рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни - раздел Искусство,   Йен Стюарт, Вэнн Джойнс ...

 

Йен Стюарт, Вэнн Джойнс

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ

Как мы пишем историю своей жизни

  ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ Природа и определение жизненного сценария Происхождение сценария КАК СЦЕНАРИЙ …

Русский перевод Владимира Данченко (2:463/192.21), 2000

 

 

Глава 10

ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

 

Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами.

Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет.

К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты.

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец. В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной.

Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы скорее всего воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий.

*** Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь.

Возьмите ручку и бумагу и ответьте на приведенные ниже вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову.

Как называется ваша повесть?

Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят.

Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть?

Сохраните свои ответы. Вы сможете обращаться к ним по мере дальнейшего чтения этой главы, посвященной рассмотрению природы жизненного сценария. ***

В повседневной практике жизненный сценарий в ТА обычно называют просто сценарием.

ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

В работе Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге Что вы делаете… Чтобы глубже понять, что такое сценарий, давайте подробно рассмотрим, из чего… Сценарий – это план жизни

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ

(1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже… (2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой… Далее мы рассмотрим эти пункты в свете разработок Стэна Вулламса.[2]

Глава 11

КАК СЦЕНАРИЙ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ

 

Написав в младенчестве историю своей жизни, мы как правило на этом не останавливаемся, и осуществляем написанный нами сценарий, по крайней мере какую-то часть своей взрослой жизни.

В данной главе мы опишем, как можно осуществлять свой сценарий в качестве выигрывающего, проигрывающего или не-выигрывающего. Мы покажем, как люди могут вовлекаться в поведение, положенное им по сценарию, и выходить из сценария, а также объясним, почему для понимания особенностей человеческого поведения важно знать о сценариях.

Сценарий имеет определенное содержание и протекает во времени. Как вы помните, содержание относится к "что", а течение во времени – к "как".

По содержанию ваш сценарий не похож ни на какой другой. В этом смысле он так же неповторим, как отпечатки ваших пальцев. С другой стороны, протекает он, по-видимому, по одной из нескольких ясно очерченных схем. Таких схем относительно немного, и все они будут рассмотрены ниже в этой главе.

ВЫИГРЫШНЫЙ, ПРОИГРЫШНЫЙ И БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

выигрышные проигрышные или роковые безвыигрышные или банальные. [1] Выигрышный сценарий По определению Берна, "выигрывающий" – это "тот, кто достигает заявленной цели" ("...и в…

СЦЕНАРИЙ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Почему мы так поступаем? Почему продолжаем придерживаться детских решений в нашей взрослой жизни? Главная причина состоит в том, что мы все еще… Когда мы действуем по сценарию, то обычно не сознаем, что воспроизводим свои… В какой именно момент человек включится в сценарий, точно предсказать нельзя. Однако имеются два фактора, наличие…

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОНИМАТЬ СЦЕНАРИЙ

Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях, когда мы… Например, рассматривая в последующих главах этой книги игры, мы обнаружим, что… Теория сценария дает следующий ответ: мы делаем это, чтобы подкрепить свой сценарий и способствовать его…

СЦЕНАРИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Ваш жизненный путь является результатом взаимодействия четырех факторов: наследственности внешних событий сценария самостоятельных решений. Мои физические данные определяются преимущественно моей генетической наследственностью. Она может в какой-то мере…

Глава 12

ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

 

Берн предположил, что на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные убеждения на свой счет и насчет окружающих его людей... Эти убеждения, которые он по-видимому проносит через всю оставшуюся жизнь, можно подытожить следующим образом:

(1) Я ОК или
(2) Я не-ОК;
(3) Ты ОК или
(4) Ты не-ОК".

Объединив все возможные комбинации этих убеждений, мы получим четыре утверждения о себе и других людях:

(1) Я ОК, ты ОК;
(2) Я не-ОК, ты ОК;
(3) Я ОК, ты не-ОК;
(4) Я не-ОК, ты не-ОК.

Эти четыре точки зрения получили название жизненных позиций.[1] Некоторые авторы называют их основополагающими позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями. Они отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности, которую он усматривает в себе и других людях. Это нечто большее, нежели просто мнение о своем или чьем-либо поведении.

Приняв одну из этих позиций, ребенок как правило начинает подстраивать под нее весь свой сценарий. Берн писал: "В основе каждой игры, каждого сценария и каждой человеческой судьбы лежит одна из этих четырех фундаментальных позиций".

Ребенок, который принял на позицию "Я ОК, ты ОК", скорее всего будет строить выигрышный сценарий. Он находит, что его любят и рады его существованию. Он решает, что родителей можно любить и им можно доверять, а впоследствии распространяет этот взгляд на людей в целом.

Если младенец занимает позицию "Я не-ОК, ты ОК", он скорее всего будет писать банальный или проигрышный сценарий. В соответствии с этой основополагающей позицией, он будет обыгрывать в сценарии свою роль жертвы и свои проигрыши другим людям.

Позиция "Я ОК, ты не-ОК" может создать основу для казалось бы выигрышного сценария. Но такой ребенок убежден, что ему нужно возвышаться над другими, а их держать в униженном положении. Какое-то время это может удаваться ему, но лишь ценой непрерывной борьбы. Со временем окружающие его люди устанут от своего униженного положения и отвернутся от него. Тогда он из якобы "выигрывающего" превратится в самого что ни на есть проигрывающего.

Позиция "Я не-ОК, ты не-ОК" представляет собой наиболее вероятную основу для проигрышного сценария. Такой ребенок пришел к убеждению, что жизнь пуста и безысходна. Он чувствует себя униженным и нелюбимым. Он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не-ОК. Так что его сценарий будет вращаться вокруг сцен отвержения других и собственной отверженности.

Происхождение жизненной позиции

В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций.

Берн считал, что "...позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с тем, чтобы оправдать решение, основанное на более раннем опыте". Иными словами, по Берну, сперва идут ранние решения, а затем ребенок принимает жизненную позицию, создавая тем самым картину мира, которая оправдывает ранее принятые решения.

Например, младенец, который еще не научился говорить, может принять следующее решение: "Никогда больше не рискну кого-то любить, так как Мама показала, что не любит меня". Позже он оправдывает это решение с помощью убеждения "меня никто не полюбит", что переводится как "Я не-ОК". Если отец нашлепал маленькую девочку, она может решить: "Никогда больше не буду доверять мужчине, так как Папа плохо со мной обращается". Впоследствии она распространяет это решение на всех остальных мужчин в форме убеждения "мужчинам доверять нельзя", то есть "ты (они) не-ОК".

С точки зрения Клода Стайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше. Он возводит их истоки к первым месяцам кормления ребенка. По Стайнеру, позиция "Я ОК, ты ОК" отражает комфортную атмосферу взаимозависимости между ребенком и кормящей матерью. Он приравнивает ее к позиции "фундаментального доверия", описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном. Это такое "...положение вещей, когда младенец чувствует, что он находится в единстве с миром, а все находится в единстве с ним".

Стайнер полагает, что все дети начинают с позиции "Я ОК, ты ОК". Ребенок меняет позицию только тогда, когда что-то нарушает гармонию его взаимозависимости с матерью. Например, когда ребенок ощущает, что мать перестает оберегать его и принимать так безусловно, как делала это в первые дни. Некоторые младенцы само рождение могут воспринимать как угрозу изначальной гармонии. В ответ на появление в его жизни всякого рода неудобств, ребенок может решить, что он не-ОК, или что другие не-ОК. Он переходит из Эриксоновского состояния "фундаментального доверия" в состояние "фундаментального недоверия". И затем, на основе этого фундаментального представления о себе и других людях, ребенок начинает писать сценарий своей жизни.

Таким образом, Стайнер согласен с Берном в том, что жизненная позиция "оправдывает" сценарные решения. Однако, по Стайнеру, сначала принимается жизненная позиции, а уже после нее – сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК

Франклин Эрнст разработал метод анализа таких переходов. Он назвал его ОК-Участком (рис. 12.1).[2] Вместо термина "ОК" Эрнст использует выражение "для меня…

Рис. 12.1. ОК-Участок

Верхний полюс вертикальной оси Участка соответствует "Ты ОК", нижний – "Ты не-ОК". По горизонтальной оси справа мы имеем "Я ОК", слева – "Я не-ОК". Каждый из четырех квадратов соответствует какой-то жизненной позиции.

Для краткости "ОК" в литературе по ТА нередко обозначают знаком "+", а "не-ОК" – знаком "-". Слово "ты" иногда также сокращают до буквы "Т". Четыре жизненные позиции при этом принимают следующий вид: Я+Т+, Я-Т+, Я+Т-, Я-Т-.

На рис. 12.1 представлен один из вариантов Участка, где каждая из четырех позиций имеет свое название. На первоначальной диаграмме Эрнста этих названий не было, но они нередко используются другими авторами.

Франклин Эрнст указывает, что каждая из детских позиций представлена во взрослой жизни в форме определенного социального взаимодействия. Он называет последнее "операцией". Названия этих операций приводятся на схеме Участка. Когда мы осуществляем какую-то из этих операций бессознательно, в состоянии Ребенка, то делаем это, как правило, чтобы обеспечить сценарное "оправдание" соответствующей жизненной позиции. Однако у нас есть и другая возможность – мы можем перейти в состояние Взрослого и осуществить любую из этих операций сознательно. Благодаря этому социальное взаимодействие может привести к желательным для нас результатам.

Я ОК, ты ОК: включение во взаимодействие

Я только что пришел на работу. На пороге меня встречает начальник с кипой бумаг. "Вот отчет, которого мы так ждали, – говорит он. – Я отметил для вас некоторые пункты. Не могли бы вы просмотреть их и сообщить о результатах?" "Хорошо, – отвечаю я, – будет сделано".

Соглашаясь выполнить просьбу начальника, я решил для себя, что достаточно компетентен для выполнения этой задачи и она мне нравится. Я нахожу, что начальник изложил свою просьбу вежливо и обоснованно. Таким образом, я занимаю позицию "Я ОК, ты ОК". На уровне социального взаимодействия мы с начальником включились в общее дело.

Каждый раз, когда я взаимодействую с людьми из этой позиции, я подкрепляю свое убеждение в том, что я и другие ОК.

Я не-ОК, ты ОК: уход от взаимодействия

Я сажусь за стол и открываю первую страницу отчета. Краем глаза я вижу, что кто-то ко мне направляется. Это один из моих коллег. Он имеет озабоченный вид. Поскольку я уже знаком с этим выражением его лица, мне не трудно догадаться, зачем он пожаловал. Он собирается бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета и не слушать его. Когда он подойдет к моему столу и откроет рот, я могу выбрать одно из двух: действовать по сценарию или ответить ему из состояния Взрослого.

Сценарная операция: Допустим, я включаюсь в сценарий и занимаю позицию "Я не-ОК, ты ОК". Я говорю себе: "Я не в состоянии ему помочь. Мне это не по плечу. Но ему-то что, он будет просто говорить и все. Нужно сматываться отсюда!" Я напрягаю пресс и покрываюсь испариной. Не слушая, о чем говорит коллега, я бормочу: "Прости, Джим, мне нужно выскочить в туалет!" – и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, я сбрасываю напряжение, издавая облегченный вздох. Я ушел от Джима по сценарию. Поступив так, я подкрепил убеждение моего Ребенка в том, что Я не-ОК, а другие ОК.

Взрослая операция: Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: "В данный момент я не хочу слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Однако если он заговорит, его уже не остановишь. Думаю, лучше всего будет выйти из пределов его досягаемости". Едва Джим открывает рот и начинает произносить свою первую жалобу, я говорю: "Да, Джим, плохи дела. Но я сейчас занят. Как раз собрался идти в библиотеку, проверить кое-какие данные по этому отчету. Надеюсь, у тебя все получится". Я собираю бумаги и выхожу. С помощью Взрослого я сознательно избрал операцию ухода.

Я ОК, ты не-ОК: избавление от взаимодействия

Через десять минут я с чашкой кофе возвращаюсь в кабинет и углубляюсь в изучение отчета. Дверь опять открывается. На сей раз это мой помощник. Выглядит он удрученно. "Боюсь, у меня плохие новости, – говорит он. – Помните, вы поручили мне распечатать материалы? Я закрутился и забыл вовремя сдать их в печать. А теперь принтер занят. Что мне делать?"

Сценарная операция: Я могу ответить ему из позиции "Я ОК, ты не ОК". Покраснев, я говорю резким голосом: "Что вам делать? Выправлять положение, вот что вам делать! Не желаю больше ничего слышать, пока материал не будет лежать на столе, понятно?" При этом пульс у меня повышается и я буквально киплю от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: "Ни на кого в наше время положиться нельзя, все самому делать приходится!" Я избавился от помощника, создавая сценарное "оправдание" своему убеждению в том, что я ОК, а другие – нет.

Взрослая операция: Я отвечаю помощнику; "Что ж, ваша задача состоит в том, чтобы поправить положение. Сейчас у меня срочная работа. Так что поищите возможность распечатать материалы как можно скорее где-нибудь в другом месте. Жду вас к четырем, доложите о результатах". Я вновь склоняюсь над отчетом, давая понять, что разговор окончен. Я избавился от помощника, так что теперь могу заниматься своим делом, причем мы оба остаемся ОК.

Я не-ОК, ты не-ОК: невовлечение во взаимодействие

Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дому: "Произошло нечто ужасное! Лопнула труба, и пока мне удалось отключить воду, залило весь ковер!"

Сценарная операция: В этом случае я могу занять позицию "Я не ОК, ты не ОК". Я говорю себе: "С меня довольно. Это выше моих сил. И на жену положиться нельзя. Все без толку". Я стону в телефонную трубку: "Послушай, это уже выше моих сил. И без того денек выдался, это уж слишком". Не дожидаясь ответа, я кладу трубку. Я чувствую себя выжатым и подавленным. В глубине души я укрепился в своем убеждении, что я и все остальные – не ОК.

Взрослая операция: Решив остаться в состоянии Взрослого, я отвечаю: "Послушай, все уже позади. Подожди, пока я вернусь. А там посмотрим, что мы можем сделать". Я избрал операцию невовлечения.

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

"Я ОК, ты ОК" – это здоровая позиция. При этом я участвую в жизни и разрешении жизненных проблем. Я действую с целью достижения желаемых… Детская позиция "Я ОК, ты не-ОК" означает, что я буду проживать свой… Если я в младенчестве занял позицию "Я не-ОК, ты не-ОК", мой сценарий будет разыгрываться преимущественно из…

Рис. 12.2. Пример участкограммы

 

 

 

Глава 13

СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МАТРИЦА СЦЕНАРИЯ

 

Как вы уже знаете, жизненный сценарий состоит из ряда решений. Эти решения принимаются ребенком в ответ на сценарные послания о себе, других людях и мире в целом. Сценарные послания исходят главным образом от родителей ребенка.

В данной главе мы рассмотрим природу сценарных посланий и способы их передачи. Мы познакомимся с моделью "матрицы сценария", которой представляет собой стандартный метод анализа посланий, лежащих в основе любого сценария.

СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МЛАДЕНЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ВИДЫ СЦЕНАРНЫХ ПОСЛАНИЙ

Как вербальные, так и невербальные послания могут включать в себя элемент для подражания. Вербальные послания могут передаваться в форме указаний или оценочных… Вербальные и невербальные послания

МАТРИЦА СЦЕНАРИЯ

У ваших матери и отца также были состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они посылали вам сценарные послания из этих трех состояний Я. Принимая такое послание, вы "подшивали" его к какому-то из своих собственных состояний Я. Исходя из этого, Клод Стайнер разработал одну из важнейших моделей ТА – матрицу сценария. Она показана на рис. 13.1.[3]

Рис. 13.1. Матрица сценария

Послания, исходящие из состояния Родителя отца и матери, называются предписаниями ("контрзапретами") и составляют часть содержания вашего Родителя.

Усвоенные путем подражания послания Взрослого родителей или послания "о том, как", адресованные Взрослым родителей Взрослому ребенка, образуют программу.

Послания, исходящие из состояния Ребенка отца и матери, могут быть двух видов: запретительными и разрешительными. Они входят в состав содержания вашего состояния Ребенка.

Схемы матрицы сценария у разных авторов различаются мелкими деталями. Выше приведена ее сводная версия.

Предписания ("контрзапреты")

Первоначально эти послания от Родителя к Родителю были названы "контр-запретами", так как считалось, что они "идут вразрез" с последними. В настоящее время мы знаем, что иногда такие послания в самом деле могут противоречить запретам, но столь же часто могут и подкреплять их или не иметь к ним никакого отношения. Тем не менее первоначальный термин прижился и используется до сих пор.

Контрсценарий представляет собой совокупность решений, принятых ребенком в соответствии с контрзапретами или, попросту говоря, предписаниями. Предписания состоят из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Все мы получаем тысячи подобных предписаний от родителей и родительских фигур. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!"
"Не капризничай!"
"Будь хорошей девочкой!"
"Много работай!"
"Ты должен быть лучшим в классе!"
"Врать плохо."
"Не выноси сор из избы."

Мы используем наш контрсценарий большей частью в положительном ключе, облегчая с его помощью себе жизнь и благополучно вписываясь в общество. Взрослыми людьми нам не нужно думать, прилично ли будет отрыгивать за столом или бросать объедки через плечо; знание об этом уже заложено в нашем положительном контрсценарии. Подобным же образом мы не перебегаем дорогу перед идущим транспортом и не суем руки в огонь.

Тем не менее, у большинства из нас есть несколько контрсценарных посланий, которые мы решили использовать в составе отрицательного сценария. Предположим, в уме у меня крутится Родительское предписание: "Много работай!" Я могу следовать ему, чтобы преуспеть в школе и институте. Я могу продолжать много работать и в своей профессиональной сфере, достигнув благодаря этому высокого положения. Однако благодаря этому предписанию я могу также "сгореть на работе". Ради работы я могу пожертвовать отдыхом, здоровьем и друзьями. Если у меня роковой сценарий, я могу использовать предписание "много работай" для приближения развязки в форме язвы желудка, высокого давления или сердечного приступа.

Существуют пять предписаний, которые играют в контрсценарии особую роль. Вот они:

Будь Совершенным/Совершенной
Будь Сильным/Сильной
Упорно Пытайся
Нравься (другим)
Торопись.

Они называются директивными посланиями или просто директивами (досл. "драйверами", "тем, что ведет" – прим. пер.). Термин "директива" используется потому, что ребенок ощущает настоятельную необходимость следовать этим предписаниям. Он убежден, что пока руководствуется директивой, он ОК. Упомянутые пять посланий входят в контрсценарий каждого человека, но в разных пропорциях. Когда я внутренне прислушиваюсь к директивному посланию, я непроизвольно демонстрирую типичный набор поведенческих проявлений, предписанных данной директивой. Соответствующие пять форм директивного поведения у всех людей одинаковы. Изучая директивные поведенческие проявления человека, можно с уверенностью предсказать некоторые важные черты его сценария. Более подробно мы рассмотрим директивы в следующей главе.

Программа

Программа состоит из посланий о том, как делать то или иное. При заполнении матрицы сценария мы начинаем эти послания со слов "вот как..." Каждый из нас усвоил тысячи таких программных посланий от родителей и родительских фигур. Например, "Вот как...

считают до 10
пишется твое имя
делают кашу
завязывают шнурки
ведет себя мужчина (женщина)
понравиться
стать первым учеником в классе
скрывать свои чувства".

Как и в случае контрсценария, большую часть наших программных посланий мы используем в конструктивном, положительном ключе. Но мы можем нести в себе также какие-то отрицательные программы. Например, мальчик может научиться, подражая отцу, "как трудиться в поте лица, надорваться и умереть молодым". Маленькая девочка может научиться у матери, "как не давать волю чувствам и прожить остаток своих дней в глубокой депрессии."

На схеме матрицы эти отрицательные программы точнее было бы изобразить как послания, которые исходят из зараженного Взрослого родителя и запечатлеваются в зараженном Взрослом ребенка. Многие из посланий "о том, как" также лучше было бы рассматривать в качестве содержания Маленького Профессора (В1) родителя, которое запечатлевается в В1, а не В2 ребенка. Но такие подробности на схеме обычно не указываются.

Запрещения и разрешения

Представьте мать и ее новорожденное дитя. Ухаживая за ним, она может воспроизводить послания, запечатленные в ее состоянии Родителя, например: "Детей нужно защищать. Ребенок ни в чем не должен нуждаться". Большую часть времени она может находиться в состоянии Взрослого, следуя тем приемам ухода за ребенком, о которых она прочитала в книгах. Но что происходит в ее состоянии Ребенка?

Когда мать возвращается в прошлое и припоминает свое детство, у нее может возникать чувство: "Вот здорово! Появился еще один малыш, и с ним можно поиграть!" Обмениваясь поглаживаниями с ребенком, она может испытывать радость подобную той, которую испытывала при обмене поглаживаниями в детстве. Улавливая ее невербальные послания, младенец может заключить: "Мама хочет меня и ей нравится, что я к ней прикасаюсь."

Говоря языком сценария, мать дает своему младенцу разрешения, – в данном случае разрешение существовать и разрешение прикасаться.

Но Ребенок матери может чувствовать и нечто иное: "Это опасно. Появился новый малыш, теперь он наверняка будет в центре внимания. А если оно мне понадобится? Хватит ли на всех внимания?" Воспроизводя эти нецензурированные чувства и потребности времен своего собственного младенчества, мать может быть напугана появлением новорожденного и злиться на него. В глубине своего состояния Ребенка она может захотеть избавиться от младенца или даже убить его.

Скорее всего, она совершенно не будет сознавать этих чувств. В своем сознании и с точки зрения любого внешнего наблюдателя она будет любящей и заботливой матерью.

Но младенец читает ее чувства, как открытую книгу. Тонко различая невербальные сигналы, он улавливает страх и гнев Мамы. Со временем он может прийти к выводу: "Мама не хочет, чтобы я к ней прикасался. На самом деле она хочет, чтобы меня и близко не было".

Эти отрицательные послания, исходящие от Ребенка родителя, служат примерами запретов. В данном случае мы имеем запрет на существование и запрет на прикосновение ("не существуй" и "не прикасайся").

Будучи взрослым, каждый из нас несет в себе определенный набор запретов и разрешений, запечатленных в нашем состоянии Ребенка. Решения, которые мы принимаем в ответ на эти послания, служат основной составляющей фундамента нашего жизненного сценария. Весь этот комплекс из запретов и разрешений в сочетании с принятыми на их основе ранними решениями иногда называют собственно сценарием.

Отличие запрещений/разрешений от предписаний

Как на практике отличить отрицательное предписание от запрета? Или положительное предписание от разрешения? Они различаются в двух отношениях.

(1) Предписания имеют вербальную природу, тогда как запрещения/разрешения (первоначально) довербальны. Если вы прислушаетесь к тому, что происходит у вас в голове, то сможете услышать ваши предписания, произносимые в форме слов. Нередко вы сможете услышать даже, кто именно из родителей или родительских фигур произнес их вам впервые.

Если вы поступите вопреки предписанию и вновь прислушаетесь, то скорее всего услышите вербальную взбучку от соответствующей родительской фигуры.

Напротив, запреты и разрешения не обязательно слышатся в форме слов. Вы воспринимаете их в форме эмоций и телесных ощущений, которые отражаются затем на вашем поведении.

Если вы поступите вопреки запрету, то скорее всего почувствуете физическое напряжение или дискомфорт. Например, у вас может начаться сердцебиение, вы можете покрыться испариной, или у вас засосет под ложечкой. Как правило, вы находите любые поводы, чтобы избежать поведения, нарушающего запрет. Эти поводы могут казаться вам Взрослыми, но на самом деле представляют собой рационализацию.

Допустим, к примеру, младенцем я усвоил от матери запрет "не прикасайся", и принял решение, что от людей лучше держаться подальше. Теперь, уже будучи взрослым, я принимаю участие в инкаунтер-группе. Ведущий предлагает нам закрыть глаза, найти на ощупь какого-нибудь партнера, и узнать, что это за человек, исследуя ощупью его руку. Я покрываюсь легкой испариной и мой пульс учащается. Почувствовав, что кто-то коснулся моей руки, я открываю глаза и говорю: "Хм. Не вижу смысла в этом упражнении. Для чего оно нужно, как вы думаете?"

Иногда запреты также можно услышать в форме слов. Например, человек, усвоивший запрет "не существуй", может вспомнить, как родители говорили ему нечто вроде "И зачем ты только на свет появился!" или "Чтоб ты сдох!"

(2) Запрещения/разрешения даются в раннем детстве, а предписания позже. Запрещения/разрешения относятся к более ранней стадии развития ребенка, чем предписания. Именно с этим связано их различие как "вербального и довербального". Запрещения и разрешения ребенок усваивает в основном до того, как начинает говорить. Точно указать конечную границу этого периода нельзя. Мы нашли, что запреты продолжают восприниматься вплоть шести-восьми лет. Предписания усваиваются в возрасте от трех до двенадцати лет.

 

 

 

 

Глава 14

ЗАПРЕТЫ И РЕШЕНИЯ

 

Психотерапевты Боб и Мери Гулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем. Они составили список этих двенадцати запретов, который мы приводим далее.[1]

Каждому запрещению соответствует какое-то разрешение. При анализе сценария запреты принято записывать начиная со слова "не", а разрешения – со слова "можно".

Обратите внимание, что "не" и "это хорошо" – не просто противоположности. "Не" выражает полный запрет, указание что-то не делать. С другой стороны, выражение "это хорошо" не содержит в себе указания что-то делать. Напротив, оно предлагает человеку, принимающему данное послание, самому решить: делать это или не делать.

Важно учитывать также, что наименования запретов и разрешений представляют собой лишь вербальные метки, применяемые для удобства в ходе анализа сценария. Как таковые, запрещения и разрешения передаются ребенку главным образом по невербальным каналам.

ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПРЕТОВ

Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и… Возможно, вы припоминаете, как кто-то из родителей когда-то говорил вам нечто… Зачем родители запрещают жить собственному ребенку? Как правило, это происходит потому, что родитель в состоянии…

ЭПИСЦЕНАРИЙ

Например, мать, на которую в детстве наложили запрет "Не Живи", может впоследствии наложить его на сына или на дочь. В своем Маленьком… Иногда эписценарий может принимать форму семейной задачи или семейного… Его супервизор обнаружил это и молодой человек сам стал клиентом психотерапевта. Благодаря анализу своего сценария он…

КАК РЕШЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ЗАПРЕТАМИ

Предположим, маленький мальчик получил от матери в наследство запрет "Не Живи". Он может принять его буквально и безоговорочно, кончив… Или ребенок может принять магическое решение сместить воздействие запрета… Магическое решение может принять и такую форму: "Если я смогу перестать жить так, как живут нормальные люди, то…

Рис. 14. 1. Частичная матрица сценария Джека

Как видите, от Мамы Джеку достался запрет на жизнь. Главная задача Маленького Профессора Джека состоит в том, чтобы найти способ остаться в живых. Как он может это сделать?

Один способ состоит в том, чтобы прикрыть запрет на жизнь каким-то контрзапретом. Джек может воспользоваться маминым контрзапретом "Много работай!" и принять следующее компромиссное решение: "Пока я много работаю, я могу оставаться в живых".

Какие это будет иметь вероятные последствия для Джека-взрослого? Скорее всего, он станет человеком, который все делает, не жалея сил. На работе его будут считать неутомимым тружеником. Занимаясь спортом, он может много работать в тренировочном зале. В личных отношениях он будет много работать над тем, чтобы быть интересным собеседником, а в половой жизни скорее всего будет много работать над тем, чтобы удовлетворить партнера.

Предположим теперь, что у Джека повысилось давление, образовалась язва желудка или появились другие симптомы стресса. Он решает работать не так много. Возможно, он сокращает свой рабочий день или перепоручает какие-то задания другим людям. До поры до времени все идет прекрасно. Но, как это ни странно, Джек обнаруживает, что ему очень трудно удерживаться в рамках нового образа жизни. Почти непроизвольно он заполняет свой отдых новыми делами. Через неделю-другую он начинает воспринимать их настолько серьезно, что заставляет себя работать больше прежнего. Что происходит?

Оказывается, Джек нарушил динамический баланс своего сценария. Сознательно он считает, что сделал верный шаг, сняв с себя часть обязанностей по работе. Однако его Маленький Профессор, которого он не сознает, воспринимает это изменение как угрозу для жизни. Его сценарное убеждение таково: "Теперь, когда я перестал много работать, я должен слушаться Маму, а она говорит, чтоб я сдох". Не удивительно, что в скором времени он находит поводы, чтобы начать перетруждаться вновь.

Как было сказано, Джек прикрыл Мамин запрет "Не живи" контрзапретом "Много работай". Начиная работать меньше обычного, он раскрывает этот запрет.

Нередко такая организация сценария приводит к парадоксальным результатам. Продолжая много работать, Джек следует стратегии Маленького Профессора, рассчитанной на то, чтобы остаться в живых. Но изматывая себя из года в год работой, он может умереть от сердечного приступа или стать инвалидом по болезни, утратив работоспособность. К этому исходу приводит сама организация сценария, призванная служить защитой против роковой развязки.

Чтобы выяснить, что может сделать Джек, чтобы действительно выйти из этого порочного круга, нам нужно понимать динамику его компромиссного решения. Если он решит не перетруждать себя работой, оставив при этом без внимания подспудный запрет на жизнь, то в скором времени наверняка опять станет перетруждаться. Посторонний наблюдатель может счесть, что он "гробит себя" работой. Но Маленькому Профессору Джека это представляется чем-то прямо противоположным, а именно, единственным способом избежать угрозы смерти, которая исходит от Мамы.

Чтобы изъять эту часть сценария, Джеку необходимо сперва разрядить послание "Не Живи". Когда он разрешит себе жить независимо от наложенного Мамой проклятья, то сможет сделать следующий шаг и понизить свою рабочую нагрузку. Теперь он обнаружит, что в самом деле может перестать себя "гнать в шею", и это не вызывает у него никакого дискомфорта.

Запрет прикрывается другим запретом

Запрет на жизнь был не единственным, который достался Джеку от матери. Она также наложила на него запрет "Не Будь Близким". Джек мог воспользоваться этим более легким запретом, чтобы защититься от более тяжелого. Будучи младенцем он мог принять компромиссное решение: "Я вполне могу жить и дальше, если только ни с кем не буду близок".

Став взрослым, Джек сам того не подозревая будет осуществлять это сценарное решение. Окружающие будут находить его физически отстраненным человеком, не склонным делиться своими чувствами. По всей вероятности, ему будет трудно производить или принимать поглаживания, особенно физические.

Джека может не устраивать эта сторона его жизни. Он может чувствовать себя обделенным поглаживаниями или одиноким, и попытается завязать с кем-нибудь более близкие отношения. Но вероятно он не позволит себе поддерживать их сколько-нибудь продолжительное время. Затем он скорее всего найдет способ разорвать их, организовав обстоятельства, которые бы давали повод отвергнуть партнера или быть им отвергнутым.

В своем сознании Джек опечален и расстроен тем, что опять остался один. Но в качестве Маленького Профессора Джек безотчетно вздыхает с облегчением. Продолжив эти отношения, он нарушил бы Мамин запрет "Не Будь Близким", и ему пришлось бы иметь дело с ее убийственным наказом "Не Живи".

Как и в предыдущем случае, если Джек хочет выйти из данной сценарной ситуации и вкусить радость близости, ему нужно сперва преодолеть запрет на жизнь. Он может сделать это, приняв решение жить во что бы то ни было.

Использование одного родителя против другого

Отец не запрещал Джеку жить. Вместо этого он наложил на него более легкий запрет "Не Думай". Последнее позволяет Джеку использовать еще одну младенческую стратегию выживания. Он может решить: "До тех пор, пока я буду играть дурачка для Папы, я не должен буду умирать для Мамы".

Во взрослой жизни Джек может иногда как бы "отключать" мышление. В это время он делает растерянный вид и говорит что-то вроде: "Ничего в голову не лезет. Видно совсем с ума сошел". Не сознавая этого, он держится за Папу, чтобы тот защитил его от смертельного запрета Мамы.

АНТИСЦЕНАРИЙ

Человек может включаться в антисценарий или выходить из него в разные периоды жизни, реагируя на любое сценарное послание. По обыкновению… На первый взгляд может показаться, что она освободилась от своего… Антисценарий можно трактовать как деятельность бунтующего ребенка, которому надоел сценарий и контрсценарий. В рамках…

Глава 15

РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ

 

До сих пор в IV Части книги мы рассматривали, что составляет содержание жизненного сценария. В этой и следующей главе мы рассмотрим, как протекает сценарий, то есть как он осуществляется во времени.

Анализ жизненного сценария обнаружил один удивительный факт. Он состоит в том, что существует, по-видимому, всего шесть основных схем развития сценария. Независимо от того, кто я -- китаец, африканец или американец, -- я буду осуществлять свой сценарий по одной или нескольким из этих шести схем. Мой возраст, пол, образование и воспитание при этом также значения не имеют.

Впервые эти шесть типов или схем развития сценария были перечислены Берном.[1] Впоследствии несколькими теоретиками ТА, особенно Тейби Кейлером, в его классификацию были внесены некоторые изменения.[2]

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Прежде После Никогда Всегда Почти Неопределенный сценарий. Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек… Схема "Прежде"

ОТКУДА БЕРУТСЯ СЦЕHАРHЫЕ СХЕМЫ

Почему сценарий протекает только по шести схемам? Почему они неизменно присутствуют в различных культурах? Неизвестно. Поиск ответов на эти вопросы относится к области перспективным направлений исследований в ТА.

У нас есть некоторые предположения относительно того, как схемы развития сценария передается от родителей к детям. По-видимому, они представляют собой часть контрсценария, и передаются главным образом путем подражания родительскому примеру.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ

Если вы живете в основном по схеме "Прежде", то ломайте ее, позволяя себе веселиться еще до того, как закончили работу. (Дэниел Касриэль… Для человека, который живет по схеме "После", преодоление ее состоит… Чтобы сломать схему "Никогда" решите, чего вы хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете…

Глава 16

ДИРЕКТИВЫ И МИНИСЦЕНАРИЙ

 

В начале семидесятых годов клинический психолог Тейби Кейлер сделал чрезвычайно интересное открытие. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Кейлер стал посекундно фиксировать слова, интонации, жесты, положение тела и выражение лиц своих клиентов. Он обнаружил существование ясно различимых серий поведенческих реакций, которые люди неизменно демонстрировали сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение.

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными.[1]

Дальнейшие исследования показали, что это директивное поведение было частью более широкого поведенческого стереотипа, который Кейлер назвал минисценарием. Последний представляет собой определенную последовательность сценарных поведенческих проявлений, чувств и убеждений, которая проигрывается во временном диапазоне от нескольких секунд до нескольких минут и неизменно начинается с директивных реакций. В течение этого короткого промежутка времени минисценарий воспроизводит схему развития всего жизненного сценария человека. Поэтому проигрывая свой минисценарий, я каждый раз подкрепляю схему развития моего сценария в целом. И напротив, преодолевая свой минисценарный поведенческий стереотип, я каждый раз в какой-то мере подрываю ее силы.

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, вы можете с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, вы за короткое время можете много узнать о человеке. Как распознавать директивы, мы опишем в этой главе. Мы рассмотрим их роль в жизненном сценарии в целом, а также пошаговые механизмы минисценария.

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись. Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций,… Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления…

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА

У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или… *** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в…

ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ

Два типа сценарной схемы "Почти" обнаруживаются у людей, действующих по директиве "Нравься Другим" в сочетании с "Упорно… Почему директивное поведение так тесно связано со схемами развития сценария?… Как сказал об этом Тейби Кейлер, "пять директив представляют собой функциональные проявления не-ОКейных…

ДИРЕКТИВЫ И ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Таким образом, когда я действую по сценарию и присушиваюсь в своем Приспосабливающемся Ребенке к этому Родительскому сообщению, моя жизненная… Об этом говорится, что директивы отражают жизненную позицию, построенную на…

ПЯТЬ ДОЗВОЛЕНИЙ

Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете… Кроме того, вы можете повторять себе это дозволение перед отходом ко сну и… Внимание! Если при утверждении своего дозволения у вас будут возникать отрицательные чувства или ощущение дискомфорта,…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИРЕКТИВ

Сам Тейби Кейлер теперь приходит к мысли, что директивы могут быть отчасти врожденными, то есть являться результатом взаимодействия как природных… Однако все эти предположения пока остаются не более чем догадками. Поэтому…

МИНИСЦЕНАРИЙ

Но эта защита – палка о двух концах. Следуя директиве, я считаю, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До… Проделывая эти шаги, я каждый раз воспроизвожу свой сценарий в миниатюре. Тем… Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием. Она показана схематически на…

Рис. 16.1. Минисценарий

Позиция 1: директива

Минисценарий всегда начинается с директивы. Прислушиваясь к контрсценарному сообщению, которое звучит у меня в уме, я выказываю соответствующие данной директиве поведенческие реакции. Они длятся от полсекунды до семи секунд.

Выполняя директиву я не испытываю никаких эмоций. Мой Приспосабливающийся ребенок считает, что пока я руководствуюсь директивой, я ОК.

Это приводит к двум возможным результатам. Я могу суметь достаточно упорно постараться, поторопиться и т.д., чтобы удовлетворить требования моего Родителя. В этом случае я завершаю директивное поведение. После этого я перехожу либо к несценарному поведению, либо включаюсь в выполнение другой директивы.

В другом случае у меня может оказаться недостаточно сил для выполнения директивы. Я не удовлетворяю условиям ОКейности, которые выдвигает мой внутренний Родитель. Лишаясь этой обусловленной защиты, я считаю, что должен слушаться запрета, от которого защищался с помощью выполнения директивы.

В модели минисценария это обозначается движением от директивы (позиция 1) к одной из трех других позиций. Об этом говорится, что я прохожу через директиву и перехожу в следующую позицию.

Позиция 2: стопор

Допустим, в младенчестве я принял компромиссное решение: "Пока я совершенен, для меня ОК быть частью группы". Представим теперь, что я на какой-нибудь вечеринке. Я беседую с окружающими, всякий раз выполняя директиву "Будь Совершенным". В конце концов мне не хватает сил, чтобы делать все на должном уровне. Возможно, у меня начинает заплетаться язык, я путаю слова или говорю нечто, вызывающее смех.

В связи с этим я прохожу через директиву "Будь Совершенным" и иду дальше. Внутренне я сужу себя: "Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК. Люди вроде меня, у которых ничего не получается, не могут быть частью этой компании". Воспроизводя свое раннее решение не связываться, я вновь испытываю чувство собственной несостоятельности, которое впервые ощутил в детстве, принимая это решение.

В терминах минисценария этот запрет, который я слышу переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. В зависимости от содержания моего сценария, этот стопор может быть представлен любым из двенадцати запретов. Термин стопор используется также для обозначения самой позиции 2.

При переходе из директивы в стопор я меняю жизненную позицию. Я перехожу от директивного "Я ОК, если..." к "Я не-ОК, ты ОК".

Воспроизводя это принятое в связи с запретом раннее решение, я испытываю также связанное с ним неприятное детское чувство, – так называемое вымогательское чувство. Какое именно это будет чувство, зависит от конкретного содержания моего сценария. Все вымогательские чувства во второй позиции отражают жизненную позицию Я-Т+. Некоторые примеры таких чувств приведены на рис. 16.1.

Позиция 3: обвинение

Допустим, в детстве я решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае я могу быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения. Здесь моей жизненной позицией становится "Я ОК, ты не ОК". Я буду испытывать соответствующие этой обвинительной позиции вымогательские чувства. Например, путая слова во время разговора на вечеринке, я могу раздраженно реагировать на людей, которые меня не поняли.

Поначалу Тейби Кейлер назвал эту третью позицию минисценария "мстительным Ребенком". Однако жизненная позиция Я+Т- может быть функционально выражена как из негативного Родителя-Котролера, так и из негативного Приспосабливающегося Ребенка. Поэтому, на наш взгляд, более удачна пересмотренная Кейлером редакция этого названия – Обвинитель.

Позиция 4: отчаяние

Если мой жизненный опыт в раннем детстве привел меня к выводу, что "Я не-ОК, да и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.

В данном случае вымогательские чувства будут отражать мое убеждение, что все в этой жизни тщетно. Я могу испытывать чувство отчаяния, разочарования, беспомощности, безнадежности или безысходности. Если я войду в позицию отчаяния во время разговора на вечеринке, то могу сникнуть и сказать себе: "Да ну, к чему это? По-видимому, я так никогда и не найду общего языка с другими людьми. К тому же они меня все равно не поймут".

В первоначальном варианте эта четвертая позиция называлась у Кейлера завершающей развязкой минисценария. Позже он назвал ее позицией отчаяния, так как далеко не у всех людей минисценарий завершает именно она. Для меня может быть привычным проигрывать минисценарий до стопора или обвинения. Если мне повезло с родителями или я разрешил свои сценарные проблемы с помощью терапии, то могу редко опускаться ниже уровня директивы.

Перемещения в минисценарии

Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения. Например, я могу часто проходить через директиву "Будь Совершенным" и сразу же испытывать раздражение. Я перехожу непосредственно в позицию обвинения. Уделив достаточное время этому сценарию, я обычно на полсекунды перехожу обратно в директивную позицию, после чего возвращаюсь к поведению, не обусловленному сценарием.

Для моей супруги типичным может быть проход через директиву "Нравься Другим" в позицию стопора. Здесь она испытывает вымогательское чувство собственной несостоятельности. Изредка она может переходить из второй позиции в четвертую, где испытывает чувства безнадежности и уверенности в том, что ее никто не любит. Попереживав их некоторое время, она возвращается к чувству несостоятельности и, наконец, покидает минисценарий, быстро проходя через директиву "Нравься Другим".

ЧЕТЫРЕ МИФА

Выполняя директиву, я внутренне воспроизвожу голос негативного Воспитывающего Родителя, который говорит: "Я могу сделать так, что ты будешь… Мой Приспосабливающийся Ребенок откликается на это: "Ты можешь сделать… Возможно, я прохожу через директиву и начинаю испытывать какое-то вымогательское чувство. При этом я слышу голос моего…

– Конец работы –

Используемые теги: Жизненный, Сценарий, Пишем, историю, своей, жизни0.098

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни
Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке… Окаменевшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных… Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает…

БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ
На сайте allrefs.net читайте: "БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ"...

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно путём облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими глубокие уровни в кремнии достигается компромисс между этими… Например, для многих приборов, таких как высоковольтные транзисторы, необходим… V th = (3kT/m) 1/2 » 10 7 см/сек – тепловая скорость носителей s p , s n – сечение захвата электронов и дырок…

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

Дэн Миллмэн - Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность
Предисловие Ответы на жизненные вопросы... Местные правила... Земля это школа а жизнь наша классная комната Учителя могут быть разными...

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно компромисс между этими конкурирующими параметрами достигается путм облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими… Также время жизни является важным параметром для характеризации высокоомного… В программах моделирования полупроводниковых приборов одномерных 1, двумерных 2 решаются стандартные уравнения…

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

философия о жизни смерти и смысле жизни.
Считая, что он родился не по собственной воле, что жизнь ему как бы навязали извне независимо от его желания, человек хочет знать, зачем он пришел в… Многие тысячелетия мыслящие люди стремились решить и решают эту проблему,… Материалистические концепции, соответствующие первой точке зрения, были изложены ещ в Древней Греции Эпикуром 311 370…

Времена года в жизни японцев (Кисэцу)
При этом способе рис сеют весной и затем его ростки в начале лета пересаживают на поля. Под летним солнцем они растут быстро, урожай убирают осенью.… Современные японцы унаследовали подобное отношение к временам года и климату… Полы приподняты над землей, жилые помещения наполнены воздухом и открыты, ограничены лишь необходимым числом…

Самосознание личности и ее жизненный путь
Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы.Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы,… Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как… Таким образом, все многообразие психических явлений – функций, процессов, психических свойств деятельности – входит в…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Принципы формирования когнитивной установки жизни у детей Под реактивной установкой жизни пони мается позиция пассивного потребительского реагирования на внешниераздражители и стимулы. Это позиция зрителя, находящегося в вечном ожидании обещанного в детстве… Нам представляется необходимым обозначить некоторые меры профилактики этой реактивной жизненной установки подростков…
  • Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты Теория личностной организации времени в нашей стране разрабатывается К. А. Абульхановой-Славской и ее школой [1, 2]. Именно в личности сходятся… Наиболее сложно, конечно, адекватно оценивать неосознаваемый уровень… В подходе, который называется нейро-лингвистическим программированием, предполагается, что в образах в скрытой форме…
  • Личное и общественное в жизни японцев (Хоннэ то татэмаэ) В Японии термины хоннэ и татэмаэ довольно часто используются в разговоре, но сами по себе они редко бывают понятны до конца. Их можно определить… В этих ситуациях японцы называют неискренние высказывания словом татэмаэ, а… Правда, при общении представителей разных культур эта дихотомия может стать препятствием, так как она нередко приводит…
  • Стресс жизни В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с… Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную… Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть…
  • Осень нашей жизни: как подготовиться к зрелому возрасту и достойно его встретить Юность — это кошмар сомнений, средний возраст — утомительный тяжелый марафон, а поздний возраст — это наслаждение прекрасным танцем (быть может,… Это связано с тем, что опыт большой, а искушения и страсти уже не такие… Она обусловлена убежденностью, что «нельзя витать в облаках», всегда надо быть реалистом и «твердо стоять на земле».…