рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Некоторые яркие личности

Некоторые яркие личности - раздел Искусство, Художественная культура начала IX века Андрей Андреевич Вознесенский (Год Рождения 1933) - Русский Советски...

Андрей Андреевич Вознесенский (год рождения 1933)

- русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР, автор сборников: «Антимиры», «Витражных дел мастер», «Ода» и др.

 

Евгений Александрович Евтушенко (год рождения 1933)

- русский советский поэт. Автор поэм: «Казанский университет», «Братская ГЭС», «Под кожей статуи Свободы», сборников: «Шоссе Энтузиастов», «Интимная лирика» и др.

 

Сергей Павлович Залыгин (год рождения 1913)

- русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Автор повести «На Иртыше», романов: «Солёная падь», «Комиссия», «Южно-американский вариант», «После бури» и др.

 

Михаил Николаевич Алексеев (год рождения 1918)

- русский советский писатель. Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР. Автор книг «Вишнёвый омут», «Хлеб - имя существительное», «Ивушка не плакучая» и др.

 

Василий Иванович Белов (год рождения 1932)

- русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Автор повестей: «Плотнические рассказы», «Привычное дело», роман «Канун» и др.

 

Георгий Васильевич Свиридов (год рождения 1915)

- советский композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР. Автор музыкальной комедии «Огоньки», вокально-симфонической поэмы «Памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» и др.

 

Дмитрий Бороисвич Кабалевский (1904 - 1987)

- советский композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинских и государственных премий СССР. Автор опер: «Кола Брюньон», «Семья Тараса», опереты «Весна поёт», «Реквием».

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 - 1975)

- советский композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинских и государственных премий СССР. Автор опер: «Нос», «Катерина Измайлова»; 15 симфоний, вокально-симфонической поэмы «Князь Степана Разина», многих музыкальных произведений к кинофильмам и спектаклям.

 

Виктор Ефимович Попков (1932 - 1974)

- советский живописец и график. Лауреат Государственной премии СССР. Автор цикла картин: «Размышление о жизни».

 

Николай Михайлович Ромадин (год рождения 1903)

- советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Автор серии картин «Волга русская река», «Берендеев лес» и др.

 

Иосиф Ефимович Хейфиц (год рождения 1905)

- советский режиссёр и драматург. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Автор фильмов: «Депутат Балтики», «Член правительства», «Дело Румянцева, «Дама с собачкой», «Ася» и др.

 

Марлен Мартынович Хуциев (год рождения 1925 )

- советский кинорежиссёр. Народный артист РСФСР. Автор кинофильмов: «Весна на заречной улице», «Два Федора», «Мне двадцать лет», «Июльский дождь», «Был месяц май» и др.

 

Михаил Константинович Калатозов (1903 - 1973)- советский кинорежиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Автор кинофильмов: «Валерий Чкалов», «Летят журавли», «Красная палатка» и др.

 

 

Художественная культура России в 60-80 годы

Вопросы:

  1. Культурная политика конца 60 начала 80 годов
  2. Искусство периода «застоя»

 

Существенное воздействие на культурное развитие в эти годы оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей науки и искусства, приобщение к культурной жизни широких слоёв населения.

Эти два десятилетия отделяющие реформы Хрущёва от реформ Горбачёва по-разному оцениваются в нашей исторической и культурологической литературе. Пройдут ещё годы и с вершины времени будут даны более точные оценки этого времени.

Мы не ставим перед собой дать оценку минувшего времени, над этим работают целые институты, а постараемся только опереться на конкретные мероприятия проводимые государством в области культуры.

Многие исследователи считают, что это были годы политически и экономически относительно благополучными. Однако полагают это время - время «застоя».

Назовём некоторые направления и итоги развития культуры.

 

Основными направлениями в области науки были:

 

-- На первый план выдвигаются задачи интенсификации науки, более рационального использования имеющегося научного потенциала;

 

-- Сближение науки с производством - создание научно-организационных форм - научно-производственных объединений (к 1985г их в стране было более 250);

 

-- Развитие экономики требовало соответствующей энергической базы, в связи с этим возрастает значение атомной энергетики, строится ряд мощных атомных реакторов для исследовательских целей, электростанций, энергетических установок, ледокольного флота;

 

-- В эти годы велись интенсивные научные исследования в области ядерной физики. О мировом признании отечественной науки в целом и конкретно отечественной научной школе ядерной физики свидетельствуют, например, международные награды П. Капицы который был почетным членом многих международных академий;

 

-- Осенью 1964 года был создан Институт теоретической физики, который и по сей день пользуется авторитетом во всём мире;

 

-- большое внимание уделялось развитию нефтегазовой энергетики. Что позволило открыть и начать разработку крупных месторождений нефти и газа. Результатами, которых пользуется и сегодня наша экономика;

 

-- успехи в области астрофизики и астрономии были связаны с созданием новых мощных астрономических инструментов и космическими исследованиями;

В эти годы главным направлением в освоении космоса стала работа действующих орбитальных станций, длительные космические экспедиции.

Космические экспедиции - это только вершина айсберга отечественной науки. Назовём некоторые имена, которые прославляли науку: Л.Д.Ландау, С.П.Королёв, А.И.Алиханов, Ю.Б.Харитон, Я.Б.Зельдович.

 

В области образования по его совершенствованию решались многие задачи, среди которых можно выделить следующие:

 

-- в 1966 году было принято постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы», где определялись меры по укреплению материально-технической базы школ, по дифференцированному обучению учащиеся -

в соответствии с их способностями и интересами; уделялось особое внимание воспитательной функции общеобразовательной школы (для чего в штаты школьных работников вводилось новая должность: педагог - организатор внеклассной и внешкольной работы).

 

-- В 1972 году было принято Постановление ЦККПСС и Советом Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшим развитии образовательной школы». Ставилась задача завершить к 1975 году переход на новые учебные планы и программы, обеспечить учащихся новыми учебниками;

 

-- В 1977 году было принято Постановление ЦККПСС и Советом Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся образовательных школ и подготовки их к труду» где ставилась задача трудового, нравственного и эстетического воспитания;

 

 

-- В эти годы была организована большая работа по патриотическому воспитанию, проводились походы по местам революционной, боевой и трудовой славы. Организовывались в школах музеи. Устанавливались связи с воинскими частями;

-- Велась огромная опытно-экспериментальная и исследовательская работа в школе, широко пропагандировались педагоги-новаторы;

 

-- В системе высшего образования особое внимание уделялось качеству подготовки и воспитания будущих специалистов. Для качественной подготовки поступающих, организовывались подготовительные отделения. Выделялись места для рабочей, сельской молодёжи и демобилизованных из рядов вооружения сил СССР.

 

В области идеологии с приходом к власти брежневского руководства стало ощущаться ужесточение политического климата в стране, отчетливо появились нетерпимость властей к проявлению свободомыслия. В среде научной и творческой интеллигенции стали возникать целые группы несогласных с таким подходом, и открыто выступивших против попирания гражданских свобод.

Всё это привело к появлению в стране диссидентского движения, первым актом которого была демонстрация 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади, а также коллективное письменное обращение к власти с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить на свободу арестованных писателей.

Возникла бесцензурная печать (самиздат). По рукам ходили машинописные копии текстов. Часть этой продукции различными путями стала уходить на Запад и публиковаться там (там.издат).

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнения Хельсинских соглашений. Действия диссидентов расценивалось руководством страны как вредные и враждебные.

Власть принимала жесткие меры к диссидентам. Одни были осуждены. Такие как: А.Синявский, Ю.Даниель, В.Буковский и др.; эмигрируют из СССР: Ж.Медведев, И.Бродский. Арестован и выслан: А.Солженицын; выдворены из СССР: Г.Вишневская, М.Ростропович, Э.Неизвестный и т.д.

Ю. Любимов отстранён от руководства Театром на Таганке и лишён советского гражданства.

Осуждение, эмиграция, высылка, лишение гражданства многих видных деятелей отечественной культуры отрицательно повлияли на состояние художественной культуры. Многие из названных и неназванных представителей искусства вернуться на Родину, но уже в другое государство и будут исследовать протекающие процессы демократизации России их сильные и слабые стороны.

 

В литературе этих лет чётко прослеживалось несколько доминирующих направлений исследования человеческой судьбы и судьбы народа. И какую бы сторону жизни народа она не рассматривала, в центре стояли нравственные проблемы.

Литераторы стремились осознать огромное нравственное богатство народного миропонимания, универсальность народных критериев в оценке истины, красоты и добра. В условиях постоянной смены событий, фактов, подлинных и мнимых сенсаций. писатели обращались к народным истокам всей духовной и материальной деятельности, обращались к народу, видя в нём определяющие исторические координаты. Уловить течение народной жизни, неповторимый колорит времени - было главной задачей литературы.

В это время возрос интерес читателей к книгам Василия Белова «Привычное дело»; В.Астафьева «Последний поклон»; А.Ткаченко «Время долгой зимы»; В.Шукшина «Сельские жители», «Там, вдали». Из рассказов Е.Носова следует выделить «Шубу», «Пятый день осенней выставки», «Шумит луговая овсяница».

Духовная наполненность сельских жителей воспринимается в этих рассказах сквозь современность. Широко исследовалась в литературе тема рабочего класса. Романы В.Кожевникова «В полдень на солнечной стороне»; В.Попова «И это называется»; М.Колесникова «Изотопы для Алтунина»; П.Загребельного «С точки зрения вечности» вводят читателя в трудовые будни рабочих и инженеров. Подлинно рабочие характеры, осознающие личную ответственность за судьбу страны видны в рабочем Петухове, инженере Клочкове, директоре завода Глухове.

Литература уделила много внимания так называемому «деловому человеку»: шумные дискуссии вокруг пьесы И.Дворецкого «Человек со стороны» отразили глубокий общественный интерес к новому идейно-нравственному комплексу людей, формирующемуся в ходе научно-технической революции. Деловитость и гуманность, строгость и душевная мягкость, интересы производства и забота о человеке - таковы основные пункты споров об инженере Чешкове из пьесы И.Дворецкого; некоторая холодность и рассудочность в обрисовке характера «человека со стороны» выявились вскоре в сопоставлении с героями пьесы А.Гельмана «Протокол одного заседания». Автора пьесы интересуют не только новые черты людей в процессе производства, но и в одинаковой мере - «повышение нравственного уровня деловой жизни».

Литературу волновал вопрос, - каков он, сегодняшний человек? Наиболее отчетливо даёт ответ Ю.Бондарев в романе «Берег».

В романе происходит почти невозможное. Известный писатель Никитин в начале 70-х годов приезжает в Гамбург по приглашению немецкого издательства, встречает там госпожу Герберт, вдруг узнаёт в ней ту самую Эмму, которую двадцать шесть лет назад полюбил в берлинском предместье Канингсдорф в майские дни 1945г. Никитин часто вспоминает себя в то время: молодой артиллерийский лейтенант даже не подозревал тогда, как пойдёт дальше жизнь, ему в сорок пятом казалось, что она будет сплошным праздником, но вскоре он понял, что жизнь сложнее любых праздников.

В бессонный ночной час, Никитин с особой остротой вспоминает берег своего детства, переправу на пароме в солнечный летний день, одну ночь под морозным звёздным небом на берегу сибирской реки Тунгуски, несколько дней ослепительной любви с Эммой...

«Я был счастлив? Когда? Какие-то секунды, минуты, часы которые я мог вспоминать, как лучшие мгновения своей жизни. Неужели подлинное и то, что навсегда утрачено? Страшно - теряя, человек обретает ощущение неповторимости прожитого, и соединение утраченного и настоящего рождает особую радость»

В осознании своего прошлого, в человеческой памяти жизнь преодолевает физическую смерть, потому что «ничто не исчезает бесследно». И не может, не согласиться человек принять готовенькую формулу бессмертия, потому что не захочет отказаться от поисков, сомнений, страданий, борьбы, любви - ему нужна эта «радость преодоления», но ему ещё больше нужно осознание своей жизни, мира, чтобы взять на себя боль другого, чтобы ощутить в себе самом человечное, что живёт где-то в нём.

Вадим Никитин осознал себя человеком на перекрёстках истории, в глобальных изломах судеб народов, государств, человечества.

Писатели исследуют социально-нравственный облик своего современника в самых различных проявлениях его жизнедеятельности: в семье, на работе, со знакомыми и близкими, его ответственность за свои поступки. Достаточного вспомнить творчество В.Шукшина, его романы «Любавины», повести: «Энергичные люди», «Точка зрения», «До третьих петухов», сборники рассказов: «Характеры», «Земляки» и др. Сценарии фильмов «Живёт такой парень», «Печки - лавочки», «Калина красная».

Самое пристальное внимание ряд писателей литературоведов уделять проблеме сохранения культурного наследия, бережному отношению к культурным отечественным традициям. В этом направлении выделяются работы академика Д.Лихачёва, для которого проблема сохранения культурного отечественного наследия явилось, по существу, проблемой всей жизни: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном» и др.; Произведения В.Солоухина: «Письма из русского музея», «Чёрные диски», «Время собирать камни», «Продолжение времени»; Д.Гранина: «Картина», «Эта странная жизнь»; Д.Балашева: «Народные баллады», «Господин Великий Новгород» и др. Все названные работы ставили и решали проблему сохранения и приумножения культурных народных ценностей.

Интенсивно продолжалась разработка темы Великой Отечественной войны. Среди литературных произведений посвящённых этой теме особый интерес вызвали работы Ю.Бондарева: «Выбор», «Игра»; участие в разработке сценария монументальной киноэпопеи «Освобождение», А.Чаковского романы: «Блокада», «Победа»; К.Симонова: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»; В.Быкова: «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета»; В.Васильева: «А зори здесь тихие», «В списках не значится»; Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга»; В.Распутина повесть «Живи и помни».

В литературе 70-х годов достаточно явственно начинает звучать мысль о том, что обстоятельства тоже могли сыграть немаловажную роль в судьбе человека, и тот, кто неплохо воевал и мог бы закончить войну увешанным орденами, в определённой ситуации проявить слабость, способен стать дезертиром («Живи и помни»), предать («Сотников», »Пойти и не вернуться»), сдаться в плен («Выбор») или способствовать гибели другого человека («Берег»). Литература 70-80 годов дала нам примеры образцов отрицательных героев, которые поначалу привлекают читателей своей деятельностью, инициативностью, смелостью (пример Монаков из повести «Пастух и пастушка» В.Астафьева). И напротив положительные герои не так уж безусловны в своих поступках и порой вызывают неодобрение и непонимание окружающих.

Такой подход вполне современен в многоплановости явлений. В жизни не бывает одноплановых явлений, в каждом есть свои достоинства и недостатки. Но ценность личности определяет тот нравственный потенциал, который ей присущ. Вот он, и определяет готовность человека к действиям во имя Отечества.

Литература явилась основой для создания спектаклей, кинофильмов, музыкальных произведений. Все искусства своими специфическими особенностями исследовали поднятые литературой проблемы.

 

Многие исследователи период 60-х - 80-х годов называют «Вершиной отечественного киноискусства». Киноискусство было самым массовым видом искусством, - любимым искусством. Оно исследовало все стороны жизни человека, делая основной упор на анализ его нравственных качеств.

Киноискусство благодаря своей массовой природе и эмоциональной насыщенности играло ведущую роль в рассказе о духовном становлением человека. Чем напряжённей становятся атмосфера времени , тем больше внимания уделяют личностному началу, анализу внутреннего мира своих героев авторы картин: «Белорусский вокзал» режиссера А.Смирнова; «Прошу слово» и «Начало» Г.Панфилова; «Монолог» и «Объяснение в любви» Авербаха.

Всесторонне исследуется производственная тема, ответственность человека на любом трудовом месте. В подтверждение этого достаточно обратится к фильмам: «Самый жаркий месяц», «Сталевары» реж. Г.Карасик; «Премия» С.Микаэляна и «Обратная связь» Трегубовича.

 

Поиск своего места в жизни, теме формирования личности, вступления молодого человека в самостоятельную жизнь получает взволнованное воплощение в кинолентах: «Сто дней после детства» С.Соловьева; «Чужие письма» Авербаха; «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи» Ф.Асановой.

Значительный общественный резонанс имели фильмы о современности, созданные талантливым режиссёром, актёром, писателем В.Шукшиным. Его творчество близко к народным истокам и традициям, наделено точными признаками современности. Он по-своему выражал нравственный поиск, смело входил в мир острейших конфликтов, которым посвящались его фильмы» «Печки-лавочки», «Калина красная» и др. Образ родной земли, любовь к которой оказывается спасительной, помогающей человеку обрести внутреннюю стойкость, - получил в творчестве В.Шукшина яркое воплощение. На рубеже 70-80 годов были созданы значительные фильмы в основании новых жизненных пластов. Современность остаётся главной темой. Эпопея целины нашла отражение в фильме «Вкус хлеба» реж. А.Сахарова; «Слово для защиты», «Остановился поезд» реж. В.Абдрашитова. Большой успех у зрителей завоевали фильмы «Москва слезам не верит» и «Экипаж» реж. А.Митта.

Разнообразна жанровая палитра кинематографа. В комедийном жанре поднимаются всё те же проблемы - проблемы человека, его нравственных устоев. Многие фильмы того времени и по сей день не сходят с экранов телевизоров: «Здравствуй и прощай» В.Мельникова, «Афоня», «Осенний марафон» Г.Данелия, «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Вокзал для двоих» Э.Рязанова.

По-прежнему нерасторжима связь кинематографа с классической литературой. В экранизациях по Достоевскому «Преступление и наказание» реж Кулиджанова; по Горькому «Егор Булычёв и другие» С.Соловьева и «Васса» реж Панфилова; по Булгакову «Бег» реж.Алова и Наумова и др. трактуются проблемы ответственности личности перед временем и историей, проблемы совести, нравственной оценки и самооценки личности героев.

В исследовании Великой Отечественной войны новые подходы. Продолжается разговор о самом страшном, самом жестоком - о войне. Но не о самих сражениях, а человек в этих сражениях. Киноискусство исследует человеческие судьбы с документальной точностью. Создаются фильмы эпопеи «Освобождение», «Солдаты свободы» реж. Ю.Озерова. Через дистанцию времени прочитывается режиссёром С.Бондарчуком Шолоховское произведение «Они сражались за Родину». Фильмы о войне выходят за рамки событийного повествования, углубляясь в нравственную проблематику. Незабываемы и по сей день фильмы о человеке на войне: «А зори здесь тихие» реж. С.Ростоцкого, «Горячий снег» реж. Эгиазаров, «Двадцать дней без войны» реж. А.Германа, «Восхождение» реж. Шепитько.

События войны и след оставленный в душах людей нашли отражения в таких фильмах как «Подранки» реж. Н.Губенко, «Судьба» реж. Е.Матвеева.

Великая Отечественная война и героика трудовых будней войны нашла отражение в таких фильмах как: «Особо важное задание» реж. Е.Матвеев; «Блокада» реж. М.Ершова.

Не представляется возможным проанализировать все темы отечественного киноискусства, в заключении ещё раз подчеркнём - кино, при исследовании любой проблемы в центре внимания держало нравственные проблемы. Чётко отличала высокую нравственность от пошлости, от безнравственности.

 

По сравнению с литературой, киноискусством театр не обладал такой массовостью. Но он поднимал всё те же проблемы, которые поднимала литература, исследуя процессы жизни общества. Актуальность тем, высокое художественное мастерство режиссёров, актеров привлекали зрителей в театры. Они стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли на Таганке, в Современнике, театре Сатиры, в Малом и Большом драматических театрах.

Большой популярностью пользовались спектакли, поднимающие острые социальные, экономические и нравственные проблемы: «Сталевары», «Заседание парткома», «Обратная связь», «Человек со стороны». Эти спектакли привлекали зрителей своей социальной, экономической и нравственной наполненностью. В частности в широко обсуждающем спектакле «Заседание парткома» поднимается проблема нравственного отношения к производству.

В процессе восприятия и переживания сюжета спектакля зритель вместе с бригадиром бригады Потановым идеи к очень важной и современной (для того времени) мысли о том, что научно-техническая революция не только выдвигает свои требования перед инженерами и директорами, но и непосредственно затрагивает рабочих. Мы не случайно оговорились (для того времени) когда обращаем взор в тот период времени с дней сегодняшних, то становится, очевидно, как мы сегодня духовно далеки в производственной действительности.

С театральных подмостков не сходили спектакли героической и военно-патриотической темы. Одним из наиболее удачных опытов перевода прозы на театральные подмостки стали спектакли Ю.Любимова «А зори здесь тихие» и М.Захарова «В списках не значился».

Спектакль «А зори здесь тихие» посвященный девушкам, отдавшим свои жизни за победу над врагом, сменившим платья и туфли на шинели и сапоги, воспринимается как реквием всем погибшим на войне. Этот спектакль завершается в фойе театра на Таганке, когда, казалось бы, уже всё окончено. Но спешившие на выход зрители замедляли шаг, когда их взору открывались, пять горящих светильников, сделанных из снарядных гильз. Как перед вечным огнём склоняли головы зрители, отдавая дань памяти погибших.

Какие бы темы не поднимал театр, в центре был человек с его жизнелюбием, его проблемами. В спектакле «Эшелон» по пьесе М.Рощина - рассказ о жизни людей в эшелоне идущем на восток, мимо сгоревших городов и сёл. Но жизнь течёт, люди страдают, сближаются, любят и ненавидят, продолжают жить и верить. Обращение к военной теме, было вызвано подготовкой к празднованию 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В это время театры, помимо новых произведений, по новому осваивали классику среди которых: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Золотая карета» Л.Лионова.

На сценах больших и малых российских городов ставились инсценировки по роману А.Фадеева «Молодая гвардия», «Из записок Лапатина» К.Симонова, «Берег» и «Выбор» Ю.Бондарёва и др.

Процессы, протекающие, в обществе и усиление демократических тенденций вызывают появление на театральной сцене ряда ярких публицистических спектаклей, связанных с переосмыслением истории России советского периода. Особенно реальна эта тенденция, отразилась в пьесах М.Шатрова «Диктатура власти», «Брестский мир», «Дальше, дальше, дальше...»

Тема репрессий против народа, мужества и стойкости русского человека перед предательством и смертью поднимается и в пьесах многих, ранее закрытых авторов. Среди этих постановок - «Крутой маршрут» в театре Современник, «Пир победителей» в Малом театре, на сцене МХАТ им. Чехова и др. Не всё гладко и просто протекало в театральной жизни. Были комиссии по приёмке спектаклей, были запреты на постановку спектаклей. Но надо отдать должное в театральной жизни был высокий вектор - высокой художественности, нравственности, жизненности.

 

Выводы:

 

1. Существенное воздействие на художественную культуру оказали сложные противоречивые процессы в общественно – политической и экономической жизни страны.

2. Какую бы тему не рассматривало искусство – в центре был человек, его нравственные устои. Готовность человека к действиям во имя Отечества.

3. Процессы протекающие в обществе и усиление демократических тенденций способствовали появлению произведений искусства связанных с переосмыслением истории России, советского народа.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.Перечислите направления развития культуры в эти годы.

2.Охарактеризуйте приоритетные направления развития научной отечественной мысли.

3.Назовите наиболее значимые литературные произведения данного периода.

4.Перечислите произведения киноискусства, исследующие нравственные проблемы.

5.Назовите основные темы театрального искусства.

 

Некоторые яркие личности

 

Юрий Васильевич Бондарев (год рождения 1924)

- русский советский писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Автор повести: «Батальоны просят огня»; романов: «Тишина», «Берег», «Выбор».

 

Константин Михайлович Симонов (1915-1974)

- русский, советский писатель, Герой Социалистческого Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Автор романа-трилогии «Живые и мёртвые», пьес «Русский вопрос» , «Четвёртый» и др.

 

Александр Борисович Чаковский (год рождения 1913 )

- русский советский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Автор романов: «Блокада», «Победа», «Дороги которые мы выбирали», «Это было в Ленинграде» и др.

 

Валерий Григорьевич Распутин (год рождения 1937)

- русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР. Автор книг: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни» и др.

 

Сергей Федорович Бондарчук (год рождения 1920)

- советский кинорежиссер, актер, сценарист, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

 

Станислав Иосифович Ростоцкий (год рождения 1922)

- советский кинорежиссёр, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Автор фильмов: «Дело в Пенькове», «А зори здесь тихие», «Белый Бим - Чёрное ухо», «Доживём до понедельника».

 

Михаил Ильич Ромм (1901 - 1971)

- советский кинорежиссёр, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР. Автор кинофильмов: «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм» и др.

 

Георгий Александрович Товстоногов (1915 - 1989)

- режиссёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР. Автор спектаклей: «Оптимистическая трагедия», «Идиот», «Варвара», «Мещане», «Протокол одного заседания», «Тихий Дон» и др.

 

Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987)

- народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. За творческую жизнь сыграно более 100 ролей - эксцентрических, сатирических, лирических, драматических.

 

Сергей Владимирович Образцов (1901-1991)

- актёр, режиссёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Создал большое количество спектаклей. Создал детский театр

 

Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977)

- певец, народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, солист Большого Театра.

 

Процессы перестройки и их влияние на художественную культуру

Вопросы:

  1. Процессы перестройки и их влияние на художественную культуру
  2. Некоторые тенденции развития современной отечественной культуры

 

Определяющие влияние на современное состояние Российского общества оказали изменения, происходящие в годы перестройки и в последующий период.

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с Горбачёвым в 1985 году имели огромные последствия во всех областях общественной жизни, в том числе и культуры.

Последние десятилетия уходящего 20 века будут исследоваться учёными различных наук. Проанализируют успехи и неудачи перестройки всей системы Российского общества. Мы же, попытаемся только обозначить некоторые проблемы этой темы.

В ходе перестройки политика гласности рассматривалась Горбачевым и его командой как необходимое условие демократизации в обществе и важным фактором социально-экономического развития страны. Появление новой идеологической концепции развития нашего общества оказало существенное влияние, прежде всего на образование, науку, средства массовой информации.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования, которая переживает глубокий внутренний кризис. Результатом школьной реформы 1984 г. было введение 11-летнего срока обучения, частичное повышение зарплаты учителям и постепенное уменьшение опеки над образованием. Российская школа накопила определённый интеллектуальный потенциал - резерв обновления, который реализовывали учителя-реформаторы В.Шаталов, Е.Ильин, М.Щетинин и др.

Однако в целом не были преодолены консервативные и бюрократические тенденции, система обучения безнадёжно отставала от требований времени. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов (в конце 80-х гг.), усилился дефицит преподавателей, так как они начали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. Кроме того, резко снизился интерес молодёжи к получению образования, у большей части была потеряна уверенность в необходимости образования в ближайшем будущем. Большой проблемой стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом лучшие условия для жизни и работы.

Попытки смягчить проблему были предприняты за счёт создания альтернативной системы образования. Стали появляться гимназии, колледжи, лицеи и даже университеты. В них, как правило, вводились новые предметы (либо открывались новые специальности); учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин. Однако учебные заведения создавались, как правило, на основе школ, техникумов и вузов и часто, кроме смены названия, ничего не привносили нового. Студенты и аспиранты получили возможность обучаться за рубежом, однако их было незначительное количество.

Главным направлением реформы высшей школы, начавшейся в 1987 г., стала интеграция образования, производства и науки. Вводился, принцип договорных отношений между вузом и предприятием: предприятие заказывало подготовку специалиста определённого профиля и оплачивало его обучение. Устанавливались гибкие учёные планы, упор делался на самостоятельную работу студента; отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.) В современных условиях необходимо обратить внимание на изменения следующих компонентов системы образования в России: инфраструктуры, кадрового состава, програмно-методических средств, финансового, материально-технического, информационного, научно-консультационного, нормативно-правового обеспечения.

В конце 90-х гг. началась разработка проекта 12-летнего школьного обучения, у которого есть свои сторонники и противники. В условиях расширения информационного пространства и объёма знаний и одновременно увеличения нагрузки на учащихся, существует необходимость в 12-летнем образовании. Кроме того, в последние годы у нас в России получает широкое распространение дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet. Однако в условиях глубокого экономического кризиса судьба реформы, без достаточного финансового обеспечения, будет плачевной.

Глубокую обеспокоенность в обществе вызывает судьба российской науки. Прикладные отрасли научных знаний получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и негосударственных сферах экономики. В то же время, в условиях общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок произошло свертывание фундаментальных исследований. Постепенно научные кадры стали уезжать за границу или переходить в негосударственный сектор. Это вело к тому, что ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

Большой протест со стороны научных кадров вызвало негласное решение властей выплачивать с 1 мая 1998 года работникам высшей школы 56%, а работникам Академии наук 50% их официальной зарплаты. По стране состоялись забастовки и митинги с требованием привести уровень заработной платы в соответствие с прожиточным уровнем квалификации работников.

Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов, прошлого развития. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Ведь история - это огромный массив духовного, социального и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противостоит технократизму и односторонности. Оно позволяет сформировать мировоззренческие ориентиры, готовит условия для самоопределения личности, раскрытия её потенциала, способствует становлению гуманитарной культуры специалистов, преодолению духовного кризиса в обществе.

Вызывает озабоченность, возникшая в последнее время негативная тенденция сокращения времени, отводимого на преподавание истории. В некоторых вузах преподаватели, в том числе и историки, вынуждены постоянно доказывать руководству важность и значимость гуманитарных дисциплин, убеждать своих коллег в том, что технократический период в образовании без глубокого гуманитарного направления ведёт в тупик, и общество в итоге получит ограниченных технократов с определённым менталитетом.

В совместных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки - Карамзина, Соловьёва, Ключевского, Платонова.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение деформаций социализма. Среди авторов острокритических статей преобладали «шестидесятники». Это часть интеллигенции активно поддержала Горбачёва.

В средствах массовой информации выделилось демократическое крыло. Газеты: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Московские новости»; журналы: «Новый мир», «Огонёк», «Знамя» противостояли газетам: «Правда», «Современная Россия»; журналам: «Молодая гвардия», «Наш современник».

Периодические издания оказали огромное влияние на общественное сознание. Газеты, журналы демократической направленности печатали новые материалы, раскрывающие негативные стороны социализма. Читателю было интересно знать «закрытые стороны» социализма. Тиражи периодики демократической направленности резко возросли.

Существенные изменения произошли в книгоиздательстве. Люди получили возможность покупать книги свободно, а не «из-под полы», «по знакомству». Читатели получили возможность читать ранее запрещенную литературу. И этот положительный момент в книгоиздательстве повлёк за собой и отрицательный. Книжный рынок стал работать на потребителя. Он зачастую стал отвергать литературу, обладающую высокими художественными достоинствами. Единственным механизмом его регулирования - прибыль, получаемая изделиями и продавцами печатной продукции.

В эти годы началась реабилитация диссидентов. В декабре в 1986 году в Москву из ссылки вернулся академик Сахаров. Его возвращением лично занимался Горбачёв.

Новая идеология потребовала и новых людей в её осуществлении. Произошли кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Осуществлялись перестановки в Министерстве Культуры, сменилось руководство Президиума Академии наук, творческих союзов, редколлегий многих литературно-художественных журналов.

Коренным образом изменилось отношение к Русской Православной Церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 году Русская православная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие принятие христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах по телевидению.

Вплоть до 19 века религия служила фундаментом формирования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры в целом. Но язык религии, её понятия всё больше отделяются от повседневного опыта, реальной жизни, становится всё более чужеродным по отношению к ней. Все меньше становиться точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающихся на науку.

В сентябре 1997 году был принят новый закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она выступает в одном ряду с искусством, наукой и философией и т.п.

Сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предмета культа. Люди стали возвращаться в лоно церкви. Ликвидация цензуры и политики «открытых дверей» имеют и негативные последствия. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и секты. При несовершенстве законов регулирующих деятельность религиозных объединений, появились секты тоталитарного направления, представляющие опасность для нашего общества.

Перестройка положила начало международным контактам.

Противостояние двух систем постепенно уходит в прошлое. Расширился культурный обмен. В повседневную жизнь вошли обмен между школами, вузами, предприятиями. Стали возможными туристические поездки во все страны мира .

Налаживаются отношения с Русским Зарубежьем. Благодаря Русскому Зарубежью в Россию стали возвращаться художественные ценности. Стали регулярно проводиться выставки художественных ценностей оказавшимся за рубежом и имеющим огромную художественную ценность.

 

Нестабильность политической и экономической жизни в стране и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Однако эта волна носит преимущественно национальный характер. Стали уезжать, особенно в первые годы перестройки, евреи и немцы. Особенность данной эмиграции состоит в том, что выезд из России не означает разрыв с родиной.

Курс на демократизацию и предложенная Горбачёвым «гласность» вызвали идейные и политические разногласия в художественной интеллигенции, которые не преодолены и по сегодняшний день. Появились новые группы в творческих союзах, среди которых, идёт не только творческая вражда, но и вражда в сфере решения имущественных вопросов. Всё это отвлекает творческие коллективы от их основных задач - формирование высокой духовности, мобилизации общества не решение экономических проблем новой России.

Перестройка положила начало демократизации в трудовых коллективах. Однако слабо разработанная юридическая база о трудовых коллективах, их собственности , - в последнее время привели к крупным конфликтам, порой вооружённым противостояниям.

Новая политическая и экономическая ситуация в стране не могла не сказаться на художественной культуре России. Государство дало свободу художественному творчеству. Были сняты все запреты и контроль за работниками искусства. Искусство получило свободу и потеряла заказчика в лице государства. Для создания крупномасштабных произведений искусства нужны большие материальные средства. В этой ситуации искусство освободилось от политического диктата и стало финансово зависимым.

Плюрализм мнений это величайшее завоевание демократического государства. Но ввиду молодости демократии, плюрализм мнений привёл к плюрализму действий, что зачастую ведёт к сопротивлению противоположных действий.

В настоящее время в обществе нет единой объединяющей идеи, единого духовного стержня. И это состояние общества одними воспринимается как кризис, другими как естественной нормой цивилизованного государства.

Всё перечисленное свидетельствует о том, что культура вообще и художественная культура в частности, оказались под влиянием происходящих процессов в России.

 

За годы перестройки произошли принципиальные изменения взаимоотношений художественной культуры и власти.

Первые перестроечные публикации в литературе были всенародными событиями. Общественное мнение было буквально взбудоражено повестями B.Распутина «Пожар» и В.Астафьева «Печальный детектив», романом Ч.Айтматова «Плаха», в которых резко и бескомпромиссно говорилось о наболевшем - нравственных недугах, поразивших современное общество. Затем началось открытие собственной истории через художественную прозу. Ключевыми публикациями начала перестроечного времени стали романы Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», Д.Гранина «Зубр»; пьесы М.Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...»

Характерной чертой культурной жизни перестроечных лет было возвращение запрещённых произведений. С середины 80-х годов стали печататься стихи Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, проза и стихи В.Набокова. Широко стали публиковаться произведения М.Цветаевой, М.Булгакова, А.Ахматовой, А.Платонова, А.Солженицына. В 1987 году опубликован роман Пастернака «Доктор Живаго», ставший основанием для исключения нобелевского лауреата из Союза советских писателей, в 1988 года - Гроссмана «Жизнь и судьба», изъятый в начале 60-х годов у писателя органами госбезопасности, в 1989 года - «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, за который автор расплатился высылкой из страны. Шаг за шагом журналы раздвигали пространство гласности. Каждое новое завоевание становилось притчей во языцах читающей публики. Поток публикаций нарастал, и печатный дефицит сменился печатным изобилием.

Открыв свои запасники, литература отнюдь не иссякла, но изменилась роль, которую традиционно играла русская литература в своём отечестве. Она перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды. Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция телевидения, переключали общественное внимание с последних книжных новинок на текущие события дня.

 

Сходные процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором носившихся в воздухе общественных идей, вынужден был уступить драме жизни. Театральный репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, но зрительские залы пустели.

 

Перестройка в кино началась с выхода на экран «полочных» фильмов: «Тугой узел» (реж. М.Швейцер), «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (реж. А.Герман), «Агония» (реж. Э.Климов), «Комиссар» (реж. А.Смиронов). Новое дыхание получила кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился от освещения «белых пятен» истории («Больше света», реж. М.Бабак), до постановки острых социальных проблем («Легко ли быть молодым?» реж. Ю.Подниекс). Самым крупным событием тех лет стал фильм Абуладзе «Покаяние» (1987), в котором впервые в философско-аллегорической форме раскрывалась тема сталинизма.

По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве всё более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф.Феллини, И.Бергмана, А.Тарковского, А.Сокурова, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.

Бесконечно многообразной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные течения современного советского изобразительного искусства, произведения эмигрантов, а также работы мастеров, хранившиеся в запасниках и частных коллекциях. Прошли персональные выставки П.Филонова, А.Лентулова, К.Малевича, В.Кандинского, М.Нестерова и др.

 

Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на её нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой лишь 2% средств федерального и около 6% - местного бюджета. Однако реально для культуры выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа: «сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в программе уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музей Есенина в Константинове (Рязанской области) и декабристов - в Ялуторовске, усадьба Толстого - в Брянской области.

Сохранились сформировавшиеся на рубеже 80-90-х годов тенденции в развитии науки, литературы и искусства. Усилилась коммерциализация культуры. Коммерческой деятельностью занялись многие научно-исследовательские институты и вузы, театральные и музыкальные коллективы. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны.

Были перечислены некоторые новые веяния в развитии отечественной культуры на переходном этапе развития государства и общества, в условиях резкой смены общественных отношений, утверждения новой системы ценностей и приоритетов. Эти новые веяния в развитии отечественной культуры не позволяют дать им однозначную оценку, они объективно содержат в себе и позитивное, и негативное начала.

Вместе с тем, уже сегодня в развитии отечественной культуры четко просматриваются такие тенденции, которые даже в первом приближении к ним надо оценивать как крайне негативные, однозначно отрицательно влияющие на нашу культуру. К таким глобальным тенденциям мы относим следующие:

 

----- Изменилась культурная среда обитания; на первый план вырвалась массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок; радио - и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотеку; не раскроем «военную тайну», если скажем, что массовая культура абстрагируется от норм высокой нравственности, подлинной духовной гармонии и красоты, значимых человеческих и эстетических идеалов; постоянно потребляя такую суррогатную «культуру», человек постепенно вытравляет в себе человеческое, творческое, духовное, он лишь существует, но не живёт полнокровной, достойной Человека жизнью;

 

----- Великая культура России сегодня, и уже в который раз, подвергается массированному, всестороннему натиску западной, прежде всего американской культуры; всё более реальной и очевидной становится угроза глубиной вестернизации отечественной культуры, постепенного утрачивания ею своих характерных черт, своего лица;

 

----- Давно заметно, что истинный подъём отечественной культуры происходил именно тогда, когда масса народа, всё общество было объединено социально значимыми целями, особая важность и значимость которых разделяется многими факторами (христианизация Руси; освобождение от монголо-татарского ига, приобщение к русской античности - на пороге XX века); в настоящее же время растёт отчуждённость людей, предоставленных фактически самим себе, не нужных ни государству в целом, ни тем коллективам, где они трудятся; сегодня весьма проблематично назвать такие идеалы и перспективы, которые бы сплотили людей, объединили общество, стали бы мощным импульсом реального возрождения ещё недавно великой культуры;

 

---- Очевидный приоритет материальных ценностей над духовными, - растлевает людей, делает их циничными и жестокими, обладающими стойким иммунитетом к человеческому горю, несчастьям и боли другого; этот приоритет денежного начала приводит к тому, что «каждый тянет одеяло на себя», забывая про державу, общество, тех, кто рядом; следствия такого приоритета: утечка талантов, мозгов за границу; нигилизм по отношению ко всему государственному; массовое воровство, взяточничество, коррупция в чиновничьей среде; торжество насилия и злобы в отношениях не только взрослых, но и детей.

 

Попробуем теперь во втором приближении, подойти к очевидным негативным тенденциям в развитии отечественной культуры, и посмотреть в чём эти тенденции проявляются:

 

 

----- происходит катастрофическое засорение русского языка словами иноязычного происхождения;

 

----- вновь происходит по указке сверху крупномасштабное иконоборчество: переписывается история (теперь уже - советского периода), осуществляется повсеместное переименование улиц, площадей, переулков, станций метрополитена, ведётся война с памятниками, а фактически - с своей собственной историей, у которой, как известно, бывают и темные, и светлые страницы;

 

----- налицо последовательная дегероизация общества, его истории, особенно - послеоктябрьского времени; всеми средствами массовых коммуникаций предпринимаются попытки, далеко не всегда обоснованные, по развенчанию той или иной личности, в том числе - и героев Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Зои Космодемьянской, Николая Кузнецова и многих других;

 

----- параллельно с декларированием российских, русских приоритетов обществу постоянно навязываются т.н. западные стандарты образа жизни, психологии, мышления, воспитания, верований, поведения в той или иной ситуации; между тем, хорошо известно, что отечественная культура имеет своё неповторимое лицо, свои богатейшие традиции, ещё совсем недавно у России многому учились, в том числе - в области образования, которое сегодня (как и вся страна) переживает тяжелейший кризис;

 

----- в тяжелейшем положении оказались отечественная литература (на каждом перекрёстке продаются книги иностранных авторов - прежде всего), отечественное кино (по всем программам телевидения демонстрируются главным образом американские фильмы, та же ситуация - в кинотеатрах, число которых фактически сокращается), в репертуаре драматических театров отечественные авторы составляют редкое исключение.

 

----- в результате разрушения СССР, начавшегося затем т.н. «парада суверенитетов», стремительного роста цен на транспорт и т.д. оказались разорванными связи между культурами, формировавшиеся веками в старой России;

 

----- если рассматривать отношение людей к книге, печатному слову в качестве одного из индикаторов реального состояния культуры, то надо признать сегодняшнюю «книжную ситуацию» как крайне неудовлетворительную: постоянно сокращается читательская аудитория (речь, конечно, идёт не только о тех, кто по пути на работу читает газету, но и, прежде всего, о тех, кто читает добротную художественную литературу), сокращается (в отношении индивида и в целом - в обществе) объём читаемой литературы, на всех книжных развалах приоритетное положение занимает порнографическая «литература»; молодые люди, вступающие в жизнь, даже о классических произведениях знают весьма отдалённо, главным образом - по экранизациям классики; в бедственном положении оказалось сегодня абсолютное большинство библиотек; глубочайший кризис переживают т.н. «толстые» журналы, всегда имевшие огромное значение для отечественной интеллигенции;

 

----- в ситуации выживания каждого в отдельности, нищенских бюджетных отчислений на нужды науки, культуры, образования в бедственном положении оказалась основная масса отечественной интеллигенции; между тем, нельзя не признать (в контексте развития именно культуры России) традиционно исключительно высокую роль интеллигенции во всех слагаемых целостного культурного процесса, во всех сферах жизнедеятельности российского общества;

 

----- как следствие многих рассмотренных выше негативных тенденций и явлений можно констатировать тот факт, что из повсеместного обихода в России фактически вытеснены такие понятия, как «патриот», «патриотизм», «Родина». Между тем, именно эти понятия всегда были приоритетными в русской культуре, определяли её лицо; это и понятно, ведь патриот дорожит своей Родиной, её историей, её культурой и традициями, осознает себя - как звено в цепи поколений, как частицу своего народа и Родины; диалектика вопроса о патриоте такова, что являясь продуктом своей, отечественной культуры, патриот одновременно является надёжным гарантом сохранения и возрождения действительно великой, замечательной, судьбоносной культуры - культуры России.

 

Вопросы для самопроверки знаний

1. Перечислите процессы, протекающие в ходе перестройки и их влияние на культуру.

2. Назовите положительные и негативные тенденции, происходящие в системе образования.

3. Какие литературные произведения перестроечных лет раскрывали негативные тенденции в существующем строе.

4. Перечислите плюсы и минусы «Политического диктата» и «Диктата рынка».

5. Назовите основные тенденции развития современной отечественной культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественная культура начала IX века

На сайте allrefs.net читайте: "Художественная культура начала IX века"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Некоторые яркие личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции
  Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных пр

Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
  На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли

Художественная культура России первой половины 19 века
  Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществова

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Чем было вызвано умственное брожение в русском обществе в 1-й половине XIX в.? Какие основные направления общественной мысли противостояли официальной идеологии? 2. Русс

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века
  Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и ли

Художественная культура второй половины 19 века
  В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведен

Яркие личности эпохи
  Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1904 гг.) — великий русский ученый, открыл один из законов естествознания - Периодический закон химических элементов (1869г.). Главный труд

Вопросы для самопроверки знаний
  1. Как вы оцениваете реформы в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом? Можно ли говорить о роли общественности в развитии системы образования и

Общественно – культурная жизнь России на рубеже столетий
  Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые

Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.
  Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общест

Яркие личности
  НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948) - философ, перешедший от марксизма к богоискательству. Работы по философии истории и философии творчества.  

Памятники культуры эпохи
  Бывший особняк Рябушинского в Москве (1900г) - построен в стиле модерн выдающимся архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем (1859-1926гг).   Здание Казанского

ИСКУССТВО 20-х – 30-х годов
Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти

Некоторые яркие личности
  АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ (1875-1933). - Советский государственный, партийный деятель, писатель, критик, академик АНСССР. Один из организаторов советской системы об

Перестройка культуры в период военного времени
  Великая Отечественная Война 1941-1945г - одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство ее потенциальных возможностей. Начало войны резко изменило культурную

Искусство периода Великой Отечественной войны
  Литература. Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агита

Вопросы для самопроверки
  1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны. 2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны. 3. Пер

Некоторые яркие личности
  КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1974) русский Советский писатель. Герой Социалистического Труда. Его произведения "Живые и мертвые","Парень из нашего гор

Административно- командные методы руководства культурой
  Война оказала большее влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенн

Искусство первого послевоенного десятилетия
  Литература. В соответствии с общим настроением в стране литература первого послевоенного десятилетия в целом характеризовалась высоким патриотическим пафосом. Многим произвед

Вопросы для самопроверки
  1. В чем состояло негативное влияние административно командного метода руководства художественной культурой   2.Назовите литературные произведения, посвященны

Некоторые яркие личности
  БОРИС НИКОЛАЕВИАЧ ПОЛЕВОЙ (1908-1981). настоящая фамилия Капнов. Русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР. Произведени

Культурная политика в период оттепели
  Крупная реформа системы руководства культурой "была проведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создавалось союзно-республиканское Министерство культуры, объединяв

Искусство оттепели
  Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в дек

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги