рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МИНИ-СЕМИНАР

МИНИ-СЕМИНАР - раздел Искусство, 10 способов освободить ваш творческий гений Scuou Непонимание И Ложные П/гес^с/яа&ленлл/ Помимо Широк...

Scuou непонимание и ложные п/гес^с/Яа&ленлл/

Помимо широко распространенных ложных представлений о творческой личности, мне часто приходилось слышать и о невер­ных понятиях, связанных с самим понятием творчества. Посмот­рите, не увидите ли вы в этом списке что-то очень знакомое:

Первое ложное представление: творчеству нельзя на­учиться. Творцами либо рождаются, либо нет.

Второе ложное представление: у меня мышление ло­гического типа. А логика и творчество несовместимы.

Третье ложное представление: я никогда не создавал никаких «шедевров», а потому я неспособен к творчеству.

Все эти взгляды отражают предубеждения, которые мо­гут сковать ваше творческое развитие. Они заставляют вас отказываться от обучения и любых попыток заняться творче­ством. Иногда эти предубеждения основаны на сомнениях, посеянных еще в детстве или в юности, которые продол­жают вас преследовать до настоящего времени. В других случаях такие предубеждения продиктованы тем, что наше общество в целом ориентировано на «готовый продукт», и такая ориентация заставляет людей отказываться от любого творчества, результат которого нельзя продать. Проблема заключается в том, что в таких случаях телега ставится впе­реди лошади. Вас заставляют усиленно размышлять о резуль­тате еще до того, как вы начнете творить, и потому ваши попытки терпят неудачу.

А у вас есть какие-нибудь предубеждения или ложные по­нятия? Может быть, вы считаете, что не способны заниматься творчеством, потому что не обладали творческими способ­ностями в детстве? Или, может быть, размышляя о творчестве, вы сплошь и рядом используете коммерческие термины и без устали подсчитываете доход от реализации будущего го-

тового изделия или произведения искусства? А может, вы не напрягаете свои творческие мускулы только потому, что бо­итесь критики и скептицизма со стороны окружающих?

Подумайте: что же не позволяет вам развить свой творчес­кий потенциал? Ну а теперь отбросьте страхи и начните с «чистого листа».

Семь Hiftfieu ifU!ofi4ecftt£a

Существуют два мифа о творческой личности. В пер­вом говорится о том, что способность человека к творче­ству прямо пропорциональна его интеллектуальному уровню; во втором, что истинное творчество — удел ода­ренных от рождения.

Эти два предубеждения способны подкосить творчес­кий потенциал любого человека. Как утверждает доктор Гарвардского университета Говард Гарднер в книге «Гра­ницы, разума» (ему вторит Томас Армстронг в своей чу­десной, ставшей очень популярной книге «Семь умни­ков»), существуют семь типов мышления:

• вербально-лингвистический: способность манипулиро­вать словами устно или письменно

• логико-математический: способность манипулировать математическими формулами и логическими понятиями

• пространственный: способность видеть графические объекты и манипулировать их составляющими

• музыкальный: способность воспринимать ритм и гар­монию мелодий, идентифицировать различные звуки и манипулировать ими

• телесно-кинестетический: способность использовать движения тела — например, в спорте или в танце

• внутриличностный: способность понимать свои чувства и размышлять на философском уровне

• коммуникативный: способность понимать других лю­дей, их чувства и мысли

У человека, как правило, преобладает какой-то один тип мышления, ну в крайнем случае два, но в то же время


каждый из нас владеет уникальной комбинацией всех семи типов, что дает нам богатые возможности на протя­жении всей жизни. Многие ограничивают себя только по­тому, что еще в детстве нас строго ориентировали на раз­витие одного определенного типа мышления — как правило, вербально-лингвистического или логико-мате­матического, ведь существующая система образования де­лает упор именно на них. В результате мы приходим к выводу, что у нас отсутствуют иные способности, в то время как проблема заключается в том, что у нас просто не было возможности развить их!

Передовая теория Гарднера о многогранности интел­лекта является центральной в науке о творчестве. Как только мы поймем, что интеллект не есть «все или ниче­го», мы сразу же почувствуем себя совершенно свобод­ными и начнем развивать свои творческие способности в соответствии с индивидуальным их соотношением. Если мы выбираем лишь узкую стезю творчества (например, хотим стать художником или писателем) или стремимся творить так, чтобы добиться успеха (как его понимают другие), то мы явно оказываем себе плохую услугу, огра­ничивая свои возможности.

Какие бы узкие представления о своих интеллекту­альных и творческих способностях ни были у вас в про­шлом, настало время расширить их и позволить себе по­искать иные пути. Когда вы будете читать следующие главы о десяти стратегиях творчества, не старайтесь прикидывать, как применить их к тому, чем вы уже зани­маетесь. Помните обо всех семи типах мышления. Найди­те в себе мужество играть на широком поле и следовать своим порывам, куда бы они ни привели вас. Если вы ученый, то может случиться, что десять стратегий наве­дут вас на мысль заняться написанием акварелей или музыкальных опусов. Если вы руководитель производ­ства, то десять стратегий могут помочь вам использовать свою интуицию при решении сложных проблем. Для де­сяти стратегий не существует границ в формировании творческого стиля жизни.

МИНИ-СЕМИНАР

UifioK. какови лее ваши творческие слосо^нос/Яи?

Если пока еще никто не собрался и не собирается прово­дить научного исследования для проверки вашего интеллекту­ального уровня по всем типам мышления, то вы сами можете оценить свои достижения и решить, в каких же сферах вы преуспеваете. Расположите типы мышления по степени их важности для себя, присвоив им места с 1 по 7 — то есть на первое место поставьте тот тип, где вы считаете себя наибо­лее одаренным, а на седьмое — тот, где вы чувствуете свою слабость. Не смущайтесь ни оценивая свою силу, ни оценивая свою слабость — у каждого человека доминируют один-два типа мышления и один-два отстают.

Итак, расставьте баллы:

Q вербально-лингвистический

D логико-математический

D пространственный

D музыкальный

I1 телесно-кинестетический

ГП внутриличностный

11 коммуникативный

Оцените, в какой степени преобладающий у вас тип мыш­ления реализуется в вашей работе. То есть, попросту говоря, соответствует ли ваша профессия сильным сторонам вашей личности? Каковы ваши увлечения и как они соотносятся с различными типами мышления?

Скажите, если бы вы могли поднять у себя уровень только одного из типов мышления, из тех, что считаете своим слабым местом, то какой бы вы выбрали?

Овладейте tft/Хйм, тво^чес^Ява

Все сказанное в этой главе сводится к тому, чтобы по­мочь вам распознать и устранить те страхи и ложные представления о творчестве, которые берут начало из


стереотипов, предрассудков и чужих мнений. Чем в боль­шей степени вы освободитесь от внешних ограничений, тем скорее вы поймете, что единственным истинным ис­точником творчества является ваша собственная личность. Ваши творческие способности произрастают из уникаль­ной смеси личных качеств и различных типов мышления, которые и определяют вашу индивидуальность. Для того чтобы сделать свою жизнь более творческой, нужно не­медленно начать питать и развивать свой творческий дух.

Что мы понимаем под творческим духом9 Мы уже поняли, что творчество зависит не только от ваших ин­теллектуальных способностей или конкретных навы­ков — например, музыкальных или атлетических. Одна­ко это отнюдь не означает, что творческий дух нельзя оценить, нельзя воспитать, равно как и не означает, что невозможно узнать, какие именно качества в наибольшей степени способствуют творчеству. По моему мнению, су­ществуют четыре основных элемента, из которых и скла­дывается творческий дух. Я называю их Я.Д.Р.О. — то есть сердцевиной духа творчества .

В отличие от способности поставить балетный спек­такль или решить задачу по физике, эти качества прису­щи каждому человеку. Без этих качеств жить творческой жизнью трудно — даже, можно сказать, невозможно.

Давайте посмотрим, как каждое из этих качеств под­держивает огонь творчества.

^^кн^ознсипельнас^пь: сила воп/госа

Творческому духу прежде всего свойственна любозна­тельность. Без интереса к тому, что происходит в мире, как и почему работает то или иное устройство, какие вокруг властвуют законы природы и идеи, нет стимула к творчеству.

Любознательность заставляет человека исследовать область за областью и искать все новые и новые пути исследования. Любознательность побуждает изобретать, экспериментировать, строить. Чарльз Хэнди в своей кни­ге «Неблагоразумный возраст» замечает: «Необходи­мость может быть матерью изобретения, а любознатель­ность — матерью открытия».

В детстве мы были страшно любопытны. Мы спраши­вали обо всем и сами давали ответы, придуманные нами же. У взрослых любопытство вдруг резко куда-то исчеза­ет. Фраза «праздное любопытство» предполагает, что по­добное времяпрепровождение — в отличие от полезного знания — суть слабость, бесцельная трата времени. Лю­бопытство часто смиряется ложной скромностью («Ни­когда не смогу понять, как работать с компьютером») или ссылкой на недостаток времени («Хотел бы научиться готовить, да времени совсем нет. Хотя, впрочем, жена готовит так хорошо, что займусь-ка я лучше чем-нибудь другим...») Иногда страх, замаскированный под так назы­ваемый «здравый смысл», не дает вам окунуться с голо­вой в новое дело или поехать в неизведанный район — а ведь в молодости вы непременно бы так и поступили!

Мало-помалу взрослый человек очерчивает вокруг себя множество границ, за пределы которых невозможно продвинуться в своем развитии. Мы бессознательно со­здаем «зону комфорта»: в ней мы чувствуем себя в безо­пасности и боимся высунуть из нее нос. Выйти из зоны комфорта становится все труднее и труднее, границы на­шего существования утверждаются незыблемо. Зона ком­форта превращается в рутину жизни — специфический


набор приемлемых людей, мест, вещей, мыслей, которые становятся нашей жизненной территорией.

Утратив любознательность, мы утрачиваем и способ­ность к творчеству. Жизнь, в которой каждое событие запрограммировано, не дает пищи для творчества, не дает новых идей, способных «подкормить» творческий дух. Поглотившая нас рутина не позволяет встречаться с новыми людьми или хотя бы слышать о новых веяниях. Она не поставляет новой информации и поэтому не спо­собна навести вас на блестящую мысль.

Представьте себе, как бы выглядел наш мир, если бы в свое время некоторые люди не проявили любопытства:

• Если бы Ньютон, поглядев на упавшее яблоко, просто вяло подумал: «Что это было?», то кто открыл бы За­кон всемирного тяготения?

• Если бы бактериолог Александр Флеминг после того, как уронил немного хлебной плесени в бактериальную культуру, просто помыл все чашки Петри в своей лабо­ратории и из любопытства не заглянул в микроскоп, то кто открыл бы пенициллин?

• Если бы химик Рой Ппанкетт не заинтересовался истин­ными причинами испарения газа из запаянного контей­нера, то кто изобрел бы тефлон?

• Если бы любопытство Эдвина Лэнда не было подстег­нуто нетерпением его трехлетней дочери в ожидании изготовления снимков, то кто изобрел бы моменталь­ную фотографию?

• Если бы Питер Ходжсон согласился с мнением всего научного мира, что компания «.General Electric» ничего не сможет сделать с необычным кремниевым соедине­нием, то разве имели бы мы сейчас изделия из сили­кона?

• Если бы Перси Спенсер, постояв перед работающей радарной установкой и обнаружив в кармане растаяв­шую шоколадку, просто отнес бы испачканные брюки в чистку, то кто создал бы микроволновую печь?

• Если бы инженер ВМС США Ричард Джеймс не обра­тил внимания на поведение брошенной плоской пру­жины, то поколения детей были бы лишены радости

игры в спинки (разноцветные пружинки из мягкой пластмассы, способные «передвигаться»)!

Понять суть любопытства помогает образ воронки: в горлышке воронки находится вся масса информации, на­копленная вами в течение жизни. Она отфильтрована в вашем сознании и доступна при необходимости. Это есть то, что я знаю.

В широкой части воронки находится та информация, о которой вы знаете только то, что она существует, но ее предстоит изучить, чтобы внести в свою базу данных. Это есть то, что я знаю, что этого я не знаю.

Выше воронки и далее во всем пространстве космоса находится огромнейшая масса информации, о которой вы не имеете ни малейшего представления. Это все знание и вся мудрость Вселенной. Это есть то, про что я не знаю, что этого я не знаю.

Любознательность — это процесс исследования того, что находится выше горлышка воронки. Чем больше ин­формации протекает через воронку, тем эффективнее подпитывается дух творчества.

OffllCfUftifiOCffIb:

ш<5кос^1ь мышления и ^валсшнельное OlfiHOtueuue ко всем^ новому

Подобно любопытству, открытость всему новому есть жизненно важное средство поддержания творческого духа, так как именно такая открытость позволяет нам воспри­нимать новые идеи и включать их в сферу своего мышле­ния. Если вы будете всегда придерживаться старых про­веренных представлений, то вы никогда не сможете выйти за установленные рамки.

Открытость ведет нас на тот перекресток, где встреча­ются творчество и новаторские идеи. Творческие натуры открыты для новых представлений, людей, мест, вещей.

2 Зак. 28


Творчество расцветает, когда питается мыслями других людей. Если вы отвергаете, осмеиваете или игнорируете чу­жие мысли, то вы никогда не сможете выйти из своей зоны комфорта и исследовать широкий мир за ее пределами.

По странной иронии судьбы, открытость новому дается людям заметно труднее, чем любознательность. Люди вро­де бы и хотят что-то исследовать, но как только наталки­ваются на новое понятие, которое им не нравится, они не­медленно замыкаются и отвергают его; они отталкивают все новое, не допуская его до своего разума и сердца. Но­вые идеи подобны страшным снам: они непонятны и в то же время угрожают каким-то глубинным устоям наших верований и представлений и потому пугают. Говоря язы­ком конкретных цифр, человеку требуется в среднем только десять секунд, чтобы начать высказывать причины, по которым новое не будет работать.

Вспомните, когда вы в последний раз повстречались с чем-то ранее неизвестным, попробовали новое блюдо экзо­тической кухни, посетили незнакомое место? Скажите, вы восприняли это или сразу же отвергли только потому, что эти явления не смогли вписаться в вашу зону комфорта?

Открытость новому проявляется также и в способности распознавать счастливые совпадения в жизни. Закрытый ум часто проходит мимо судьбоносных встреч и событий, которые могут впоследствии обернуться открытиями и изобретениями. (В следующей главе обратите внимание на рассуждение о синхронности.)

Т^сиЯовнос/нь ^шсковсиЯь:

ерл tfloto 4fflo^bi вышЯи из зоны. класфо^г^1а, fiifte^ifettlcsi аирсес/ЯвоУ

Творчество требует риска. Без желания рисковать большинство творческих начинаний закончились бы кра­хом. Писатель рискует, когда отдает свое произведение в

печать и отправляет в торговую сеть; художник рискует, выставляя свои картины; актер рискует, выходя на сцену. Предприниматель рискует своим капиталом и репутаци­ей, начиная новый проект.

Риск тесно связан с зоной комфорта. Если вы терпимо относитесь к риску, то вы позволяете себе покидать зону комфорта и выходить в широкий мир, где вас ждут но­вые встречи, идеи, информация. Если вы боитесь риско­вать, то постоянно пребываете в зоне комфорта, недо­ступной для потенциальных проблем, которые могут подвигнуть вас на какие-нибудь эксперименты. Творче­ский риск можно поделить на несколько категорий:

Прыжок в темноту. Этот тип риска ощущается ин­стинктивно, на уровне кишечного тракта. Он возника­ет при таких видах деятельности, которые способству­ют выделению адреналина, например, различные спор­тивно-авантюрные предприятия (прыжки ) с парашютом или сплав по реке на плоту) и общественная деятельность (публичные выступления).

Искушение судьбы. Вы вроде и хотите сотворить нечто новое, но ранее вы уже потерпели фиаско на этом поприще и по­тому считаете, что изначально обречены на неудачу. Даже если разум убеждает вас в том, что бояться нечего, душа продолжает твердить свое.

Все поставить на карту. Этот вид риска связан с возможностью в результате творческой попытки полу­чить или потерять большие деньги. Люди, не склонные рисковать, предпочитают вкладывать деньги консерва­тивно, но есть и любители высоких ставок.

Стать посмешищем. Этот вид риска связан с боязнью стать объектом осмеяния или осуждения. Многие творче­ские предприятия связаны с необходимостью выставлять свою работу на суд публики. Любители риска относятся к этому спокойно, но те, кто не любит рисковать, робеют.


Даже крупные компании иногда рискуют, а иногда стараются избежать риска. Так, корпорация «Apple Computer» довольно смело разработала и внедрила совер­шенно новую систему, шедшую вразрез с традиционным подходом, однако несколько позже проявила излишний консерватизм, отказав в праве другим производите­лям совершенствовать операционную систему Macintosh. Стремление «Apple Computer» защитить созданную ими операционную систему побудило компанию «Microsoft» разработать конкурирующую под названием Windows, которая впоследствии и захватила рынок персональных компьютеров.

ЭнфША: ffiunMieO ^1Я /Ш^О/ЯЫ

и иафа с/ля ст^гаопи

И наконец, последнее качество, необходимое для под­держания духа творчества — энергичность. Энергия — это искра зажигания для вас. Без достаточной умст­венной энергии результаты вашего творчества могут пострадать от недостатков, порожденных неверными рассуждениями и ущербным мышлением, и как след­ствие, не будут внедрены в жизнь. Без достаточной физической энергии ваши творческие идеи так и будут пылиться на полке. В некотором смысле все творчество есть энергия, поскольку идеи, составляющие ваше твор­ческое мышление, суть набор электрических импульсов вашего мозга. Без энергии волн мозга творчество невоз­можно.

Термином энергия определяется также степень страс­ти, которую вы вкладываете в творчество. Если вы увле­чены проектом или вносите много личного в порученное вам дело, то чувствуете ответственность и воодушевле­ние. Вы способны сконцентрировать именно ту энергию, которая необходима для выполнения работы, и это воздает­ся вам сторицей. Чем больше вы любите свое дело, тем

больше энергии ему отдаете и тем более творческим оно становится. Если вы не энергичны, то весь процесс превра­щается в борьбу и творчество умирает.

Доктор Михали Шикшентмихали из Чикагского уни­верситета определил состояние высокой энергии как критическую составляющую интеллектуального и твор­ческого успеха. В результате сложнейших исследований он пришел к выводу, что человек выполняет работу бо­лее успешно, если входит в- состояние, близкое к тому, что испытывает пловец, подхваченный водным потоком. Когда человек находится «на гребне волны», его энерге­тический уровень очень высок, и это способствует обо­стрению его мышления и собранности. Человек в таком состоянии не нуждается в передышке, не знает сомне­ний, он действует как бы инстинктивно.

Подумайте, что вы умеете делать по-настоящему хо­рошо: в спорте, в искусстве, в музыке, в чем-то ином... В такие моменты, когда вы увлечены предметом своей дея­тельности, вас подхватывает течение, и вы способны ре­агировать и отвечать только на то, что необходимо — без сознательного осмысления.

Достижение такого состояния является важным эле­ментом творчества. Вы как бы сливаетесь со своим де­лом, вы полностью поглощены работой, вы не соверша­ете ошибок, вы продуктивны и полны вдохновения.

МИНИ-СЕМИНАР

Оцените свое творческое А.З).У.О. и otefnitUHle сооаЯвеннцю зош/ icoMi/ioftiHa.

Часть I. Оцените свое творческое Я.Д.Р.О.

Любознательность. По шкале от 1 до 10 оцените, насколь­ко вы любопытны. 1 балл соответствует низкому уровню любопытства, 10 баллов означают, что вас интересует широ­кий спектр вопросов.

Запишите ответ _________


Открытость новому. По шкале от 1 до 10 оцените, на­сколько вы открыты. 1 балл соответствует низкому уровню открытости, 10 баллов означают, что вы восприимчивы и от­крыты новым людям и новым идеям.

Запишите ответ _________

Готовность рисковать. По шкале от 1 до 10 оцените, на­сколько вы готовы рисковать. Поставьте себе 1 балл, если вы всеми силами избегаете риска, и 10 баллов, если вы привет­ствуете всякий риск как средство перемен.

Запишите ответ _________

Энергичность. По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы энергичны. 1 балл соответствует низкому уровню энергично­сти, 10 баллов означают, что вы вкладываете всю душу в ваши занятия.

Запишите ответ ________

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

10 способов освободить ваш творческий гений

На сайте allrefs.net читайте: "10 способов освободить ваш творческий гений"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИНИ-СЕМИНАР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва • Харьков • Минск 1997
Джордан Айян ЭВРИКА! 10 способов освободить ваш творческий гений Серия «Тренировка ума» Перевела с английского Л. Царук Главный ред

Часть II
Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас раз­вито творческое мышление (креатив

Непостоянство
энтузиазм разносторонность открытость ума Итак, какие же качества отличают творческую лич­ность? Вас ждет сюрприз. Именно те качества, которые вы выделили! Ну а если боле

Часть II. Нарисуйте свой футляр, из которого надо выбраться
Предложенный график позволит вам изобразить свое твор­ческое Я.Д.Р.О. в виде квадрата. Из углов центрального квад­рата исходят четыре диагонали, разбитые на десять'равных от­резков. Каждая диагонал

Ю ctfifuufleuui cj^ /гсиишфенил вашего ^о/гчес/сого Л.З).У.О.
Ст/гсипешя^ JlocfqeftJfcUJecwfle с&язь С CffUfii4MU MOqbMU Попробуйте вспомнить какой-нибудь случай, когда вы работали вместе с другими в классе, на конференции,

Просыпаясь утром и осмотревшись вокруг, чувствуете ли вы прилив сил? Ложась спать, чувствуете ли вы, что день про­жит не зря?
Способствует ли творчеству эстетический климат вашего рабочего места? Как оно обставлено, оформлено и освеще­но? Приятно ли там находиться? Не делает ли вас ваша работа физически больным?

Скорее да Скорее нет
Вкус. Как вы питаетесь? Какие продукты следует удалить из вашего меню? А какие добавить, чтобы вы чувствовали себя бодрее и энергичнее? Осязание. К чему вы прикасаетесь на ра

МИНИ-СЕМИНАР
Шцза ntfiHeutecfiieuu Если бы вам надо было выбрать только одно место на всем земном шаре, которое, на ваш взгляд, в настоящий момент больше всего повлияло бы на ваше творчество, чт

Часть I
Вспомните, что вы понимали под игрой в детстве. Закрой­те глаза и вообразите себя пяти-, шести- или десятилетним ре­бенком. Что забавляло вас больше всего? Вы строили замки из песка? Ил

Часть III
Запишите пять дел, которыми вы всегда мечтали заняться. Не сковывайте свое воображение никакими ограничения­ми — ни в сложности, ни в деньгах, ни во времени. 1. ___________________________

МИНИ-СЕМИНАР
вам. план. творческого ч/Иения Разработайте персональный пла

МИНИ-СЕМИНАР
Выполнение п^гиш/^шЯем^ных соединений Начните собирать предметы для вашего собственного мешка идей. Загляните в комиссионные магазины, на рас­продажи, блошиные рынки, магазины игруш

Развивайте свой интеллект с помощью
чтения ................................................................................................. 171 Создание плана творческого чтения................. 176

Выпустите на волю свое альтернативное
сознание ........................................................................................... 276 Состояние мозга поддается измерению......... 277 Интуиция

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги