Реферат Курсовая Конспект
АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ - раздел Искусство, С. Н. Полюх ...
|
С. Н. ПОЛЮХ
АЙКИ-ДО -
ПУТЬ К МИРУ
И ГАРМОНИИ
Г. Хмельницкий
Г.
О-Сэнсэй
Морихэй Уэсиба
С. Н. Полюх
АЙКИ-ДО -
ПУТЬ К МИРУ
И ГАРМОНИИ.
(Методическое пособие для изучающих Айки-до)
Делать добро,
Избегать зла,
Очистить своё сердце -
Желания использовать хитрый прием;
Желания показать себя;
Желания психологически подавить противника;
Желания оставаться пассивным, пока противник не раскроется;
Рис. 3.1 Рис. 3.2
Итак, в Айки-до всё определяет учение о ки. Согласно этому постулату, если звук и свет передаются волнами, несущими определённый запас энергии, то некий вид энергии может генерировать и кора головного мозга. Далее ментальная энергия может быть либо передана на расстояние телепатическим путём, либо направленным пучком волн послана в нужную точку тела и трансформирована с силу. В обычной жизни большинство людей рассеивают ки, отвлекаясь на множество дел. Но биоэнергию можно мобилизовать при помощи концентрации. Важно также умение полностью освободиться от одного объекта внимания при переходе к следующему. Старые мастера поясняли такое требование наглядным образом: дух человека должен быть подобен водной глади, незамутнённому зеркалу, с которого упражнениями следует стирать мельчайшие частицы мирской пыли.
Это то, что должен знать всякий, кто хотел бы заниматься Айки-до. Применять движения Айки-до без знания ки, всё равно, что приготовлять блюдо без приправ: у него есть форма и внешний вид, но оно ни солоно, ни сладко. Не может быть истинного понимания Айки-до без ки, так само слово "Айки-до" означает "метод взаимодействия с ки", и в повседневной практике Айки-до используются такие выражения, как: "Посылай свою ки", "Веди ки своего противника", "Не загоняй ки внутрь", "Не прерывай течения ки" и т. д.
Как мы отмечали выше, пока человек жив, он должен воспринимать всеобщую ки и тратить её в повседневной жизни. Когда ки течёт плавно, вы чувствуете себя бодрым и сильным. Когда течение её затрудняется, вы начинаете чувствовать себя нездоровым, даже больным. Если же ки начинает прогрессивно замедлять своё течение и, в конце концов, прекращается совсем, тело настигает смерть и разрушение.
Постоянно поддерживайте приток и исток ки. В Айки-до, тренируя излияние ки при каждом упражнении, никогда не направляют поток внутрь и не останавливают его течения. Всякий раз давайте вашей ки вытекать свободно, и вы не только будете активны, но и улучшите своё здоровье, будете чувствовать себя бодрым и станете сильнее.
Но как же породить в себе ки? Или, иначе говоря, как выявить свою ки? Поскольку наша собственная ки есть часть всеобщей ки, нужно только дать Природе избрать её собственный путь и разрешить ки течь постоянно внутрь и наружу так, чтобы наша ки соединялась с всеобщей ки. Эти слова просты, но для всех нас стало так привычно останавливать нашу ки или вливать её внутрь, что стало крайне трудно дать Природе действовать в её истинном направлении. Становится необходимым изменить наш образ жизни так, чтобы мы всё время были способны изливать ки по своей воле. Вот один способ изливать нашу ки, который мы находим в книге "Айки-до: искусство самозащиты" Коити Тохэя.
Предположим, что некто А, сжимая кулак, направляет силу в свою руку и слегка сгибает локоть. Б используя обе руки, пытается согнуть эту руку (рис. 3.3) (разумеется, Б должен стараться гнуть руку А в ту сторону, в которую предплечье естественно сгибается к локтю - как на рис. 3.4). Поскольку рука А уже заметно согнута, то, если сила Б будет равна или больше силы А, ему не составит труда согнуть руку А дальше.
Затем А принимает ту же позицию (см. рис. 3.3), но на этот раз, раскрывая ладонь вместо того, чтобы сжимать кулак и, не производя никакого усилия в руке, думает о своей руке как о пожарном брандспойте, через который под напором вытекает его ум (дух, поток Ки) и простирается до границ Вселенной. До тех пор, пока не прекращается этот поток мысли, не так уж и важно, насколько силён Б: он всё равно не сможет согнуть руку А.
Рис. 3.3 Рис. 3.4
Коити Тохэй пишет, что вместо того, чтобы доказывать это положение, подтвердите или опровергните его действием. Обнаружьте ту великую силу, которой обладает А, в себе самом. Однако вы не должны испытывать сомнений в тот момент, когда вы доказываете свою силу. Вера сильна. Поскольку вы верите и действуете так, как верите, сила приходит к вам от вашего ума, и вы действительно становитесь сильнее. Так как сила вашего ума направлена туда же, куда указывает и рука, ум и тело скоординированы. А когда ум и тело скоординированы, ки проявляется сама. В Айки-до это называют "излияние ки". А если кто-то думает: "Я боюсь, что я не смогу этого сделать", в Айки-до это называют "направить ки внутрь".
Звук обладает звуковыми волнами, а свет - световыми волнами. Ум, как контролирующий орган телодвижений, должен обладать некими умственными волнами. Иначе говоря, ваш ум - действительно источник энергии. Верьте, что ваша энергия исходит из вашего ума, и энергия на самом деле будет вытекать. Так, в практике Айки-до, когда вам говорят: "Изливайте ки!", для успеха дела надо безоговорочно верить: "Моя ки изливается!"
Каждый может найти немало примеров тому, как полная координация ума и тела производит великую энергию. Например, некоторые люди, услышав о пожаре, бросаются в дом и поднимают такие тяжёлые вещи, которые раньше не могли даже сдвинуть, и выносят их из дома. Позже, когда всё уже позади, они обнаруживают, что у них не хватает сил внести те же самые вещи обратно в дом.
На поле битвы, когда вокруг вас летают пули, вы без малейшего вреда для себя пьёте грязную воду из лужи. Однако та же самая вода, выпитая при обычных обстоятельствах, уложит вас на лопатки.
Если ужасное животное гонится за вами, вы можете перепрыгнуть канаву столь широкую, что в другое время не сможете вернуться назад тем же путём.
Откуда же приходит эта сверх сила? Ответ таков: она была в вас всегда, вы хранили её в себе постоянно. В критическом положении ваш ум работает быстро и присоединяет свою силу к физической силе. Другими словами говоря, вы используете энергию, происходящую от координации тела и ума.
Хотя все мы обладаем этой скрытой энергией, мы не только не знаем, как использовать её - мы даже забываем, что когда-то владели ею. Эта энергия, которую мы можем эффективно использовать при координации ума и тела, даёт нам великую силу, а возможность применить эту максимальную силу делает жизнь столь же ценной, сколь и полной.
В Айки-до, постоянно тренируясь в координации ума и тела, мы должны поддерживать истечение нашей ки до тех пор, пока это не станет нашей второй натурой. Когда мы будем едины с Природой в каждой позе и стойке, наша координированная сила сможет свободно проявляться в любое время и в любом месте. Вы будете изумлены той мощью, которую выработаете, и уверенностью, с которой вы подойдёте к серьёзным жизненным испытаниям. Воспитайте спокойствие ума, которое происходит от слияния вашего тела с Природой. Более подробно о принципах, которые позволяют максимально полно проявить нашу ки, вы прочитаете в Главе 6,в которой описано Четыре принципа объединения ума и тела, которые разработал Коити Тохэй, а также изложены его методики для решения обычных наших жизненных проблем с помощью этих принципов. Не зря этого человека называют "мастером таинственной ки". Автор желает, чтобы у читателя осталось как можно меньше секретов в таком трудном вопросе, как достижение гармонии между духом и телом.
И ещё одно небольшое замечание. Ки человека не ограничивается только её физическими проявлениями. Различные виды гипноза, экстрасенсорные методы лечения, электричество, атомная энергия, энергия пара или взрыва, тепло Солнца - всё это проявления ки Вселенной, в её превращениях и непрерывном круговороте. Идея Всеобщей энергии неоднократно проявлялась и в различных научных концепциях строения Вселенной. Например, великий Эйнштейн, после того как сформулировал свою Теорию относительности, в течение пятидесяти последующих лет своей научной деятельности пытался вывести формулу Единого поля. И хотя это ему не удалось, сам он, имея множество косвенных доказательств существования такого поля, был твёрдо уверен в его существовании. А наш учёный и философ Вернадский, развивая теорию Ноосферы, приходил к той же идее единого вселенского энергообмена, рассматривая нынешний этап развития человечества как ступень к слиянию с энергией Вселенной. К этой же идее пришёл Морихэй Уэсиба: "Секрет Айки-до - в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет Айки-до, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: "Я и есть Вселенная".
Глава 4.
АЙКИ-ДО КАК СИСТЕМА САМООБОРОНЫ.
Отсутствие весовых категорий.
Любой человек, любого возраста и телосложения может свободно защищаться от нападения любого человека, вооружённого или невооружённого. Так как в Айки-до защищающийся не прилагает усилий для перемещения веса противника, он не испытывает никаких трудностей при проведении техник.
Отсутствие разнообразия стоек.
Стойка - это специально сформированное положение тела для ведения боя. Но бой нужно вести из любого стойки, а человек, как правило, почти всегда стоя находится в природной стойке, которую и использует Айки-до. А так как применение природной стойки не раскрывает намерений защищающегося, то он может максимально использовать принцип неожиданности.
Стоя между небом и Землей,
Связанный со всем сущим через ки,
Мой разум находится
Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.
Я питаю его, ибо я имею желания.
У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.
Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.
Я - личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.
1. Эти существования омрачили моё сознание, ибо я не знал.
Принято эту двеннадцатиричную формулу перечислять в обратном порядке:
1. Авидья (омрачённость, невежество).
Самскара (карма).
Вижнана (сознание).
Кама - рупа (форма, чувственное и не чувственное).
Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).
Спарша (соприкосновение).
Ведана (чувствование).
Тришна (жажда, вожделение).
Упадана (влечение, привязанности).
О. Бхава (бытие).
Джати (рождение).
Правильное распознавание (что касается закона причинности).
Правильное мышление.
Правильная речь.
Правильное действие.
Правильная жизнь.
Правильный труд.
Правильная бдительность и самодисциплина.
Иллюзия личности.
Сомнение.
Суеверие.
Телесные страсти.
Ненависть.
Привязанность к Земле.
Желание наслаждения и успокоения.
Гордость.
Самодовольство.
Айки-до - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
АЙКИ-ДО КАК СИСТЕМА
Четыре основных принципа
Вот эти принципы:
1. Держите внимание на единой точке.
Полностью расслабьтесь.
Рис. 6.1а Рис. 6.1б Рис. 6.2
Опыт 1. А сидит, выпрямив спину, держа нос и пупок на одной линии, а уши и плечи - на другой (Рис. 6.1а). Б толкает А рукой в грудь или плечо. Или же Б поднимает колени А. А легко переворачивается на спину (Рис. 6.1б).
Ум и тело можно сравнить с рукой и её отражением в зеркале. Если ладонь раскрыта, в зеркале вы увидите раскрытую ладонь. Если у вас неподвижный ум, вы будете иметь неподвижное тело. Если вы валитесь от лёгкого толчка, значит ваш ум в движении. Он не находится в состоянии покоя.
Опыт 2. А сидит, выпрямив спину. Он держит на одной линии тэнтэй и точку в нижней части живота и концентрирует своё внимание на точке в нижней части живота (Рис 6.1а). В это время Б толкает его в плечо или пытается поднять его колени. А остаётся неподвижным (Рис. 6.2).
Это состояние объединения ума и тела в живом покое. Далее К. Тохэй объясняет как глубже сконцентрировать внимание на единой точке. Сконцентрировать внимание на пупке легко, но сконцентрировать его на точке, которая расположена на один дюйм ниже пупка, сложнее, потому что там нет никакой отметки. Обучаться концентрации на точке бесполезно, если эту точку легко потерять.
Вселенная представляет собой бесконечную сферу бесконечного радиуса. Если вы сделаете шаг вправо, Вселенная в этом направлении не станет на шаг короче. Где бы вы ни находились, вы всегда находитесь в центре бесконечной сферы. Так вот: если эту сферу, которая представляет собой Вселенную, уплотнить, она превратится в единую точку в нижней части вашего живота. Эта единая точка не имеет определённого радиуса, она должна уплотняться, уменьшаясь вдвое, опять вдвое и опять, - до бесконечности. Когда она достигнет предельно малой величины, при которой вы ещё способны её воспринимать, продолжайте держать её в своём сознании и оставьте её такой, какой она есть. В этот момент вы стали едины со Вселенной. Если вы позволите своему сознанию ускользнуть, вы ослабеете и даже небольшого толчка будет достаточно, чтобы перевернуть вас на спину. Именно это имеет в виду старинное изречение дзэн: "Думайте о чём-нибудь, что не может быть мыслью". Если вы уменьшите эту точку до размера, который слишком мал для того, чтобы его представить, ум достигнет бесконечного покоя. Вы естественным путём достигнете неподвижности, когда вы станете одним целым со Вселенной.
Это первый принцип объединения ума и тела. Попробуйте сами.
Рис. 6.3 Рис. 6.4
Опыт 3. А стоит, держа внимание на единой точке и полностью расслабившись. Б хватает его одной рукой за запястье и пытается поднять руку А(Рис. 6.3). До тех пор, пока А держит внимание на единой точке, он сохраняет устойчивость: Б не может поднять его руку. Это и есть настоящее расслабление. Удерживание внимания на единой точке и полное расслабление - совершенно эквивалентные действия. Их нельзя разделить.
Опыт 4. А расслабился, но концентрирует своё внимание на верхней части головы. Выглядит он так же, как и в предыдущем случае (Рис. 6.3). Б опять хватает его руку и толкает вверх. На этот раз рука легко поддаётся (Рис. 6.4).
Это не расслабление, а потеря энергии. Расслабление - это самое сильное состояние, потеря энергии - самое слабое. Всё дело в том, что они выглядят почти совсем одинаково. Именно поэтому истинная природа расслабления так часто понимается неправильно.
Великие люди в состоянии опасности, как правило, остаются спокойными и расслабленными. Они достигают способности полного расслабления благодаря обучению, пробам и ошибкам или посредством травматического опыта. И для вас ещё не поздно этому научиться - без всяких травм. Удерживайте внимание на единой точке и поддерживайте настоящее расслабление - и величие придёт к вам само.
Рис. 6.5 Рис. 6.6
Опыт 6. А концентрирует своё внимание на верхней части вытянутой руки. Теперь Б может легко поднять его руку (Рис. 6.6).
Если вы думаете, что ваш вес сосредоточен в верхней части, ваше тело с этим соглашается. Если вы хотите успокоиться, обрести равновесие в напряжённой ситуации, не рассчитывайте на Божий промысел. Скажите себе: "Вес всех предметов сосредоточен снизу. Моё тело ничем не отличается от них. Если я ничего не буду делать и расслаблюсь, я естественно верну себе равновесие. Я спокоен." В результате вы легко сможете успокоиться. Если вы постоянно будете этим пользоваться, ваше подсознание постепенно изменится и вы будете достигать расслабления без всяких усилий. Второй и третий принципы - это один и тот же принцип.
4. Расширьте свою Ки.
Человек со слабой Ки чувствует себя неуверенно. Он колеблется, приступая к любому занятию, и в результате всё делает плохо. Если вы хотите быть энергичными и прожить настоящую жизнь, первое, что вы должны сделать, это усилить свою Ки. Существует только один вид Ки, и то, что мы называем "сильной" Ки, это просто сильно расширенная Ки. "Слабая" Ки - это та Ки, которая расширена недостаточно.
Поскольку ум движет телом, его работа отражается на теле. Если вы думаете, что вес вашей руки находится снизу, он переместится туда и рука станет неподъёмной.
Опыт 7. А напрягает вытянутую руку, стараясь сделать её несгибаемой. Б обеими руками пытается согнуть руку А в локте. Если их силы примерно, у Б не возникнет особых затруднений при сгибании руки А(Рис. 6.7).
Мнение о том, что напряжённая рука - это сильная рука, наиболее распространено среди простых людей. С точки зрения последнего опыта, могущество мистера "Земной Шар", демонстрирующего на журнальной обложке рельефные бицепсы, весьма сомнительно.
Опыт 8. А вытягивает ту же руку и полностью расслабляется. Он концентрируется на мысли, что энергия его сознания устремляется в его руку и затем, пройдя через пальцы, выходит в безграничное пространство. Б пытается согнуть его руку, но безуспешно (Рис. 6.8).
Это пример расширения Ки. Чтобы расширить Ки, вы должны верить в то, что вы делаете это. Другими словами, вы должны использовать свой ум положительно. Звук свободно распространяется в пространстве, распространяется беспрепятственно и свет. Нет никаких причин для того, чтобы ваша умственная энергия не могла вести себя так же. Подобно воде, стремительно извергающейся из пожарного шланга, Ки течёт вперёд, если вы в это верите. Подобная мысль может показаться странной, но это только потому, что Ки невидима.
Рис. 6.7 Рис. 6.8
Рис. 6.9а Рис. 6.9б
Упражнение 2. Сядьте на пол, вытяните сомкнутые ноги, как можно сильнее отогните пальцы на себя, выдвинув вперёд пятки (Рис. 6.10а). Наклонитесь вперёд и вытяните руки так, чтобы пальцы рук, пройдя над пальцами ног, коснулись пола (Рис. 6.10б).
Рис. 6.10а Рис. 6.10б
Если вам это удалось, значит, тело у вас пластичное. Но большинство людей не могут коснуться даже пальцев, а тем более пола. Если вы силой заставите своё тело согнуться, ваши застывшие икроножные мышцы отомстят вам. Не расстраивайтесь, если вы при первой попытке не сможете дотянуться до пола. Если вы будете таким образом растягивать своё тело в течении четырёх-пяти минут ежедневно, оно будет постепенно становиться более лёгким и энергичным, и вскоре это упражнение не будет вызывать у вас затруднений.
Упражнение 3.Разведите пошире ноги, отогнув пальцы на себя и выдвинув пятки. Держа обеими руками пальцы левой ноги, постарайтесь ещё сильнее выдвинуть пятку. Согните тело влево и коснитесь головой левого колена, хорошо растягивая мышцы вдоль внешней стороны обеих ног. После этого, продолжая удерживать пальцы ног, ещё немного выдвиньте левую ногу вперёд (Рис. 6.10). Проделайте то же самое в правую сторону. Вначале вы, возможно, не сумеете дотянуться до пальцев ноги при широко раздвинутых ногах. Но если вы будете продолжать заниматься, вы научитесь хорошо сгибаться как влево, так и вправо.
Упражнение 4.Полностью разведите ноги и нагнитесь вперёд так, чтобы лоб коснулся пола (Рис. 6.11). Если вам это удалось, попытайтесь согнуться настолько, чтобы подбородок коснулся пола. При этом растягиваются мышцы внутренней поверхности ног.
Рис. 6.10 Рис. 6.11
Упражнение 5.Теперь согните ноги в коленях таким образом, чтобы подошвы касались друг друга. Если при этом ваши колени будут приподняты, опустите их вниз так, чтобы они касались пола (Рис. 6.12). Это упражнение растягивает мышцы как снаружи, так и внутри обеих ног. Затем нагните вперёд верхнюю часть туловища, коснувшись пола лбом (Рис. 6.13). Если вы сумели сделать это, попытайтесь коснуться пола подбородком.
Рис. 6.12 Рис. 6.13
Упражнение 6. Сядьте в позу сэйдза, слегка разведя колени. Положите большой палец одной ноги на кончик большого пальца другой. Сохраняя положение ног, лягте на спину. Согните руки и поднимите их над головой. Разверните ладони наружу и полностью вытяните руки (Рис. 6.14). Изогните корпус влево и вправо, чтобы растянуть брюшную область. Это упражнение обеспечивает растяжение мышц верхней части бёдер. Тем, кто не может сразу лечь на спину, следует растягивать мышцы постепенно, при этом лучше, чтобы кто-нибудь поддерживал вашу спину. Это упражнение стимулирует работу кишечника. Люди с ослабленным кишечником, делая это упражнение каждый день, могут восстановить своё здоровье.
Пять приведенных упражнений предназначены для устранения жёсткости тела у тех, кому приходится много стоять во время занятий боевыми искусствами. Они позволяют растянуть самые различные мышцы, и всё это достигается в течении 5 минут. Те, кого работа или учёба заставляют вести
сидячий образ жизни, могут воспользоваться этой простой ежедневной пятиминутной программой.
Рис. 6.14
Рис. 6.15
Рис. 6.16 Рис. 6.17
Если вы идёте, не желая этого делать, вы оставляете свой ум позади. В этом случае будет достаточно слабого толчка, чтобы сбить вас с ног. Надменный профессор и влюблённый юноша налетают на телеграфный столб, потому что мысли каждого из них далеко отсюда. Это может привести к несчастному случаю. Приучайте своего школьника каждое утро перед выходом из дому произносить вслух: "Я пошёл". Это поможет ему осознать реальность того, что он идёт в школу, заранее настроит его ум, и он будет лучше подготовлен к встрече с возможной опасностью. В наше время не принято, чтобы дети говорили о том, что они уходят из дому. Родители часто должны сами догадываться, дома они или нет. Им следует хорошо подумать об опасностях, которые поджидают тех детей, чей ум отказывается выходить на улицу с её напряжённым движением.
В одной старинной японской песне есть слова: "Когда вы стремитесь на встречу к любимой, тысяча миль подобна одной; когда вы возвращаетесь после домой, одна миля кажется тысячей миль. " Когда ваш ум вместе с вами стремиться к цели, тысяча миль - ничто. Но когда ваши надежды обмануты и ваш ум остаётся позади, пройти одну милю кажется мукой.
Если вы хотите что-нибудь сделать, возьмите за привычку очистить ум, сконцентрировать его и направить на предмет своего труда. Если вы режете ножом морковку, ваши пальцы в безопасности до тех пор, пока ваш ум направлен на морковку. Если вы любите свою работу, она лучше спорится, потому что для вас не в тягость сосредоточить на ней внимание. Независимо от того, заняты вы игрой или делом, концентрация на том, что вы делаете, укрепляет ваше сознание.
Рис. 6.18 Рис. 6.19
Опыт 5. (Рис. 6.20) Тело А лежит между двумя стульями. На него садятся два или три человека. А едва чувствует их вес. При этом нет необходимости его гипнотизировать. Если кто-то будет встряхивать тело А, это его не побеспокоит, потому что его концентрация не столь хрупкая, как в состоянии гипноза. В Японии во время так называемых "удивительных шоу" на тело человека часто кладут каменную глыбу и начинают её дробить кувалдой. Это то же самое. Сила молота не проникает в тело. Это может сделать даже ребёнок, если он представит себе железный стержень, проходящий через его тело.
Итак - наше сознание обладает реальной силой. Человек осознаёт свою полную силу насколько, он использует свой ум. Попробуйте провести такой . Рис. 6.20эксперимент со слабовольным ребёнком. Он будет удивлён своей способностью выдержать вес взрослых людей. Скажите ему: "Ты обладаешь удивительной силой. Где ты её прячешь? Ты должен использовать эту силу всегда, что бы ты ни делал". Возможно, он скажет себе: "Это правда. У меня действительно много сил. Если я постараюсь, я смогу это сделать". Если ум станет сильным, тело начинает свой путь к силе и здоровью.
Рис. 6.21 Рис. 6.22
Если вы находитесь в состоянии, описанном в Опыте 2, вы почувствуете, как пальцы ног теплеют. Ночью, пытаясь заснуть, повторите это упражнение. Сначала может пройти от 10 до 30 минут прежде, чем вы уснёте. Если же вы не можете уснуть, то вы должны принять решение заниматься этим упражнением всю ночь. Используйте это время для объединения ума и тела. Если вы занимаетесь в течении 10 минут, вы получите 10-минутную энергию; если вы посвятили этому час, ваш выигрыш соответственно увеличиться. Если же вы занимаетесь всю ночь, приобретённая вами энергия будет огромной. Во время занятий объединяются ум и тело. Ваша жизненная сила активизируется, и вы можете подняться на следующее утро полным энергии, даже если вы не спали ни минуты. Вначале для того, чтобы уснуть, вам может потребоваться 30 минут. Но если вы будете продолжать заниматься, времени на засыпание будет требоваться всё меньше и меньше. В конце концов вы научитесь засыпать, как только представите, что ваша кровь устремляется к пальцам ног.
Есть пословица, которая гласит: "Негативное мышление ничем не лучше, чем полное его отсутствие". Когда вы утомлены, позитивные мысли ускользают от вас и их заменяют негативные. Когда вы обнаружите себя в подобной ситуации, постарайтесь крепко уснуть и освежить свой ум. После этого вновь обдумайте свою проблему. К вам обязательно придёт положительное решение. Человек, который может крепко спать, получает достаточно энергии, чтобы справиться с любыми трудностями. Если вы хотите быть энергичными и жить долго, научитесь спать хорошо.
Рис. 6.23
2. Закройте глаза, слегка приоткройте рот и начинайте делать медленный выдох, одновременно произнося звук "Ха". Если ваш ум спокоен, ваше дыхание будет спокойным и плавным. О состоянии своего ума вы можете судить, прислушиваясь к звуку своего дыхания. Поддерживайте это состояние в течение всего выдоха. В конце выдоха корпус слегка наклоните вперёд и полностью выдохните оставшийся воздух. Такой выдох занимает около 30 секунд.. Сделав задержку на несколько секунд, начинайте медленно .вдыхать воздух через нос, произнося при этом звук "Су". Вдохнув как можно больше воздуха, вернитесь в исходное положение с выпрямленной спиной и ещё некоторое время продолжайте вдох. Вдох занимает 20 секунд.
4. Закончив вдох, задержите дыхание на 10 секунд, сосредоточив внимание на единой точке.
Потом опять начинайте делать выдох. Сначала весь цикл вдоха-выдоха будет занимать 20-30 секунд. Сосредоточившись на единой точке и расслабившись, вы не сможете делать это упражнение дольше одной минуты. Но всё достигается практикой. Человеческое существо, потребляя пищу и сжигая её, чтобы получить энергию, поддерживает жизнь. Для сжигания нужен кислород, поэтому человек вдыхает воздух. После сжигания пищи необходимо выбросить такой ненужный продукт, как двуокись углерода. Вот всё, что можно сказать о дыхании. Однако люди, живущие в сложном современном мире, часто бывают злыми и подавленными, что приводит к сжатию их артерий.
Кислород, поглощаемый из воздуха лёгкими, с помощью артерий распространяется по всему организму. Но если артерии сжаты, возникает сопротивление прохождению кислорода. Кроме того, это ограничивает возможность возвращения в лёгкие двуокиси углерода. Концентрация его в организме повышается, и сгорание пищи получается неполным. А это приводит к болезням. Жизненная энергия молодых людей обычно остаётся относительно высокой. Но уже в среднем возрасте у людей возникают заболевания почек, печени, нарушается кровяное давление. Первое, что необходимо сделать, это с помощью дыхания Ки добиться того, чтобы сгорание стало полным. Во всём мире существуют множество методов дыхания, но все они имеют дело только с тем, что я называю "внешним дыханием". Внешнее дыхание означает вдыхание воздуха в лёгкие и выдыхание его из лёгких в атмосферу. Внутреннее дыхание означает распределение кислорода с помощью тока крови по всему телу и возвращение двуокиси углерода и других отходов назад в лёгкие. Ёмкость лёгких составляет от 3 до 4 тысяч кубических сантиметров. Объём вдоха - от 700 до 800 кубических сантиметров. Глубокое дыхание необходимо потому, что в лёгких всегда остаётся старый воздух. Если вы заботитесь только о том, чтобы заменить воздух в лёгких, достаточно сделать 4-5 глубоких вдоха.
Но важно внутреннее дыхание. Объедините ум и тело, полностью расслабьтесь, откройте все каналы для движения крови, вдохните свежий воздух, пошлите кислород в каждую часть своего тела, верните в лёгкие двуокись углерода и выдохните её из лёгких. Посвятив этому 30-40 минут, вы сможете направить кислород в каждую клеточку своего тела и полностью его использовать.
Прохождение крови по всему телу занимает 20 секунд. В течение минуты кровь проходит через тело трижды. Тело наполняется свежей Ки, кожа, в связи с улучшением обмена, разглаживается. Вы можете стать молодым и исполненным энергии. Метод дыхания Ки - наилучшее лекарство для продления жизни и восстановления бодрости.
Печень - это собрание вен. Повышенное снабжение кислородом улучшает её работу. Серьёзные дыхательные упражнения позволят за три-четыре недели избавиться от всех проблем, связанных с печенью. Когда печень функционирует нормально, из крови удаляется больше ненужных элементов и в результате меньше страдают почки. Их состояние тоже улучшается. А от хорошей работы печени и почек выигрывает весь организм. В этом смысл японской поговорки: "Нет ничего важнее печени и почек".
Улучшение циркуляции крови, естественно, снимает все проблемы, связанные с кровяным давлением. Люди с больным сердцем не смогут долго выполнять дыхательное упражнение. Все больные люди дышат часто и неровно. Сосредоточьтесь на единой точке, полностью расслабьтесь, вдыхайте и выдыхайте как можно спокойнее. Начав дышать спокойно, вы сможете продлить вдох и выдох. Когда вы сможете дышать нормально и с большими интервалами - вы будете здоровы. Если вам трудно сидеть в позе сэйдза, сядьте на стул. Но если вы сядете слишком глубоко, ваш торс будет стремиться изогнуться и вам трудно будет держать внимание на единой точке. Поэтому садитесь на краешек, чтобы спина оставалась прямой. Ослабленные люди, которые вынуждены оставаться в постели, могут выполнять дыхательное упражнение лёжа на спине. Сделайте как можно более полный выдох, на несколько секунд задержите дыхание и вдыхайте через нос как можно больше воздуха. Опять на несколько секунд задержите дыхание и начинайте выдох. Во время дыхания не думайте больше ни о чём. Используйте мозг для того, чтобы с помощью дыхания посылать Ки в каждую часть своего тела. Ваша жизненная сила возродится, и вы непременно удивите докторов своим быстрым выздоровлением. Когда вы больны, вы мало что можете сделать. Но вы должны выполнять дыхание Ки. Когда вы выздоровеете и вернётесь к нормальной жизни, вы будете успешно справляться со своими делами.
Этот метод дыхания предотвращает накапливание в мозгу крови и обеспечивает крепкий сон. Постарайтесь избавиться от негативных настроений, обычно сопровождающих болезнь. Поддерживайте в себе уверенность, что пока вы будете практиковать этот метод дыхания и непрерывно обмениваться Ки с Ки Вселенной, болезнь вам не грозит.
6.7 Как вылечить травму шеи ( метод киацу )
Даже самый хороший водитель не застрахован от удара сзади другой машины. А внезапный резкий удар приводит к травме шеи.
Травма шеи может свести на нет самую яркую жизнь, заставив пострадавшего потерять надежду на выздоровление. Те же страдания приносят мигрени. Временно боль можно снять с помощью лекарств. Но после окончания срока действия лекарства страдания возобновляются.
Но травму шеи и мигрень можно вылечить с помощью киацу. Киацу кажется подобным сиацу (лечению с помощью надавливания пальцами), но эта техника имеет свои фундаментальные отличия. Сиацу включает физическое воздействие на поражённые части тела или органы. Задача киацу состоит в направлении Ки в поражённые области и активации жизненной силы. Когда старый насос перестаёт подавать воду, вы заливаете небольшое количество воды для заправки и начинаете работать рукояткой. Как только начнёт течь вода, насос сам продолжит свою работу. То же можно сказать о жизненной силе. Травма шеи ослабляет жизненную силу в шее, и человек, перенёсший травму, не может сам её восстановить. В таком случае пошлите Ки из кончиков своих пальцев в пострадавшую область и приведите в действие жизненную энергию. Напряжённые мышцы расслабятся, жёсткость исчезнет, шея опять станет гибкой и подвижной. Когда активизируется жизненная сила, пациент выздоровеет.
Как же распространить Ки из своих пальцев? К. Тохэй объясняет нам это настолько подробно, чтобы это было под силу даже начинающему.
Упражнение 1. А вытягивает руку вперёд и думает о том, как по ней проходит Ки. Б пытается согнуть руку, но безуспешно (Рис. 6.24).
Это та самая несгибаемая рука, которая использовалась в качестве примера при объяснении четвёртого из Четырёх основных принципов объединения ума и тела: "Расширьте свою Ки." Ки расширяется, когда вы верите в то, что это так.
Упражнение 2. А отводит большой палец правой руки, слегка согнув внутрь. Б, надавив ладонью, возвращает его на место. Если А будет посылать из кончика своего пальца Ки. Б не сможет вернуть его обратно. Если А направляет силу в свою руку или большой палец, Б будет не способен отогнуть палец обратно (Рис. 6.25).
Это несгибаемый палец. Когда вода извергается из шланга, самое большое давление образуется у его выходного отверстия. Подобным образом, если вы концентрируете своё внимание на кончике пальца, Ки выходит за его пределы. Когда А сосредоточивает свою Ки на кончике пальца и палец оказывается против ладони Б, Ки естественно выходит за его пределы, и палец невозможно вернуть обратно. Именно таким образом расширяется Ки с помощью киацу. Всё, что делается с помощью пальцев, можно использовать для работы с помощью техники киацу.
Опыт 3. Б сидит в позе сэйдза или со скрещенными ногами. А стоит за ним, держа большие пальцы рук на плечах Б, в точках, которые находятся как раз под ушами (Рис. 6.27 ). Сначала он начинает постепенно надавливать пальцами, пока не исчезнет зазор. Потом, не усиливая давления, он посылает свою Ки.
Если Б чувствует, как принадлежащая А Ки проникает через плечо в его тело, значит А делает киацу правильно. Если А будет просто давить с силой, Б будет испытывать неприятную боль. При проникновении Ки он испытывает своего рода приятную боль. Проводя сеанс киацу, А всё время должен интересоваться, что при этом чувствует Б.
Далее К. Тохэй объясняет на какие области следует оказывать давление. На рисунке 6.26 показаны основные мышцы, проходящие вдоль позвоночника и отходящие в стороны. Эти линии мышц доходят до конца плеч. Точки, с которыми проводилась работа в Опыте 3, также лежат на этих линиях.
Рис. 6.24 Рис. 6.25 Рис. 6.26
Поддерживая голову Б левой рукой, А пальцами правой руки надавливают на мышцы правого плеча Б. Когда А поддерживает голову Б правой рукой, он надавливает левой рукой на мышцы его левого плеча. На каждую точку следует надавливать 15-20 секунд. Помните, что вы никогда не должны массировать пальцами повреждённую область, так как это может нанести вред тканям и усилить боль. Ваша задача - послать Ки в поражённую область, поэтому при надавливании не смещайте пальцев - как будто вы зажимаете пальцем проколотую шину.
Надавливание точек этих линий занимает 15-20 минут. После этого А должен согнуть шею Б, чтобы убедиться в её подвижности. Если это не так, Б после этого будет испытывать боль. Однако не следует применять усилий, так как это ещё больше усилит боль.
Для размягчения мышц шеи Б, А применяет киацу к мышцам плеча Б вдоль линии А, от плеча до шеи. Он кладёт руку на голову Б и постепенно наклоняет её, насколько это возможно, не применяя усилий (рис. 6.28).
Рис. 6.27 Рис. 6.28 Рис. 6.29
Сначала шея Б гнётся не слишком хорошо. Однако, по мере того как А будет надавливать на мышцы слева от шеи, голова Б будет всё больше приближаться к плечу. Это происходит потому, что мышцы становятся более мягкими и расслабляются. После нескольких надавливаний шея будет сгибаться полностью. После этого следует наклонять голову Б вправо и подобным образом воздействовать на мышцы левого плеча.
Затем А подводит левую руку под подбородок Б и поворачивает его лицо влево (Рис. 6.29). После этого он пальцами правой руки надавливает на мышцы вдоль линии В.
Сначала шея Б поворачивается лишь слегка. Но по мере того, как А надавливает на мышцы, она начинает поворачиваться всё лучше и лучше. Обычно в результате такого воздействия подбородок касается плеча. Повторите ту же процедуру с левой стороны.
После этого А надавливает на две точки на плечах Б и предлагает ему повращать головой, чтобы определить болезненные точки. Если находится такая точка, на неё следует надавить. По мере вращения шеи медленно перемещайте пальцы. Если болезненные точки отсутствуют, значит шея здорова. Если вы не можете справиться с задачей за один сеанс, повторите процедуру на следующий день. Нет необходимости ждать один-два месяца. Те же действия помогают избавиться от мигрени.
Для занятий киацу вам потребуется время, потому что сначала ваша Ки временами течёт, а временами нет. Но по мере практики вы научитесь понимать, когда Ки выходит из пальцев. Тогда вы сами с помощью пальцев сможете находить повреждённые области, не спрашивая об этом пациента. Вера - это сила. Когда вы верите, что Ки выходит через ваши пальцы, она действительно выходит. Поверьте в принцип киацу, и ваша вера даст вам силу.
На этом мы закончим рассматривать лечебные аспекты Айки-до. Но в следующих книгах читатель сможет познакомиться с другими, не менее успешными применением ки в исцелении человека, в изменении его жизни в лучшую сторону.
Глава 7.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Правила, которые управляют выработкой правильных техник.
Прежде чем повышать или увеличивать критерий, правильно оцените скорость прогресса ученика в данный момент времени.
Иногда у ученика внезапно наступает "озарение" - он начинает понимать конечную цель, и улучшение поведения становится спонтанным. В этом случае следует постоянно контролировать вашу методику обучения: не забуксовала ли она, не перестала ли приносить успех ваша программа тренировок. Такой селективный подход к ученикам позволит вам "сдвигать" их поведение в сторону того улучшения, которое вам желательно.
Если одна методика тренировки не приводит к успеху, попробуйте другую.
Поразительно, до чего люди бывают привержены к неэффективной системе, будучи убеждёнными, что повторение одного и того же даст результаты. Для выработки любого поведения существует столько же способов, сколько инструкторов, способных их придумать. Любой хороший тренер, видя, что ученику явно скучно или ученика пугает этот метод, перейдёт на другой; одни и те же методы выработки не равноценны для различных индивидуумов.
Правила для инструкторов.
В абсолютной истине Вселенной не существует разногласия, но оно существует в области относительной истины. Соперничество с другими и выигрыш приносят только относительную победу. Не соперничать и тем не менее выигрывать - это приносит абсолютную победу. Достижение лишь относительной победы рано или поздно приводит к поражению. Тренируясь для того, чтобы стать сильным, учитесь тому, как вы можете избегать сражения. Учась бросать своего противника и наслаждаться этим, а также быть брошенным самому и также наслаждаться этим. Помогая друг другу, вы будете прогрессировать очень быстро.
4. Не критикуйте никаких других боевых искусств. Гора не смеётся над рекой из-за её медлительности, и река ничего не говорит по поводу того, что гора не может двигаться. Каждая из них имеет свои собственные особенности и занимает своё собственное положение в жизни. Если вы будете плохо говорить о других, то это наверняка вернётся к вам обратно.
5. Боевые искусства начинаются и кончаются этикетом вежливости. Причём, не просто в форме, но и в уме и в сердце тоже. Уважайте учителя, который обучал вас, и всегда будьте особенно благодарны основателю, который указал путь. Тот, кто не согласен с этим, пусть не удивляется, если ученики будут несерьёзно относиться к нему.
6. Культивируйте спокойный ум, что является следствием делания Вселенной частью тела путём кон центрирования мыслей в одной точке в нижней части живота. Вы должны знать, что стыдно иметь ограниченный ум. Не дискутируйте с другими только ради того, чтобы защитить своё мнение. Правое - это правое. Заблуждение - это заблуждение. Спокойно оцените, что правильно, а что нет. Если вы убедитесь в своей ошибке, мужественно внесите поправку. Если вы встретите человека, вас превосходящего, радостно примите его учение. Если кто-то заблуждается, спокойно объясните ему истину и постарайтесь, чтобы он вас понял.
7. Даже одно-дюймовый червяк имеет полудюймовый дух. Каждый человек уважает своё собственное эго. Поэтому не пренебрегайте никем и не разрушайте его самоуважения. Обращайтесь с человеком уважительно и он будет уважать вас. Относитесь к нему с пренебрежением - и он тоже будет относиться к вам так же. Уважайте его личность, прислушивайтесь к его взглядам - и он будет счастлив следовать за вами.
8. Не гневайтесь. Если вы разгневались, это доказывает, что ваш ум отклонился от одной точке в нижней части живота. Гнев - это нечто такое, чего следует стыдиться в Айки-до. Не сердитесь по своей собственной воле.
Гневайтесь только тогда, когда права природы или ваша собственная страна в опасности. Сконцентрируйтесь на одной точке в нижней части живота и разгневайтесь полностью. Знайте, что тот, кто легко впадает в гнев, теряет свою храбрость в важные моменты.
9. Остерегайтесь тщеславия. Тщеславие не только остановит ваш прогресс, но и вызовет регресс. Природа безгранична, её законы глубоки. В чём причина тщеславия? Оно есть результат поверхностного мышления и покупаемого задёшево компромисса с Вашими идеалами.
Не жалейте усилий при обучении учеников. Вы продвигаетесь во взаимосвязи со своими учениками. Не будьте нетерпеливыми при обучении. Никто не может ничему научиться за один раз. Настойчивость - это важный фактор при обучении, наравне с такими как терпение, дружелюбие, способность поставить себя на место ученика.
11. Не будьте надменным инструктором. Когда ученики подчиняются своему учителю, их познания возрастают. Специальной характеристикой при тренировке является то, что учитель также продвигается вперёд при обучении своих учеников. Тренировка требует атмосферы взаимного уважения между учениками и учителем. Если вы видите надменного человека, то вы видите человека с поверхностным умом.
12. На занятиях не показывайте свою силу, не имея на то хорошего повода, чтобы не разбудить сопротивление в умах тех, кто наблюдает за вами. Не дискутируйте о силе, но учите правильному пути. Одними словами нельзя объяснить. Иногда, если вас бросают, вы можете научить этим более эффективно. Не пресекайте броска вашего ученика на полпути или не останавливайте его Ки прежде, чем он закончил движение, иначе вы привьёте ему плохие привычки. Стремитесь словом и делом вселить в него правильную Ки и искусство Айки-до.
13. Делайте своё дело убеждённо. Мы тщательно изучаем принцип Вселенной и практикуем его, а Вселенная защищает нас. У нас не должно быть никаких сомнений или страха. Настоящая убеждённость приходит от веры в то, что мы едины со Вселенной. Мы должны иметь мужество сказать вместе с Конфуцием: "Если моя совесть чиста, я без страха могу столкнуться с врагом числом в десять тысяч человек".
А напоследок мы приведём правила, которые вывешены в до-дзё в Токио.
1. Если вы во время тренировки плохо исполните движение Айки-до, то это может быть вредно для вашего партнёра. Во время тренировки подчиняйтесь преподавателю и не превращайте тренировки в ненужное испытание силы.
2. Айки-до - это искусство, где один человек учиться одновременно встречать многих противников и которое требует от вас отточено и мастерски исполнять каждое движение таким образом, чтобы вы смогли бросить не только одного, стоящего перед вами, но и тех, кто стоит вокруг вас.
Когда вы лично в опасности;
Когда видишь, что кто-то находится в опасности;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МОРИХЭЙ УЭСИБА
“ИСКУССТВО МИРА”
(из бесед, каллиграфий, стихов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Гитин Фунакоси
(1868 - 1957)
"Двадцать принципов Каратэ"
Никогда не забывай, что Каратэ начинается и заканчивается уважением.
Человек должен уважать учение, своих товарищей-учеников; человек должен обладать почтением и уважением к жизни. "Уважение" является одним из тех качеств, которые отличают человеческое существо от грубого животного.
В Каратэ нет первой атаки.
Этот широко известный афоризм Фунакоси высечен на его надгробии. Этот принцип следует понимать как в буквальном ("При необходимости сражаться блокируй удары своего противника, но не атакуй в ответ; пусть он сразит самого себя" Г. Фунакоси), так и переносном смысле ("Терпение и сила духа - признаки настоящего мастера Каратэ" Г. Фунакоси).
Каратэ воспитывает справедливость.
Когда человек честен перед собой, это приносит благо всему обществу.
Познай сперва себя, затем других.
Фунакоси научился этому правилу у мастера Адзато (1828 - 1906): "Секрет победы заключается в познании самого себя и своего противника при помощи тщательной подготовки и внимательных наблюдений. Тогда тебя никогда не застанут врасплох".
Важна не столько техники тела, сколько техника разума.
Фунакоси говорил: "Не техника создаёт человека, а человек создаёт технику".
Позволь своему разуму странствовать свободно.
Этот совет мастер Дзэн Такуан (1573 - 1645) дал фехтовальщику Ягю Мунэтори (1571 - 1646). Если человек позволил своему разуму остановиться, то он теряет способность реагировать. Идеалом является свободный, широкий и подвижный разум.
Не думай о победе; думай о том, чтобы не потерпеть поражение.
Существует огромная разница между желанием победить любой ценой и нежеланием потерпеть поражение. Первое стремление приводит к опрометчивым поступкам и самоуничтожению; второе воспитывает здравый смысл и осмотрительность действий.
Действуй согласно действиям противника.
Проводи поединок в соответствии с естественной стратеги ей.
Это означает, что, сталкиваясь с атакой, занимающийся Каратэ должен действовать естественно, изменяясь и приспосабливаясь к своим противникам и никогда не позволяя им приспособиться к себе.
Считай свои руки и ноги острыми мечами.
Это означает не только то, что их следует превратить в смертельное оружие; практикующий Каратэ должен осознавать свои поразительные потенциальные возможности.
Выйди наружу - и ты встретишь десять тысяч врагов.
Ещё один афоризм, подчёркивающий необходимость постоянной бдительности, при которой ничто не воспринимается как данность.
Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественные позы.
Для новичка очень важно овладеть различными стойками - они являются "кирпичиками" Каратэ. Однако, в конце концов опытный ученик должен превзойти любые традиционные стойки и использовать ту позу, которая наиболее удобна и естественна для него.
Ката всегда нужно исполнять правильно; реальный поединок - совсем иное.
Ката возникли как средство развития различных мышц тела, определённых рефлексов и выносливости. Многие - быть может, большинство - из движений ката никогда не применяются в реальном поединке, но именно упражнения в выполнении ката помогают в таком поединке.
Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники.
Это ещё раз напоминает о том, что хорошее знание себя прокладывает путь к настоящей победе.
Постоянно оттачивай свой разум.
"Оттачивание" означает здесь непрерывный поиск природы вещей; такое стремление захватывает человека целиком и представляет собой сосредоточенное усилие, устраняющее любые умственные и физические препятствия, встречающиеся на пути.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАТСУ
Катсу - специфический японский методвозвращения пострадавшего в сознание из обморочного состояния; метод, который с успехом применяется в период тренировок и соревнований по различным видам восточных единоборств. Во многих странах мира спортсмены, занимающиеся бу-до-спортом (Бу-до-спорт - комплекс восточных видов единоборств, в который входят дзю-до, каратэ, дзю-дзюцу, Айки-до, кэн-до, кью-до, у-шу и т. д.) и сдающие экзамен на звание мастера, обязаны владеть приёмами катсу и уметь оказывать помощь своим товарищам в случае необходимости.
Желательно помнить, что катсу нельзя применять, если причиной обморока является повреждение позвоночника, мощные удары в голову, состояния нокаута, сотрясения мозга после падений, повреждение внутренних органов. В этих случаях необходимо вызвать врача.
Большинство способов катсу выполняется с помощью приёма катсу-цубо, основанного на воздействии между 6-м и 7-м грудными позвонками. Практический способ быстрого нахождения точки “цубо” состоит в следующем: поместить конец безымянного пальца на самый выступающий позвонок в области шеи, когда голова несколько наклонена вперёд, - это 7-й шейный позвонок, располагающийся в середине, между плечами, затем выпрямленную ладонь положить на позвоночник: точка “цубо” находится в основании ладони (рис. 1).
С человеком, находящемся в обморочном состоянии, необхо-димо обращаться предельно осторожно. Если пострадавший находится в положении стоя, что случается при удушении или при ударе без падения, его необходимо поддержать и использовать катсу в позиции стоя. Если пострадавший лежит, то катсу выполняется в положении лёжа или сидя. После прохождения обморочного состояния необхо-димо ещё некоторое время оставить пострадавшего в положении лёжа или сидя, не позволяя ему резко менять положение, так как это может вновь привести к потере сознания. Если состояние пострадавшего остаётся неудовлетворительным, необходимо срочно вызвать врача.
Время возвращения в сознание не должно превышать 5 минут.
В этот отрезок времени человек, оказывающий помощь, должен быть максимально собран, не должен нервничать, ибо выполнение только усложнит выполнение катсу.
Обморочные состояния могут встречаться на тренировках и соревнованиях (да и просто в быту) в результате получения ударов, особенно в шокогенные области, ушибах после падений или бросков, резкого проведения болевых приёмов или удушающих приёмах, особенно в шейную артерию. В каждом случае применяется определённый приём катсу. Ниже описываются основные приёмы системы катсу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АННИ БЕЗАНТ
“Исследование сознания”
В этом приложении мы даём отрывок из книги Президента Теософического общества Анни Безант, в котором рассмотрена сущность эмоции, природа её возникновения, механизм действия эмоции при общении человека и методы её регулирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Поступки человека определяют внешние условия его
АГНИ-ЙОГА
(УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ)
(избранные главы)
СЕРДЦЕ
…
300. Сегодня добрый срок для хорошего думания. Если мысль заключает в себе творческую энергию, то как полезно устремить в пространство добрую мысль. Когда человечество сговорится посылать добрую мысль одновременно, то и зараженная атмосфера низших слоев сразу прояснится. Так надо заботиться, хотя бы несколько раз в день посылать мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как спаситель человечества мыслит лишь о всем мире, так, следуя ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии. Не нужно смотреть на посылки мыслей, как на какое-то сверхъестественное действие. Пусть это будет пищей духа, как топливо костра в ночи, Также нужно просто следовать за высшим примером. Сердце будет часами верными, когда призовет к мысли о всех. Не нужно утомительных медитаций, мысль о мире кратка, и отрешение от себя в ней так просто отражается. ПУСТЬ МИРУ БУДЕТ ХОРОШО.
…
302. Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей, как для себя, так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней. Раньше связывали с дурными мыслями только психические болезни, но пора разглядеть множество самых разнородных физических болезней, порожденных мыслями. Не только сердечные заболевания, но большинство желудочных и накожных болезней являются последствиями разрушительных мыслей. Также и заразные болезни могут передаваться не только предрасположением, но и через мышление. Это не будет только самовнушением, но можно видеть случаи, когда зараза распространялась одним человеком на многих. Можно видеть, как физические последствия идут совершенно сходно с духовными явлениями. При этом замечается, как непроизвольно некоторые организмы распространяют определенную заразу, не поддаваясь ей сами. Уже в древние времена знали таких носителей заразы, но после позабыли о научном, перенесли все на, так называемый, дурной глаз.
303. Значит, даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления. Так постепенно направляйте мысли окружающих на добро. Уже имеете пример, насколько причиняют боли проклятия и ругательства даже на дальних расстояниях. Нужно для обращения внимания устремить сердце на сущее. Особенно могут действовать эти одержимые, когда, хотя немного аура прикасалась. Так нужно обращать внимание на самое первое впечатление от людей, когда сердце может подать свой знак. Легко можно представить, какими распространителями заразы должны быть одержимые. Потому так нужно избегать их.
…
315. Успокоение есть уравновесие напряжения. Объединение сознания есть прежде всего сохранение энергии. Это важное правило обычно забывается. Когда вместо ограниченной физиологии введется психофизиология, тогда можно будет каждому понять, какое значение имеет экономия энергии.
…
331. Утончение сердца подскажет отказ от мясной пищи. При этом понимание Тонкого Мира укажет не только вред поглощения гнилых продуктов, но и каких соседей привлекает разложение. Действительно, трудно решить, где наибольший вред от поглощения мяса или от привлечения мясом нежелательных гостей? Даже мясо сушеное и копченое, которое относительно менее вредно, тем не менее, по запаху привлекает голодающих Тонкого Мира, и если при этом их приветствовать какими то мерзкими словами, то получится самое вредоносное сообщество. Так слышали, многие принимают пищу молча или сопровождая ее достойными речами. Конечно, каждое гниение недопустимо. Даже овощи не должны быть допущены до разложения. Людям не много нужно - два фрукта, немного мучного и молоко. Так можно очищать не только внутренность, ни избавиться от многих соседей. Разве не следует врачам, изучающим меры борьбы против рака и камней в печени обратить внимание на эту примитивную профилактику. Ведь говорят о курении благовоний и о духах, но ведь и некоторые яды благовонны и убивают сознание. И это изучение не должно быть забыто.
…
495. Люди иногда готовы признать мощь мысли, но на это признание они не обращают на себя. Мечтают о великих мыслях и не приведут в порядок малые. Спросят- как привести мысль в действие. НУЖНО НАЧАТЬ С ДИСЦИПЛИНЫ НАД САМЫМИ МАЛЫМИ МЫСЛЯМИ И ЗАТЕМ УЖЕ СОЗДАТЬ МЫСЛЬ, ДВИГАЮЩУЮ ГОРАМИ. Совет о порядке малых мыслей - начало оздоровления сердца. Путь Агни Йога через сердце, но следует помочь сердцу порядком мыслей. Беспорядочные мысли, как вши и блохи, они поражают тонкое вещество. Они приносят часто смертельный яд. Именно малейшие мысли безумны и потому они главные препятствия сближению тонкого и плотного миров. Как уговорить друзей, чтобы они немедленно приняли к исполнению сказанное о мыслях. Ведь это требует малого времени и сознания ответственности.
…
507. Опытный Правитель не редко положит руку свое на плечо или руку собеседника. Некоторые сделают это сознательно, но большинство бессознательно. Но даже сознательные не всегда знают, как пользоваться этим методом. Они полагают, что рука уже достаточна, что ладонь уже передаст мощь мысли; но очень редко люди сознают, что концы пальцев излучают сильнее. При этом, если внушается мысль, то пальцы должны быть сжатыми, но если желаете получить реакцию собеседника, то концы пальцев должны быть разделены. Таким образом достигается большее раздражение ряда центров. Сколько скрыто возможности в каждом действии! Только нужно применить их сознательно. Можно сравнить сознание с бессознательностью, как плавание без опыта. Конечно кто-то сразу всплыл, но это чрезвычайно редко. Так нужно во всем соблюдать Иерархию, которая видимо и невидимо наполняет наше сознание. Прискорбно, если сознание будет представляться чем-то отвлеченным, почти сверхъестественным. Каждое биение сердца наполняет все сознанием как существования, так и сущим пониманием бытия. Туман мысли лишь от неуважения к сознанию. Нужно эти слова написать в каждой школе. Могут дети спросить - как защититься от мертвого обихода? - Тогда можно указать на надпись об уважении.
…
554. Дикарь в молении своем прежде всего просит милости для себя, но мудрые отшельники просят благодать для мира; в том различие дикаря от мудрых. Нужно это положить в основание всех мыслей. Не благовидно и не полезно просить для себя. Лишь грубое сердце полагает себя, как самое важное. Но много мудрее просить о мире, в котором сами для себя найдете каплю Блага. Так особенно теперь нужно идти великим путем, только так можно найти сердце.
АУМ
…
АУМ324. Творение добра должно быть настолько естественным состоянием человека, что не нужно и говорить о таком назначении. Человек не может указывать на свои добрые дела, как на нечто особенное; иначе можно предположить, что обычное состояние человека во зле и только в виде исключения он иногда допускает и что-то доброе.
Много заблуждений накопилось в течение тысячелетий. Люди начали считать добро на золото. Люди понесли в храм золото и драгоценные камни, уверяя себя, что они представляют лучшие достижения в мире. Люди внушили себе ложные понятия о сокровищах - они помнили сказание о золоте, как источнике зла, но поспешили сделать из сказания сказку. Можно найти в истории человечества повторные восстания против золота. Каждый великий Учитель являлся повстанцем против золота, и люди спешили убить каждого, кто осмеливался восстать против их любимого кумира. Конечно, говорю не о самом куске золота, но обо всем ужасе, его окружающем.
…
АУМ325. Среди сокровенного особенно остается неизвестным, кому принесло наибольшую пользу посланное добро. Никто не знает, кому помогло его добро. Можно предположить, что мысль добра достигает определенное лицо, но это будет лишь предположением. Мысль, может быть, очень помогла кому-то нам неизвестному. Такая мысль будет посланцем добра, и человек спасенный не будет знать своего спасителя, и признательность его обратится к Высшему Миру. Когда он хочет выразить свою восторженную признательность, он посмотрит вверх, в вечное Горнило Творящей Мысли.
…
АУМ326. Безымянные мысли получают и сокровенную признательность. Каждая мысль добра получит и лучшую благодарность. Не нам судить, где раздастся песнь признательности. Не надо твердить слова признательности; самая прекрасная песнь благодарности звучит в минуту радости. Но о такой радости кем-то была послана мысль.
Скажем благодарно - АУМ!
…
АУМ527. Почему так трудно воспринять закон, что каждая энергия есть уже физическая мощь. Люди могут двигать мускулами посредством воли, значит, эта энергия является физическим рычагом. То же самое можно видеть при сравнении физических упражнений атлетов и хатха иогов, которые в значительной степени достигают приказом воли различных достижений мускульных.
Так нередко мыслящий человек не терял и физическую силу.
…
АУМ571. Человек отлично знает внутренне о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрет пораженное место рукой. Желая обратить внимание, он топнет ногой, он знает, что именно конечности испускают энергию. В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног. Но трудно человеку в обиходе признать свою собственную мощь.
…
АУМ575. Не только каждый центр есть динамо, но каждый атом уже вырабатывает энергию. Можно ли считать неестественным и ненаучным исследование психической энергии? Говорю для тех, кто имеет особые возможности познавания энергии и так часто противятся своему достоянию. Народ должен учиться и учиться. Так наука во всем своем величии даст возможность достижений.
…
АУМ576. Психометрия считается уделом исключительных людей, но общее свойство дано решительно всем. Каждый человек при каждом прикасании к предметам ощущает различные сенсации. Разница лишь в том, что один обращает внимание на них, но другой проходит равнодушно. Следует отдавать себе отчет в каждом ощущении.
Какое богатство жизни откроется тем, кто вибрируют на все чувствования. Не трудно усовещивать себя в разнообразии ощущений. Каждая книга, каждое письмо несут в себе целую ауру. Нечто не сказуемое, но явное сердцу получится от прикасания. Нет причины полагать, что лишь некоторые счастливчики имеют дар, в котором другие обойдены.
Мысль о возможности уже есть открытый путь.
МИР ОГНЕННЫЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Дайзетцу Т. Судзуки
“Лекции о дзэн-буддизме”
(Материалы конференции, посвящённой проблемам
Взаимоотношения дзэн-буддизма и психоанализа.
СИНТО
(ПУТЬ БОГОВ)
Это древняя японская религия. Хотя история её, по общему признанию, неизвестна, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что она возникла и развилась в Японии вне китайского влияния.
Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает древнюю мифологию. Практическая же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. Согласно синто, считается, что микадо (император) - потомок духов неба, а каждый японец - потомок второго разряда - ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т. д. Мир японца населён мириадами ками. Верующий японец считает, что после смерти он станет одним из них.
Синтоизм свободен от религиозной идеи "центральной власти" всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали: "Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные". По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы "были бы хуже зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать". Сведения о синтоизме в древних книгах "Кодзики" и "Нихон ги" дают достаточное представление об этой религии.
В этих трактатах объединены две идеи - идея кровного племенного единства и идея политической власти. Отражение первой - в расширении племени во времени: в отношении к прошлому, в соединении с рождения вообще всех вещей, во включении всего инородного в состав племени, в подчинении ему, в притягивании генеалогической линии по главным представителям - богам, вождям, царям - как проявление единства племени. Отражение второй - в представлении политической власти как выполнения богами, вождями, царями воли высших богов.
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но затем всё приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое - в лице богини Идзанами, второе — в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю. Сын Сусаноо - Окунинуси - сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление её внуку Ниниги. Ниниги сошёл с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти ему вручили три священных предмета - зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошёл Дзиммутэнно (титул тэнно означает "Верховный правитель"; сохраняется за царствующим домом до наших дней; передаётся на европейских языках словом "император"), мифический первый император Японии - микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему "божественному" происхождению состоит в родстве со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сёгуны, господствовавшие в Японии более трёхсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освящённая синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, её регулирующая сила значительно ослабла.
Даже современные японцы, внешне как будто бы и не придавая серьёзного значения этой идее, подсознательно искренне благоговеют перед ней. До сих пор в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь императорской семьи (по некоторым данным их насчитывается более ста тысяч).
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что всё сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покоилось религиозное сознание древнего японца, удивлявшегося вопросам представителей других конфессий: "Какая у вас вера?" или того более - "Верите ли вы в Бога?"
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное сближение произошло между богами. И потому секс и моральная вина никогда не связуются в сознании японцев. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только "нечистое", но и всякое "нечистое" может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто всё живое: и животные, и растения, и вещи; во всём природном и в самом человеке живёт божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или, в конечном счёте они могут в последствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путём слияния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к известному единообразию только с V-VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департамент по делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто - такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали любую другую религию. Не случайно почти все японцы параллельно с синтоизмом считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население страны.
В древности культовое действие в синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий. Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его ритуалы, его красочные ежегодные праздники стали необходимой частью жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов, тем не менее, единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ - обезьян, при храмах Касуга - изображение оленей. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств. Всё это свидетельствует о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
– Конец работы –
Используемые теги: айки-до, путь, миру, гарм0.082
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов