рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

САНСАРА

САНСАРА - раздел Искусство, Герман Гессе Сиддхартха   Долгое Время Сиддхартха Вел Мирскую, Полную Наслаждений Жизнь...

 

Долгое время Сиддхартха вел мирскую, полную наслаждений жизнь, не

отдаваясь ей, однако, всецело. Его плоть, по давленная в годы пламенного

аскетизма, проснулась; он изведал богатство, изведал сладострастье, изведал

власть. Но все же, в течение долгого времени, он оставался в душе саманой,--

как верно заметила умная Камала. И теперь еще искусства мыслить, ждать и

поститься играли руководящую роль в его жизни, и теперь еще люди, жившие в

миру, люди-дети, оставались ему чуждыми, как он был чужд им.

Годы мчались; окутанный привольной жизнью, Сиддхартха едва замечал, как

они уходили. Он разбогател, у него давно уже был собственный дом, слуги,

парк за городом у реки. Люди любили его; они приходили к нему, когда им

нужны были деньги или совет; но никто не был близок к нему, кроме Камалы.

То высокое светлое чувство пробуждения и напряженного ожидания, которое

он испытал когда-то, в расцвете молодости, в дни, последовавшие за

проповедью Гаутамы и разлукой с Говиндой, его тогдашнее гордое одиночество и

независимость от всяких учений и учителей, его чуткость к божественному

голосу в собственном сердце -- все это оказалось преходящим и мало-помалу

отходило в область воспоминаний. Далеко и чуть слышно шумел теперь священный

родник, когда-то столь близкий, когда-то шумевший в нем самом. Правда,

многое из того, чему он научился от саман, от Гаутамы, что он усвоил от

своего отца-брахмана, еще долгое время сохранялось в нем: он сохранил свою

умеренность, свою любовь к мышлению, часы самопогружения, тайное знание о

себе, о вечном Я, которое не есть ни тело, ни сознание. Многое из всего

этого осталось в нем, но одно за другим опускалось в глубину и покрывалось

пылью. Подобно тому, как гончарный круг, раз приведенный в движение, долго

со храняет сообщенную ему скорость и только медленно, понемногу, замедляет

свое вращение, пока не остановится совсем, так и в душе Сиддхартхи долго

продолжало вертеться колесо аскетизма, колесо мышления, колесо

распознавания. Оно и теперь еще вертелось, но медленно, с колебаниями и --

того и гляди -- должно было остановиться совсем. Подобно тому, как проникает

сырость в умирающий древесный пень, медленно заполняя его и вызывая гниение,

так мирское и лень понемногу проникали в душу Сиддхартхи, понемногу наполняя

ее, вызывая чувства тяжести и усталости, усыпляли ее. Зато желания в нем

пробудились, и в этом отношении он многому научился, многое испытал.

Сиддхартха научился торговать, пользоваться властью над людьми, искать

наслаждения у женщин. Он научился носить прекрасное платье, приказывать

слугам, купаться в благовонной воде Научился кушать тонкие и хорошо

приготовленные блюда,-- в том числе рыбу, мясо животных и птиц, пряности и

сладости, и пить вино, порождающее лень и забвение. Научился играть в кости

и в шахматы, смотреть на пляски танцовщиц, пользоваться носилками, спать в

мягкой постели. Но при всем том он все еще чувствовал себя отличным от

других людей, стоящим выше их; все еще глядел на них с легкой насмешкой, с

некоторым презрением, тем самым презрением, какое аскет-самана всегда питает

по отношению к мирянам Когда Камасвами бывал нездоров и раздражителен, когда

он чувствовал себя кем-то обиженным, когда ему досаждали деловые заботы,

Сиддхартха всегда относился к этому с насмешкой. Но медленно и незаметно, по

мере того, как сменялись и уходили периоды дождей и жатвы, его насмешка

становилась бледнее, а чувство превосходства слабее Понемногу, среди своего

возрастающего богатства, Сиддхартха сам усвоил некоторые черты, присущие

людям-детям. И все же он завидовал им, завидовал тем сильнее, чем более сам

начинал походить на них. Он завидовал им в одном -- в той важности, какую

они приписывали всем своим переживаниям, в страстности их радостей и тревог,

в робком, но сладком счастье их вечной влюбленности. В себя ли самих, в

женщин или в своих детей, в почести или в деньги, в планы или надежды,-- но

влюблены эти люди бывали всегда. Но как раз того он не перенял у них --

именно этому, их детской жизни, радостности и детскому безрассудству он не

научился, а перенял как раз те неприятные черты, которые презирал в них. Все

чаще случалось, что на другое утро после проведенного в обществе вечера он

долго оставался в постели, чувствуя какую-то подавленность и усталость.

Случалось, что он разражался и выказывал нетерпение, когда Камасвами

надоедал ему своими вечными опасениями. Случалось, что он смеялся слишком

громко, когда ему не везло в игре в кости. Его лицо было все еще более умным

и одухотворенным, чем у других людей, но улыбка на нем появлялась реже, и

мало-помалу на нем запечатлевалось выражение, какое так часто встречаешь на

лицах богатых людей -- выражение недовольства, болезненности, брюзгливости,

вялости, бессердечия. Понемногу душевная болезнь богачей овладела и

Сиддхартхой.

Как тонкая фата, как легкий туман, спускалась усталость на Сиддхартху

-- понемногу, но с каждым днем становясь немного гуще, с каждым месяцем

немного мрачнее, с каждым годом немного тяжелее. Подобно тому, как новое

платье с течением времени теряет свой красивый цвет, покрывается пятнами,

расползается на швах, а здесь и там ткань протирается и готова порваться,

так и новая жизнь, которая началась для Сиддхартхи после разлуки с Говиндой,

с годами потеряла цвет и блеск, так и на ней накоплялись пятна и складки, и,

пока еще скрытые в глубине, но здесь и там уже безобразно проглядывая

наружу, подстерегали его разочарование и отвращение. Сиддхартха этого не

замечал. Он заметил только, что тот ясный и уверенный внутренний голос,

который когда-то проснулся в нем и всегда руководил им в блестящий период

его жизни, теперь что-то замолк.

Мир заполонил его -- наслаждение, чувственность, лень, а под конец и

тот порок, который он всегда считал самым нелепым и к которому относился с

наибольшим презрением и насмешкой -- алчность. В конце концов, и

собственность, обладание, богатство также заполонили его -- все это

перестало быть для него игрой, мелочами, стало цепями и бременем. Странным и

коварным путем Сиддхартха попал в эту последнюю и гнуснейшую зависимость --

благодаря игре в кости. С тех пор, как Сиддхартха перестал в душе быть

саманой, игра на деньги и драгоценности, которой он раньше предавался с

улыбкой и небрежно, как одному из принятых у людей-детей развлечений,

мало-помалу стала для него настоящей страстью, захватывавшей его все

сильнее. Он стал отчаянным игроком, с которым лишь немногие решались

вступать в состязание -- так велики и безрассудны были его ставки. Он играл

как человек, желающий заглушить муку своего сердца -- проигрыши и швыряние

презренными деньгами доставляли ему какую-то злобную радость. Сам себя

ненавидя, сам над собой насмехаясь, он рисковал огромными ставками,

безжалостно обыгрывал других и сам проигрывал огромные суммы, проигрывал

деньги, драгоценности, проиграл загородный дом, снова выиграл его, снова

проиграл. Это тревожное, сжимающее грудь чувство, которое он испытывал в

момент бросания костей, при крупной игре, было ему дорого -- он любил его,

старался снова и снова вызвать его в себе, усилить, разжечь еще сильнее, ибо

только в этих ощущениях он находил еще своего рода счастье, какое-то

опьянение, какое-то повышенное самочувствие среди своей сытой, бесцветной,

тусклой жизни. А после каждого крупного проигрыша приходилось добывать новые

богатства, усерднее заниматься торговлей, строже взыскивать с должников,

чтобы иметь возможность продолжать игру, снова швырять деньгами, снова

выказывать свое презрение к богатству. Сиддхартха утратил спокойствие духа

при проигрышах, потерял терпение по отношению к неисправным должникам,

утратил свое добродушие по отношению к нищим, перестал находить удовольствие

в раздаче денег, в виде подарков или взаймы, обращавшимся к нему просителям.

Тот самый Сиддхартха, который проигрывал за один раз десятки тысяч и смеялся

при этом, становился в торговых делах прижимистым и мелочным, и даже по

ночам ему часто снились деньги. А когда ему удавалось очнуться от этих

отвратительных чар, когда он замечал в зеркале на стене своей спальни свое

постаревшее и подурневшее лицо, когда на него нападали стыд и отвращение, он

убегал от себя, снова бросаясь в азартную игру, снова прибегая к дурману

сладострастья и вина, чтобы затем вновь уходить в стремление к накоплению и

приобретению. И в этом бессмысленном круговороте он носился до изнеможения,

до потери сил и здоровья.

Но наступил день, когда он очнулся, и случилось это под влиянием одного

сновидения. Вечером того дня он был у Ка-малы, в ее прекрасном парке. Они

сидели под деревьями и беседовали. Камала была настроена задумчиво, и в

словах ее слышались грусть и усталость. Она просила Сиддхартху рассказать ей

о Гаутаме и не могла досыта наслушаться о нем -- о том, как чист был его

взгляд, как тихи и прекрасны были его уста, какой добротой дышала его

улыбка, каким спокойствием веяло от его поступи. Долго, побуждаемый ею, он

рассказывал ей о Возвышенном, а Камала слушала его, вздыхая, и наконец

проговорила: "Когда-нибудь, и скоро, может быть, и я последую за этим

Буддой. Я подарю ему свой парк и сделаю своим прибежищем его учение". Но

вслед за тем она стала заигрывать с Сиддхартхой, разожгла его чувственность

и в любовной игре с мучительной страстностью приковала его к себе,-- со

слезами и жгучими ласками, словно в последний раз хотела выжать из этого

плотского преходящего наслаждения последнюю каплю сладости. Никогда еще

Сиддхартха не сознавал с такой ясностью, до какой степени сладострастье

родственно смерти. Потом он лежал рядом с Камалой, видел совсем близко от

себя ее лицо и ясно, как никогда, он прочел под ее глазами и в уголках губ

жестокие письмена, начертанные тонкими линиями и легкими

морщинками-письмена, напоминавшие об осени и старости. Да и сам Сиддхартха,

которому пошел лишь четвертый десяток, уже не раз замечал седину в своих

черных волосах. Усталость читалась на прекрасном лице Камалы -- усталость от

пройденного длинного пути без радостной цели, начинающееся увядание и

скрытая, не высказываемая, быть может, еще даже не осознаваемая тревога:

страх перед старостью, перед осенью, страх перед неизбежной смертью.

Сиддхартха со вздохом попрощался с ней -- и его душа была полна тоски и

невысказанной тревоги.

Потом у себя в доме Сиддхартха провел вечер в веселой компании, в

обществе танцовщиц, причем держал себя по от ношению к своим приятелям с

видом превосходства, которое на самом деле уже не оправдывалось, выпил много

вина и лишь далеко за полночь удалился на покой, усталый и вместе с тем

возбужденный, близкий к слезам и отчаянию. Долго и тщетно искал он сна;

сердце его ныло от невыносимой тоски, и весь он был преисполнен отвращения и

тошноты. Его тошнило от тепловатого противного вкуса вина, от слащавой

бессмысленной музыки, от полных неги улыбок танцовщиц, от приторного аромата

их волос и грудей. Но еще большее отвращение он чувствовал к самому себе, к

своим благоухающим волосам, к винному запаху своего рта, к вялости и

дряблости своей кожи. Подобно тому, как человек, слишком много съевший и

выпивший, может освободиться от излишка лишь рвотой и, несмотря на

мучительность этого средства, жаждет получить от него облегчение, так и

Сиддхартха, измученный бессонницей, в невыносимом приливе отвращения, жаждал

освободиться от этих привычек и наслаждений, от всей этой бессмысленной

жизни, от самого себя. Только на рассвете, когда на улице, где стоял его

городской дом, уже начала пробуждаться деловая жизнь, он на несколько минут

впал в забытье, в какое-то подобие сна. И в эти-то минуты ему приснился сон.

У Камалы в золотой клетке содержалась маленькая редкостная птичка. И

вот Сиддхартхе приснилось, что птичка, всегда распевавшая на заре, внезапно

замолкла. Удивленный этим, он подошел к клетке и увидел, что птичка мертва и

лежит окоченелая на полу. Он вынул ее из клетки, с минуту подержал в руке и

выбросил на улицу. Но в ту же минуту страшно испугался -- сердце его сжалось

от боли, точно вместе с этой мертвой птичкой он отбросил от себя все ценное

и хорошее.

Очнувшись от этого сна, он почувствовал себя объятым убокой печалью.

Бестолково и нелепо,-- думалось ему,-- я провел свою жизнь: ничего живого,

ничего хоть сколько-нибудь ценного, ничего такого, что стоило бы сохранить,

не осталось у него на руках. Одиноким и нищим остался он, словно выброшенный

на берег после кораблекрушения. В самом мрачном настроении Сиддхартха

отправился в принадлежащий ему парк, запер за собой ворота и сел под

манговым деревом. Со смертельной тоской в сердце, с ужасом груди, он сидел и

чувствовал, как что-то в нем умирало, увядало, близилось к концу. Понемногу

он пришел в себя и мысленно прошел еще раз весь свой жизненный путь,

начи-ная с первых дней, о которых у него сохранилась память, Чувствовал ли

он себя когда-нибудь счастливым, испытывал ли когда-нибудь истинную радость?

О да, много раз он ис-пытывал нечто подобное. Мальчиком он бывал счастлив,

ког-да ему удавалось заслужить похвалы брахманов за чтение на-изусть

священных стихов, когда он отличался в словесных состязаниях с учеными, или

в качестве помощника жреца при жертвоприношениях. Тогда он чувствовал в

своем серд-це: "Вот путь, к которому ты призван -- тебя ждут боги". По-том,

юношей, когда в своих размышлениях он все выше и выше ставил свою цель, что

выдвигало его над толпой подвигавшихся, подобно ему, товарищей, когда он в

муках силился познать Брахму, когда каждое вновь приобретенное знание

возбуждало в нем лишь новую жажду -- тогда, при всей своей жажде, при всех

муках, он чувствовал то же самое: "Вперед! вперед! Ты призван!" Этот же

голос он слышал, когда поки-дал свою родину и избирал жизнь саманы, когда

уходил от саман к Совершенному, когда и от последнего уходил в Неизвестное.

Но как давно уже он не слышал этого голоса, как давно не поднимался выше!

Как ровно и пустынно стлался его путь и как много долгих лет он шел по этому

пути, без высокой цели, без жажды, без восхождений, довольствуясь маленькими

радостями и все же никогда не удовлетворенный! Все эти годы он, сам того не

сознавая, мечтал и стремил-ся стать таким же человеком, как все остальные,

как все эти люди-дети, и при этом его жизнь была гораздо беднее и

бес-содержательнее, чем их жизнь, ибо их цели, их заботы его не занимали.

Ведь весь этот мир людей, вроде Камасвами, был для него лишь игрой, пляской,

комедией, в которой он участвовал лишь в качестве зрителя. Одна только

Камала была ему дорога. Но дорожит ли он ею и сейчас? Нужна ли она ему, а он

ей и теперь? Не представляют ли их отношения бесконечную игру? И стоит ли

жить для этого? Нет, не стоит! Эта игра своего рода "сансара"; это игра для

детей, в такую игру можно, пожалуй, с удовольствием сыграть раз, другой,

десять раз, но играть вечно, без конца?

И Сиддхартха тут же почувствовал, что игра кончена, что он не в

состоянии продолжать ее. Дрожь пробежала по его телу,-- он почувствовал, что

внутри у него что-то умерло.

Весь тот день он просидел под манговым деревом, вспоминая отца,

Говинду, Гаутаму. Неужели он покинул их всех для того, чтобы стать

каким-нибудь Камасвами? Наступила ночь, а он все еще сидел под манговым

деревом. Когда, подняв глаза, он увидал звезды, то подумал: "Вот я сижу под

своим манговым деревом, в своем парке". Он слегка усмехнулся. Действительно

ли это было нужно и правильно, не было ли это нелепой игрой, что он обладал

манговым деревом, обладал собственным парком?

И с этим было покончено; и это умерло в нем. Он поднялся с места,

простился с манговым деревом, простился с парком. Так как он провел день без

пищи, то почувствовал сильнейший голод и вспомнил о своем доме в городе, о

своей комнате и постели, о столе, уставленном яствами. Он улыбнулся усталой

улыбкой, встряхнулся и простился со всеми этими вещами.

В ту же ночь Сиддхартха оставил сад, оставил город, чтобы никогда

больше не возвращаться. Долгое время Камасвами разыскивал его, полагая, что

он попал в руки разбойников. Но Камала не предпринимала никаких поисков.

Узнав, что Сиддхартха исчез, она даже не удивилась. Ведь она всегда

предчувствовала это. Ведь он, как был, так и остался саманой, бездомным

странником. В особенности она почувствовала это при последнем свидании. И

теперь, несмотря на горе утраты, она радовалась тому, что в этот последний

раз так горячо прижимала его к сердцу, так полно чувствовала, что всецело

принадлежит ему, что вся проникнута им.

Получив первое известие об исчезновении Сиддхартхи, она подошла к окну,

где в золотой клетке содержалась редкая певчая птичка. Она открыла клетку,

вынула певунью и пустила ее на волю. Долго смотрела она вслед улетающей

птичке. С того дня она не принимала больше посетителей, и дом ее оставался

закрытым. А через некоторое время она почувствовала, что от последнего

свидания с Сиддхартхой ей предстоит стать матерью.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Герман Гессе Сиддхартха

На сайте allrefs.net читайте: "Герман Гессе Сиддхартха"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: САНСАРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Перевод: Б. Д. Прозоровской
  Под сенью родительского дома, на солнце речного берега у лодок, в тени салового леса, в тени смоковниц вырос прекрасный сын брахмана, юный сокол Сиддхартха, вместе

ГАУТАМА
  В городе Саватхи каждый ребенок знал имя Возвышенного Будды; в каждом доме с готовностью наполняли чашу для сбора подаяний, безмолвно протягиваемую учениками Гаута

ПРОБУЖДЕНИЕ
  Покидая рощу, где пребывал Будда и где остался его друг, Сиддхартха почувствовал, что в этой же роще он оставил за собой и всю свою прежнюю жизнь, что он навсегда

У ЛЮДЕЙ-ДЕТЕЙ
  Сиддхартха отправился к купцу Камасвами, в указанный ему богатый дом. Через ряд комнат, украшенных драгоценными коврами, слуги проводили его в покой, где он должен

ПЕРЕВОЗЧИК
  -- Я тут останусь,-- подумал Сиддхартха.-- Эта та самая река, через которую я переправлялся когда-то по пути к людям-детям. Тут был приветливый такой перевозчик --

ГОВИНДА
  Вместе с другими монахами Говинда провел однажды время отдыха в парке, подаренном куртизанкой Камалой ученикам Гаутамы. Тут он не раз слышал об одном старом перево

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги