского В Москве (1900Г) - Построен В Сти...
|
Бывший особняк Рябушинского в Москве (1900г) - построен в стиле модерн выдающимся архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем (1859-1926гг).
Здание Казанского вокзала в Москве (1914-1924гг) - характерная постройка эпохи в внеорусском стиле архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949гг). Его же - Ярославский вокзал в Москве (1903г).
Памятник Н. В. Гоголю в Москве (1909г) - работа скульптора Н. А. Андреева(1873-1932гг).
Бюст Л. Н. Толстого (1899г) - работа первого представителя импрессионизма в русской скульптуреПаоло Трубицкого (1866-1938гг).
Художественная культура России 20-30 годов
Вопросы:
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
2. ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов
ПОЛИТИЧЕСКИЕ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Во второй половине 20-х годов руководство СССР выдвинуло задачу социалистической реконструкции народного хозяйства. Острые внутрипартийные дискуссии о путях строительства социализма в стране осложнялись борьбой за власть. К концу 20-х годов у власти укрепилась группа Сталина и его ближайших сподвижников. Была сделана ставка на форсированную индустриализацию хозяйства и насильственную коллективизацию деревни. Для оправдания чрезвычайных мер раздувалась военная опасность. Официальная пропаганда сравнивала международное положение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враждебном капиталистическом окружении. Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, послуживший обоснованием массовых репрессий. Поворот конца 20-х годов ознаменовал складывание репрессивного политического режима с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничением доступа к информации, наличием единой обязательной для всех идеологии.
Общая направленность культурной политики осталась неизменной. По-прежнему все сферы культуры рассматривались с точки зрения задач "классовой борьбы пролетариата за социализм". Но эти задачи стали пониматься более упрощенно. В 20-е годы преобладало представление о культурной революции как о многогранном процессе преодоления культурной отсталости страны. Ленин, который впервые ввел этот термин в 1923 г. в статье "О кооперации", употребил его именно в этом смысле. В выступлении Сталина в марте 1929 г. культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования.
Укрепление власти Сталина повлекло за собой кадровые перестановки во всех звеньях партийно-государственного руководства: ленинская гвардия вытеснялась более молодым поколением деятелей партии. Не стал исключением и Наркомат просвещения. Вместо ушедшего в 1929 г. в отставку А.В. Луначарского был назначен А.С. Бубнов. Первый и второй наркомы просвещения олицетворяли собой разные типы руководителей и разные этапы культурной политики. Луначарский, по отзывам многих современников, был широко образованным человеком. Он говорил на нескольких иностранных языках, писал литературно-критические статьи, драмы, был прекрасным оратором. Он выступал на публичных диспутах, общался с литературно-художественной интеллигенцией, благодаря жене-актрисе был близок к артистической среде. Луначарский не участвовал во внутрипартийной борьбе 20-х годов, но с уходом с политической арены старой большевистской гвардии он оказался последним из могикан. Блестящий разносторонний человек не вписывался в сталинское окружение.
Нужны были такие люди, как Бубнов, верные солдаты партии, способные стать хорошими исполнителями вышестоящих решений. На посту наркома Бубнов много сделал для введения всеобуча, но честная и верная служба не спасла его от опалы. В 1937 г. он был смещен с поста наркома и вскоре репрессирован.
С начала 30-х годов проводилась реорганизация органов управления культурой. Основное направление перестройки - усиление специализации. Создавались новые органы отраслевого управления – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, (1933), Комитет по высшей технической школе (1932 г., с 1936 г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936). Соответственно сужалась компетенция Наркомпроса.
Введение общегосударственного пятилетнего планирования с 1928 г. распространялось также и на культурное строительство. Приоритетным финансированием пользовались отрасли, имевшие оборонное значение, бюджетные ассигнования на культуру выделялись по остаточному принципу. Уровень материальной обеспеченности отраслей культуры всегда отставал от потребностей.
В 30-е годы произошел скачок в развитии средств распространения культуры. Росли тиражи книг, газет и журналов. Благодаря росту грамотности все больше людей приобщались к чтению. Постепенно в быт входили радиоприемники и патефоны, становилось доступным кино. Однако материальные и технические возможности для развития средств массовой информации были очень ограничены. Лишь около 30 млн. человек могли слушать радио накануне войны. По производству бумаги СССР находился на последнем месте к мире.
Изменились методы руководства культурой. Если в 20-е годы многие вопросы обсуждались на профессиональных съездах и конференциях, на специальных совещаниях в ЦК партии, то в последующие десятилетия совещания и съезды работников культуры собирались все реже. Перестали существовать многие общественные организации. Получил распространение авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой и искусством.
С начала 30-х годов началось утверждение культа личности Сталина. Первой "ласточкой" стала статья К.Е. Ворошилова "Сталин и Красная Армия", опубликованная в 1929г. к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов".
Официальные оценки состояния дел в стране не соответствовали истинному положению дел. Так и 1934 г. на ХVII съезде партии было заявлено, что за годы первой пятилетки СССР превратился в страну передовой культуры. На следующем съезде в 1939г. уже говорилось о завершенности культурной революции, что подразумевало ликвидацию неграмотности, введение начального образования и создание кадров новой интеллигенции. Средства массовой информации, полностью подчиненные задачам пропаганды, создавали далекую от реальности картину жизни страны и мира. Сократились международные культурные контакты.
Большинство людей того времени верили всему, что читали в газетах и слышали но радио. Страна менялась на глазах, и это прибавляло уверенности в завтрашнем дне и увеличивало доверие партийному руководству. Высокие цели, ощущение слияния с эпохой, вера в светлые идеалы, устремленность » будущее, которое казалось близким, - в этом были источники оптимизма, энтузиазма и счастья людей того времени. Бедность, бытовые неудобства, теснота жилищ - т.е. материальные стороны жизни – отступали на задний план перед величием задач, в осуществлении; которых выпало счастье участвовать. Реальное положение дел в стране заменялось красивой пропагандистской картиной. На фоне грандиозных задач и великих свершений факты, которые не вписывались в общую картину, казались случайными, не типичными. Сомнения представлялись идейной неустойчивостью. Нагнетаемая в обществе атмосфера подозрительности, взаимной слежки, доносительства делала любые сомнения опасными.
1929 год стал переломным в отношениях советской власти и церкви. Церковь была обвинена в поддержке кулачества, в организации саботажа хлебозаготовок. В ряде сталинских выступлений звучали призывы подавить реакционное духовенство, развернуть антирелигиозную работу. Государственные органы получили широкие права контроля за деятельностью религиозных организаций. Началось массовое закрытие монастырей, церквей и приходов. Для практической борьбы с религией на базе Союза безбожников была создана массовая общественная организация "Союз воинствующих безбожников". В Казанском и Исаакиевском соборах в Ленинграде и в Страстном монастыре в Москве открылись антирелигиозные музеи. Но успехи в борьбе с религией были невелики.
На рубеже 20 - 30-х годов усилились репрессии по отношению к интеллигенции. В 1928 г. состоялся процесс над группой технических специалистов из Шахт (Шахтинское дело), в 1930 г. - процесс над Промышленной партией. Репрессии, волна которых нарастала на протяжении 30-х годов, унесли жизни сотен тысяч деятелей культуры, искалечили судьбы миллионов и имели тяжелые последствия для всех сторон общественной жизни, включая культуру.
Усиление утилитарного подхода к культуре и враждебности к религии и старой интеллигенции негативно сказалось на политике в отношении культурного наследия. Система охраны памятников, созданная после революции, дала трещину. Церкви и монастыри безжалостно сносились. Во время реконструкции Москва потеряла около трети памятников зодчества, включая церковь Спаса на Бору 1330 г., Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, Сухареву башню, Красные ворота. Храм Христа Спасителя. Закрывались музеи усадебного типа, здания передавались в коммунальное хозяйство. По мере арестов проводились чистки библиотек от книг репрессированных авторов.
Некоторый поворот в отношении к культурному наследию прошлого наметился в 1933-1934 гг., когда были приняты постановления ВЦИК и СНК "Об охране исторических памятников", "Об охране архитектурных памятников" и "О преподавании гражданской истории в школах СССР".
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Художественная культура начала IX века"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Памятники культуры эпохи
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов