рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЧЕТЫРЕ МИФА

ЧЕТЫРЕ МИФА - раздел Искусство, ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни Тейби Кейлер Предположил, Что В Основе Директив И Вымогательства Лежат Чет...

Тейби Кейлер предположил, что в основе директив и вымогательства лежат четыре мифа. [7] Они образуют две пары. Один из мифов в паре исходит от Родителя. Второй представляет собой отклик на него Ребенка.

Выполняя директиву, я внутренне воспроизвожу голос негативного Воспитывающего Родителя, который говорит: "Я могу сделать так, что ты будешь испытывать приятные чувства, если буду за тебя думать". Это первый миф.

Мой Приспосабливающийся Ребенок откликается на это: "Ты можешь сделать так, что я буду испытать приятые чувства, если ты будешь за меня думать". Пока я верю в этот второй миф, я поддерживаю свою обусловленную ОКейность.

Возможно, я прохожу через директиву и начинаю испытывать какое-то вымогательское чувство. При этом я слышу голос моего негативного Родителя-Контролера, повторяющего третий миф: "Своими словами я могу заставить тебя испытать неприятные чувства".

Переходя в негативного Приспосабливающегося Ребенка, я вторю ему четвертым мифом: "Своими словами ты можешь заставить меня испытать неприятные чувства".

Выполняя директивы и занимаясь вымогательством при общении с людьми, мы действуем в соответствии с этими мифическими верованиями. Предположим, я с вами о чем-то спорю. Я кричу: "Ты начинаешь меня раздражать!" В этот момент я верю в четвертый миф о том, что "своими словами другие люди могут заставить меня испытать неприятные чувства".

На самом деле другой человек не располагает для этого средствами. Мои чувства и поступки находятся исключительно в моем ведении, отвечаю за них я. Разумеется, я реагирую на ваши слова с чувством раздражения. Но не вы сделали меня раздраженным. Вместо этого я мог бы почувствовать иронию, озадаченность, испуг, возбуждение или любое другое из тысяч известных чувств.

Вы, со своей стороны, можете считать, что "раздражаете меня". Возможно, вы и в самом деле хотите, чтобы я вышел из себя. Однако вывести меня из себя вы не можете. Вы можете лишь настойчиво приглашать меня выйти. Приму ли я ваше приглашение, зависит от меня.

*** СТЕРЕОТИПЫ ВАШЕГО МИНИСЦЕНАРИЯ

Вспомните какие-нибудь напряженные ситуации последнего времени, в которых вы испытывали отрицательные чувства.

Проиграйте в своем воображении каждую из ситуаций до того самого момента, когда вы начинали испытывать неприятное чувство. Само это чувство вновь переживать не надо. В связи с каждой из ситуаций ответьте на следующие вопросы:

Через какую директиву вы проходили?

В какую позицию минисценария вы после этого перешли? Какое неприятное чувство вы в ней испытывали?

Переходили ли вы во вторую или третью позицию минисценария? Если да, то какие отрицательные чувства в них испытывали?

Проверив таким образом несколько ситуаций, определите, не просматривается ли в них какой-то типичной для вас схемы или схем перемещения в минисценарии.

Не хотите ли вы изменить какую-нибудь из этих схем? Если да, такие изменения можно осуществлять в любой позиции. Для этого может потребоваться некоторая практика.

Учитесь слету распознавать характерные признаки своей директивы. Развив эту способность, "усекайте" директивные поведенческие реакции всякий раз, как только начинаете их проявлять. Решив оставаться Взрослым, прекращайте выполнять директиву. Вместо этого ведите себя согласно соответствующему дозволению.

Не заметив директивных поведенческих проявлений, вы можете пройти через директиву и начать испытывать неприятные чувства. В этом случае просто решите изменить то, что вы чувствуете. Замените отрицательное чувство положительным на ваш выбор. Вы можете сделать это в любое время.

Решая следовать дозволению, а не директиве, вы каждый раз способствуете дальнейшему понижению интенсивности вашего минисценарного стереотипа. То же самое происходит каждый раз, когда вы решаете испытывать положительные, а не вымогательские чувства.

Не находите ли вы затруднительным поверить в то, что третий и четвертый миф на самом деле мифы? Многие люди поначалу отказываются в это верить. Если вы относитесь к их числу, выполните письменное упражнение. Просто опишите любой способ, которым один человек с помощью слов может заставить другого испытать отрицательные чувства.

Когда вы решите, что описали такой способ, задайте себе следующий вопрос: мог ли человек, к которому была обращена речь, решить почувствовать в связи с этим нечто иное? Если да, это означало бы, что первому не удалось заставить его испытать требуемое чувство.

В данном упражнении мы не рассматриваются случаи оскорбления действием. Если кто-то метко запустит в меня кирпичом, он, очевидно, заставит меня испытать отрицательное чувство. Но слова – это не кирпичи. ***

 

 

+++

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни

На сайте allrefs.net читайте: "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. Как мы пишем историю своей жизни"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧЕТЫРЕ МИФА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как мы пишем историю своей жизни
Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987   ПРИРОДА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концеп

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

ВЫИГРЫШНЫЙ, ПРОИГРЫШНЫЙ И БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ
В плане содержания сценарии делятся на три группы: выигрышные проигрышные или роковые безвыигрышные или банальные. [1] Выигрышный сценарий По опред

СЦЕНАРИЙ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Во взрослом возрасте, мы иногда воспроизводим избранные нами в младенчестве стратегии поведения. В этих случаях мы откликаемся на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисован

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОНИМАТЬ СЦЕНАРИЙ
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории ТА? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно не

СЦЕНАРИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Берн писал: "Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле". Ваш жизненный путь является результат

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК
Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой

СЦЕНАРНЫЕ ПОСЛАНИЯ И МЛАДЕНЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Важно помнить, что принимаемые ребенком сценарные решения – это его отклик на собственное восприятие происходящего в окружающем мире. Между тем младенческое восприятие обусловлено младенческ

ВИДЫ СЦЕНАРНЫХ ПОСЛАНИЙ
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или двумя этими способами одновременно.[1] Как вербальные, так и невербальные послания могут включать в себя элем

ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПРЕТОВ
Не Живи (Не Существуй) Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том сл

ЭПИСЦЕНАРИЙ
Фанита Инглиш описала один особо губительный тип сценарного послания, который она назвала эписценарием. В этом случае родитель налагает запрет, сопровождая его невербальным посланием: "

КАК РЕШЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ЗАПРЕТАМИ
Мы уже неоднократно подчеркивали, что родительские запреты не могут заставить ребенка написать какой-то определенный сценарий. Ребенок сам решает, что делать с налагаемыми на него зап

АНТИСЦЕНАРИЙ
Некоторые люди могут брать какое-то из своих сценарных посланий и обращать его в собственную противоположность. В дальнейшем они следуют не первоначальному посланию, а противоположному. Чаще всего

ШЕСТЬ СХЕМ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Вот они: Прежде После Никогда Всегда Почти Неопределенный сценарий. Каждой схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ
Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по кот

КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Известны пять директив: Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись. Каждая из них дает о себе знать определе

ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА
Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется пе

ДИРЕКТИВЫ И СХЕМЫ РАЗВИТИЯ СЦЕНАРИЯ
Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.

ДИРЕКТИВЫ И ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Читая примеры, приведенные в разделе "Директивы и схемы развития сценария", вы могли заметить, что директивные сообщения в контрсценарии неявно содержат в себе суждения о жизненной позици

ПЯТЬ ДОЗВОЛЕНИЙ
От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением.[3] Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можете дать их себе с

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИРЕКТИВ
Почему существует пять и только пять стереотипов директивных поведенческих проявлений? Почему они у всех людей одинаковы и не зависят от культуры, возраста, образования? Почему каждая директива неи

МИНИСЦЕНАРИЙ
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии ф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги