рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетика отрешенной активности

Эстетика отрешенной активности - раздел Искусство, ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО   Помимо Политических Целей, «Еретические» Учения Индии Ставили...

 

Помимо политических целей, «еретические» учения Индии ставили принципиальную для кшатриев проблему соотношения социального и морального долга, которая оказывалась неразрешенной в рамках брахманской теории. Дело в том, что брахманы видели путь достижения мокши на пути благодетели и созерцательного познания абсолюта. Это было неприемлемо для кшатриев, общественный долг которых призывал не к созерцанию, а к действию, не к благодетельным поступкам, а к военной активности. Возникало своеобразное противоречие между нравственным идеалом и социальным долгом. Одно исключало другое, но, при этом, и то и другое являлось необходимым условием кармического совершенствования. Выход из данного мировоззренческого тупика уже был невозможен в рамках традиционного толкования Самхит и Упанишад.

В «Бхагавадгите» производится попытка выйти из этого тупика с наименьшими потерями. Общий пафос этой замечательной поэмы направлен на солидаризацию с ведийско-брахманской религиозно-философской системой: даже высший безличный космический принцип сохраняет своё имя - Брахман (хотя в качестве верховного божества в поэме провозглашается Бхагават, выступающий в аватаре Кришны). Точно так же, как и в брахманской литературе, в Гите провозглашается космический разум в качестве единственного, подлинно онтологического начала. Все существующие вещи - результат майи, космической иллюзии. Соответственно, целью познающего остается определенное состояние сознания, в котором становится очевидна ирреальность вещного мира и действительность единственно подлинного трансцендентного бытия, одного лишь реально существующего Брахмана. Просветление, так же как и в ортодоксальной литературе, интерпретируется Бхагавадгитой в качестве понимания отсутствия двойственности мира, отсутствие границы между субъектом и объектом, Атманом и Брахманом, «Я» и Богом, бытием и небытием.

Проблема соотношения мирского и божественного в жизни человека, проблема сущности морального долга ставится в Гите в связи с братоубийственной войной между кауравами и пандавами. Арджуна, один из братьев Пандавов, придя на поле битвы, начинает терзаться сомнениями в моральности боевых действий, направленных против своих соотечественников. Не в силах самостоятельно разрешить внутренний моральный конфликт, Арджуна обращается за советом к своему наставнику Кришне, который, в свою очередь, находит своеобразный компромисс. Кришна призывает Арджуну выполнить свой воинский долг, но при этом указывает на необходимость оставаться «нейтральным», внутренне безучастным к самому действию. По своему содержанию все последующие главы поэмы уже представляют собой не эпическое повествование, а практические философские наставления.

Если Упанишады говорят о необходимости освобождения от сансары на пути познания абсолюта, то Гита подробно разрабатывает концепцию нескольких путей, ведущих к освобождению: путь познания, путь действия и путь любви. При этом, можно предположить, что стремление к познанию абсолюта ставится адептами бхагаватизма выше стремления к добродетельности: «И если бы ты был из грешников наигрешнейший, ты переплывешь на огне мудрости всё злое»[30]. Путь знания - джняна-марга - понимается в Гите в духе всей восточной традиции, для которой знание, Djnâna, есть знание эзотерическое, добытое мистической интуицией. Впрочем, в Бхагавадгите высказывается предположение и о необходимости интеллектуального, так сказать, «научного» познания, руководствующегося рассудочным инструментарием. Интеллектуальное познание может быть полезно как низшая, отправная ступень познавательного процесса, необходимая для систематизации явлений предметного, «становящегося» бытия. Наиболее ценный итог чисто интеллектуального познания заключается в неминуемом осознании его недостаточности для восхождения к подлинной духовности, к истинам, скрывающимся за вещной частностью бытия. Для западноевропейского сознания, проникнутого атмосферой прагматизма и позитивизма, трасценденции восточных религиозно-философских систем воспринимаются как «разреженный воздух отвлеченных спекуляций». Здесь опять-таки обнаруживается ограниченность научно-рационального сознания, боящегося преодолеть собственные границы и предпочитающего вхождению в сферу реальности - поверхностное скольжение по ее предметным контурам.

Путь джняны предполагает подчинение интеллекта интуиции. К выводу о необходимости такого подчинения можно прийти и интеллектуальным путем, то есть путем осознания пределов разума. Вместе с тем, Гита не отрицает и более кардинального способа «обуздания» интеллектуальных амбиций - практику йоги, для которой характерна концентрация сознания на музыке души. Йога, по преимуществу, направлена на подавление, или, лучше сказать, отстранение от стереотипов интеллектуального мировосприятия, от собственного «я»[31], от своей субъективности. Отстранение от субъективности предполагает свободу от вербальных штампов. Как замечает профессор Ф. И. Гиренок, «оказаться вне сознания - значит спастись и спасти спонтанное в текучести дел повседневности. Иными словами, в точке соприкосновения с миром извлекается быт, которым длятся восприятия без наличия «я» в точке восприятия; мысли без идентификации мыслящего. В момент, когда сознание не сознает, бытие не бытийствует, ничто не ничтожит, а мысль не мыслится, возникают пра-форма форм, про-образ образов. То есть в этот момент мысль воспринимается как картина, как звук. Ее можно видеть и слышать. Образ можно потрогать в его явленности, т. е. неиспорченности словом. <...> В состоянии нулевой субъективности приостанавливается действие слов и культурных знаков. <...> Отказ от себя, от собственной субъективности и от субъективности, навязываемой значениями слов, контролируемых интеллигенцией, растворяет субъективность в бессубъектности быта»[32]. Необходимо при этом помнить, что бхагаватизм не является антиинтеллектуалистическим учением в том смысле, что он признает интеллект в качестве первоначальной и крайне желательной ступени восхождения к знанию. Однако считает его недостаточным, а, иногда, даже и опасным, когда его аналитические способности выявляют самоуверенную претензию на узрение духовных основ мироздания.

Но путь знания - не единственный путь освобождения. Освобождение может быть достигнуто и на пути действия (служения) - карма-марги. В этом пункте Бхагавадгита противостоит не только «созерцательному» характеру ведийско-брахманской доктрины, но и большинству шраманских учений, призывающих к уходу от социальной действительности. По мнению авторов поэмы, жить в бытии и быть свободным от него - нельзя. Таким образом, вопрос о том, действовать или не действовать, в Гите решается положительно. Поэтому внимание сосредотачивается на характере деятельности индивида. Какой бы активность человека ни была, она должна оставаться свободной от всякой заинтересованности, от эгоистических помыслов, от утверждения сознания самости. Иными словами, действие должно сознаваться действующим, как, прежде всего, действие духовно-эстетическое. «Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, тот - мудрый среди людей»[33].

Это положение Бхагавадгиты часто трактуется исследователями (не хочу показаться тенденциозным, но, в данном случае, речь идет именно о западноевропейских исследователях) как фальшивое и имеющее не столько философско-мировоззренческое, сколько социально-политическое значение. Их логика нередко такова: модель незаинтересованного действия была искусственно привнесена кшатриями в общую этическую систему для того, чтобы каким-то образом совместить действенный и часто не вполне гуманный характер социальной активности кшатриев с общечеловеческими нравственными принципами. Иными словами, принцип отвлеченного действия может быть понят следующим образом: нечто делается моими руками, но как бы помимо моей воли; поступок совершен мною, но я здесь вроде как и не причем. Думается, что подобная интерпретация отвлеченного действия достаточно вульгарна и не выражает его подлинного содержания. А это содержание, прежде всего, имеет именно нравственный смысл, поскольку действующий преисполняется чувства безразличия не к самому действию или его результатам, а к его мотивам. Главная задача - преодолеть именно свою заинтересованность, свое «Я», которое никогда не может быть свободно от эгоистических соображений. На самом деле, эта идея стала, в какой-то степени, доступна европейскому мировоззрению лишь многие века спустя, в виде кантовской теории моральных и легальных поступков. Ведь И. Кант, по существу, выразил весьма близкие карма-марге взгляды, акцентируя внимание философского анализа на внутренней мотивации человеческого действия. По его соображениям, моральность того или иного действия определяется не столько самим действием или его результатами, сколько побудительными стимулами, лежащими в его основе. Корысть, выгода, интерес, короче, любая заинтересованность, лежащая в основе человеческого поступка, позволят нам оценивать этот поступок лишь с точки зрения его легальности или не-легальности. Даже любовь к ближнему- казалось бы, что может быть благороднее? - означает определенную заинтересованность в объекте любви и, следовательно, поступок, продиктованный любовью, не может быть оценен как чисто моральный. Для Канта чистое моральное действие - это действие, целиком и полностью основанное на нравственном законе, действие, осуществляемое волей вне какой-либо чувственной привязанности.

Здесь надобно обратить внимание на то, что теория Канта о моральном и легальном поведении была воспринята европейской метафизикой достаточно скептично. Научная общественность еще долго будет критиковать эту концепцию за излишний «психологизм», оторванную от жизни спекулятивность, а также за гипертрофию значимости мотива действия по отношению к его практическому результату. Энергично критиковали Канта и за противопоставление долга склонностям, причем, среди критикующих были как его оппоненты, так и последователи[34]. Гитовскую карма-маргу, напротив, меньше всего можно упрекнуть в философском спекулятивизме, учитывая ту прикладную роль, которую она сыграла в формировании образа жизни индийского общества.

Третий путь спасения - бхакти-марга - полностью основан на эмоционально-психологическом переживании мира и Бхагавадгита говорит о нем как о пути любви (преданности). Это еще более «надежный» способ обретения единства с Богом, открытый всем, в силу своей нейтральности к познавательным способностям человека. Если путь знания предполагает мудрость мистического свойства, иррациональное усилие духа, то путь любви иррационален в принципе, поскольку абсолютно независим от какого-либо знания. Это чисто эмоциональный путь освобождения, путь не разума, а сердца: «В меня углубленные сердцем, те, которые, преданные, чтят меня, преисполненные глубочайшей веры - их я считаю наиболее преданными»[35].

В Гите нет прямых указаний на то, какой из трех путей наиболее предпочтителен. Все они ведут к освобождению, к единению с Богом, и, в этом смысле, все они равноценны. Вместе с тем, бхакти-маргу отличает то, что она сама по себе есть результат, к которому два других пути лишь стремятся. Мистическое знание или отрешенное действие не имеют ценности сами по себе: они лишь помогают человеку избавиться от собственного эгоизма. Любовь (или же основанная на любви преданность) уже сама по себе есть избавление от эгоизма и симпатическое слияние[36] субъекта с объектом. С некоторыми оговорками, можно даже сказать, что мистическое знание и незаинтересованное действие могут оказаться полезными лишь для того, чтобы в конце концов привести человека к бхагти, к определенному эмоционально-психологическому отношению к людям и Богу. И, если состояние мокши означает единение с Абсолютом, то, что может сильнее способствовать этому единению, нежели чувство любви? Любовь как раз и означает и со-чувствие, и со-участие, и со-единение, и со-переживание, и со-знание любящего и объекта любви. Вполне естественно, что столь глубокое единение, доходящее до полного слияния, до полного тождества, означает преодоление ощущения собственного «Я» как самоценной и самодостаточной единицы бытия. Подлинная любовь двух людей суть рождение новой личности, не сводимой к простой сумме двух индивидуальностей. Подлинная любовь к Богу суть духовное причастие, приобщение к нему, и такая любовь также предусматривает отказ от эгоцентризма в пользу утверждения космической личности - Единого. Если в западном христианстве человек носит Бога в сердце своем, то в индийских системах человек должен найти путь к сердцу Бога. Не Бог поселяется в человеке, а человек в Боге.

Бхакти-марга утверждает закон чистого разума, привнося в него ярко выраженный эстетический момент. Истина открывается не на пути к рациональному познанию, а на пути эстетики любви. «Для делового, практического (фаустовского) разума, - рассуждает академик Г. А. Югай, - истина - категория гносеологическая: соответствие знания практике, а для чистого разума - онтологическая: соответствие практики духу (божественному, космическому). <...> Практический разум деятелен и направлен на бесконечные преобразования в материальной, производственной сфере. В противоположность ему чистый разум созерцателен, направлен на гармонизацию человека и мира, возможную на духовной основе. Девиз практического разума: «Знание - сила» (Ф. Бэкон) - сциентичен и направлен на достижение социального прогресса на основе техногенной цивилизации, деформирующей дух и планету. Девиз чистого разума: «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский) - ориентирован на целостность духа и планеты»[37].

Завершая разговор о Бхагавадгите, заметим, что это прекрасная поэма оказала колоссальное влияние на развитие восточного образа мира в целом и индуистского в частности. Гимн, исполненный в честь любви, идея иррационального слияния с Абсолютом на несколько тысяч лет определили практическое мировоззрение Востока. Может ли западноевропейская культура похвастаться хотя бы одним художественным произведением, сыгравшим столь значительную роль в формировании общей картины мира? Навряд ли.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО

На сайте allrefs.net читайте: "ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика отрешенной активности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ ВЕЩНОГО К ВЕЧНОМУ
    Каждый раз, когда мы касаемся различных культур или национальных традиций, мы всегда пытаемся постичь в них то своеобразное начало, которое составляет уникальность и

Аппология бессубъективности
  Индийская мифология и ведийский образ мира, построенный на ее основе, имеют исключительное значение для понимания всей восточной культуры. Мифологический комплекс представлений Инди

Принципы непредикативного мышления
  В VII - VI веках до н.э. ведийско-брахманская картина мира подвергается реформированию. Параллельно с этим в Индии начинают формироваться религиозно-философские учения, многие из ко

Механизмы преодоления Ego
  Буддизм занимает особое место в восточном мировоззрении и, в определенном смысле, может служить эталоном восточного типа мышления вообще. Дело не только в том, что буддизм является

Невербальный мир Востока
  «Прекрасное, если оно совершенно, не терпит многословия»[58], - говорил Рабиндранат Тагор. И этот принцип, во всей его метафизической глубине, можно считать центральным для мировозз

ОТ ИЗРЕЧЁННОГО К ОБРЕЧЕННОМУ
    § 1. Эволюция рационального мироотношения[77]   Рассматривая историю развития западноевропейской картины мира, мы неизбежно п

Образ как предмет анализа
  В философии Нового времени эстетика занимает особое место, приобретая значение неотъемлемой части философской системы и общей картины мира. При этом философские доктрины Нового врем

Cogito: поиск альтернатив
  Немецкая классическая философия так и не смогла решить проблему воссоединения художественно-образной и научно-рациональной моделей мира. Их философская рефлексия над развитием запад

Слово – дом бытия
  Если философия жизни еще тешила себя надеждой создать мировоззрение, альтернативное научно-рационалистическому, то экзистенциализм уже отказывается от подобных попыток. Экзистенциал

Культура как предрассудок
  В ХIХ веке, после длительных и мучительных исканий, западноевропейской философии удалось создать две системы, которые уже в ХХ столетии получили широкое распространение в практическ

УНИВЕРСАЛИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  Мистическое, иррациональное начало русской философии до сих пор составляет одну из самых притягательных ее тайн. Однако, именно эта во многом загадочная и непривычная для строгого а

Путь к Богочеловечеству
  Философия Вл. Соловьева представляет собой кульминацию самобытного отечественного миросозерцания. Этим именем, по праву, может гордиться наша культура. Вл. Соловьеву удалось отразит

Россия между Востоком и Западом
  Деление мира на Восток и Запад конечно же условно и меньше всего имеет собственно географическое значение. Это понятия, прежде всего, философско-культурологического характера, фикси

Прорыв к Духу
  Если предположить, что основной порок рационализма заключается в стремлении в абсолютизации предметных форм бытия и в утверждении творчески непродуктивных утилитарно-прагматических

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги