Губернатор одной из провинций спросил Юй-шаня:
— Как я понял, все буддисты должны овладеть Шила (принципами), Дхьяна (медитацией) и Праджня (мудростью). Следуешь ли ты принципам? Практикуешь ли медитацию? Достиг ли ты мудрости?
— Для чего бедному монаху столько лишнего? — ответил Юй-шань.
— Твоё учение, должно быть, очень глубоко, — сказал губернатор, — но я не понимаю его.
— Если ты хочешь вместить его, — продолжал Юй-шань, — ты должен взобраться на самую высокую гору и сесть на вершине или погрузиться в самое глубокое море и прор1тись по дну. Если ты не можешь даже лечь спать, сняв бремя с ума, то как ты сможешь схватить и удержать мой дзен?
«Что такое дзен?»
Один человек посетил дзен-до и спросил у настоятеля храма:
— Что такое дзен?
Настоятель приложил палец к губам и прошептал:
— Мы не разговариваем в комнате для медитации. Когда он последовал за настоятелем в библиотеку,
он попытался снова задать настоятелю тот же вопрос. Но настоятель приложил палец к губам и сказал:
— Здесь мы читаем книги в тишине.
Когда они пришли на кухню, настоятель не дал возможности посетителю задать свой вопрос и сказал:
— Мы готовим здесь молча и едим без разговоров. Когда настоятель открывал посетителю дверь и пожимал ему руку, он, задыхаясь, спросил:
— Так что же такое дзен?