Реферат Курсовая Конспект
Периметр - раздел Искусство, ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ. АЗБУКА МОЛЧАНИЯ Зримо Начертанный, Обозначенный Периметр Психологического Пространства, Как И...
|
Зримо начертанный, обозначенный периметр психологического пространства, как и любой знак, появился не сразу. Его прообраз — голосовое, вокальное обозначение своего жизненного пространства многими животными (крик птицы, грозный рык хищника, мычание и т.д.). Голосовое — обозначение границы своей территории, куда нет доступа чужаку, пределы которой совпадают с зоной слышимости голосового предупреждения, распространяется практически на одинаковое расстояние в любом направлении. Такой звук очерчивает вокруг хозяина территории незримый круг.
Быть может, этим объясняется мутация голоса у подростков, достигших половой зрелости. Акустикам известно, что чем ниже звук, тем на большее расстояние он распространяется. По этой причине у молодого мужчины, способного продолжить и сберечь свой род, а также сохранить территорию жизнедеятельности своей семьи, и включается врожденная программа смены инфантильного «писка» на басовые ноты в голосе (т.е. врожденная программа вокального обозначения своей территории как можно большего размера).
Учитывая все сказанное, можно сделать предположение, что периметр искусственного очеловеченного пространства имеет вокальное происхождение.
Вспомним, первичная форма познания — это имитация явлений окружающей действительности соботвенным телом. Поэтому познать и обозначить границу коллективной деятельности адекватно можно было также телом коллективным. Так, судя по всему, и появился хоровод, внутреннее пространство которого — знак общего для всех, отобранного у природы и врагов участка своей земли. Если хороводный танец повествует о роде деятельности в пределах своей территории, то хороводное пение указывает на границу этой территории.
Иными словами, первичный периметр искусственного пространства был создан из человеческих тел, и только потом — из дерева, металла, стекла, из карандашной линии на листе бумаги.
Таким образом, «биографию» рамы картины, киноэкрана или борта арены цирка, забора или стены мы можем условно описать
так: звук — хоровод — ограда —периметр психологического про- [странства.
В самом начале мыговорили отом, что каждое искусственное ;очеловеченное пространство носит статус психологического (сад, двор, комната, сцена, картина, раскрытая страница книги ит.д.). В любом случае —это часть бесконечного по своим размерам реального естественного пространства иодновременно выделенная из него субъектная территория какой-либо деятельности. Все другое пространство поотношению кэтому объектно. Поэтому форма периметра иуказывает на то, как соотносится субъектное пространство к объектному. А если субъектное пространство выступает как сфера внеречевого общения, то каждая форма периметра вданном случае и есть конкретная модальность. Тем более, что признаком того, что мыимеем дело с психологическим пространством, всегда является его граница —периметр (явный или воображаемый).
В связи с этим необходимо отметить две основные формы периметра, две основные его модальности: круг и прямоугольник.
Круг особенно часто распространен вкультуре кочевников. Иэто понятно. Он и вмаршруте при основном занятии (перегоне скота с одного пастбища на другое), и восновании жилища, например юрты. Округло оружие: щит, сабля, лук, меч. Круглы у кочевников ипредметы домашнего обихода: одеяло, подушки, мебель идр. Все это, вконечном итоге, привело ик такой же основной форме периметра визобразительном искусстве кочевых народов.
Иначе говоря, круг —это основная модальность, показывающая отношение кочевника к окружающему его миру.
Прямоугольник же —любимая форма оседлых землепашцев. Землю удобнее всего возделывать попрямым линиям, потому периметр хлебного поля иогород по своей форме стремится к прямоугольнику. Дом, сложенный из бревен, —прямоуголен. Различные атрибуты оружия идомашней утвари, особенно мебель, по тем же причинам имеют такую форму. Это же определило причину прямо-угольности периметров ввизуальных искусствах потомков оседлых племен.
Характерно, что круглый периметр, как бы отражая особенность темперамента кочевников, более динамичен. А прямоугольный периметр очеловеченных пространств оседлых племен как выразитель ихмодальности более статичен и, если хотите, меланхоличен.
По той же причине, возможно, так экспрессивна арена цирка по сравнению с прямоугольником театральной сцены.
Итак, форма периметра отражает, прежде всего, характер коллективной деятельности, вотличие от речевой модальности, где проявляется, прежде всего, индивидуальность одного человека.
Музыкальное искусство, в основе которого лежит интонация, можно смело отнести к искусству, чей материал — модальность. Иначе говоря, музыка — это искусство речевой модальности. Но это не единственный случай. В визуальном искусстве к схожему виду можно отнести орнаменталистику и архитектуру. Так же, как интонация в музыке, отделившись от конкретики высказывания, приобрела самостоятельное значение, так и периметр в орнаменте и архитектуре (в качестве силуэта) тоже стал нести самостоятельную образную функцию. Поэтому архитектуру не случайно называют «застывшей музыкой». Уместно здесь вспомнить и о родстве звучания! и начертания периметра, о котором мы упомянули чуть раньше.
По форме жестового движения можно догадаться, в какой невидимый глазу периметр психологического пространства в данный момент «вписал» себя человек. Однако за исходный периметр все-таки следует принять более древнюю форму — круг, хотя бы потому, что природа, как известно, не любит углов. Более естественное движение проходит по дуге, и не случайно актеры, изображающие кукол, роботов и т.п., отказываются вовсе от округлого жеста, подчеркивая тем самым искусственность того, что изображают.
Возникает вопрос. Если все топономы на горизонтальной плоскости вписаны в круг, то каким психологическим статусом обладает прямоугольник? Если он вписан в круг, то часть топоном, лежащая за его пределами, наделяется статусом абсолютной экспрессивности. Мы ощущаем это особенно остро, находясь долго в своей квартире, в прямоугольниках улиц и площадей города. Желание уехать за город связано не только с потребностью в чистом воздухе. Ощутить себя в круге горизонта, возможность идти «куда глаза глядят», отдать дань кочевым инстинктам — это одновременно и желание активизировать ассоциации тех «оставшихся» топоном, которые расположены за пределами прямоугольного периметра психологического пространства европейской цивилизации.
Но, разумеется, в знаковой системе визуального внеречевого общения задействованы все топономы, включая и те, что принадлежат кругу, а не только прямоугольнику. Обратимся к прямоугольным периметрам визуального искусства.
Каждый театральный деятель по своему опыту знает, что расположение актера вне воображаемого вписанного в сцену круга означает некоторую отстраненность от всего происходящего в данном эпизоде спектакля. Та же нагрузка и в живописи у всего, что находится за пределами вписанного круга в прямоугольник живописного полотна. В более древнем варианте — это местоположение всего, что противопоставлено хороводу.
Рассматривая общий вариант сферы, вписанной в параллелепипед, мы должны отметить, что за этой сферой как континуумом всех топоном тоже находятся топономы, но происхождение ихассоциаций, т.е. ихзначений, отличается от всех остальных. Если все основные топономы образовывались внутри индивидуальных психологических координат с общим для всех значением, то топономы «вне сферы» —знаки ассоциаций коллективных, сложившихся там, где активно используется прямоугольный периметр психологического пространства.
Рассматривая круг ипрямоугольник, мы, в большей части, сознательно ограничили психологическое пространство плоскостью. Все дело в том, что при наибольшем объеме трехмерность может приобретать у круга форму конуса, а у прямоугольника прямоугольной пирамиды. В данном случае все зависит от статуса вертикали.
Взглянем на это с топономной точки зрения. Оба случая (конус ипирамида) можно представить как постепенно сужающиеся плоские круги топоном или прямоугольные пластины, положенные друг на друга. Это чем-то напоминает детскую пирамиду, где кружки накладываются по степени уменьшения на вертикальный стержень. Каждая более верхняя, уменьшающаяся плоскость —это не отсекание «лишних» топоном, но уменьшение с высотой масштаба каждой такой плоскости, где значение взаиморасположения всех входящих в нее топоном не изменяется. Суть изменения масштаба будет изложена в следующем разделе. Пока же отметим, что такое сужение области психологического пространства на пути вверх — это то же самое, что ограничение области деятельности взависимости от психологического статуса.
Ранее мыуже определили, что чем ниже расположены топономы, тем инфантильнее связанные с ними ассоциации. Нотем больше истепень свободы. Поэтому нижние круги —область передвижения, верхние —жестового движения, самый верх —область мимики. Конус ипирамида — это как бы представленная целиком эволюция вне-речевого общения (от большего масштаба жестовых движений к все меньшему помере взросления), а точнее, — наглядно представленная эволюция пространственной модальности периметра снизу вверх.
Как круг ипрямоугольник, все остальные формы периметра тоже модальны.
Многоугольник —это образ, стремящийся к кругу (от искусственности к естественности), где количество углов отражает определенный этап на пути плавного перехода прямоугольной модальности вкруглую.
Треугольник (в общем виде треугольная пирамида) —это модальность особого рода. Она очень редко используется как зримое
очертание периметра психологического пространства и чаще всего служит обозначением общения для полноценного (360°) обзора, которое могут осуществить только как минимум три человека и о чем мы говорили в главе «Сагитталь». Таким образом, в данном случае наиболее актуальными становятся только те топономы, которые заключены внутри такого треугольника, этого самого малого хоровода. Все же сказанное о структуре «психологической» пирамиды относится и к такой же треугольной.
Возвращаясь к теме вокального происхождения периметра психологического пространства, отметим, что грозные ноть/ в нашем голосе — сочетание увеличения громкости и понижения звука, то же самое вокальное обозначение границы своей территории, которое всегда имело предупреждающее значение. А вместе с этим увеличение периметра внешнего психологического пространства за пределы, ограниченные возможностью жестового движения. И вообще, не только голос, но, например, и взгляд («орлиный взор») расширяет зону своей территории, повышает статус человека. Чем больше область владения, тем значительнее масштаб того, что мы по эстафете из древности называем «сферой влияния».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ. АЗБУКА МОЛЧАНИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Периметр
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов