рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов

ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов - раздел Искусство, Художественная культура начала IX века Политический Поворот Конца 20-Х Годов Сказался И На Художе­ственной Жизни Общ...

Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти полностью устранены. Изменилась и кон­цепция политики. На первый план были выдвинуты задачи "консолидации сил", "активизации борьбы против враждебной идеологии в литературе и искусстве", "усиления партийного вли­яния в организациях писателей и художников". Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены "задачам социалистического строительства". Со­циальный заказ стал более жестким. Литература и искусство должны были отображать развитие общества в марксистском по­нимании, ориентироваться на актуальные политические и идео­логические установки партии. Для централизации управле­ния литературой и искусством нужны были единые творческие союзы, объединяющие большинство писателей и художников.

К этому времени в целом по стране (включая союзные респуб­лики) насчитывалось около 40 различных литературно-худо­жественных объединений. На роль центра и руководителя литературно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они были массовыми, имели отделе­ния по всей стране и были наиболее политически активны, хотя единства внутри пролетарского движения не было. Существовали пролетарские литературные кружки вне РАПП, которые сопер­ничали между собой.

Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и "напостовским". Они крайне нетер­пимо относились к писателям, которых считали непролетарски­ми, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Партия поддерживала проле­тарское художественное движение, что подтверждала резолюция 1925 г. "О политике партии в области художественной литерату­ры". Но одновременно партийные лидеры болезненно реагирова­ли на стремление рапповцев к монополии на руководство литера­турным процессом. В целом поддерживая линию РАПП, партия время от времени пыталась ее корректировать. Так, например, и ответ на критику Горького сибирской секцией Пролеткульта ЦК принял специальное постановление в защиту писателя.

В 1930 г. РАПП взяла на себя осуществление партийного при­зыва к консолидации литературных сил. Методы, которыми она действовала, были раскол и подчинение ассоциации литератур­ных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. Чтобы "подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства" и "потребностям по­вседневной классовой борьбы", РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг "демьянизации" (от име­ни поэта Демьяна Бедного), призывавший к "созданию больше­вистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понят­ной для этих миллионов форме". Другой лозунг "За великое ис­кусство большевизма" обязывал "незамедлительно отразить в художественной форме героев пятилетки". Был и "разоблачи­тельный" лозунг, призывавший к беспощадному разоблачению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей.

Ни один писатель не должен был оставаться в стороне. Лозунг РАПП "Не попутчик, а союзник или враг" означал, что те, кто не подчинялся требованиям, зачислялись в стан классового врага.

Ситуация в литературе обострилась до крайности. В 1931 г. ряд писателей обратились с письмами к Сталину. О невыносимой обстановке и невозможности работать писали
Е. Замятин и М. Булгаков.

Для того чтобы сохранить литературу, партии надо было не­медленно вмешаться. 23 апреля 1932 г. было принято постанов­ление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию проле­тарских писателей, "... объединить всех писателей, поддержива­ющих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писа­телей с коммунистической фракцией в нем..." Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства. Хотя к по­становлении говорилось о ликвидации только пролетарских организаций, фактически это касалось всех литературно-художественных объединений.

Большая часть художественной интеллигенции положительно восприняла партийное постановление. Исключением были рапповцы и деятели других пролетарских группировок.

Крупным событием в культурной жизни страны стал I Всесо­юзный съезд советских писателей, проходивший в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял устав и избрал правление Союза во гла­ве с А.М. Горьким. Первым секретарем правления был избран работник аппарата ЦК партии А.С. Щербаков.

Началась работа по созданию других творческих союзов. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художни­ков (РАПХ), которая намеревалась взять на себя функции объе­динительного центра. Однако в ее деятельности проявились худшие стороны Пролет-культа - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. в соответствии с постановлением ЦК РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, бы­ла распущена. Были утверждены оргкомитеты союзов архитекторов, композиторов, художников, принято решение о создании союза кинематографистов. Но до войны только архитекторам удалось провести свой съезд, на котором был конституирован Союз советских архитекторов и принят устав.

В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. Предполагалось, что в основе литературы и искусства нового общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали новый метод рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марк­систской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать "единство и борьбу проти­воположностей" в сознании и поступках своих героев. Механи­ческое внедрение марксизма в литературоведение и искусствоз­нание привело к появлению вульгарно-социологических теорий В. Фриче и
В. Переверзева. Искусство выводилось непосред­ственно из классового бытия художника, и его функция сводилась к орудию в классовой борьбе. В соответствии с таким подходом Пушкин считался дворянским поэтом, а Достоевский - дворянс­ким писателем реакционного мещанства. Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось.

В результате двухлетней дискуссии было найдено имя новому художественному методу советской литературы - социалис­тический реализм. В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен как ведущий метод советской литературы. Реша­ющее значение придавалось идейному содержанию художествен­ного произведения. От художника требовалось "правдиво и исто­рически конкретно изображать действительность в ее революци­онном развитии. При этом правдивость и историческая конкрет­ность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания, трудящих­ся в духе социализма".

Теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия художественного творчества. Но на практике утверждались определенные нормативные каноны, на которые должны были ориентироваться все художники, рабо­тавшие в той или иной сфере искусства. В выборе образцов для подражания большую роль играли личные вкусы партийных ли­деров. В изобразительном искусстве были возведены в догму традиции русских художников-передвижников. В поисках советского стиля в архитектуру механически переносились классичес­кие формы. Из всего богатства русской музыки в качестве образцов были выбраны М. Глинка и П. Чайковский. Эталоном в театральном искусстве был объявлен МХАТ. В литературе А. Пушкин и Л. Толстой.

Ведущей темой в литературе и искусстве 20-х – 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. В классику советской литературы вошли романы М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936), М.Шолохова «Тихий Дон» (опубликован в 1928 – 1940 гг.), Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Современность получила отражение главным образом в «производственных романах» с характерными для тех лет названиями: «Гидроценталь» (М.Шагинян), «Энергия» (Ф.Гладков), «Время вперед» (В.Катаев), «Большой конвейер» (Я.Ильин), «Тракторстрой» (Н.Забила). Значительное место в литературе 30-х годов заняли произведения на исторические темы: «Петр Первый» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова, драмы М.Булгакова «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» («Пушкин»).

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.Ахматова, О.Мендельштам,, Б.Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Была создана советская детская литература, не одно поколение детей воспитывалось на произведениях С.Маршака, А.Гайдара, К.Чуковского, Б.Житкова, написанных в эти годы.

С конца 20-х годов на театральной сцене утвердилась советская пьеса. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия», В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я. Таирова, «Анна Каренина» - постановка В.И. Немировича-Данченко и В.Г. Сахновского в Московском художественном театре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг.Вахтангова, спектакли ленинградского театра комедии, поставленные Н.П. Акимовым, «Ромео и Джульетта» в постановке А.Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчитывалось более 70 по все стране.

Ведущей темой в литературе и искусстве 20-30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е гг. советская кинематография. Уже к концу 20-х годов советские фильмы постепенно вытесняли с экрана зарубежные. За годы первой пятилетки в кино произошла настоящая техническая революция – был налажен выпуск отечественной пленки, налажено производство отечественной киноаппаратуры, открылись новые киностудии. Росту популярности кино способствовало появление звуковых фильмов, первыми из которых были: «Путевка в жизнь» (режиссер Н.Экк), «Одна» (режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг), «Златые горы» (режиссер С. Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках («Семеро смелых», «Комсомольск» С.Герасимова), о событиях революции и гражданской войны («Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е.Дзигана, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, трилогия о Максиме Г.Козинцева и Л.Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г.Александрова («Веселые ребята», «Цирк»). Во второй половине 30-х годов появились исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: «Петр Первый» (1937 – 1939 гг., реж. В.Петров), «Александр Невский» (1938 г., реж. С.Эйзенштейн), «Богдан Хмельницкий» и «Суворов» (1939 и 1941 гг., реж. В.Пудовкин, М.Доллер).

С начала 30-х годов стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства, обычно посвященные юбилейным датам. Появилась официальная парадная живопись, характерными образцами которой стали «Колхозный праздник» С.Гекрасимова (1937), «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле» В.Ефанова. Из работ на революционные темы особенно выделялись полотна К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», А.Дейнеки «Оборона Петрограда», М.Грекова «Трубачи Первой Конной Армии», Б.Иогансона «Допрос коммунистов». Успешно развивался портретный жанр, в котором работали М.Нестеров, П.Корин, П.Кончаловский. Символом времени стала скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, Д.Кабалевского, И.Дунаевского и др. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. Выдвинулись молодые советские дирижеры Е.Мравинский, Б.Хайкин. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

Образование единых творческих союзов не означало прекращения идейно-эстетической борьбы. Теперь она велась под лозунгом борьбы против формализма. В 1935 – 1937 гг. по инициативе ЦК партии прошла дискуссия о преодолении формализма в творчестве некоторых литераторов, художников и композиторов. Тон критики был груб и резок. Характерны названия статей, опубликованных в «Праде»: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках пачкунах». Формалистическими были объявлены опера Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и его балет «Светлый ручей». Обвинения в «формалистических вывертах» предъявлялись художникам А.Лентулову и Д.Штернбергу, кинорежиссерам С.Эйзенштейну и А.Довженко, литераторам Б.Пастернаку, Н.Заболоцкому, Н.Асееву, Ю.Олеше, И.Бабелю. Как формалисты осуждались режиссеры В.Мейерхольд и А.Таиров. В 1938 г. театр Мейерхольда был закрыт, вскоре режиссер был репрессирован.

Опасность формалистических тенденций в советском искусстве преувеличивалась, а борьба с формализмом по существу сводилась к травле талантливых писателей и художников. В то же время зеленую улицу получали примитивные конъюнктурные произведения, написанные на политически актуальные темы и идеологически выраженные. В советской литературе и искусстве 30-х годов жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. Отчетливо проявилась тенденция к бесконфликтности, выросшая из ложной идеи об отсутствии противоречий при социализме. Некоторые критики утверждали, что социалистическая действительность избавлена от антагонистических противоречий, соответственно художественные произведения, отображающие ее, могут базироваться лишь на конфликтах между хорошим и лучшим. В центре произведения должен обязательно стоять положительный герой, активный преобразователь жизни. Эта теория оказала особенно негативное влияние на послевоенную литературу и искусство.

Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е и последующие годы, тем более, что он трактовался односторонне упрощенно и на практике использовался для политического контроля за художественном процессом. Произведения, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований, зачастую рассматривались как идеологически сомнительные. Утверждение жестких канонов художественного творчества, авторитарный стиль руководства создавали благоприятную среду для конъюнктуры и ремесленничества в литературе и искусстве. Талантливым людям в таких условиях работать было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя.

 

 

Выводы:

1. В период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства культура рассматривалась с точки зрения задач «классовой борьбы пролетариата за социализм».

2. Происходит консолидация творческих сил. Создаются творческие союзы.

3. После долгих дискуссий был выработан новый художественный метод, который на многие десятилетия опередил деятельность творческой интеллигенции.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественная культура начала IX века

На сайте allrefs.net читайте: "Художественная культура начала IX века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции
  Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных пр

Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
  На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли

Художественная культура России первой половины 19 века
  Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществова

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Чем было вызвано умственное брожение в русском обществе в 1-й половине XIX в.? Какие основные направления общественной мысли противостояли официальной идеологии? 2. Русс

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века
  Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и ли

Художественная культура второй половины 19 века
  В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведен

Яркие личности эпохи
  Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1904 гг.) — великий русский ученый, открыл один из законов естествознания - Периодический закон химических элементов (1869г.). Главный труд

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Как вы оцениваете реформы в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом? Можно ли говорить о роли общественности в развитии системы образования и

Общественно – культурная жизнь России на рубеже столетий
  Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые

Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.
  Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общест

Яркие личности
  НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948) - философ, перешедший от марксизма к богоискательству. Работы по философии истории и философии творчества.  

Памятники культуры эпохи
  Бывший особняк Рябушинского в Москве (1900г) - построен в стиле модерн выдающимся архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем (1859-1926гг).   Здание Казанского

Некоторые яркие личности
  АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). - Советский государственный, партийный деятель, писатель, критик, академик АНСССР. Один из организаторов советской системы об

Перестройка культуры в период военного времени
  Великая Отечественная Война 1941-1945г - одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство ее потенциальных возможностей. Начало войны резко изменило культурную

Искусство периода Великой Отечественной войны
  Литература. Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агита

Вопросы для самопроверки
  1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны. 2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны. 3. Пер

Некоторые яркие личности
  КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1974) русский Советский писатель. Герой Социалистического Труда. Его произведения "Живые и мертвые","Парень из нашего гор

Административно- командные методы руководства культурой
  Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенн

Искусство первого послевоенного десятилетия
  Литература. В соответствии с общим настроением в стране литература первого послевоенного десятилетия в целом характеризовалась высоким патриотическим пафосом. Многим произвед

Вопросы для самопроверки
  1. В чем состояло негативное влияние административно командного метода руководства художественной культурой   2.Назовите литературные произведения, посвященны

Некоторые яркие личности
  БОРИС НИКОЛАЕВИАЧ ПОЛЕВОЙ (1908-1981). настоящая фамилия Капнов. Русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР. Произведени

Культурная политика в период оттепели
  Крупная реформа системы руководства культурой "была проведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создавалось союзно-республиканское Министерство культуры, объединяв

Искусство оттепели
  Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в дек

Некоторые яркие личности
Андрей Андреевич Вознесенский (год рождения 1933) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР, автор сборников: «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Ода» и др. &

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги