рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О Б И С ТО Ч Н И К А Х

О Б И С ТО Ч Н И К А Х - раздел Искусство, АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ Работая Над Этим Пособием, Автор Использовал Мысли И Идеи Философов, Исследов...

Работая над этим пособием, автор использовал мысли и идеи философов, исследователей и практиков Айки-до, тот богатый материал, который они предоставили для анализа, раздумий и сопоставлений. Хочется с благодарностью отметить О-сэнсэя Морихэя Уэсибу, его Киссёмару Уэсибу (10 дан Айки-до), лучших учеников О-сэнсэя Мицуги Саотомэ (10 дан Айки-до), Коити Тохэя (10 дан Айки-до), Морихиро Сайто (9 дан Айки-до), и многих других.

Для более полного раскрытия глубины и последовательности учения Морихэя Уэсибы автор данного пособия провёл широкие параллели философских взглядов О-сэнсэя с основными направлениями духовных и философских течений мира: йоги, даосизма, буддизма, христианства и теософии. В Приложении данного пособия читатель сможет ознакомиться с частью того духовного наследия, которое принесли люди, жившие в тот же период с О-сэнсэем, но других странах: Елена Рерих, Елена Писарева, Гитин Фунакоси, Анни Безант, Дайзетцу Судзуки.

Также в конце этого пособия читателю предоставлен полный перечень использованной литературы, на которой и построен материал этого пособия.

 

 

Глава 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЙКИ-ДО,

ЕГО МЕСТО СРЕДИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ МИРА

 

История развития единоборств насчитывает не одно тысячелетие. Постоянные войны и конфликты всемерно способствовали развитию специфического искусства - искусства самозащиты. Приёмы самозащиты знали в Древнем Египте, Древнем Риме, Индии, Китае и во многих других странах.

В войнах прошлого, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки зачастую решали судьбу сражений. Поэтому при изучении истории Древнего Египта, Римской империи, Греции находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники борьбы человека с человеком. В большой мере это относится и к странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, где национально-психологические особенности и, по-видимому, отсутствие тяжёлого рыцарского вооружения в средние века создали благоприятные условия для пышного расцвета различных воинских искусств, как с оружием, так и без него.

Колыбелью многочисленных и разнообразных по технике и методам восточных видов борьбы и самообороны является Древняя Индия. Одним из достижений существовавшей свыше четырёх тысяч лет назад протоиндийской цивилизации было создание уникальной философской системы, системы физического и духовного развития - йоги.

Йога оказала огромное влияние на последующее развитие боевых искусств Востока. Дыхательные упражнения йоги, частично в первозданном виде, частично трансформированные китайской системой цигун, вошли составной частью во многие восточные школы боевого искусства. То же самое произошло с чань-буддийским вариантом йоги, который получил религиозную окраску.

В древнеиндийских текстах периода написания "Упанишад" (VIII-VI вв. до н. э.) уже встречаются описания различных боевых приёмов. Так, в "Лотос Сутре" боевые приёмы были систематизированы и описаны по группам: приёмы воздействия на суставы и жизненно важные точки организма, удары, захваты, броски.

В течении V и VI веков эти категории приёмов развивались и совершенствовались. Тренировка в боевых приёмах стала неотъемлемой частью подготовки буддийских монахов. Потребность в самообороне была действительно высокой, так как Индия того времени - это полтора десятка враждующих княжеств, по территории которых странствовали сонмы последователей Будды. Их религия запрещала носить оружие, а потребность защищаться была очень большой. Многие элементы китайских воинских искусств были заимствованы от странствующих индийских монахов.

Следующий этап в развитии восточных видов единоборств тесно связан с историей и культурой самого Китая. Древний Китай имел, безусловно, свои национальные методы физического воспитания. Гигиеническая оздоровительная гимнастика существовала в стране ещё за 2000 лет до н. э. Складывались и самобытные национальные виды борьбы.

В III веке знаменитый китайский врач Хуа То создал систему гимнастики - так называемую "Игру пяти зверей", имитирующую движения тигра, медведя, оленя, обезьяны, птицы. Эта гимнастика оказала затем большое влияние на развитие китайской самообороны, различных стилей у-шу.

В V веке, предположительно в 527 году, индийский монах-буддист Бодхидхарма совершил длительное и опасное путешествие из Индии в Китай. Он обосновался в древнем монастыре Шаолинь, расположенном в провинции Хуань в нижней части Янцзы.

Проповедуя буддизм, Бодхидхарма обнаружил, что китайские монахи находятся в плохом физическом состоянии и не выдерживают многочасовых упражнений в медитации - неотъемлемой части чань-буддизма (яп. дзэн-буддизма), представителем которого и был Бодхидхарма. Тогда он начал разъяснять монахам доктрину буддизма: тело и дух неразделимы, и невозможно достичь совершенства, не развивая и не укрепляя тела.

Индийский наставник обучал китайских монахов упражнениям йоги, элементам индийской гимнастики и самозащиты, сочетая их с национальными китайскими приёмами. По некоторым источникам, Бодхидхармой были использованы две древние книги по военному искусству "И-цин-цинь" и "Синь-су-цинь". Так постепенно сформировались основы шаолинсы-цюань-шу - китайского бокса стиля Шаолинь. Китайский бокс цюань-шу (японское название - кэмпо) стал основной частью, ядром у-шу - китайской народной системы физического воспитания и боевой подготовки.

Приёмы у-шу развивались по двум основным направлениям: канг-фа, в котором практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу-фа, в котором разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы.

Большое влияние на формирование и развитие школ у-шу оказала практика религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127-1279 гг.) создал тайцзи-цюань, один из наиболее известных в настоящее время "внутренних" стилей у-шу. Легенда гласит, что он сформулировал свои принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения победы путём уступок.

К XVI-XVII векам у-шу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в середине XVII века приёмы у-шу проникают в Окинаву и в Японию, где стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось с японского как "китайская рука") и японского дзю-дзюцу.

Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку - японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе.

Национальная борьба сумо - один из самых популярных видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.

В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: "Когосоку-косино-мовари", которую создал борец Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей у-шу.

Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ-до (в нынешнем прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзю-до.

Что же касается Айки-до, то оно, по существу, современное выражение Японских боевых искусств (бу-до). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе VIII века - произведениях "Кодзики" (Летопись событий древности) и "Нихон ги" (Хроника Японии). Это не значит, что Айки-до слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как бу-до, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель Айки-до, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время модернизации Японии, посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Действия Учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству бу-до. Он шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины бу-до через события современной истории Японии.

Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух бу-до не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление бу-до имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ки, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в Айки-до.

Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал первый принцип бу-до как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощён в соответствующее боевое искусство, Айки-до. Сейчас Айки-до - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчётное количество людей - представители всех уровней и классов общества.

Определение Айки-до как современного бу-до вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм бу-до, таких как дзю-до, карате и кен-до. В то время как Айки-до развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.

Айки-до, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для бу-до, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.

Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после Второй Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодёжь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, Айки-до отказывается присоединиться к такой системе классификации и остаётся верным исходному положению бу-до: тренировке и развитию духа.

В мире Айки-до иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров, которые аргументируют это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся Айки-до создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное Айки-до". Это серьёзное дело, поскольку превращение Айки-до в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.

Айки-до чётко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача Айки-до - сохранение основ бу-до и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом бу-до, сформулированным Учителем Уэсиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.

Традиции бу-до входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения Айки-до в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уэсиба, несмотря на то, что люди могут рассматривать его только как ещё одну форму искусства боевых единоборств.

Уникальное положение, занимаемое Айки-до и чётко отделяющее его как от классического бу-до, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для Айки-до, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.

Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос: "Что есть Айки-до?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы Айки-до впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп.

Первая группа включает тех, кто рассматривает Айки-до с точки зрения определенных представлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по Айки-до, они по существу оказываются разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приёмов. С первого взгляда Айки-до с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: "Всё кажется заранее запланированным и похожим на балет", "В движениях нет переломного момента, высшей точки", "В критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых людей, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.

Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает Айки-до с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в Айки-до нет турниров на звание чемпиона, как в дзю-до, карате и кен-до?", "Почему оно ограничено показательными выступлениями, хотя одна лишь их демонстрация производит очень сильное впечатление?", "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников", "Без соревнований никто не будет серьёзно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.

Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос: "Может ли тот, кто изучил Айки-до, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа Айки-до и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия Айки-до привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий Айки-до, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.

Реальные занятия Айки-до - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся Айки-до характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы и сущность Айки-до. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот, кто прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны Айки-до как уникального боевого искусства.

Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.

Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.

Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.

Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого искусства.

Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.

Но вернёмся снова в Японию. Термин “Айки-до” появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но очень ёмком слове – "Айки-до". Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его Айки-до к мировой славе.

1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния).

1903 год. Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой.

1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё.

1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому. Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет брать уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю.

1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Омото-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: “Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!” Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - “Школу Уэсибы”. Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омотэ-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их помощью быстро достиг совершенства в работе с копьём.

1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых искусств. “Дзюцу” - это “техника”, в отличие от которой “до” означает “путь” или “метод”.

1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель, он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом, он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал, что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. “Бу-до - это не поражение противника за счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия. Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать всё, что существует в природе”.

Осенью этого же года, когда в Токио распространились слухи о "волшебнике из Аябэ" (так стали называть Уэсибу после его встреч с мастерами бу-до), Уэсиба встретился с адмиралом Такэсита. Такэсита покровительствовал Дзигоро Кано (1860-1938) и Гитину Фунакоси (1868-1957), а теперь и Уэсибе. Такэсита организовал в Токио демонстрацию искусства Уэсибы для избранной группы высокопоставленных сановников. Эта демонстрация стала настоящим потрясением. В результате Уэсибу пригласили провести трёхнедельные курсы во дворце Аояма, на которых занимались мастера дзю-до и кэн-до самого высокого уровня. Хотя семинар прошёл успешно, официальные лица запретили участие Уэсибы в каких-либо организованных государством мероприятиях по причине его тесной связи с Ванисабуро Дэгути, главой организации Омото-кё. (Более подробно об этом читайте в Главе 5 о философских основах Айки-до). Оскорблённый подобными намёками, Уэсиба вернулся в Аябэ. Однако Дэгути убедил его в том, чтобы он расстался с Омото-кё и начал двигаться собственным, уникальным путём. Дэгути напомнил Уэсибе: "Подлинным предназначением твоей жизни является распространение по всему миру истинного смысла бу-до".

1927-1931 годы. Уэсиба переезжает в Токио, где преподаёт в нескольких до-дзё. Учениками Уэсибы были высокопоставленные военные и морские офицеры, аристократы и состоятельные бизнесмены.

1930 год. Благодаря поддержке многих сторонников, Уэсибе удалось расширить временные тренировочные помещения, включив площадь с матами размером более 1400 квадратных футов. Этот тренировочный зал был назван “До-дзё Кобукан” ("Зал Величественных Боевых Искусств") и находился он в районе Вакамацу в Синдзюку (Токио). (До-дзё - это место, где изучается Путь; кобукан говорит о поиске истины с помощью выхода за пределы обычного человеческого сознания.) В этом же году до-дзё посетил основатель Кодокан дзю-до, профессор Дзигоро Кано. Кано неустанно объяснял своим ученикам в Кодокане ("Институт Изучения Пути", главный до-дзё дзю-до), что ключом теории дзю-до является следующее: "Когда партнёр подходит, встречай его; когда он отходит, провожай его". Уэсиба говорил своим ученикам то же самое, и он практически продемонстрировал подобное мужество, независимо от применяемой по отношению к нему атаки. После демонстрации Кано отправил Уэсибе восхищённое письмо и попросил его позаниматься с несколькими лучшими учениками Кодокана. В Школу Уэсибы стали приходить многие молодые дзюдоисты. Одним из них был Кэндзи Томики, руководитель клуба дзю-до университета в Васэде. Потом Томики создал новую ветвь Айки-до, стиль Айки-дзюцу, который включал соревнования. Тогда же учеником Уэсибы стал Годзо Сиода, который в последствии стал основателем стиля Йосинкан Айки-до.

1931-1935 годы. Уэсиба стал учителем бу-до для элиты страны. Он преподавал во всех главных военных академиях Токио, давал уроки членам императорской семьи (сам Император не занимался боевыми искусствами, но его братья учились у Уэсибы) и часто ездил в Осаку, обучая там полицейских и военных.

1932 год. 13 сентября создана Ассоциация развития Бу-до (Бу-до Сэн-ё Кай), президентом которой стал Уэсиба.

1933 год. Уэсиба издал своё первое руководство "Бу-до Рэнсю", которое распространялось в узких кругах.

1935-1938 годы. Уэсиба преследуется правительством за связи с организацией Омото-кё (Уэсиба возглавлял ассоциацию Дай-Нихон Бу-до Сэн-ё Кай, основанную в 1932 году для поощрения изучения боевым искусствам среди членов Омото-кё). Было арестовано более 500 членов организации. Но глава организации Омото-кё Ванисабуро Дэгути убедил власти в том, что Уэсиба не был членом внутреннего ядра организации, и после напряжённого периода неопределённости Уэсиба вновь смог вернуться к публичному преподаванию.

1938 год. Уэсиба издал вторую книгу - "Бу-до".

1940 год. Кобукан был реорганизован в Общество Кобукай. В этом же году был организован Комитет содействия Бу-до. Председателем Комитета стал министр социального обеспечения, а Уэсиба был назначен его членом.

1941 год. Война принесла Уэсибе огромное напряжение. Он выражал недовольство жестокостью и невежеством многих представителей вооружённых сил, а позже признавался своим ученикам, что испытывал отвращение в необходимости преподавания в Академиях шпионажа и военной полиции. Насилие и разрушения войны представляли собой полную противоположность задаче и цели истинного бу-до: воспитания и содействия жизни.

1942 год. Когда война стала набирать силу, Уэсиба был сильно обеспокоен несоответствием между его представлениями о мировом сотрудничестве и действительным положением вещей. Вместе со своей женой Хацу он отправился в городок Ивама в префектуре Ибараки и ещё раз занялся расчисткой земли для её возделывания. Здесь он построил до-дзё на открытом воздухе и Храм Айки (Айки Дзинзя), духовный центр всего движения, где почитаются синтоистские боги, к которым Уэсиба относился как к защитникам Айки-до, и который должен был служить духовным убежищем (более подробно смотри Приложение). В то время он сказал: “Среди военных появляется всё больше и больше людей, безответственных и неразборчивых в применении своей силы. Они забывают о том, как важно помогать людям, облегчать их страдания. Скопище глупцов, они приходят с напыщенным видом, демонстрируя свою жестокость, свою ограниченность и бессмысленное уничтожение жизни. Какой идиотизм идти против природы, против Воли Ками!”

Уэсиба говорил: “Путь бу-до заключается в том, чтобы влить новую жизнь в изначальную универсальную жизненную силу, которая даёт рождение всему. Для истинного бу-до важны гармония, любовь и обходительность, но тех, кто сегодня стоит у власти, интересует только игра с оружием. Они искажают бу-до, представляя его как орудие борьбы за власть, жестокости и разрушения, и для этой цели они хотят использовать меня. Я устал от их глупости. Я не собираюсь позволять им превратить меня в своё орудие. Я не вижу другого пути, как уйти от мира”.

Уэсиба строго придерживался своих убеждений и учил всех, кто хотел слушать: “Путь бу-до - в поиске союза бу-до с занятием сельским хозяйством. Важно действительно осуществить на практике создание жизненной силы с помощью Такэмусю Айки” (“Осознанное Айки”).

Во время и после Второй мировой войны Уэсиба посвятил всего себя сельскому хозяйству и поискам совершенства в соответствии с идеалами Такэмусю Айки. В его сердце постоянно жила вера, что путь бу-до - это путь сострадания, что задача истинного самурая - обеспечить мир и защиту жизни на Земле. Исполненный печали из-за страданий и разрушений, которые принесла война, он много часов проводил в молитвах. Уэсиба достиг уровня духовного осознания, который был доступен очень немногим, но, несмотря на это, он продолжал свои поиски силы, которую несёт истина. Не имея фактически никаких доходов, он жил в крайней бедности, но продолжал тренировать тело и дух и обрабатывать землю.

1945 год. Япония капитулировала. Оккупационные власти запретили все виды боевых искусств (кроме каратэ). Организация Кобукай была распущена.

1948 год. Уэсиба и его последователи вновь объединились. До-дзё вместо “Кобукан до-дзё” было названо по имени Основателя Айки-до “Айкикай” и его возглавил сын Основателя Киссёмару Уэсиба. Опять возобновилась его активная работа, и учение Айки-до стало быстро распространяться среди населения. Уэсиба, которого теперь уважительно называли О-Сэнсэй (Великий Учитель), продолжал жить в Иваме. Руководя жизнью до-дзё и занимаясь земледелием и продолжая в то же время постоянно тренироваться и молиться за мир во всем мире. Время от времени он по приглашению своих учеников приезжал в Токио, где читал лекции о принципах Айки-до и обучал его техникам.

А вскоре был снят запрет на бу-до.

В этом же году правительство Японии в лице Министерства просвещения формально признала новую организацию - Общество Айкикай (Дзайдан Ходзин Айкикай) - как единственную официальную государственную организацию, занимающейся развитием искусства Айки-до. Морихэй Уэсиба назначил своего сына, Киссёмару, ответственным за все вопросы, связанные с управлением организацией и распространением искусства. Сам же Уэсиба остался в своей загородной резиденции, где он мог целиком посвятить себя собственно развитию Айки-до.

1950 год. Начались регулярные занятия Айки-до в Айкикай. В этот период японские учителя внедрили Айки-до во Франции и на Гавайях, а к середине пятидесятых годов в Токийском до-дзё постоянно занимались представители самых разных стран со всего земного шара.

1955 год. В сентябре этого года на крыше одного из универмагов прошла первая публичная демонстрация Айки-до. Это было достаточно примечательное событие, поскольку до этого Уэсиба отказывался выступать для публики. Это было правилом всех старых мастеров.

1960 год. Японское правительство наградило Уэсибу Медалью Чести на Алой Ленте. (Честь такого награждения принадлежит тем, кто совершил выдающийся вклад в развитие просвещения, искусства, изобретательства, творчества и т. д.)

1961 год. Уэсиба отправился на Гавайи, чтобы торжественно открыть Айкикай до-дзё в Гонолулу.

1969 год. 26 апреля Морихэй Уэсиба скончался. В этот же день японское правительство наградило его орденом Священного Сокровища, самой высокой наградой из множества других, которые он получил за основание и развитие Айки-до.

За два дня до смерти он поднял своё хрупкое тело и сел, потом окинул взором собравшихся вокруг него учеников и сказал:

“Вы не должны беспокоиться об этом старом человеке. Любая физическая жизнь имеет свои границы. Следуя природе, физическое существование должно меняться, но дух никогда не умирает. Скоро я войду в духовный мир, но пока я хочу защитить этот мир. Теперь это будет вашей задачей. - Он погрузился в глубокую медитацию, потом продолжал: - Все мои ученики должны помнить, что я не создавал Айки-до. Айки - это мудрость Бога; Айки-до - Путь созданных им законов”.

Последним указанием, которое Уэсиба дал своим ученикам, стали слова: "Айки-до предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем".

После смерти О-сэнсэя Айки-до претерпело большие изменения. На сегодняшний день существует огромное число направлений, так или иначе связывающих себя с этим видом искусства. Вот лишь некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу - стиль, основанный О-сэнсэем, который возглавлял его сын КиссёмаруУэсиба (1921-1999), а сейчас внук О-Сэнсэя - Моритеру Уэсиба. Этот стиль продолжает традиции основателя Айки-до, хотя за последнее время его техники довольно сильно изменились.

Ивама-рю - является частью системы Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзё его создателя г-на Морихиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время ути-деши О-сэнсэя, начиная с 1946 г. и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был учеником, который провёл самое большее время непосредственно с О-сэнсэем. Сайто-сэнсэй говорит, что он пытается сохранить и изучать это искусство точно так, как он учился у Основателя. Технически Ивама-стиль похож на Айкидо Уэсибы начала 50-ых, когда он изучал Айки-до в Ивама-додзё, в котором отдается большое предпочтение тренировке с оружием.

Айкидо Школы Уэсиба (ASU) - этот стиль Айки-до разработан г-ном Мицуги Саотоме. Сейчас ASU объединены с Айкикай, хотя долгое время были независимые организации с независимым развитием. Саотоме-сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айки-до, включая в свою практику как сильные и жёсткие формы, так и мягкие, абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с оружием.

Йосинкай Айки-до - стиль мастера Годзо Сиода (1915-1994). Сиода был учеником Уэсибы, но перед Второй мировой войной основал свою школу Айки-до, дав ей название по стилю дзю-до, которым руководил его отец. Этот стиль Айки-до относится к так называемому "жёсткому" направлению и им охотно пользуются полицейские многих стран. В отличие от многих других организаций Йосинкай всегда поддерживала дружеские отношения с Айкикай как при жизни, так и после смерти О-сэнсэя.

Йосэйкай Айки-до - стиль, основанный мастером Минору Мотидзуки (род. 1907). Мотидзуки обучался у Дзигоро Кано и Морихэя Уэсибы. Мотидзуки разработал также систему бу-до, которая включает элементы Айки-будо, каратэ, дзю-до и Айки-до. (Соединить Айки-до и дзю-до пытался ещё один мастер, Кэндзи Томики (1900-1979), но это не принесло особого успеха, так как шло в разрез с заветами Уэсибы).

Ниппон Кан - основано Гакки Хомма, одним из последних ути-деси О-сэнсэя. Хомма-сэнсэй обучает в очень традиционной манере с подчеркиванием точности во взаимодействии и технике.

Одно из самых значительных разделений мирового Айки-до произошло в 1974 году, когда Коити Тохэй, будучи Главным Инструктором Айкикай, ушёл из этой организации и основал Ки но Кенкикай, чтобы изучать Айки-до с сильным акцентом на понятие Ки. С этого времени между традиционными школами Айки-до и направлением Ки-айки-до поддерживались очень малые взаимодействия. Все школы Ки-айки-до подчеркивают свою самостоятельность, даже в тех случаях, когда существуют небольшие контакты между некоторыми стилями.

Син Син Тоицу Айки-до - стиль, основанный мастером Коити Тохэем (род. 1920). Этот стиль относится к так называемому "мягкому" направлению, в нём упор делается именно на энергетическое начало человека. Тохэй-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект в применении к повседневной жизни и здоровью. Этот стиль является одним из самых мягких стилей Айки-до и характеризуется текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других стилях. Большинство школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник, считая их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. Однако эти же принципы применимы и к самозащите и для более глубоких целей обыденной жизни.

Чин Будо Кай - эти стили возглавляет Сизуо Имадзуми, находящийся в Нью-Йорке. Имадзуми-сэнсэй был ути-деси в Айкикай в 1964 г. Большинство своих тренировок он провёл с Коити Тохэем и, следуя его настроениям покинуть Айкикай, Имадзуми-сэнсэй стал Главным Инструктором Ки Обществ США. Имадзуми-сэнсэй позднее покинул КНК и основал Чин Будо Кай в 1989 г. Этот стиль имеет очень обширную программу, включающую Ки и Айки-до тренировки, а также весьма разнообразное оружие.

Кокикай - основан Шизуя Маруяма, который был Главным Инструктором Ки Общества США. Уходя из Ки Общества, он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айки-до, концентрирующуюся на достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий. В стиле используются Ки, тренировка с формулировкой принципов, отличных от КНК, связанные в основном с различиями тестов для низких уровней.

Сейдокан - основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был Главным Инструктором КИ Общества Южной Калифорнии и студентом Тохэй-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении техник.

Существует ещё множество стилей Айки-до или его аналогов, которые не имеет смысла перечислять ввиду их малоизвестности на територии нашей страны. Но не это главное. Главное то, что сказал О-сэнсэй: "Если ты постигнешь какой-либо принцип, то сможешь взять его на вооружение. Применив что-либо на практике, поразмышляй о своих усилиях. Так и продолжай всё время".

 

Глава 2.

ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ В АЙКИ-ДО

 

Прежде чем мы приступим к рассмотрению основ Айки-до, проанализируем вначале термины и понятия, которыми оперируют при изучении как Айки-до, так и других единоборств.

А начнём мы с самого термина "Айки-до". Слово "Айки-до", при всей своей внешней простоте, кроет в себе глубочайший пласт культуры Востока, которая в корне отличается от нашей, западной. Морихэй Уэсиба был глубоко верующим человеком. То искусство, которое он назвал "Айки-до" - это итог в большей степени не физических, а духовных исканий. Сам Уэсиба называл своё искусство не иначе как "Искусство Мира". На Западе термин "Айки-до" переводят по-разному: "Метод взаимодействия с ки", "Путь слияния с ки", "Метод или путь (до) к Координации или Гармонии (ай) Жизненной энергии Духа (ки)" и т. д. Уэсиба писал по этому поводу:

"Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному бу-до название "Айки-до". Слово "айки" - очень древнее, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.

Айки - это не приёмы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всём мире и объединению всех людей в одну семью".

В настоящее время существует множество учебных пособий по Айки-до. В каждом из них мы можем найти описание так называемых приёмов. В основном эти приёмы повторяются в каждом пособии (хотя и несут иногда налёт субъективности автора пособия), делая пособия похожими друг на друга как братья-близнецы. При детальном рассмотрении приёмы представляют собой описания более-менее стандартных ситуаций, которые теоретически могут возникнуть в поединке между противниками. Как правило, авторы пособий предоставляют своим последователям набор из 20-50 приёмов в виде рисунков или фотографий (иногда даже без письменных комментариев к ним) и краткий экскурс по биографии Морихэя Уэсибы. Предоставив такой материал, авторы обязательно укажут на то, что общее число приёмов составляет от 3 до 10 тысяч (в зависимости от автора), предоставив читателю самому домысливать их содержание и их применение. Сейчас же мы обратимся к самому термину "приём".

Если рассматривать понятие "приём" в контексте единоборств, то мы получим следующее определение: приём - это движение или группа движений, которые использует человек для проведения атакующих или защитных действий, причём эти действия в основном направлены на повреждение или нейтрализацию тела противника. Следуя же методикам преподавания единоборств, приёмы выглядят как набор шаблонных действий, на основе которых в последствии строится общая линия атаки или обороны. Некоторые школы единоборств содержат в своём арсенале до нескольких тысяч таких приёмов и они, как правило, чётко описаны. Но анализ этих приёмов приводит к тому, что в своей сущности приёмы представляют собой комбинации более-менее простых действий. Это всевозможные удары, захваты, замки, зацепы и надавливания разными частями тела. Единоборства строят свою тактику на преобладании одного из этих действий по отношению к другим. Айки-до, как один из видов бу-до, например, взяло на вооружение технику захватов, дополнив их специфической техникой сопровождения атакующих действий противника. На очень высоких уровнях мастерства Айки-до является техникой ведения тела противника путём управления его сознанием без применения захватов вообще (что не раз демонстрировал Морихэй Уэсиба). Хотя в пособиях мы встречаем описания этих техник, сам Уэсиба не давал описания отдельных приёмов, а демонстрировал своё искусство как целостную и гармоническую систему. Он говорил:

 

"День за днём

Тренируй своё сердце,

Оттачивай свою технику:

Используй одно, чтобы победить многих!

Такова дисциплина Воина.

В Айки-до нет ни формы, ни стиля. Движения Айки-до - это движения Природы, и эти движения глубоки и бесконечны".

 

Следуя этим наставлениям, автор предлагаемого пособия попытался раскрыть именно ту сущность Айки-до, какой её видел и завещал потомкам О-сэнсэй. В Главе 5 читателям предоставлен развёрнутый анализ духовных, философских и психологических основ и истоков Айки-до.

Но вернёмся опять к проблеме терминологии. Как мы теперь можем видеть, термином "приём" невозможно описать то "одно", что составляет сущность учения Айки-до. Поэтому для описания действий в Айки-до применён термин "техника", смысл которого можно описать как "реакция на действие противника, которая построена на принципе непротивления и гармонии". Более глубокое раскрытие этого термина вы найдёте в следующих главах.

В пользу отказа от термина "приём" говорит тот факт, что у разных авторов одни и те же действия партнёров носят разное название. Также встречаются ситуации, когда описание или название “приёма" имеет такую интерпретацию, которую ум западного человека просто не может осознать (например "кокью-нагэ" - бросок "дыхательной силой"). Общее число приёмов, которое мы встречаем в книгах по Айки-до, достигает нескольких десятков. Общее же число ситуаций, в которых эти приёмы применяются (полученных путём арифметического перебора комбинаций защитных и атакующих действий), достигает максимум 300. А как же быть с остальными тысячами и тысячами "приёмов", о которых твердят некоторые авторы? Ответ один: описание технических действий в Айки-до через термин "приём" невозможно без утери его принципов гибкости и универсальности.

Следующий важный вопрос, который нам хотелось бы рассмотреть, - это произношение японских терминов и перевод их на русский язык.

Вначале остановимся на произношении японских терминов. В японском языке отсутствуют шипящие звуки типа ш, ж, ч. Возникновение шипящих звуков в русском языке связано с написанием японских терминов в латинской транскрипции на европейских языках. Например, японский термин в латинском написании "ju-jutsu" переводят как "джиу-джитсу", хотя по-японски этот термин звучит "дзю-дзюцу". В конце этой книги предоставлен читателям довольно обширный глоссарий японских терминов, которые встречаются при изучении Айки-до.

Далее. Перевод японских терминов на русский язык (особенно при изучении Айки-до) требует предельной корректности. Основной причиной неправильного понимания или некорректного перевода названий может служить хотя бы тот факт, что в японской культуре, воспитанной на философии синтоизма и буддизма, применяются такие термины, которые аналогов в европейских культурах или не имеют, или их смысловая нагрузка совсем другая. Например, в пособиях по Айки-до мы можем встретить термин "тэнти-нагэ". В состав этого термина включены понятия триады "Небо - Земля - Человек", которая в буддийской философии служит для описания трёх форм Вселенной - божественной, природной и человеческой. В Айки-до его переводят как "бросок "небо-земля", а в русле технических действий его интерпретируют так бросок, при котором одна рука противника опускается вниз (земля), а другая поднимается вверх (небо). Или возьмём термин "коси-нагэ". В дзю-до этот термин переводят как "бросок через бедро", а в техническом плане это бросок, при котором противник бросается с активной работой бёдер, причём бёдра служат для подсада противника, а сам бросок выглядит как падение противника с этих бёдер. В Айки-до же, в котором не работают с весом противника, этот бросок выглядит как кувырок противника вокруг бедра защищающегося без касания к этому бедру, а сам бросок выполняется, фактически, одной рукой, без касания другими частями тела к противнику. Поэтому термин "коси-нагэ" следовало бы перевести как "бросок вокруг бедра".

Некоторые авторы в своих пособиях по Айки-до вообще отказываются от японской терминологии, а используют терминологию, которая принята в самбо или рукопашном бое. Если следовать их наставлениям, то изучить Айки-до становится не только трудно, но практически невозможно.

Далее, на чём бы хотелось заострить внимание читателей - это структура названий "приёмов", которыми оперируют в Айки-до. В отличие от других единоборств, в Айки-до невозможно рассматривать защитные действия нагэ без учёта направления и траектории атакующих действий укэ. Поэтому в Айки-до применяют термины, которые включают в себя и атакующие действия противника, и защитные действия. Хотя такой принцип подхода к поединку присутствует практически во всех единоборствах, только в Айки-до связка "атака-защита" проявили себя как неразрывная и взаимодополняющая пара. А так как принципы и правила проведения защиты в Айки-до не связаны с термином "приёмы", описание этих приёмов в пособиях является ничем иным, как описанием частных ситуаций или траекторий, по которым следуют тела противников в частных случаях.

И последнее, о чём хотелось сказать - об общей целесообразности применения японских терминов. Следуя из накопленного опыта, автор сделал следующий вывод: зачастую людям довольно тяжело запоминать незнакомые термины. Как правило, они дают этим терминам свою интерпретацию, вкладывая в них своё понимание на базе своего опыта, что приводит к рассогласованию в учебном процессе. А некоторым людям запомнить термины просто не под силу, хотя успехи этих людей в освоении технической базы довольно велики. Поэтому автор рекомендуют всем занимающимся Айки-до (и другими восточными единоборствами) не акцентировать внимание на иностранных терминах, а максимально использовать особенности своего родного языка. Это будет способствовать более полному использованию учениками их образования, накопленного жизненного опыта и опыта той культуры, на которой они воспитывались, а иностранные термины должны служить отправной точкой при знакомстве с зарубежным единоборством.

Следуя из всего выше сказанного, в данном пособии сделана попытка наиболее полно раскрыть истоки и основы построения защитных действий в Айки-до с использованием тех понятий, которые наиболее близки людям с западным типом восприятия мира. А для тех, у кого возникают проблемы с переводом японских терминов, которые могут встретиться в литературе по Айки-до, в Приложениипомещён Глоссарийтерминов, которые наиболее часто встречаются в практике Айки-до.

 

Глава 3.

АЙКИ-ДО КАК СИСТЕМА

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ

На сайте allrefs.net читайте: "АЙКИ-ДО - ПУТЬ К МИРУ И ГАРМОНИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О Б И С ТО Ч Н И К А Х

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Таков Путь Будды.
    С О Д Е Р Ж А Н И Е стр. Введение. ____________________________________________________________________________

И, наконец, желания освободится от этих болезней.
  Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобождённое от личности сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи

УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
  Так как само слово "Айки-до" содержит понятие "ки" (энергия, духовная сила), мы решили уделить особое внимание рассмотрению вопроса: "Что же т

КОНЦЕПЦИЯ ЗАЩИТЫ АЙКИ-ДО.
  В этой главе мы рассмотрим Айки-до как систему самообороны и проведём сравнительную характеристику методов воздействия Айки-до на противника по отношению к другим един

Использование помещений необязательно.
Спортивный зал создаёт уйму условных рефлексов: поверхность пола, равномерная освещённость, постоянная температура окружающей Среды. Даже запахи спортивного зала - это то, что способно мобилизовать

Отсутствие специальной физической подготовки.
Как правило, физическое развитие чемпионов в восточных единоборствах превышает средний физический уровень человека, необходимый для его нормальной повседневной жизни. Айки-до же не ст

Деление на ступени мастерства.
Во всех современных восточных единоборствах разработана система градаций мастерства. Все они имеют 6-10 ученических ступеней и 10 мастерских. Разница между этими ступенями подчёркивается постоянно.

Низкие психологические нагрузки.
Система идей и образов, которой вы пользуетесь, не должнауводить вас в сторону от реальной боеспособности. Одно дело наносить удары по чучелу человека или разбивать всевозможные предметы, а другое

ОСНОВЫ АЙКИ-ДО.
  Сущность Айки-до, единство ки, разума и тела, должна быть постигнута человеком как целое. Если мы воспримем только её духовный аспект, то можем впасть в доктринерство

На пути отражения всего сущего.
В этом выразилась сущность и центральная концепция Айки-до, на основе которой Основатель развил свои мысли о любви и гармонии.   5.1 Философские основы

Джара (старость, смерть).
Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омрачённости, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Готамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть велич

Правильное сосредоточение.
Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирв

О. Невежество.
Для достижения высшего знания необходимо порвать все эти оковы. В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса, как препятствий

Айки-до - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
4. Айки-до придёт к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной, 5. Айки-до - это путь силы и сострадания,

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
  В этой главе мы рассмотрим Айки-до как систему, которая позволяет скоординировать работу нашего тела и ума. Эта тема практически не обговаривалась в пособиях по единоборствам

Четыре основных принципа объединения ума и тела
  Каждый из нас прекрасно осознаёт разницу между состоянием разделённых ума и тела и состоянием, когда они согласованны. И эта разница огромна. Например, участники марафонских забегов

Успокоение ума.
  Водная гладь - суть поверхность массы воды. В своём естественном состоянии она не имеет ряби. Зачерпните немного воды ковшом, не потревожив её, и вода останется спокойной. Если же,

Поддерживайте вес в нижней части живота.
4. Расширьте свою Ки.   1. Держите внимание на единой точке. Ещё будучи студентом колледжа в Киото, К. Тохэй с

Полностью расслабьтесь.
Последние данные медицины свидетельствуют о том, что от 70 до 80 процентов всех заболеваний вызваны проблемами, связанными с нервной системой. Врачи убеждают своих пациентов расслабиться, но сами м

Поддерживайте вес в нижней части тела.
Вес любого предмета естественным образом опускается в нижнюю часть. Единственное исключение составляет человеческое тело, когда оно находится в состоянии напряжения. Когда вы спокойны, вес каждой ч

Связь между четырьмя принципами.
  Хотя для согласования ума и тела существует четыре принципа, нет необходимости использовать все четыре одновременно. Скептик может сказать: "Я не могу держать своё сознание бес

Как стать сильным.
Разумеется, самым важным в боевых искусствах является правильное использование своего сознания. Но согласитесь - бессмысленно класть хорошую пищу на выщербленную тарелку. Человек со слабым телом бу

Как расслабиться.
  Если тетива лука всё время натянута, им не удастся воспользоваться в случае опасности. Точно так же человек не сможет воспользоваться своей энергией тогда, когда ему будет нужно, ес

Как укрепить ум.
  Люди старших поколений часто обвиняют современных молодых людей в отсутствии духовного стержня. Они сдаются при столкновении с малейшей трудностью, отступая перед лицом всего, что п

Объедините свой ум.
  Рассеянные солнечные лучи, сконцентрированные с помощью линзы, могут вызвать пламя. Даже самый сильный свет, рассеянный исследователем, становится слабым. Сила в концентрации. Ум не

Используйте свой ум положительно.
  Положительное использование ума К. Тохэй называет "расширением Ки". Та сторона предмета, на которую падает свет, всегда светлая. Противоположная сторона - тё

Как развить умственные способности.
  Людей часто называют словом "блестящий". Такого рода похвалу зарабатывают люди, получившие высокие оценки на школьных экзаменах. То же говорят о человеке, преуспевшем в на

Понимание.
  Понять любую книгу. Осознать десятку, едва услышав об единице. Понять всё, что другой хочет сказать, как только он начнёт говорить. Эти качества демонстрируют умственные способности

Здравый смысл.
  Хорошие умственные способности не принесут никакой пользы при отсутствии здравого смысла. Ничто не заменит способности отделять хорошее от плохого. Когда поверхность воды возмущена,

Память.
  Если объектив фотоаппарата сфокусирован правильно, он даст хорошее, точное изображение. То же самое можно сказать и о мозге. Глаза работают подобно объективу фотоаппарата. Если вы н

Как обеспечить крепкий сон.
  Человек в основном расходует Ки когда он бодрствует и пополняет её запасы из Вселенной во время сна. Для того, чтобы выжить, человеку необходима одежда, пища, крыша над голов

Как справиться с болезнью.
  Человеческое тело - это часть общего поля Вселенной, фрагмент вселенской Ки, заключённой в тело. Поэ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК.
Легче учиться, чем учить. Довольно легко просто объяснить что-то, не заботясь о том, понимает ли вас ученик. Но если вы действительно осуществляете правильное руководство и учите беспристрастно, им

При подаче материала ставьте перед учениками такие задачи, чтобы иметь реальную возможность их выполнить.
Практически это означает, что когда вы постоянно увеличиваете требования к своим ученикам, вы должны это делать в пределах, доступных в данный момент ученику. Как правило, для оценки действий учени

В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
Под этим не подразумевается, что вы не можете работать над многими различными типами поведения в один и тот же период времени. Во время любого занятия можно сначала немного поработать над качеством

Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
Допустим, отрабатывая какую-нибудь технику, ученик успешно выполняет её медленно. Но при попытке выполнить в естественном темпе атаки, ученик может терять равновесие, чем сводит на нет саму технику

Ведите ученика за собой.
Планируйте программу тренировок так, что, если ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперёд, вы должны знать, что отрабатывать дальше. Такого рода "рывок" выработки поведения може

Не меняйте тренеров на полпути.
В процессе выработки поведения вы рискуете значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому преподавателю. Не важно, сколь скрупулёзно обсуждены критерии перед передачей дела, поск

Не кончайте урок без положительного подкрепления, это равносильно наказанию.
Тренер должен уделять своё внимание ученикам до конца тренировки. Это более, чем хорошие манеры или хорошая самодисциплина. Это - хорошее обучение. Когда ученик старается заработать подкре

Если выученное поведение ухудшается, то пересмотрите методику тренировки.
Иногда навык или поведение портятся, а иногда создаётся видимость их полной потери. Нам всем знакомо это чувство. Иногда внешние обстоятельства временно полностью уничтожают хорошо выученное поведе

Прекращая работу, оставляйте за собой лидирующее положение.
Сколько должна продолжаться каждая тренировка? Частично это зависит от промежутка времени, в течении которого субъект сохраняет внимание. Например, дети до 12 лет сохраняют хорошее внимание не боль

Совместный рост.
Иногда в мы сталкиваемся с людьми, занимающимися прилежно, но заинтересованных только в собственном прогрессе, и выглядящих раздражённо, когда им задают вопрос, куда они ведут своих учеников. Дисци

Инструктор должен быть скромным.
Иногда инструктора хотят немного поважничать. Дело в том, что не все те, кто обучает, обязательно овладели теми принципами Вселенной, которым нужно обучать. Такой человек может быть на шаг впереди,

Ученики и учительское зеркало.
Когда учитель и ученики являются спутниками на дороге Вселенной, они являются также и двойным зеркалом, в котором каждый отражает другого. Добродетели и грехи учителя просматриваются в ученике и на

Прав не тот, у кого больше прав.
Хотя это и хорошо, когда учитель учит своих учеников становиться более сильными, сила не должна быть единственной целью. Позиция "прав тот, кто сильнее" - явно не похвальна. По мере увели

Отсутствие.
Существует мнение, что никто не может научить, начать учить до тех пор, пока сам не станет сильным. Некоторые люди с большим опытом отказываются инструктировать юниоров, потому что чувствуют, что с

Будьте честны и справедливы.
Учитель должен быть совершенно беспристрастен, дружелюбен, честен и справедлив по отношению ко всем ученикам. Поскольку учение - это самообучение, и если вы в глубине своего сердца эгоистичны, то в

Инструктора должны работать вместе.
Инструктора не должны пререкаться между собой по поводу техник и методов обучения. Для одной и той же техники существует много методов. И техника меняется в зависимости от того, как противник прила

Занимайтесь с чувством приятного радостного настроения.
4. Учение Великого Наставника составляет лишь малую часть того, что вы изучаете. Овладение каждым движением будет целиком зависеть от ваших старательных тренировок.

При многолюдном скоплении, когда несколько хулиганов ведут себя плохо, беспокоят или подвергают опасности окружающих людей.
Но надо всегда помнить, что даже в тех случаях, когда применение Айки-до правомерно, надо всеми силами стараться уладить дело мирным путём. И лишь только тогда, когда эти попытки окажутся бе

Основателя Айки-до)
Искусство Мира начинается с тебя самого. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно

Гармония любви
  Айки-до - это ни что иное, как проявление любви в работе. Любовь дает форму Вселенной и очищает всё в ней. Вселенная разбрасывает семена, из которых вырастает всё в этом мире; он

Путь истины
  Во все века бесчисленные религиозные проповедники и философы несли людям истину и говорили о бесконечной силе гармонии. Но почему тогда победоносно поднимали головы те, кто шёл п

Принцип круга
Техника Айки-до построена на круговых движениях, поскольку дух круга приносит гармонию и разрешает все конфликты. Реакции тела, разума и духа на принцип круга жизненно важны для техники.

МОРИХЭЙ УЭСИБА
“А Й К И - ДО -- И С Т И Н О Е Б У - Д О”   Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь"

Невнимательность и небрежность приводит к неудачам.
Большинство несчастных случаев в жизни происходит из-за недостаточной наблюдательности или из-за лени. Поэтому занимающийся Каратэ должен быть бдительным. Фунакоси рекомендовал развив

Каратэ занимаются всю жизнь.
К концу своей жизни восьмидесятилетний Фунакоси сказал, что совершенствовал некоторые движения Каратэ в течении шестидесяти лет: "И только тогда мне наконец-то удалось уловить

Кин-катсу. От удара в пах.
Удары в пахдостаточно часто могут вызвать шокопод

Сей-катсу.
  Располагаем пострадавшего в положении сидя, приставив к его позвоночнику где-то в районе 6-го и 7-го грудных позвонков своё правое колено. Свои ладони кладём на грудь пациента. Выпо

Сей-катсу.
  В случаях тяжёлых удуший или при сильных ударах в область желудка или почек рекомендовано применять сей-

Со-катсу - общее оживление.
  Если пострадавший находится в глубоком нокауте или после достаточного длительного удушья, его необходимо ос

Рождение Эмоции.
Эмоция - это не простое или первичное состояние соз­нания, а сложное, образуемое взаимодействием двух аспектов "Я" - Желания и Интеллекта. Воздействие Интеллекта на Желание порождает Эмоц

Действие Эмоции в семье.
Человека называют "общественным животным". Это биологический способ выражения того, что лучше всего чело­век развивается не изолированно, а в контакте со своими собратьями. Его определенн

Рождение добродетелей.
Мы видели, что когда члены семьи выходят за рамки узкого круга родственников и соприкасаются с людьми, инте­ресы которых либо безграничны, либо противостоят им, между ними и этими другими людьми не

Добро и зло.
Теперь давайте на некоторое время обратимся к вопросу Добра и Зла и посмотрим, какое отношение они имеют к счастью и горю. Ибо существует довольно широко распростра­ненная точка зрения, заключающая

Добродетель и блаженство.
Совершенство, гармония с божественной Волей, неотделимо от блаженства. Добродетель - это путь к блаженству и все, что к нему не ведет, не является добродетелью. Совершенство божественной природы вы

Превращение Эмоции в Добродетели и Пороки.
Теперь мы должны более полно познать истинность того, что было сказано выше, что добродетель вырастает из эмоции и насколько верно то, что добродетель или порок являются всего лишь постоянными проя

Применение теории на практике.
Когда будет постигнута природа добродетели и порока, станет очевидным, что самым кратчайшим путем укрепления добродетели и искоренения пороков является работа над эмоциональной стороной характера М

Предназначение эмоции.
Предназначение эмоции любви настолько очевидно, что, вероятно, вряд ли необходимо останавливаться на этом. И все же следует подчеркнуть тот факт, что любовь является конструктивной силой вселенной.

Тренировка эмоции.
Эмоция, как мы видели, является движущей силой чело­века; она активирует мысль, она побуждает к действию, она является паром для двигателя, без нее человек будет безде­ятельным, пассивным. Но сущес

Искажающая сила Эмоции.
Одним из моментов, который чаще всего склонен не заме­чать эмоциональный человек. - то, каким образом эмоция заполняет окружающую его атмосферу своими колебаниями и вследствие этого воздействует на

Методы управления эмоциями.
Первым и самым действенным способом достижения гос­подства над эмоциями - как и над всем тем, что касается сознания - является Медитация. К Медитации следует обратиться прежде, чем контакт с внешни

Использование эмоции.
Только тот может использовать эмоцию, кто стал ее гос­подином и знает, что эмоции - это не он сам, а всего лишь игра в оболочках, в которых он обитает, обусловленная взаимодействием между "Я&q

Значение эмоции в эволюции.
Мы видели, что эмоция является движущей силой человека, и чтобы превратить ее в помощника эволюции, мы долж­ны использовать ее для возвышения и не позволять ей разлагаться. "Я" в своей эв

Анни Безант
“О некоторых затруднениях во внутренней жизни” (Печатается из сборника статей по теософии "Вопросы Теософии"(вып. 1)

Звено в цепи эволюции
  В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он с

Первое посвящение
  В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящаемый - "малое дитя", иногда "маленький ребёнок, трёх лет". Че

Второе посвящение
  Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то врем

Третье посвящение
  Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях П

Слава совершенства
  Христос-триумфатор, Христос воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет т

Вдохновляющий идеал
  В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не з

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА
“Карма, или закон причин и последствий” (Рига "ВИЕДА", 1991)   Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что пос

Мысль строит характер человека.
  Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной. В силу большой подвижности и быстроты умственных вибраций, мыслитель, сознательно

Желание связывает человека с предметом желания
  Желание и его высший вид, воля, являются самыми могучими созидающими силами Вселенной. Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши с

Последующего воплощения
Если поступки человека послужили причиной страдания для других, он в такой же мере будет страдать и сам; если же они приносили радость или благосостояние окружающим, это отразится на его последующе

Зрелая Карма
Она уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остается только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими

Скрытая Карма
  Каждая причина стремится произвести свое действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком.

Зарождающаяся Карма
  Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и представляет собой созид

БРАТСТВО
… 15. Из одной искры познали мощную энергию. Также из вспышки нервной силы можно установить постоянный приток сил. Люди давно признавали, что натиск нервной энергии гораздо мощнее, нежели

НАДЗЕМНОЕ
… 88. Урусвати негодует, когда слышит о войне. О том же ужасается и Сестра О., и Мы все печалимся уявлениям дикости человечества. Самое дикое проявление свободной воли заключается в войне.

ЧАСТЬ 1
… 121. Насилие есть бич человечества, оно происходит от невежества; ибо даже немного мыслящий человек чувствует в сердце явление ужаса, когда перед ним черта неестественного. От в

ЧАСТЬ 2
… 20. Много причин, отчего люди боятся Тонкого Мира и световых излучений. Они в сущности своей чуют, что в Тонком Мире каждое побуждение сопровождается явным излучением, но сам человек не

Г. Куэрнавака, Мексика, август, 1957 г.)
  ………………………………….   Противоречия, с которыми сталкивается и от которых страдает сегодня Запад: 1. Личность и машина противостоят друг другу, а потому За

Храм Айки в городе Ивама
  Чтобы в полной мере принять введение названия "Айки-до" и понять некоторые основания для этого, включая изменения в мыслях Основателя, мы должны обратить вни

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги